Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №01 (946) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 82

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 82

№01 (946) / 1 января ‘18

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) 2016 – №5 (902), №7 (904) – №29 (926), №33 (930) – №48 (945) 2017

– Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня будем говорить о 82-м псалме. Этот псалом имеет преднаписание: Песнь псалма Асафу 82. Святой псаломопевец Давид называет этот псалом и псалмом, и песнью – отдельно здесь звучат пророчества об Иерусалиме и о страданиях, ожидающих евреев, которые вернутся из Вавилонского плена: насколько будет им тяжело восстанавливать и Иерусалимский храм, и сам Иерусалим, ведь вокруг будет очень много врагов… Но Господь дает всегда победу верным Своим.

Можно говорить, что Псаломопевец в этом псалме пророчествует и о христианах, которым тоже будет очень нелегко в борьбе с врагами: те будут стремиться подчеркнуть, что Бог не может христиан защитить, что Господь как бы молчит и нет Бога, раз Он не хочет защитить свой народ. Поэтому это очень глубокий псалом.

Он и начинается с замечательных слов: «Боже, кто уподобится Тебе? Не премолчи, ниже укроти, Боже». Конечно, кто может быть подобен Богу на земле? Другие боги не могут быть близки Ему и подобны, ведь Бог един на земле, а все остальные – это вымысел человеческого разума. Посмотрим на историю нашего Отечества. Всегда борьба была связана со Святой Православной Церковью. Если шли поляки, то они хотели, чтобы мы были католиками, хотели окатоличить наше население. Если шли другие завоеватели, то они разрушали храмы, монастыри – они понимали, что вся сила духа нашего народа во святом Православии.

Так же и иудейский народ. Он очень сильно страдал, будучи особенным, избранным народом, сохранял чистоту своей веры, не принимал в свою среду тех людей, которые бы растворили святость и правильность понимания веры, привнесли бы чужое, языческое и непочтенное в этот народ. Поэтому, конечно же, борьба была – в первую очередь, с Богом, и через это страдал весь народ. И здесь еврейский народ побуждает Господа, чтобы Он встал на защиту, ибо никто с Богом не сравнится, а здесь причиняют такое великое зло те, кто не дает возможности восстановить Иерусалимский храм. Поэтому Псалмопевец и говорит: не премолчи, ниже укроти, Боже – не премолчи ни всяких вражеских восстаний, ни нашествий, Господи, защити нас.

«Яко се врази Твои возшумеша, и ненавидящии Тя воздвигоша главу». Что значит врази возшумеша? Когда собирается огромное войско, то здесь и шум, и стук железа, и бряцанье всякой сноровкой и защитой, и лошади кричат… Враги собираются против Иерусалима, не хотят, чтобы после возвращения из Вавилонского плена евреи восстановили стены Иерусалимского храма, чтобы вновь еврейский народ обрел свою столицу, свои символы, восстановился как избранный народ, восстановил и храм, где бы приносил жертвы. В первую очередь, враги выступали против их богопочитания. Поэтому здесь и говорит Псалмопевец: «И ненавидящии Тя воздвигоша главу. На люди Твоя лукавноваша волею, и совещаша на святыя Твоя» – они всякое зло говорили против людей «и совещаша» – то есть сделали некий совет, договор против еврейского народа: пойдем, разрушим, убьем, уничтожим, и ничего не останется от этого народа. И когда народ находится в таких трудных обстоятельствах, он обязательно обращается к Богу за помощью, ведь он единственный, кто несет богопочитание: если не будет и христианского народа и христиан, то некому будет говорить о Христе и проповедовать о Нем на земле. Поэтому всегда – и во время революций, и после революций, в советское время, – все молились, чтобы Господь помог укрепить веру в людях и восстановить храмы Божии, иначе не будет Его правды и никто не узнает о Законе Божьем, который проповедуется через храмы Божии. И как бы ни восставали люди, Господь все равно Своей силою побеждает все зло и побеждает и разрушает советы, которые на «святыя Свои», то есть на избранный народ, совершают те, которые хотят этому народу зла.

«Реша: приидите и потребим я от язык, и не помянется имя Израилево ктому». Ну вот, здесь как раз и говорится: пойдем и уничтожим этот народ, и тогда не будет поминаться имя Израилево – Израиль» значит «видящий Бога»: не будет народа, который бы служил Богу в правде, который был бы светочем всей земле. Мы вот часто говорим, особенно в наше время, когда много различных религиозных течений, что есть народ, на который смотрят, о котором говорят, что этот народ – богоносец и живет особыми отношениями: не ищет своей выгоды, когда в этом мире каждый ищет только свою выгоду, только смотрит на свою прибыль. Особенно сейчас мы с вами становимся свидетелями, насколько каждый ищет свою выгоду: «Если этой выгоды нет, то ни за что я не буду тратить ни своих сил, ни своих средств. Мне не нужна правда – ни человеческая, ни Божия, я создам свою правду и под нее загоню свою выгоду. Если мне это выгодно, то я буду это делать».

Но есть народ, который не ищет своей выгоды: поступает по правде и о правде начинает свидетельствовать. Не потому, что вот у нас в России создана такая политическая система, что мы должны именно так поступать, а потому, что в нас течет христианская кровь. Мы ищем не собственную выгоду. И почему Россия всегда не богатая? Она не имеет каких-то таких привилегий: мы всегда со всеми делимся – с теми, кто нуждается, кого посетило горе, кого посетила беда, какая-то неправда, когда военные действия... Это доля нашего народа – делиться с теми, кто нуждается в помощи.

Поэтому мы говорим об особой миссии. То есть если Израиль – народ, видящий Бога, то видящий Бога поступает по заповедям Божиим... Он заступается за тех, кто нуждается в помощи, за кого уже никто не может заступиться, но кому каждый может причинить зло. Вот такая миссия сегодня и у нашего народа. И я еще раз хочу сказать – она вытекает не из нашего какого-то политического устройства, а именно из нашего религиозного понимания этого мироустройства. И если мы – уже тот народ, который Господь называет святым народом, Своим народом, сынами Всевышнего, то тогда мы должны видеть тех, кто нуждается в нашей помощи, и делиться с теми, кто опять-таки нуждается и в каких-то материальных благах: если мы этого не будем делать, то не будем называться Новым Израилем, мы не сможем называться и народом Божиим.

«Яко совещаша единомышлением вкупе, на Тя завет завещаша». Псалмопевец очень хорошо говорит: ну что эти все народы? Они собрались вкупе, они вместе все, они договорились, они единомышленные. То есть собрались, посовещались и приняли такое соглашение: выступить против избранного народа, чтобы он не мог окрепнуть, чтобы не мог поднять главу свою, чтобы не было отдельного государства, не было великого символа жизни для всего Израиля – Иерусалима и Иерусалимского храма. Если не будет Иерусалима, – не будет этого народа. И все вокруг понимают: если не будет храма Иерусалимского, где приносится жертва Богу, то тогда не будет истинного богопочитания, тогда все рассыплется. Поэтому они собрались, договорились: мы пойдем против этого народа, мы помешаем им, чтобы они не подняли стены Иерусалима. И приходилось очень нелегко… С одной стороны Иерусалима выставляли стражу, другие строили стены, но, невзирая на все, конечно же, Господь помог им воссоздать стены и построить Иерусалимский храм.

Опять-таки, возьмем применительно к нашему времени. Как живут сегодня христиане в сравнении с тем миром, что окружает нас. А мы же живем в постхристианское время, как говорит Запад. Если Россия живет христианством, то не живет христианством Европа. Она уже живет новыми законами, новыми ценностями – уходит от Христа, она живет своими ценностями, ну а ценности ее и других стран сегодня, мы уже сказали, – это выгода и прибыли: если приносит что-то выгоду и приносит прибыль, значит, мы это делаем. Но если кто-то нам мешает это делать, вот тогда мы собираемся вместе; мы можем говорить, что Псалмопевец пророчествует и о нашем времени, сегодняшнем времени, когда против России санкции принимаются Европой, Америкой, другими странами – этот стих псалма подходит для сегодняшнего времени: «Яко совещаша единомышлением вкупе, на Тя завет завещаша».

То есть вот пожалуйста – все единомысленно принимают решение: ага, вот это государство не вписывается в нашу жизнь. Если это государство поднимется, то тогда нам придется считаться с правдой Божией, которую несет это государство, так же делиться с бедными, а не брать от них выгоду и прибыль, заступаться за тех, кого мы можем поработить, – тогда мы не можем разрушить те государства, которые нам неугодны. Нам это невыгодно. И вот они создали совет, предъявили санкции и всякое прочее зло против России, и даже кто не хочет этого, все равно должен подчиняться этому договору – они находятся в едином экономическом пространстве. И очень хорошо объяснили все: единое экономическое пространство, единое европейское государство – хочешь не хочешь, ты живешь в единой Европе, значит, будешь поступать согласно такому договору; не важно, любишь ты Россию, не любишь ты Россию, близок ты к ней, родственен ей или нет, все равно ты так будешь поступать.

И этот псалом пророчествует – дальше Псалмопевец говорит такие удивительные слова: «Селения Идумейска, и Исмаилите, Моав и Агаряне: Гевал и Аммон и Амалик, иноплеменницы с живущими в Тире, ибо и Ассур прииде с ними, быша в заступление сыновом Лотовым. Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце Киссове. Потребишася во Аендоре, быша яко гной земный».

Смотрите, как говорит хорошо: мы не единоверные, но мы единокровные. И кто пошел против Израиля в первую очередь? Не иноплеменники, а единокровные, что не сохранили веру – они не стали единоверные израильскому народу, но они завидуют ему, что он обладает истиной, обладает правдой, хранит ее, он хочет приносить жертву Богу. И, конечно, для тех это все неприемлемо. Поэтому здесь перечисляются народы единокровные, но не единоверные. Кто эти народы? Идумеи произошли от Исаака, Исава. А «исмаилите» – от Исмаила, агаряне – от Агари: перечисляются все народы, которые произошли от единокровных племен, но, к сожалению, стали возбуждать и тех, которые являются единоплеменниками. Кого они возбудили? Ассирийцев, ибо и Ассур прииде с ними, быша в заступление сыновом Лотовым.

Ну, в нашем отношении даже сыновья Лотовы возбуждают это… И Гевал, и Аммон, и Амалик – все восстают против Израиля. И мы с вами видим: и Украина восстала, и, казалось бы, те страны, которые близки к нам, – славянские. Хотя они не единоверные, но тоже восстают против нас и подбивают и другие страны, более сильные, чем они сами, и те, которые уже не являются единоверными нам и даже и единокровными. То есть весь мир восстает против России. Об этом все пророчество. Я бы сказал, что сегодня 82-й псалом пророчествует буквально о современном положении нашей России, и настолько ярко и правдоподобно говорится все в этом псалме! Но мы зато и не можем увидеть: а что же дальше произойдет? Неужели Господь оставит нас? У нас очень часто такой пессимизм. Ну, вот посмотрим сейчас с вами на израильский народ и посмотрим, оставил Господь Свой народ или все-таки помог?

Далее, пророчествует Псалмопевец, как молились евреи? Они молятся: «Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце Киссове. Потребишася во Аендоре, быша яко гной земный». Здесь перечисляются военачальники Мадиам, Сисара и Иавим, которые были побеждены «в потоце Киссове». Действительно, поражение было очень ярким, и не было численного превосходства, серьезной битвы, но Господь благодатью Своею покрыл еврейский народ и защитил его от таких великих и сильных полководцев. И также дальше говорится: «Положи князи их, яко Орива и Зива, и Зевеа и Салмана, вся князи их, иже реша: да наследим себе святилише Божие». То есть говорится о тех, которых поразило и которые захотели завладеть святилищем избранного народа, то есть самым святым, что имел израильский народ. На самом деле, конечно, им не нужно было святилище, им не нужен был храм, им нужны были его богатства – золотые и серебряные сосуды и ценности, которые были приготовлены для служения в храме и для возведения стен храма. И, конечно же, для возведения стен самого Иерусалима.

«Потребишася во Аендоре, быша яко гной земный. Положи князи их, яко Орива и Зива, и Зевеа и Салмана, вся князи их иже реша: да наследим себе святилише Божие. Боже мой, положи я яко коло, яко трость пред лицем ветра. Яко огнь попаляяй дубравы, яко пламень пожигаяй горы, тако поженеши я бурею Твоею, и гневом Твоим смятеши я. Исполни лица их безчестия, и взыщут имене Твоего, Господи». Псалмопевец молится, чтобы Господь наказал их, чтобы они вертелись и крутились, как колесо, были, как трость, как колосья пшеницы на ветру незащищенные, попалены огнем и пламенем… Чтобы были и ветер, и буря, и чтобы враги почувствовали гнев Божий. Но опять-таки: «исполни лица их безчестия, и взыщут имене Твоего, Господи». С одной стороны, они просят о наказании, чтобы Господь послал им стыд и бесчестие, ведь они ничего не смогут сделать. И когда они познают, что ничего не смогли сделать, ибо за этим народом стоит великий Бог Израилев, то они придут к покаянию, познают, насколько велик Бог, и начнут служить Ему.

Вот, опять-таки, если проводить мысль, о которой мы с вами говорили, то и мы можем думать, что Господь не оставит нас. Он, конечно, даст им стыд и даст им (да и уже дает, наверное) позор – почувствовать, что сколько они ни делают нам вреда, все равно они не сделали нас ни голодными, ни холодными, ибо Господь с нами, Он поддерживает нас, и наше государство продолжает и экономически жить и существовать: Господь не оставляет избранных Своих до конца.

«Да постыдятся и смятутся в век века, и посрамятся и погибнут».

То есть все-таки тот, кто не прекратит творить зло и беззаконие, до конца погибнет. И это будет не только в этом веке, но и в вечности.

«И да познают, яко имя Тебе Господь, Ты един Вышний по всей земли». Действительно, были построены стены Иерусалимского храма, был построен сам храм: Господь явил силу Свою и защитил еврейский народ, чтобы все познали, что этот народ служит Истинному Богу. Вот такое, наверное, будет и с нашей Россией, что все увидят: Господь защищает Свой народ и никогда не оставляет его, и, конечно же, будут прославлять нашего Господа Иисуса Христа. Вот такой удивительный псалом позволил провести параллели – так мне увиделось, что он очень сильно пророчествует и о России сегодняшнего времени.

До свидания, дорогие братья и сестры, и, Бог даст, до новых встреч! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Елена Тимофеева

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс