Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №04 (949) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 85

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 85

№04 (949) / 16 января ‘18

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860), №16 (865) 2016 – №5 (902) 2017, №7 (904) – №29 (926), №33 (930) – №48 (945) 2017, №1 (946) – №3 (948) 2018

– Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня поговорим о 85-м псалме; он имеет надписание: молитва Давиду, 85. Прежние псалмы псалмопевец Давид уступал петь своим помощникам Асафу или сынам Кореовым, а молитву он сам воспевает Богу от своего лица и от лица людей, впадающих в большие искушения, испытания, жизненные гонения, когда им причиняют боль гордые люди. Он просит Бога о помощи – всегда, когда человек в молитве обращается к Богу, Господь помогает ему. Это очень глубокий псалом, слова его мы слышали очень часто, и они очень близки каждому из нас, действительно являя нам великое утешение и показывая, как нужно себя вести при тех или иных жизненных испытаниях.

«Приклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя: яко нищ и убог есмь аз». Что значит приклонить ухо? Это значит быть внимательным к человеку, чтобы не упустить ни одного слова. Чтобы его слово действительно дошло до Господа. Давид находится в скорбных обстояниях, ему очень тяжело, и он хочет, чтобы Господь услышал его – он понимает: без помощи Господа ничего не получится. Когда у нас что-то наболело, что-то нас тревожит, мы, обращаясь к своим близким, не хотим, чтобы слышал весь мир, но чтобы нас услышал очень близкий и дорогой нам человек, который оказывает нам помощь и содействие, мы говорим ему на ухо, и тогда ему бывает слышно всякое слово, и человек быстро начинает помогать. Здесь Псалмопевец использует некий образ, он говорит: «Приклони, Господи, ухо Твое – наклонись ко мне, я Тебе скажу, что наболело на моем сердце, Ты окажи мне помощь и услыши мя», чтобы каждое слово, которое он говорит, доходило до слуха Божьего. «Яко нищ и убог есмь аз» – он говорит: «Я нахожусь сейчас в скорбном состоянии, в душевной боли и духовной нищете, не имею ничего доброго. Ты, Господи, помоги мне». Как говорят святые отцы, «приди ко мне как богатый к бедному, как врач к болящему. Некому мне сегодня помочь, никто меня не может избавить от той скорби, которая томит мое сердце, кроме Тебя».

«Сохрани душу мою, яко преподобен есмь: спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя». Он просит, чтобы Господь дал ему спасение, избавил его от грехов, испытаний и злых людей, причиняющих ему боль и страдания. «Яко преподобен есмь» – чем уподобился Давид Господу? Тем, что он служитель Бога. И он, и весь избранный народ во всем мире являли служение Богу, они уподоблялись Богу, так что за жизнь по заповедям Божиим их можно было назвать преподобными.

«Спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя». Псалмопевец подчеркивает, что он ни на кого больше в жизни не уповает, как только на Господа, только от Него просит помощи и заступления – не бежит к другим богам, не ищет внешних помощников в этом мире, как часто мы с вами поступаем: когда у нас какая-то боль, страдание, мы начинаем искать тех, кто нам поможет… Кто идет к экстрасенсам, кто – к колдунам, кто – к каким-то целителям, которые нам помогут и нашу беду рукой отведут, и так далее. А здесь Псалмопевец подчеркивает, что он никогда ни у кого не искал помощи и заступления, только у Господа и только на Него одного уповает. Он подчеркивает через эти слова верность Богу: «Господи, я верен Тебе, я больше не буду искать никогда ни у кого помощи – я знаю: когда Ты услышишь, Ты придешь и поможешь мне. А если пока я нахожусь в таком состоянии, значит, еще не время моего избавления от моих нынешних страданий и скорбей».

«Помилуй мя, Господи, яко к Тебе воззову весь день». Псалмопевец опять просит милости от Господа: «Помилуй мя, Господи, прости за те грехи, неправду, которую я совершил, за что я несу испытания в этой жизни». Он постоянно через покаяние сглаживает свою вину перед Господом, покаянное чувство рождается у него от молитвы, которую он совершает весь день: «Яко к Тебе воззову весь день» – постоянно, в течение всего дня Давид молится Господу и ничего не начинает без Его благословения, ничего не начинает без молитвы, в которой он и получает благословение от Бога. Давид показывает глубину молитвы.

В других псалмах мы с вами встречали такие слова, что «я восстал и сразу же обращаюсь к Богу». Псалмопевец показывает, что действительно находится в непрестанной молитве: свой день начинает с молитвы, и весь день пребывает в молитве, обращаясь к Богу, и отходя ко сну он имеет Бога в своем уме и в своем сердце. Псалмопевец очень глубоко относится к молитве. Если нет молитвы в течение дня, тогда бывают у человека сильные искушения, испытания – и Господь, придя на землю, совершенно ясно обращается к нам глубокими словами: «Бдите и молитесь, да не внидете в напасть», Он учит непрестанно молиться, чтобы мы всегда пребывали в молитве, и тогда избавимся от тех искушений и бед, которые предлагает нам враг рода человеческого и в которые мы постоянно попадаем.

«Возвесели душу раба Твоего: яко к Тебе взях душу мою». Действительно, Псалмопевец не ищет земной радости – он ищет радости духовной, и она приходит, когда Господь посылает всяческое утешение. «Яко к Тебе взях душу мою» – это означает: «Я направляю душу свою и сердце свое к Тебе, Господи». Мы слышим эти слова, некий призыв и в Божественной литургии, чтобы мы, отложив все земное, направили свои души к Богу: «Горе имеим сердца». Чтобы и душа, и сердце отстали от всех земных мыслей и наполнились молитвою и общением с Господом.

«Яко Ты, Господи, благ и кроток и многомилостив всем призывающым Тя». Здесь он говорит, что тому, кто призывает Господа, кто обращается к Господу, кто имеет чувство покаяния, Господь дает избавление от грехов, и в то же время подчеркивает благость и кротость Господа, Который многомилостив ко всем призывающим Его: Господь, даже видя согрешения человека, являет Свою кротость – долготерпит над таким человеком, ждет его исправления, покаяния и дает ему возможность прийти в разум истины, чтобы спасение исполнило его душу и сердце.

Господь многомилостив, Он действительно милует людей, Он желает каждому спастись. Как говорит нам Священное Писание Нового Завета, Господь хочет спасения для каждого человека, чтобы тот пришел в разум истины: Он не сразу карает, наказывает, но дает возможность исправления, пережить в своем сердце грех и принести достойный плод покаяния. Тогда Господь являет человеку спасение и избавляет его от грехов. Но, опять-таки, здесь Псалмопевец подчеркивает, что такое получат не все подряд, а призывающие имя Его: кто призывает Господа на помощь, кто действительно приносит покаяние, тому Господь являет и милость, и кротость, и над тем человеком является долготерпение Божие.

«Внуши, Господи, молитву мою, и вонми гласу моления моего». Псалмопевец Давид просит, чтобы Господь услышал молитву его и оказал бы Свое милосердие через то, что услышал глас моления его. Вначале Псалмопевец говорит удивительные слова «приклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя», а здесь, как бы усугубляя свое прошение, опять говорит: внуши, Господи, молитву мою, и вонми гласу моления моего. Он просит, чтобы Господь услышал молитву: его скорби, в которых он находится, дошли до его души, до сердца и угнетают его.

Дальше Псалмопевец продолжает:«В день скорби моея воззвах к Тебе, яко услышал мя еси». Конечно, скорби особо подталкивают человека на молитву, скорби раскрывают сердце человеческое для восприятия Господа.

Наверное, очень многие люди чувствуют, что во время скорби, испытаний никто тебе не может помочь, кроме Господа: все могут отвернуться от тебя, а Господь всегда тебе поможет. Но скорби могут быть и крайними, они могут ввести человека в отчаяние, в озлобление. Особенно это видно сегодня, когда человек не живет насыщенной духовной жизнью, ищет радости. Псалмопевец ищет радости в духовной жизни, в общении с Богом и просит, чтобы Господь возвеселил душу раба Своего – он общается с Богом, он пребывает в особом состоянии молитвы и для него радость духовная, Небесная выше радости, попечений и забот земных. Сегодняшний человек не может так радоваться, он не живет по духу, и для него слова Псалмопевца звучат странно. А от этого идет неправильное отношение к тем скорбям, которые испытывает человек, и неправильная реакция на них. Поэтому происходит некое отчаяние, уныние от скорбей или даже озлобление против Господа. Мы очень часто видим таких людей, которые, столкнувшись с трудностями, испытаниями, отворачивают лицо свое от Бога, говорят: «Нет-нет, я просил Бога, Он мне не помог». Человек находится в неправильном состоянии. Это не только сегодня так (сегодня мы можем это увидеть в большом количестве), это было и в прежние времена, когда человек не может усиленно просить Бога и находиться в терпении, ему обязательно надо, чтобы сегодня он сказал Богу, а завтра все это было. Но Господь иногда медлит, испытывая нашу веру и наше желание иметь огромное упование на Бога. И здесь псалмопевец Давид как раз говорит: «В день скорби моея воззвах к Тебе, яко услышал мя еси». В день скорби моей я воззвал к Тебе, и Ты, Господи, меня услышал: в скорби я не впал в отчаяние, уныние или озлобление – я воззвал к Тебе, и Ты услышал меня. Здесь открывается очень хороший, достойный путь для каждого христианина, и мы с вами должны в день скорби обращаться к Богу, и Господь обязательно услышит нас, окажет нам помощь и избавит от скорбей.

«Несть подобен Тебе в бозех, Господи, и несть по делом Твоим». Здесь глубокие слова, которые возвеличивают Господа. Почему Псалмопевец говорит, что он уповает только на Господа? Сохрани душу мою, яко преподобен есмь: спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя – он уповает только на Господа, его упование на единого Бога, мы с вами об этом говорили. И здесь Псалмопевец говорит: никто не имеет такой силы, Господи, как Ты, и никакие другие боги не могут сравниться с Тобой, Истинным Богом. Есть глубокие рассуждения святых отцов, которые говорят, насколько смиренно Господь Себя сравнивает с другими: Он не может сравнивать Себя ни с кем, ведь Он – Истинный Бог, Творец и Создатель всей Вселенной, но Он позволяет такие сравнения в пророчестве Давида, показывая лишь только, какое Он имеет смирение. На самом деле, конечно, Господь выше всех, Он не может сравниться ни с кем, как Творец и Создатель, а другие боги суть вымысел людей и бесовское наваждение. И несть по делом Твоим: никто не может сравниться с делами Твоими. Те дела, которые Господь совершает, – удивительные, они явлены в Его кротости, смирении, долготерпении и в самом явлении здесь, на земле, в человеческом образе.

«Вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое». Очень глубокие слова говорит Псалмопевец, пророчествуя о временах, когда Сын Божий явится на земле. Здесь он говорит, что Церковь наполнится разными людьми не только из числа избранного народа, но теми, кто сейчас еще язычники: все народы земли придут и поклонятся пред Тобой, Господи, и прославят имя Твое. Это и произошло в новозаветное время, когда разные народы, не имеющие ни понятия об истине, ни благочестия в своей жизни, отвернулись от идолопоклонства, пошли навстречу Господу и вошли в Церковь Христову.

«Яко Велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог един». Здесь говорится о великом чуде, которое Господь сотворил через явление Сына Своего Единородного на землю, через Боговоплощение, через страдания Господа ради спасения всего рода человеческого. Великое чудо – сам спасительный подвиг нашего Господа Иисуса Христа. Видя эти чудные дела, когда вси языцы, все народы земли Господь призывает в Свою Церковь для спасения, Псалмопевец восхищается Господом и говорит: яко Велий еси Ты, и творяй чудеса, Ты еси Бог един.

«Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей: да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего» – здесь опять удивительны и глубоки слова Псалмопевца, насколько он ищет радости неземной: мы с вами говорили, что высшее служение Господу уже здесь, на земле, начинается по духу, когда человек духом живет, духом и радуется, и этой радости никто не может у него отнять. И у того, кто идет по пути истинному – по пути исполнения заповедей Божиих, исполнения правды Его и истины, возвеселится сердце мое боятися имене Твоего. Исполнение заповедей являет в человеке страх Божий, когда человек работает Господу со страхом, то и радуется Ему с трепетом – это тоже говорит Псалмопевец. Эта глубина – оттого, что сердце исполняется духовной радости, и человек духовный ищет жизни духовной, которая не имеет конца, а имеет вечное продолжение.

«Исповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим и прославлю имя Твое в век». Исповедание рождает, как говорят святые отцы, отвержение от грехов, являет человеку покаяние. И когда человек исправляет свой путь, тогда он может прославлять имя Бога не только на этой земле, но и в вечности, ведь такой путь приводит человека к вечному спасению.

«Яко милость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго». Тому, кто кается и обращает свой взор к Богу, свое сердце направляет к Господу, ставит духовное выше земного, Господь дает избавление от грехов. Когда человек избавляется от своих грехов, то получает вечное спасение, то есть тогда он избавляется от ада преисподнейшаго, как говорит Псалмопевец, то есть от страдания, которое он может получить в геенне огненной.

«Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных взыскаша душу мою, и не предложиша Тебе пред собою». Законопреступниками здесь называются те, кто причиняли Псалмопевцу зло, – враги его, и те из людей иноплеменных, которые хотели причинить зло ему как царю; законопреступником называют и врага рода человеческого, дьявола. Всех, кто желали причинить Давиду зло, пойти против него, хотя знали, что он царь, помазанник Божий, называет Псалмопевец законопреступниками и сонмом державных: «Они взыскаша душу мою, и не предложиша Тебе пред собою» – они даже не увидели Господа пред собою, а решили причинить ему зло против его души. Святые отцы говорят, что и враг рода человеческого дьявол тоже называется здесь злоумышленником и законопреступником, который восстал на Псалмопевца и восстает в целом на человека и на весь род человеческий.

«И Ты, Господи Боже мой, щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, призри на мя и помилуй мя: даждь державу Твою отроку Твоему и спаси сына рабы Твоея». Это, с одной стороны, воззвание Давида к Господу. Мы говорим, что Псалтирь имеет и буквальный смысл, и таинственный. Здесь Псалмопевец просит, чтобы Господь явил милость Свою над ним, обладая и щедротами, и долготерпением: Он и многомилостивый, и истинный, поэтому Давид просит, чтобы Он увидел Давида, услышал его, помиловал его и дал ему помощь как Своему отроку. И спаси сына рабы Твоея – родителей, которые тоже служили Господу. Это буквальный смысл. Если брать таинственный смысл, то святые отцы говорят, что это глас молитвы Господа нашего Иисуса Христа к Богу Отцу, чтобы Господь дал Ему возможность перенести испытания, которые Он понес за весь род человеческий: «Сына рабы Твоея» – здесь говорится о Пресвятой Богородице, от Которой Он и воплотился.

«Сотвори со мною знамение во благо: и да видят ненавидящии мя, и постыдятся, яко Ты, Господи, помогл ми и утешил мя еси». Очень глубокие слова Псалмопевец говорит: «Господи, дай знамение». Для христиан знамение победы – это крест, а Давид просит сотворить знамение, то есть говорит: «Ты избави меня и покажи всем, что все изменилось в моей жизни, что я победил врагов, но враги были побеждены не просто мною, а Тобою, ведь я все упование свое возлагал на Тебя – Ты Помощник мой, и все знают, что другого помощника в своей жизни я не искал. И пусть, когда они увидят эту победу, прославят имя Твое, ибо все приходит от Тебя». Когда человек, уповающий на Господа, получает избавление, то все начинают говорить: «Надо же, какая сила у Господа, и какая вера у этого человека, что Господь так ему помогает!» – происходит прославление Господа. Именно об этом Псалмопевец и просит: сотвори со мною знамение во благо: и да видят ненавидящии мя, и постыдятся, яко Ты, Господи, помогл ми и утешил мя еси. То есть, для тех, кто смеются: «Что ты молишься, что тебе Бог что ли помогает?», Господи, дай знамение, чтобы они увидели Твою силу и как Ты помогаешь тем, кто верят Тебе и верят в Тебя. Такой глубокий псалом, с которым мы сегодня познакомились, дорогие братья и сестры! Я думаю, что каждому из нас он даст уверенность в правильном жизненном пути и покажет, как себя нужно вести в трудных испытаниях, которые посещают нас.

Всех вас да сохранит Господь, и до новых встреч! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс