Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №06 (951) → Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: Духовный рост

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: Духовный рост

№06 (951) / 2 февраля ‘18

Архипастырь

Владыка, давайте поговорим о духовном росте. Я уверена: и телезрители, и слушатели, которые не пропускают ни одного выпуска программы, все беседы с Вами внимательно слушают... Как Вы думаете, за все это время (программа выходит уже достаточно долго) они выросли духовно?

– Когда я сам себе задаю вопрос, что такое духовный рост... И, кстати сказать, чаще всего мы привыкли относиться к этому очень прагматично. Понятно, рост – человек растет, становится выше, рост в карьере, рост по службе – как-то очень прагматично воспринимается. А что такое духовный рост? Как его измерить? Где прибор – и к чему его прислонить, чтобы понять, вырос человек духовно или нет?

Может быть, его можно посчитать таким образом: сколько раз утром я сказал «здравствуйте»? Если за эту неделю «здравствуйте» утром своим же соседям я сказал больше хотя бы одного раза, чем за прошлую неделю, – это духовный рост? Это, несомненно, уже большой подвиг, усилие над самим собой… Или сколько раз сказал «спасибо» сослуживцам, коллегам на работе. Тут такой же принцип: если на одно «спасибо» больше – это точно духовный рост. Или сколько людей ты просто заметил, поблагодарил, остановился, улыбнулся – это тоже духовный рост.

Духовный рост – это не тогда, когда мы становимся замкнутее, глубже, уходим куда-то внутрь себя, в какое-то свое глубокое миропонимание, а, мне кажется, наоборот, духовный рост – это когда мы изнутри выходим наружу, как на новую для себя планету, и с интересом начинаем ко всему относиться. Кстати, люди духовные – это люди, которые ко всему относились с интересом.

Я вспоминаю историю, когда посетил в первый раз Святую Гору Афон и встретился с одним старцем. Меня так впечатлило, как он подробно расспрашивал о какой-то собаке, которую ему подарили, – и какого она рода, и какие ее особенности, и начал вспоминать какие-то другие породы собак. Думаю: это его интересует? Ну, как ребенка интересует все новое, что видит человек. И тут же от собаки он поднял взгляд на меня: «О, а ты откуда приехал?». – «Из России». – «А кто ты такой? А где ты там служишь? А, на Кавказе? Это там, где вкусный шашлык? Или что там у вас вкусное?». Когда началось такое совершенно искреннее детское общение, я понимаю, что человеку просто все интересно. Это человек очень высокого духовного роста.

А для воцерковленных можно измерять духовный рост в том, сколько времени он ходит в церковь, сколько духовных книг прочитал? И правда ли, что самая искренняя, горячая молитва у тех, кто только пришел?

– У тех, кто ищет, веры всегда больше – это точно. Вот только ты что-то потерял... Я помню такую историю из своей жизни. Недавно потерял один предмет, и первое время, особенно первые полчаса, такая глубокая вера была, что вот-вот сейчас это найдется, а потом понял, что за полчаса не найдешь – нужно еще время, там уже понадобилось усилие, одной веры, что найдется, было мало. Пришлось вставать и все переворачивать вверх дном… То же бывает и в духовном поиске. Первые шаги человека всегда, наверное, окрыляемы каким-то новым открытием, в том числе новым переживанием. Но потом к этим шагам добавляется и понуждение, в том числе и опыт. Мы начинаем понуждать себя идти дальше, заставляем себя что-то делать.

Сказать о количестве, наверное, не уместно, когда мы говорим о человечности. Ведь хороший человек – это не тот, кто 5 раз приходит в больницу и 3-м больным помогает, и еще у него есть 5 детишек, которым он отправляет по какой-нибудь шоколадке в детский дом. Числами хорошего человека не измеришь, как и духовного, – это просто готовность всегда быть человеком: вот только подойди к нему, а он всегда готов быть человеком – с любой просьбой, с любым вопросом. Может, ты просто плечом его нечаянно толкнул, а он повернулся к тебе и не сделал то же самое, а по-человечески улыбнулся и, может быть, даже ничего не сказал, но как-то по-человечески отреагировал. Ты понимаешь, что ты не косяк пнул, а человека, и вот эта улыбка вызывает у тебя желание сказать: «Простите, я не специально! Хорошего вам дня», – и что-то еще хорошее сказать. Вот это и есть мера духовности.

А еще это мера, когда ты уже просто не можешь без этого. Как сказать, насколько я люблю маму? Настолько, насколько я хожу к ней домой, насколько ей звоню, если она живет очень далеко. Но нельзя сказать, если я 5 раз в день позвонил, я люблю маму больше, чем ты: ты позвонил 2 раза в день. Конечно, нельзя.

Моя жажда общения, мое желание этого общения и определяет мое чувство, мою любовь к маме, к отцу, к сестре, к брату, к своему другу, к своей подруге. Именно моя мера определяет, жажда. Так и здесь. Духовный человек просто жаждет общения с Богом – и он приходит в храм не потому, что так надо, а потому что по-другому он уже не может: ему без этого – никак, для него храм – место, мимо которого он просто не может пройти в воскресный день, место, куда он приходит, как к Отцу в дом, для очень важного разговора. А ему есть о чем поговорить, ведь за плечами целая неделя.

А должен человек себе ставить какие-то планки саморазвития? Может быть, так легче достигать духовного роста? Или наоборот?

– Да, такими планками становятся те, кого Церковь канонизирует и называет святыми – ставит нам примером. Вот пример святых угодников Божиих, вот пример твоего святого, имя которого ты носишь: может быть, ты не все сможешь повторить из того, что сделал этот человек, но уж что-то ты точно сможешь сделать. Обязательно.

Твой святой занимался вот этим, к примеру, – он был человеком, который активно помогал людям, оказавшимся в очень тяжелых жизненных ситуациях: он сразу на них реагировал и тут же оказывался рядом – хотя бы первым словом, первым делом что-то сделать… Это же несложно повторять в своей жизни, и не ждать времени, когда кто-то попросит тебя об этом, а говорить самому себе: «Мой святой так делал – значит, надо сейчас же к этому человеку подойти». Упал на улице, споткнулся или пожилой человек не может дорогу перейти, не уступают ему машины? Ты должен сразу кинуться помочь этому человеку: так делал твой святой – если бы он был сейчас рядом, скорее всего, он сделал бы точно так. Вот это и есть планка, к которой мы стремимся. И такие планки должны быть.

Вообще, мне кажется, совершенно правильно каждый день проживать как самый главный план своей жизни – именно сегодня. То есть у меня в планах, конечно, есть желание поехать в отпуск со своей семьей, взять своих друзей и хорошо провести время, но самый главный план у меня на сегодня: вот придет мой сын или дочь из школы – улыбнуться, порадоваться, спросить, как день прошел, что там в школе было, жена придет с работы – вдруг прийти пораньше с работы и удивить жену, встретить ее дома, а не наоборот, ну и какой-то, может, преподнести совершенно простой подарок (хоть хлеб к ужину порезать на столе – это тоже может быть неожиданным, приятным подарком). Вот планы просто на сегодня – быть человеком. Это самая главная планка, которую никогда нельзя понижать и нельзя говорить: «Сегодня я уж как есть, а завтра буду другим». Это понижение планки, и, скорее всего, ты никогда не преодолеешь самого себя через такое бесконечное «да ладно».

Есть перфекционисты, которые пытаются достичь совершенства и в духовном росте. Как здесь не впасть в фанатизм? И вообще, из чего рождается фанатизм?

– Фанатизм рождается от того, когда человек говорит сам себе: «Да я себе сам учитель, на что мне другие примеры? Да я и сам могу. Что мне другие слова? Я и сам все хорошо знаю. Что я, читать не могу, что ли? Вы мне рассказываете что-то из Писания или из традиций? Да я и сам могу открыть Евангелие, почитать – что там мне эти ваши толкования». Все это и рождает в человеке то, что приводит его к самому страшному явлению – гордости, которая приводит к фанатизму. Ведь самым первым фанатиком стал дьявол, который сказал: «Почему не я? Ведь я стольким всем одарен, у меня столько разных талантов – и вообще, столько силы. Почему не я?». И все это происходит, когда человек теряет своих учителей, перестает нуждаться в своих учителях. В этом смысле духовная традиция имеет очень большое значение именно как передача духовного опыта от учителя к ученику. Кстати, как в любой науке. Всегда у современного ученого спрашивают: «А вы, простите, какой школы? Кто ваш профессор, кто был ваш научный руководитель? Кто учил вас?». И тогда становится понятно, каким опытом владеет этот человек.

Владыка, я хочу предложить Вам поговорить о некоторых актуальных темах, которые широко обсуждаются в СМИ и социальных сетях.

В топе новостных лент первые места в нашем регионе занимает жестокое обращение с животными. Скажите, пожалуйста, в Церкви есть такое определение, как грех живодерства?

– Конечно, жестокое обращение с животными – грех, как грех – всякое недолжное отношение к созданиям Творца: отношение к собственному здоровью, к окружающим людям, в том числе и природе. Если человек питает это отношение не своей благодарностью к Создателю, а совершенно другими, искаженными чувствами – через собственный грех ненавистью, то, несомненно, это грех. Грех, порождающий еще большие грехи.

Вообще, всякая жестокость и ненависть никогда не могут принести ничего доброго. Тем более очень горько смотреть, когда человек жестокостью хвалится и делает ее некоей своей условной доблестью: что он может, как Создатель, распоряжаться чьей-то жизнью. На самом деле, Создатель только дает жизнь, а не отбирает ее, и когда человек, глумясь над даром жизни, подвергает ее страшной опасности, то он становится богоборцем. Именно поэтому это несомненно тяжкий грех.

Хочу сказать еще, что иногда животные каким-то особым образом, наверное, ищут на-дежное место. Коль скоро мы заговорили об отношении к животным, не могу не привести в пример наш монастырь: к нам приходит очень много кошек, особенно в последнее время. Недавно наша новая «посетительница» забралась в машину к строителям на какой-то заправке, и как только они приехали на территорию монастыря, чтобы продолжить свою работу, она выскочила и побежала, как будто бы уже знала, туда, где кормят. Просто приехала к нам.

Я радуюсь этому еще и потому, что люди, приходящие в наш монастырь, всему назидаются: и опыту молитвы монастыря, и в том числе видя такой красивый, удивительный животный мир. Мне кажется, это тоже способствует достойному и с любовью отношению к тому, что Бог создал нам в радость и в утешение.

Владыка, теперь о спорте. На фоне отстранения наших спортсменов от Олимпиады, мы, и в том числе на Кавминводах, очень активно готовимся к мундиалю – чемпионату мира по футболу 2018 г. Никогда не задавала раньше этот вопрос священнослужителю: скажите, пожалуйста, обсуждаете ли вы в церковной среде спортивные события?

– Да, обсуждаем. Знаете, я был свидетелем разговора в пономарке священников, которые обсуждали последний счет одного матча и как там кто играл, хорошо или не очень. Это обычное дело, особенно для священников, которые сами занимаются спортом. Слава Богу, у нас (в основном среди молодого духовенства) много тех, кто посещает спортзалы. В одной из передач я рассказывал про священника, который привел из одного спортзала ребят, и теперь они и пономарят в храме, и помогают ему, трудятся добровольцами, посещают нуждающихся людей – одним словом, теперь уже занимаются спортом не только телесным, но и духовным – внутренним воспитанием себя. Я радуюсь этому.

Но, конечно, сам по себе спорт должен иметь очень правильные грани: это не предмет бахвальства и не повод к тому, что скоро летний сезон и надо к этому времени очень хорошо выглядеть. Прежде всего это способ сохранения собственного физического здоровья: чтобы трудиться, иметь физическую возможность в том числе кому-то помочь. Хорошо, когда человек накачал руки, накачал ноги, но лучше, когда эта сила просто используется: например, сейчас, зимой, расчистить снег во дворе соседки, пожилой, одинокой женщины, принести ей из магазина тяжелые авоськи – помочь. Чтобы твоя физическая сила была бы прежде всего поводом к силе твоей собственной души, к хорошим, правильным и достойным поступкам.

Владыка, еще одна тема, которая пока находится на стадии обсуждения, предложения в Государственную Думу, касается ужесточения наказания за мошенничество в сфере экстрасенсорных услуг. Такой вид деятельности, с точки зрения церковной практики, тоже требует наказания, запрета? Что он разрушает в самом человеке?

– Как минимум, мне кажется, этому явлению надо дать четкие определения. В том, что сегодня законодательно рассматриваются такие инициативы, есть смысл, именно для того, чтобы черное назвать черным, а белое назвать белым. Есть вещи, которые никак нельзя относить к норме, в том числе связанные с деятельностью подобного рода лжецелителей, ведь мы знаем множество примеров, когда они наносят человеку реальный вред: когда ему стоило бы заняться правильным лечением, обратиться к специалисту и можно было бы еще исправить ситуацию, благодаря таким лжелекарям и лжеобещаниям человек окончательно теряет здоровье.

Мы знаем истории обманутых людей, где мошенники, воры, используя естественную человеческую потребность в вере, в желании что-либо поменять в своей жизни, начинают спекулировать на этих чувствах и просто обманывают людей. Конечно, этому должна быть оценка – я не знаю, насколько она должна быть жестокой.

Не думаю, что жестокое наказание могло бы иметь место, хотя это, конечно, обсуждать уже нашим законодателям. Но, как минимум, четкое отношение и обозначение этих явлений должно быть в нашем обществе, и уж тем более не стоило бы поддерживать это и давать широкое распространение – это крайне опасный и очень скользкий путь.

Мы часто слышим слово «толерантность». Как его воспринимаете Вы, и не может ли наступить момент, когда толерантность приведет к тому, когда человек начнет предавать свои убеждения?

– Вы очень правильно заметили. К большому сожалению, под этим совершенно медицинским термином сегодня скрывается такое убеждение и в принципе согласие, более того, некое прикрытие под модным словом или модной тенденцией такого отношения, как: «Ну, хорошо, ну, пусть будет так – пусть как угодно живут, что угодно делают. Нужно толерантно относиться». То есть, с одной стороны, все понимают, что это нехорошо, что это плохо, но, с другой стороны, когда говорят «толерантно», это означает, что я вслух не говорю, что это плохо. Вот здесь надо ставить четкие ограничения.

Одно дело, когда человек совершает тот или иной грех, и нам говорят, что нужно толерантно на это смотреть; я всегда должен сказать: «Мне жалко этого человека, ведь он поступает неправильно с точки зрения нравственного закона. Он поступает не по-человечески – не должны так люди поступать, не должны так жить. И что это называют нормой, – это не по-людски».

Относиться толерантно – это, на мой взгляд, значит, прежде всего помочь исправиться этому человеку, но никогда не говорить ему, что его норма – это теперь и моя норма и что со своей нормой он теперь может прийти в пространство моей жизни. Нет, я могу помочь тебе как больному человеку, коль скоро толерантность – повторю еще раз – это медицинский термин, но не более того. Никогда мы не сделаем болезнь нормой для всех. Простите, 38◦ – это повышенная температура, и толерантно относиться к ней очень опасно: можно дойти до серьезнейших последствий. Мы должны все же приводить к 36,6◦. Вот здесь и должна проходить грань.

И никогда не оправдывать свое молчание, когда ты мог бы сказать это публично или когда твое положение даже обязывает тебя это сделать, а ты этого не делаешь исключительно из так называемого толерантного отношения, – на мой взгляд, это будет предательством своих собственных убеждений, и ни в коем случае нельзя этого допускать. Мы должны говорить о светлом, что это свет, а о темном – что это темное.

И сейчас какое-то прощальное слово… Слово Вам!

– Дорогие друзья, дорогие братья и сестры, хочу пожелать всем нам уметь замечать людей рядом с нами, когда они в чем-то нуждаются, и просто интересоваться этой нуждой. Так и начинается большая дружба, начинается большое общение. И дай Господи, чтобы каждому из нас хватило смелости делиться своим временем и своей жизнью с другими людьми. Тогда, кстати, и у нас будет больше времени и лучше жизнь.

Храни Господь! Обязательно с вами увидимся. До свидания.

Записали:
Елена Кузоро,
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/o-zemnom-i-o-nebesnom-vypusk-ot-12-dekabrya;
http://tv-soyuz.ru/peredachi/o-zemnom-i-o-nebesnom-vypusk-ot-26-dekabrya;
http://tv-soyuz.ru/peredachi/o-zemnom-i-o-nebesnom-vypusk-ot-23-yanvarya

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Бог так близок к нам, что мы себе этого даже не представляем

– Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим праздником Богоявления Господня – престольным праздником нашего кафедрального Богоявленского собора в Елохове, в городе Москве!

 
Беседы с батюшкой

Священник Алексий Володин: Духовная любовь в семье

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс