Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №04 (949) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Начало нового года со смыслом и радостью

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Начало нового года со смыслом и радостью

№04 (949) / 16 января ‘18

Беседы с батюшкой

Отец Мелхиседек, Новый год – это светский праздник, светская традиция. Как наполнить встречу Нового года, который мы уже встретили, духовным смыслом?

– Самое главное, Новый год – это как начало нового этапа в жизни. Кто-то из мудрых людей сказал: на Новый год постарайтесь выбросить мусор из корзины, мусор из квартиры, мусор из головы и мусор из души. Вот нам надо бы навести порядок. Поэтому Новый год надо встречать по-новому. Однажды отец Иоанн Кронштадтский заметил, что мы говорим: новый год, новый год, новый год – год-то новый, а грехи старые.

И это этап времени, момент жизни, когда надо самому себе сказать: все, хватит, останавливаемся – что было плохого, забыто; начинаем с хорошего, с чистого листа. Правда, кто-то сказал, что нетрудно начать с чистого листа, – очень трудно изменить почерк.

Но такая надежда есть: Новый год – все время как очень большой этап и очень большая надежда, начало нового года – это тот самый момент, когда можно начать что-то заново в семейных, в личных отношениях, с друзьями, родными, близкими, с тем, с кем что-то не сложилось, какая-то обида, недопонимание, недоговоренность: как раз новогодний и рождественский повод наладить отношения – улучшить их, сделать их богаче, праздничнее, сердечнее.

Вспоминается одна мысль: у ангела два крыла, у серафима – шесть, а у человека столько крыльев, сколько у него любви. И вот как раз сейчас можно и нужно проявить любовь абсолютно ко всем, начиная со своей собственной семьи и кончая родными, близкими, друзьями, и момент перемирия, который может настать. Такая наша жизнь, к сожалению: с кем-то есть недоговоренности, недопонимание, какие-то обиды. Мы даже привыкли к тому, что с некоторыми людьми, даже с родными и близкими, мы не общаемся. Это чрезвычайно неправильно, чрезвычайно опасно, чрезвычайно больно, чрезвычайно трагично.

Помните, как апостол Павел говорит: если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми? Как раз эти новогодние и рождественские дни – момент мира и примирения, ведь про Господа мы говорим – Царь правды, Царь мира: не только мира вообще, а мира душевного. Нам Господь и Христос может дать этот внутренний мир, наполненный радостью, содержанием, уверенностью в завтрашнем дне, в жизни, в вере, в Боге. Поэтому мы этот год должны начинать правильно, с чистого листа. А чистый лист – это как раз и есть та мирность в душе, которая лучше дорогого подарка.

Кто-то из мудрых людей сказал: если у тебя нет Рождества и праздника в душе, ты не найдешь Рождества ни под елкой, ни в храме. Должно быть Рождество в душе, и праздник должен быть в душе. А праздник в душе, когда чистая совесть и не давит груз непрощенных обид. Мне кажется, это один из самых важных моментов, как наполнить наступивший 2018 год духовным содержанием. Конечно, это этап жизни, когда нужно переосмыслить, что было в прошлом году: ошибки поправить, про обиды забыть, а то доброе, что было начато, в новом году только продолжить и умножить.

Еще, конечно, очень важно понять ценность времени: понять, что это великий дар от Бога, что через временную жизнь (а наша временная жизнь – это подарок нам от Бога) мы можем сподобиться вечности, и чрезвычайно важно, как мы эту временную жизнь живем. Поэтому в этот новый отрезок времени мы должны правильно стартануть.

Как сказал Серафим Саровский, в жизни человека важны два момента – начало жизни и конец жизни: по тому, как начинается жизнь, в таком направлении она более-менее и идет, а середина может быть бестолковой: взлеты, падения, взлеты, падения. Ну и, конечно, важна концовка. Он говорил про жизнь, а я это интерпретирую на начало года, как он начнется. Пусть он начнется с обещаний самому себе: «Бросаю (и загибаешь пальцы) пить, курить, матом ругаться, обзываться, обижаться, завидовать, похотствовать, жадничать, оскорблять, не прощать – со всем этим я завязываю в новом году, а начинаю любить, доброжелательствовать, делиться, смиряться, делать добрые дела!».

Кстати, относительно нового года и его содержания есть одна римская поговорка, которую вам сейчас дарю: «Шесть дней шесть дел должны творить друзья: дарить подарки, принимать, свершать визиты, отвечать, делиться тайной, вопрошать». Сейчас такие дни – это как раз тот самый повод для творения шести добрых дел, о которых говорит нам замечательная римская поговорка.

В Новый год принято загадывать желания, это светская традиция. Как наполнить ее духовным смыслом?

– Вот я об этом и говорю. Загадать желание, пожелать самому себе, чтобы ты был человеком.

То есть желание не обрести что-то...

– Желание измениться. Самое главное приобретение – это когда будет изменение. Один мудрец сказал: пока человек чувствует боль – он живой, пока он чувствует боль другого человека – он человек. Вот об этой человечности надо прежде всего и больше всего думать, ибо каждому из нас внутри ее не хватает.

Мне вспомнилось одно стихотворение про человечность, оно может быть посвящено и обращено ко всем вам, я произношу его для всех вас:

Пускай на всем, что
совершаешь ты,
Проступит след душевной
чистоты.
Ведь сила не во внешности
твоей,
А только в человечности
твоей.

Пусть у нас всех будет эта человечность, и пусть мы никогда, ни при каких обстоятельствах не будем ее терять: это самое главное приобретение в нашей жизни.

Кто-то из людей говорит: почему нет радости в жизни, даже в такие праздники, как Новый год? Кто-то ее не испытывал, а некоторые, наоборот, испытывают. Здесь есть основополагающий момент, одна тайна – секрет духовной и внешней радости. Об этом однажды старец Паисий Афонский сказал: есть две радости (может быть, их больше): радость человеческая и радость Божественная. Радость человеческую человек может испытать тогда, когда он что-то получает: подарки, внимание, любовь, доброжелательность, доброе отношение. А Божественную радость человек может испытать, когда он является причиной любви, доброжелательности, подарка, внимания, усердия.

Поэтому мало принимать – еще надо уметь и делиться. Сейчас как раз тот момент, когда можно и нужно делиться радостью Рождества Христова, радостью Нового года, но больше – радостью Рождества Христова, ведь этим вообще осмысляется время: смысл времени и жизни находится только через перспективу вечности. Если не будет этой перспективы, то зачем тогда жизнь, если она все равно закончится? И в чем тогда радость жизни, если на какой бы пик человек не поднимался, он все равно с этого пика обязательно спустится, а конец у всех будет один и тот же? Если допустить на одну секунду, что нет вечности, нет вечной жизни, нет Царствия Божия, нет жизни с Богом?

Но в наше время и в нашу жизнь чуть более 2 000 лет назад вошла вечность, то есть Христос стал Человеком, чтобы человек смог стать богом по благодати. В акафисте есть такие слова: «Сего бо ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет». У Афанасия Великого есть замечательная мысль: через грехопадение к нашему телу привилась (то есть срослась с нашим телом) смерть, и надо было, чтобы жизнь вошла в наше тело, чтобы Жизнь приняла наше тело и привилась нашему телу. И Младенец Христос, Сам Бог вселяется в тело, чтобы ему дать жизнь и через это обессмертить его, привить к нему жизнь. Поэтому сейчас мы все обречены на вечность: те, кто этого хочет, и даже те, кто этого не хочет.

Один философ сказал: для многих людей было бы выгодно, чтобы Бога не было; они не принимают ни веры, ни Евангелия, ни вечности – им это невыгодно, «жизнь не соответствует этим Евангельским христианским идеалам». Поэтому они выгоняют Бога из жизни, чтобы сохранить свое мнимое спокойствие и мнимую удовлетворенность своей жизнью, как будто все равно нормально. Когда нет суда над твоими делами, когда нет понятия добра и зла, черного и белого, тогда все снивелировано, тогда я сам судья своих мыслей, своих слов, своих поступков: кто мне судья? Поэтому оправдывается любая гадость, любой грех. Почему? Для многих людей так выгоднее жить, для их собственного, но мнимого и бездарного спокойствия. А это путь в никуда...

Жизнь привилась телу, чтобы обессмертить это самое тело. Вот что такое Рождество. Вот что такое начало нашего времени, начало нашего года: чтобы мы в новый год вошли под осенением благодати и под осмыслением вечности.

Когда я ехал на передачу, мне из монастыря Оптиной пустыни пришла духовная телеграмма. У нас с братьями есть такой добрый обычай (и вам всем советую): что-то доброе прочитали, услышали, посмотрели на телеканалах «Союз», «Спас», «Радость моя» – обязательно поделитесь; так будет работать духовный телеграф, духовные телеграммы, посылаемые друг другу: это тоже чрезвычайно доброе дело – делиться добрыми мыслями со своими друзьями при помощи современных средств XXI века. Так вот, я ехал на передачу, и мне прислали очень ценную мысль, которой я хотел с вами дружески поделиться. Телеграмма, пришедшая из Оптиной пустыни, гласила следующее: в жизни человека есть два самых главных и больших дня: день, когда человек родился, и день, когда человек понял, зачем он родился.

Лев Николаевич Толстой, которого я люблю цитировать, хотя и был ересиархом (но мудрые греки говорили, что и во врагах достойное похвалы надо хватить), однажды сказал потрясающую мысль, что на могильном памятнике миллионов людей можно было бы написать следующую фразу: «Они жили и не знали, для чего живут».

А мы живем для вечности. Мы живем, чтобы реально сейчас сегодня быть с Богом – и быть с Богом вообще и всегда. И через Него быть с людьми родными и близкими сейчас и всегда, быть рабами Бога любви – Бог наш есть любовь. Некоторые говорят: какое-то странное название: «рабы Божии», «рабы Христовы»... Но раб – это тот, кто всецело старается исполнить волю своего господина. Воля нашего Господа – чтобы мы все были людьми и чтобы мы любили друг друга. Разве это плохо – иметь такую волю и всегда стремиться жить по заповедям, которые дал Бог Любви (не человеческой, а с большой буквы), быть в духе любви и духе истины? Разве это плохо – быть рабом Любви и рабом Истины? Я думаю, что нет.

Мало того, мы только говорим: «рабы Божии». У нас это и не получается; над нами много господ: и наши страсти, и наши грехи, и наши дурные привязанности, и наши привычки – особенно сейчас, в XXI веке. Мне позвонил один друг с Украины, из города Николаева, и говорит, что 10-летний сын почти с ума сошел (образно говоря). Спрашиваю: «А что такое?» Друг говорит: «Сын приходит из школы в 2 часа дня, и вот я сейчас тебе звоню, времени 7 часов вечера, а он не отрывается от компьютера (от планшета)». Что это такое? Планшет (компьютер) стал господином человека, он сделал его рабом – человек не владеет собой, им владеет компьютер. Я думаю, мы в тысячу раз в более выгодном положении находимся, когда мы рабы Христовы, рабы Божии.

Мы тоже часто бываем рабами планшетов, компьютеров, фильмов, сайтов и дурных привычек (у каждого они свои), а Новый год и Рождество дают нам возможность самому себе пообещать: начинаю новый год с развязки старых узлов. Мне кажется, это будет правильно и будет именно замечательным поводом. В крайнем случае, есть одна мудрая пословица: «Доброе дело никогда не поздно сделать» – если не получилось с 1 января, пусть с 1 февраля, но доброе дело начинать никогда не поздно.

Когда я был в Самарканде и Ташкенте в 1990 году, услышал одну мудрую восточную пословицу: «Я жалею, что пришел поздно, но радуюсь, что не опоздал». Никогда не поздно начать делать доброе дело! Никогда не поздно начать исправлять свою жизнь! Никогда не поздно начать все с чистого листа, поэтому не важно, январь ли это, начало года, середина года – никогда не поздно начать жизнь заново. Но само время подсказывает: освяти начало года и положи правильное основание, правильный фундамент в это начало. Как говорил Серафим Саровский, важно начало жизни человека и важен конец жизни человека. Вот я доброго начала новой жизни для всех нас желаю.

Новый год – это время, когда люди строят планы на целый год вперед. С каким духовным настроем следует строить планы? И вообще, есть ли смысл строить далеко идущие планы, если жизнь может измениться в любой момент?

– Конечно, планы надо строить. Например, у всех есть дети, есть работа. На работе есть план. Если есть взрослые дети, то сейчас надо думать, куда они будут поступать, что делать, на какие предметы обратить внимание. А если планы не будешь строить, то придет пора поступать, а время уже будет упущено. Здание строится с фундамента, а фундамент строится по плану, и дом строится по плану. А уже осуществление этого плана будет зависеть от многих обстоятельств жизни.

Но план жизни и стремление к жизни в голове каждого из нас должны быть. Поэтому, как говорил отец Иоанн (Крестьянкин), мы не можем жить бездумно: абы как, на авось, «на все воля Божия».

Безусловно, на все воля Божия, но воля Божия распространяется и на твои планы, и на твою жизнь. Ты представь Господу свои пожелания, свои планы, свои мысли, свои просьбы, но с такими словами: «Господи, пусть будет так и так...», а дальше – большая запятая: «...но не как я хочу, а как Ты».

Жизнь во многом для многих людей сейчас безалаберная из-за того, что мы не планируем, не думаем наперед, не заботимся об этом, а большей частью живем на авось. Особенно это видно по работе, когда люди вообще не думают, видят только то, что у них под носом, а забывают подумать, что от твоего дела, правильно или неправильно сделанного, зависит еще целый круг вопросов, от которых зависят люди. Ты совершил ошибку, об этом не подумал, ты эту ошибку передал... Например, мы сидим в студии. Было сказано, что мы собираемся в 14.00 часов, только человек не сказал, в какой день, или день перепутал и об этом не подумал – приехали операторы, а тот, кто посылал, день перепутал и не побеспокоился это уточнить. И пошло-поехало... Почему? А потому, что было все на авось: он вовремя не записал, вовремя не посмотрел, вовремя не спланировал свой день, день бригады, день или планы студии.

Поэтому, безусловно, исполнение будет зависеть от обстоятельств, но мы сами их должны приближать, а своей бестолковостью не ломать обстоятельств: попутный ветер не дует тому, кто никуда не плывет. Обстоятельства будут работать на тебя, когда ты движешься в правильном направлении, по правильному пути, когда спланировал на Новый год навестить маму, папу, дедушку, бабушку, поздравить их, подарки купить, пообщаться. Мы же это должны планировать, и тогда желания будут складываться.

А когда у тебя не было даже запланировано это доброе дело, то как оно внезапно само совершится? Мысль навестить (подарить) должна быть, она возникает, и ее осуществление должно быть спланировано. А если об этом не думаешь, то что? Шел-шел по улице, внезапно вошел в магазин, внезапно к тебе вышел менеджер и сказал: «Для ваших мамы, папы, бабушки, дедушки, сестры (брата) мы приготовили пять подарков. Это для мамы, это для папы и так далее. То, что вы думали, мы исполнили»? Только в сказке так бывает. Думать, планировать и исполнять мы должны сами, с Божией помощью. А получилось так, как мы планировали, или не получилось – это зависит от многих обстоятельств жизни.

Нельзя жить бездумно, нельзя жить без плана. Помните, даже в Евангелии есть такие слова: кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире. Господь через эту Евангельскую мысль нам говорит, что планировать мы должны, но только не должны фантазировать – мысли наши должны работать в правильном направлении.

Отвечая на заданный вопрос, какие мысли у нас должны быть в начале нового года, скажу: мысли у нас должны быть светлыми. Однажды на Пасху я встретил в нашем храме одну пожилую пару (им примерно лет около 75-ти). Мы случайно с ними познакомились, они поздравили с праздником Пасхи, подарили куличик, мы обменялись добрыми фразами. И надо же такому случиться, на Крещение мы опять в нашем храме встретились. Я в храме дежурил, периодически выходил, заходил, следил за порядком, за водой. Тысячи людей проходят и через Покровский храм, и через храм Петра и Павла в Ясеневе (подворье Оптиной пустыни в Москве) на Крещение и на Пасху, и вдруг мне встретилась опять эта пара. И мы опять разговорились, уже как старые знакомые. Я у них спросил: «А сколько лет вы в браке?» Они сказали, что 51 год. И тогда я спросил: «А не могли бы вы мне сказать совет и секрет счастливой семейной жизни? Я буду встречаться с молодыми людьми, которые только начинают путь или идут путем сложным и тернистым, чтобы у них был какой-то ориентир, фундамент, стержень, какая-то изюминка? Потому что вы – реальный пример: вы смогли пронести любовь, единство 51 год».

Вдруг почему-то начинает говорить она. Спрашивается: почему она, а не он? Вот женская натура и женская говорливость, о которой сказано: пока женщина научится держать язык за зубами, они у нее уже выпадут! Не помним русской поговорки: «Ешь кашу с грибами, держи язык за зубами» или: «Вперед батьки в пекло не лезут»… Но она начала первая и сказала: «Знаете, секрет и изюминка нашей семьи – это, конечно, уважение, доверие, доброжелательность, любовь, искренность, откровенность». А поскольку мы с ними были знакомы уже чуть-чуть поближе, я себе позволил быть совершенно конкретным и сказал: «Вы знаете, это все общие фразы, все так говорят, все так думают, все так пытаются жить, но что-то не у многих это получается... Ведь все же клянутся в вечности, все клянутся в любви до гроба, клянутся, что другой – первый и единственный. Все на этом фундаменте сначала начинают строить, но потом у малого количества людей, особенно сейчас, в XXI веке, получается построить семейные отношения. Что-то тут изюминки нет».

Муж все это слышит и говорит: «Знаете, батюшка, светлые мысли». Я спросил, что за светлые мысли. – «Друг о друге светлые мысли. Не надо думать о плохом». Я говорю: «А мы совсем недавно в нашем храме выпустили сувенир – магнитик, который крепится на холодильник (это наш самый главный друг, к которому мы обращаемся в печали, унынии, когда голодные, когда плохое настроение), и там такие слова: «Прежде чем подумать плохо, подумай хорошо». Он говорит: «Да-да, что-то вроде этого. Светлые мысли». Кто-то из наших поэтов сочинил стих:

В чем счастье?
В жизненном пути.
Куда твой долг велит – идти.
Врагов не знать, преград
не мерить,
Любить, надеяться
и верить.

Вот этого счастья, жизни в вере и в любви всем вам, дорогие братья и сестры, в наступившем 2018 году желаю. И с Рождеством Христовым всех вас поздравляю и всем вам желаю милости Божией.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс