Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №04 (949) → Священник Александр Асонов: Внутренний нравственный закон

Священник Александр Асонов: Внутренний нравственный закон

№04 (949) / 16 января ‘18

Беседы с батюшкой

Тема «Внутренний нравственный закон» может быть достаточно пространной: его проявление, влияние, в том числе и на общественную нравственность. Тем не менее, думаю, в этой теме можно найти немало конкретики применительно к нашей повседневной жизни.

– Вы прекрасно понимаете, что для нас, христиан, очень важно помнить: внутренний нравственный закон заложен в каждом человеке Богом еще при его творении. То есть как только Бог сотворил человека, Он сразу заложил в него нравственный закон. Именно поэтому святой апостол Павел, рассуждая о язычниках, говорит, что и они знают закон, который был дан иудеям. Знают его по своей природе, в некоторой степени исполняя его: ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их…

Не зная закона, творят закон...

– Именно это высказывание апостола. Об этом рассуждали и многие древние философы, философы Средневековья, Возрождения, да и современности. Связан этот вопрос, естественно, с понятием волюнтаризма – свободы воли человека. Свободен ли человек корректировать свою нравственность? Есть ли в нем внутренняя свобода, которая позволяет ему принимать те или иные решения в правильном направлении? Например, в период Реформации об этом много писали деятели XVI века – Мартин Лютер, Жан Кальвин. Лютер утверждал, что у человека вообще нет свободной воли, он полностью грешный и не способен принять хороших решений, категорического внутреннего императива в нем как бы и нет. Только Христос может вести человека, а сам по себе он полное ничтожество – вот такой философский подход.

Но мы, православные христиане, как и христиане исторических Поместных Церквей неправославного толка, с которыми мы сейчас находимся в каноническом разобщении, убеждены, что человек имеет внутренний нравственный закон – Богом установленную мораль, которая связана с вопросами совести, то есть корректирует нас как голос Бога. Да и вообще каждый здравомыслящий человек, даже не имея отношения к тем или иным внешним формам научения в вопросах нравственности, ощущает в себе внутренний голос, подсказывающий ему правильное решение именно в сторону добра, добродеяния, то есть жертвования собой.

Иммануил Кант посвятил очень много своих произведений именно рассуждениям на тему категорического нравственного императива, нравственных законов и прочего. Он считал, что нравственный закон должен не зависеть от внешних причин, но существовать на основании внутреннего человеческого опыта, того, что христиане называют Божественным Откровением. То есть в человеке происходит внутренний процесс, открывающий ему правильные моральные и нравственные положения в жизни. Человек начинает иначе смотреть на жизнь, но это происходит под действием Святого Духа. Нравственный закон, заложенный Богом, усиливается. Христос же говорил, что нравственный закон должен быть записан не на камне, а в сердце – и он как бы записан в сердце человека. Учение о познании добра и зла связано с вопросами нравственного закона. Мы как бы знаем, что есть добро и что зло, нам только тяжело принять решение. Понимаете, какая глубокая мысль?

Иммануил Кант утверждал, что для настоящего нравственного внутреннего закона, который основан на опыте, не нужна религия. Это тоже интересный момент. Мы, православные христиане, полагаем, что религия нужна. Но терминология мешает нам правильно определять вещи. Есть понятие религии и есть понятие веры. Религий много, вер много. Но термин «религия» подразумевает под собой какую-то общность. Значит, человек сводится к вопросу веры, а вера – это именно внутренний опыт, то есть Божественное Откровение, которое происходит при мистической встрече...

Личной встрече человека с Богом.

– Да. Суть в том, что, с точки зрения Иммануила Канта, религия для внутреннего нравственного закона, основанного на внутреннем опыте, не нужна. В принципе, нам это в какой-то степени близко, мы рассуждаем примерно так же. Если у человека есть Божественное Откровение, то есть внутренний нравственный опыт, когда Христос силой Духа Святого постепенно что-то открывает ему через жизненный опыт, имеющий разные стороны, – и встречи с людьми, и какие-то обстоятельства в жизни (очень много примеров), тогда получается, что человек не нуждается в каких-то внешних правилах. Если у человека есть внутреннее переживание нравственного закона на основании опыта веры, то внешние правила ему не нужны, он и так все будет делать правильно, его не надо контролировать.

Мы постоянно об этом говорим: для нас это актуально – иногда мы склонны все-таки стремиться к внешнему, забывая о внутреннем. Как говорил Господь, самое главное не внешнее чаши, а ее содержимое. Известно обращение к фарисеям: вы гробы окрашенные… То есть внешне вы религиозные, красивые, а внутри суть гниль, кости и так далее (et cetera, как говорили латиняне). Внутренний нравственный закон заложен в человека при сотворении, но был нарушен, преломлен первородным грехом.

Но можем ли мы без путеводителя – религии и веры – сделать его определяющим в нашем поведении?

– Если человек не религиозен, не верит в существование Бога, он все равно чувствует в себе действие нравственного закона. Поэтому многие атеисты – это воспитанные, интеллигентные, образованные люди, которые зачастую, между прочим, ничуть не хуже, а в чем-то даже и лучше религиозных людей. Для христиан это еще раз подтверждает тот факт, что Бог есть: раз в человеке есть нравственный, внутренний закон, значит Бог есть.

Чем человек отличается от животного? Животное живет инстинктами, у него нет нравственности как таковой. Что мучает нас всю жизнь? Что порождает в нас неврозы? Внутренний нравственный закон. Веление совести – голос Бога. Что такое совесть? Во многих языках «совесть» – это сознание, но в русской речи у этого слова совсем другая этимология, хотя где-то рядом.

Мое личное мнение (только мое личное, хочу подчеркнуть это несколько раз, чтобы никто из дорогих телезрителей меня не критиковал, эта моя точка зрения может быть ошибочной, – но кто не ошибается? Может быть, я пересмотрю свои взгляды через несколько лет, не на веру, естественно, а на вопросы по категорическим нравственным императивам) – на данный момент я думаю, что человек не только животное, а особое творение Божие, в котором заложено намного больше. Это сотворец, ради которого Сам Господь стал Человеком, чтобы человек вернулся к тому первообразу, в котором был создан. Поэтому полагаю, что в человеческой жизни порождаются страдания, иногда на пустом месте, что, например, не свойственно животным, а человеку свойственно.

На пустом месте?

– Все относительно. Бывает, и на пустом месте. Как мы говорим, «надумал». Вследствие чего надумал? Вследствие того, что есть внутренний нравственный закон. Этот закон для всех общий. Мы полагаем, что если в человечестве в целом и в отдельно взятой личности внутренний нравственный закон заложен Самим Творцом, то он одинаков для всех, ибо определяет общность для всех – мы все потомки Адама и Евы.

Закон этот существует и создает сложности. Создает сложности, ведь первообраз поврежден силой первородного греха. Человек создан по образу и подобию. Опять же вопрос – по какому образу и подобию? Но не будем уходить далеко в сторону, а рассуждать на тему, которую мы выбрали. Существует внутреннее Божественное установление, и оно повреждено, но продолжает действовать, и возникает множество вопросов. Иногда из-за этого всего мы что-то надумываем себе, передумываем, отсюда все наши меланхолии, понятия «холерик, меланхолик, сангвиник», отсюда все психологические игры и выводы. Хочу подчеркнуть, что сейчас я говорю о психологии, а не о психиатрии (психиатрия – это уже область медицины, когда случаются яркие повреждения сознания химического или физического характера), я говорю о психосоматике, о состоянии души – есть же в медицине понятие «психосоматические заболевания» (если перевести на русский язык, – душевно-телесные заболевания). Я полагаю, что они в том числе связаны и с внутренним нравственным законом, который мы чувствуем, и чувствуем его от рождения.

Получается, он входит в диссонанс с окружающим нас миром?

– Он входит в диссонанс с нашими поступками. Мы постоянно должны делать выбор: где и что сделать, как сказать, как правильно отнестись к тому или иному человеку, как вообще относиться к окружающей нас среде.

Вопрос правильный. А в чем заключается это правило?

– Так или иначе, мы чувствуем, что что-то внутри подсказывает нам, как надо поступать, и мы идем на компромисс, то есть идем на сделку с совестью. Мы внутренне чувствуем, что не надо этого делать, неправильно это будет (как иногда говорится в народе, «не по-пацански»), и идем на компромисс. Это наша проблематика – мы идем на компромисс, и это порождает боль в душе. Порождает конфликт с внутренним нравственным законом. Может быть, мы не сразу это чувствуем, но постепенно это нарастает. Возникают определенные душевные отклонения – недаром сказано, что, если Бог хочет наказать человека, Он лишает его разума. Это уже крайняя вещь, но человек, который постоянно идет на компромисс и на конфликт с внутренним нравственным законом, рискует нанести себе непоправимый душевный урон, в том числе и психосоматического характера.

Поэтому мы, православные христиане, полагаем, что очень важно бодрствовать: как говорили святые апостолы, бодрствовать и трезвиться – не в смысле не пить вина, а оставаться бодрыми, прислушиваться к голосу совести, в молитве прислушиваться к Богу. Ведь часто бывает, что человек и молится, и в храм ходит, и много что пытается делать в церкви, служит каким-то образом – имею в виду и духовенство, ведь мы с вами тоже с этим сталкиваемся, – но есть внутренний дискомфорт. Значит, произошел надлом, связанный с внутренним нравственным законом: где-то что-то не срабатывает. И здесь очень важно помнить: чтобы где-то что-то изменилось, надо предпринять какие-то действия – закон все равно будет наносить боль; внутренний нравственный закон будет говорить тебе, что где-то ты поступил неправильно. Это будет происходить на уровне подсознания, в некоторой степени это процесс неконтролируемый.

Предустановленная опция, которую никуда не денешь.

– Да, предустановленная опция, от которой не избавиться, никак ее не сотрешь. Поэтому мы утверждаем, что для Исповеди недостаточно слов, нужно действие. Недаром есть понятие, что епитимья не наказание, а лекарство. Епитимья – это не просто прочитать несколько молитв или что-то еще, что скажет священник; епитимья – это перестать делать то, что ты сделал: ты осознал, что сделал, вот иди и больше не греши. Не совершай этого поступка заново, иначе это будет как заезженная пластинка – и будет срабатывать внутренний закон, установленный Богом, и будет происходить постоянное трение.

Когда я рассуждал о нравственности, то заикнулся было о людях умалишенных, что, может быть, они от этого далеки. Скажу так: уверен, что и в умалишенных, и в людях, имеющих врожденные дефекты умственного характера, внутренний нравственный закон тоже заложен. Более того, у меня есть знакомые, имеющие опыт посещения специальных пансионатов, где содержатся дети с задержкой психического развития. После общения с ними они поняли, что эти дети иногда рассуждают о Боге слишком искренне и слишком близко. Были случаи, когда ребенок говорил, что не то что верит в Бога, а разговаривает с Ним, – но это не слова сумасшедшего, он имеет в виду молитву. Такая вера, такая убежденность, от которой далеки многие просвещенные, здравомыслящие люди!

Мы начали говорить о наличии внутреннего нравственного закона у людей с психическими отклонениями, причем иногда это проявляется более ярко...

– Причем более ярко он проявляется иногда в позитивном, иногда в негативном смысле. Ведь что такое закон? С одной стороны, закон оправдывает, а с другой, наказывает. То есть если человек продолжает совершать поступки, противоречащие закону, в данном случае – внутреннему нравственному закону, установленному Богом при творении, то вследствие этого срабатывает некий механизм, который включает последующую цепочку, может быть, химического характера, а может быть, ситуативного (назовем его судьбой). И все это, вместе взятое, в свою очередь, если человек по-прежнему неправильно поступает, приводит к очень негативным последствиям психосоматического характера, то есть это может перейти и на телесное. Поэтому все зависит от нашей воли, от наших действий, как мы поступаем, к чему стремимся. Помните, Спаситель сказал, что светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Это выражение касается многих аспектов, но в том числе и этого. Как человек смотрит на вещи, к чему он стремится, какую волю проявляет, – это отражается на его внутреннем состоянии.

Мы говорили, что нравственный закон заложен в каждом человеке при творении: в любом случае, как бы ни жил человек, в вере или вне ее, он все равно чувствует действие этого закона.

– Даже у атеистов существуют такие науки, как этика, мораль. Они изучаются на определенных гуманитарных факультетах, и неспроста.

Где-то наша греховность затмевает этот закон. Он может существовать без религии, но без веры… Мы в Евангелии и апостольских посланиях имеем руководство к тому, как этот нравственный закон видеть в себе.

– Внутренний нравственный закон может существовать без религии, но для нас, христиан, не может существовать без веры. Почему? Есть хорошее определение веры: вера – это осознанный акт человеческой воли под действием Божественной благодати. Примерно то же самое говорил Иммануил Кант. Он говорил, что внутренний нравственный закон имеет действенность только тогда, когда он был совершен как осознанный акт человеческой воли, вне зависимости от внешних причин. То есть он не зависит от внешнего, он сам по себе основан на внутреннем опыте, а это и есть для нас осознанный акт человеческой воли.

Но мы еще добавляем – под действием Божественной благодати: без присутствия Бога в нашей жизни воля человеческая не способна иногда принимать правильные решения. То есть мы сами выбираем иногда неправду. Поэтому иногда и говорят: сам виноват – не на кого пенять, только на самого себя; сам принял решение.

Каждому человеку дается выбор. Если бы этого не было, то за что судить человека? Он робот. А за что судить робота? Если человек не волен выбирать, прислушиваясь к голосу совести, переживая внутренний нравственный закон, тогда он робот. Робот действует по программе, он полностью безвольный: включили его на позитив – он на позитиве, включили на негатив – он на негативе. За что его винить? Он не виноват: его программируют.

Кстати, в юриспруденции тоже действуют такие правила: если человек находился в состоянии аффекта или определенного влияния со стороны, то есть его на что-то запрограммировали, к чему-то долго подводили, и он это сделал, это тоже очень серьезно учитывается. И мы тоже учитываем. Если рассуждать о самоубийстве, то если человек был доведен до самоубийства, это будет не «чин утешения» для родственников, а заочное отпевание по человеку, которого довели до этого состояния, то есть практически убили.

Внутренние нравственные установки влияют на формирование общественной нравственности. Заметьте, что если в обществе эти внутренние нравственные установки повреждены (я имею в виду каждую отдельно взятую личность общества), если общество повреждено на 70%, то какой хаос начинается! Вспомните, что произошло в 90-е, как только произошло повреждение внутренних нравственных установок, которые были даны при советской власти и которые в принципе были неплохие: плюс-минус, а какая-то общность нравственных рамок была создана... Не дураки работали, умные люди вырабатывали систему, и необязательно из Политбюро. Было много ученых, которых привлекали к этому, – это известно.

В принципе, все эти нравственные установки довольно быстро рухнули, стало очевидно, что они не срабатывают. Как таковые они стали возникать только после Второй мировой войны.

До этого тоже рухнули...

– Да, до этого тоже рухнули, на Вторую мировую еще толком не сформировались. Думаю, Великая Отечественная война сильно повлияла на людей и потребовала от них все же прислушиваться к голосу совести. Встреча со смертью многих заставила задуматься об этих вопросах, многие люди поэтому потянулись обратно в храм – поняли, что все, оказывается, не так просто, что реальность на самом деле страшнее, чем мы думаем: если отказаться от внутреннего нравственного закона, то бездна начнет смотреть внутрь тебя. Многие это поняли. Помните удивительные фильмы времен оттепели? Они же такие добрые, там прекрасная режиссура, играют удивительные актеры. После войны начинает расцветать поэзия, творит Бродский (пусть его и выслала партия), появляется Довлатов. Всех не перечислишь, их было много.

Большое спасибо за беседу, батюшка. Тематика очень интересная, и я надеюсь, что мы еще встретимся и разовьем эту тему.

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс