Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №02 (947) → Епископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил: О благодарности

Епископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил: О благодарности

№02 (947) / 6 января ‘18

Архипастырь

Сегодняшняя передача посвящена важной христианской добродетели – благодарности. За все благодарите Господа – это изречение апостола Павла стало новозаветной заповедью. И многие святые, опираясь на него, говорили, что умение быть благодарным – это путь к совершенствованию – апостол Матфей сказал: Будьте совершенны, как и Господь ваш совершен. Ваше Преосвященство, если рассматривать благодарность как возможность угодить Господу, как путь к совершенствованию, то, откуда может рождаться христианская благодарность и как в ней упражняться?

– Я бы не сказал, что это путь к совершенствованию и определенному угождению Богу. Богу этого не нужно. Бог есть само Совершенство. В Нем существует сама полнота.

Благодарность как нравственная, моральная часть христианского и вообще религиозного служения необходима самому человеку, чтобы он сам совершенствовался. В чем же совершенство, если это чисто человеческая черта – когда кто-то нам сделал хорошо, мы его благодарим, это естественно? Если нам помогли, что-то подарили, мы обязательно говорим «спасибо», это проявление вежливости; если мы промолчали, отвернулись, то это, конечно, проявление невежливости. С религиозной точки зрения, в христианстве слова апостола очень сходятся непосредственно на самого человека: сам человек должен непосредственно развиваться в этом. Мы должны не только просить, потому что тогда мы превращаемся в потребителей.

Благодарность – это вызывание такого чувства, состояния, когда, благодаря, мы еще стараемся как-то оправдать своей жизнью то, что для нас сделал Господь. Если мы, например, просим Господа помочь нам со здоровьем и исцеляемся, то мы Его благодарим: приходим на богослужения, заказываем благодарственные молебны. Но при этом, благодаря, мы еще и говорим: «Господи, но и моя жизнь теперь будет совсем другой». В этом суть благодарности – в исправлении личностного состояния человека.

То есть благодарность – это действие, идущее из глубины сердца… А если в сердце нет этого ощущения, человек относится ко всему как потребитель. Можно ли благодарить от ума, если в сердце при этом нет такого чувства? Будет ли это считаться благодарностью?

– Тут несколько путей. Либо это было воспитано в человеке, и он от светского благодарения переходит к религиозному благодарению Бога, когда в нем взращиваются религиозные чувства. А есть приобретенное, когда мы занимаемся самовоспитанием, говорим себе: «Мы обращаемся – и все слава Богу. А если и не очень хорошо, значит, мы избежали еще чего-то худшего. Только вот мы все просим и просим». Надо как-то останавливать себя на этой мысли и говорить: «А почему бы не поблагодарить? Почему бы и не исправить нашу жизнь?» Ведь причина наших бед – наши же страсти и грехи, поэтому и исправление всего этого происходит непосредственно с изменением своего личностного отношения к Богу, вере, что является уже так называемым самовоспитанием. В этом духовном, очень внутреннем религиозном составляющем и происходят важные изменения в личности человека.

Понятно, когда человек пришел и попросил чего-то: Бог ему ответил, и он благодарен. А когда встречаются удары судьбы, когда на человека что-то валится и он чаще всего говорит: «За что мне это, Господи?» – тут не до благодарности?

– Часто люди переживают большие трагедии – землетрясения, наводнения пожары или какие-то человеческие несчастья: смерть, сбила машина, что-то упало на голову. Всякие вещи бывают. Но при этом мы ведь смотрим на сердцевину происходящих событий: в дисгармонии природы, жизни человека смерть – это в первую очередь плод нашего грехопадения. Отсюда все эти процессы, мы их выращиваем – Бог к ним никакого отношения не имеет. Поэтому в религиозной доктрине, догматах четко и ясно (в этом дистанция громадная, ее даже нет и не может быть!): Бог есть Бог, человек есть человек. Человеку было дано творение, он им пользуется, но в связи с грехопадением он приводит творение в определенную дисгармонию. Гармонии не существует – все разваливается, происходит разрушение, в том числе страдание. Все мы переживаем страдания и должны четко понимать: может быть, и не я виноват, если, например, моего близкого сбила машина, но это есть некое последствие в том числе и моих грехов, и всех людей, то есть должно быть внутреннее осознание.

Ведь благодарность – это еще и внутреннее осознание своей собственной немощи, греховности. Был такой случай, когда один человек, выстроивший храм у меня на родине, позвонил и сказал: «Слушай, у меня жена с семьей попала в страшную автокатастрофу». Я спросил: «Все живы?» – «Все живы». – «А что с машиной?» – «Машину вообще было невозможно отремонтировать, просто отвезли на свалку». Другая машина встретилась с ними в лобовую, но все остались живы, только какие-то удары у супруги. Я ему говорю: «В такой автокатастрофе никто не выживает, ты это понимаешь?» – «Понимаю». – «Просто Господь сохранил за то, что ты поблагодарил Бога – выстроил храм. Он сохранил тебя от самого худшего». Страдания существуют: мы сами рождаем их своими грехами, а благодарность есть некая часть, которая показывает нам суть влияния Божия – как Он нас хранит, бережет и сохраняет.

Из ударов судьбы тоже надо извлекать уроки – и благодарить Господа?

– Да. К сожалению, есть такие случаи, когда люди погибают, умирают, это печально и горестно для всех нас, но, может быть, горестей было бы больше, если бы мы не видели милости Божией, которая нас бережет.

Даже когда происходят страшные события, надо уметь благодарить Бога. Но ведь не каждый человек может найти в себе эти силы – как ему быть, как взрастить в себе благодарность? Это духовный труд?

– Это великий труд. Иногда мы говорим: как тяжело молиться! И действительно – стоит только попробовать себя заставить целеустремленно помолиться… Или: как тяжело простить обидчика, который тебя облил всякой грязью, как потом тяжело к нему подойти и простить.

В такой ситуации тоже тяжело благодарить Бога. Вроде бы некое несоответствие: а за что Его благодарить? Он нас не сберег, ничего... Во-первых, Он нас, может быть, наоборот, сберег, если мы внимательно посмотрим на данную ситуацию. Во-вторых, мы должны понять, откуда произошли все события, страдания, которые мы почувствовали и которые воплотились в этой жизни? Происходят они от нашего волеизволения. Например, этот человек сбивает моего близкого. Может быть, он пьяным сел за руль – ведь это явное нарушение не только государственных, но и моральных, нравственных законов.

Найти в себе силы можно, но только тогда, когда мы внимательно посмотрим на ситуацию, не эмоционально-поверхностно: «вот, такие-сякие», как, бывает, мы ропщем на Бога: «Он такой-сякой – нас не берег!»... Нет, надо внимательно посмотреть на ситуацию, и, извлекая из нее уроки, примеры, которые могли быть хуже или лучше, мы найдем понимание: вот за это мы должны поблагодарить Бога – и мы живы и здоровы, и все наши близкие живы и здоровы. Да, может быть, произошли какие-то трагические события, но они всегда происходят именно по человеческому фактору.

Мне все равно было бы очень сложно отыскать в себе благодарность. А можно просить Бога, чтобы Он дал тебе чувство благодарности?

– Да. Ведь в Евангелии часто бывали такие моменты: Господи, помоги моему неверию! Тут то же самое – помоги моему неверию, моему недоверию, еще в чем-то, чего мне не хватает. Просим, чтобы Господь через Свою благодать коснулся нас и открыл нам глаза, чтобы мы смогли увидеть, как и за что благодарить Бога.

Дал сердце благодарное… Владыка, спасибо за содержательную беседу – думаю, она многим была полезна. И завершающее слово...

– Я всех благодарю. И мы все благодарим Бога за все милости и благодеяния, которыми Он нас хранит, бережет от наших же с вами грехов. И эта благодарность, дай Бог, чтобы была в наших сердцах, наших делах и нашей жизни.

Записала Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс