Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (945) → Полностью подменив дух праздника

Полностью подменив дух праздника

№48 (945) / 12 декабря ‘17

Этот день в истории

В Древней Руси, как и в большинстве стран Древнего мира, Новый год было принято отмечать в период начала сельскохозяйственных работ, приходившийся на март. Начиная с XIII–XIV вв. Новый год перенесли на 1 сентября, приурочив к сбору урожая. В преддверии 1700 г. государь Петр І, любитель западных новшеств, издал указ о праздновании Нового года по европейскому обычаю – 1 января. Всем москвичам, независимо от сословия, государь предложил поздравлять своих родных и знакомых, а «перед вороты учинить… украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых…», после чего лично показал всем пример, как надо праздновать: он вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо ракету. Так появилась традиция запуска новогодних фейерверков.

То, что дату Нового года наши предки переносили, да не раз, говорит, что он почти никогда не имел сакрального значения. Ему повезло, что он оказался так близко к Рождеству Христову, оттого и елка, и праздничная атмосфера, и подарки детям были «поделены» с Новым годом.

После смерти императора Петра I про новый светский праздник как-то позабыли. Фейерверков так ярко не жгли. А традиция украшать дом нарядной хвоей и елочными игрушками возродилась только в середине XIX в.

Поспособствовали этому немецкие принцессы, которые часто становились супругами российских государей. Первую публичную ель поставили почти на «экваторе» столетия, в 1852 г., на Екатерининском вокзале в Петербурге. С тех пор вокруг празднично украшенного дерева стали устраивать массовые детские праздники. Однако такие роскошества могли позволить себе только обеспеченные семьи. Для бедных детей попасть «на елку» считалось большой удачей. Порадовать ребятишек из малоимущих кварталов, пытались многие известные деятели культуры. Одним из них стал писатель Максим Горький. В 1900 г. в Нижнем Новгороде он организовал первую елку для малоимущих детей, около 500 детей получили новогодние подарки – одежду и обувь. В дальнейшем похожие елки стали проводиться и в Военном манеже в Кремле. Позднее сам А.М. Горький в газете «Нижегородский листок» напишет так: «Много было хорошего на этом славном празднике, но больше грустного». Под патронажем А.М. Горького елки проводились вплоть до 1904 г., и они получили название «горьковских елок».

Советская же власть посчитала все Рождественские праздники религиозным пережитком, и после смерти Владимира Ленина, в 1924 г., елки были запрещены. Вот яркий пример агитпропа тех лет – стихотворение: «Скоро будет рождество – // Гадкий праздник буржуазный, // Связан испокон веков // С ним обычай безобразный: // В лес придет капиталист, // Косный, верный предрассудку, // Елку срубит топором, // Отпустивши злую шутку».

Ситуация изменилась лишь 10 лет спустя. Ведь, несмотря на все запреты, советские граждане негласно продолжали устанавливать в своих домах праздничные деревья; и тогда созрел простой план: полностью подменить религиозный дух праздника светским. Пусть все желающие люди ставят свои елки, только отмечают не Рождество, а Новый год.

Вифлеемские звезды на вершинах елок быстро превратились в красные коммунистические символы. Наряженные зайками мальчики, и снежинками девочки закружили хороводы в детском саду.

P.S. Так, унаследовав елку и радостный дух Рождества, Новый год стал главным советским и светским праздником. Еще бы – это был, наверное, единственный «красный день календаря», очищенный от идеологической пропаганды – разве что в 1971г. к жителям страны впервые с экранов телевизоров обратился генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев, и так протянулась традиция видеопоздравлений первых лиц государства за несколько минут до боя курантов. В остальном этот день на долгие годы остался в Советском Союзе главным семейным, домашним праздником, без всякой пропаганды, идеологии и даже без обязательных красных флагов.

 

В других номерах:

№19 (1012) / 27 мая ‘19

Этот день в истории

Византия не умерла

№11 (956) / 13 марта ‘18

Этот день в истории

«Дни и ночи у мартеновских печей...»

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс