Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (945) → Протоиерей Артемий Владимиров: Как вернуть душе радость бытия?

Протоиерей Артемий Владимиров: Как вернуть душе радость бытия?

№48 (945) / 12 декабря ‘17

Молитва

Продолжение. Начало в №44 (893) 2016 – №47 (944) 2017

– Как редко, дорогие друзья, увидишь нынче выражение радости на человеческом лице! Несмотря на общее стремление сделать свою жизнь удобнее, красивее, видим, что обилие технических средств к облегчению жизненного креста вовсе не всегда отзывается в душе бодростью и радостью. Посмотришь на лица пассажиров в московском метро и даже удивишься, почему у многих на лицах как будто бы написана печаль, тревога, иногда читается вовсе безжизненное выражение. И чем дальше в лес, тем больше дров.

Пожилые люди, к сожалению, часто сетуют на то, что жизнь промелькнула, но оставила в сердце горький след: как пелось в песне Булата Окуджавы, «плачет старуха – мало прожила, ее утешают, а шарик летит». Совсем иное мы видим на лицах детей. Какой контраст! Чем ребенок более юный, тем он оживленнее, тем непосредственнее он реагирует на явления Божиего мира. Почему дети прыгают, бегают, редко сидят спокойно? Да потому, что их переполняет прирожденное, дарованное им от младых ногтей чувство радости. Они как будто выплескивают брызги светлого расположения духа, хотят весь мир привлечь к себе и со всеми людьми водить хороводы.

Итак, сегодня мы размышляем с вами, дорогие друзья, об устроении человеческой души, спрашиваем сами себя, куда ушла радость золотого детства, искрящееся Пасхальное состояние духа. Думается, что чем чище человеческое сердце, чем менее оно искушено во зле, тем душа свежее благоухает – она напоминает собой райский цветок. Не потому ли и детей мы называем «цветы жизни»? И эта радость есть не что иное, как присутствие Божией благодати в сердце ребенка, даже еще не просвещенного таинством Крещения. Не случайно преподобный Серафим Саровский говорил, что Бог радостотворит все, к чему ни прикасается перстом Духа Святого.

И напротив, чем более мы погрязаем в тине человеческих страстей, коснеем в наших согрешениях, чем более предоставляем лукавому место в нашей душе, тем она становится тяжелее, темнее, как будто бы ощущает пудовые гири. Крылышки опускаются вниз, и человек, испытывая внутренне то тяжесть, то пустоту, печалится, тревожится, унывает, перестает воспринимать жизнь как дар, перестает благодарить Создателя за каждый прожитый день. И не дай Бог это его внутреннее неустройство, сумятица мыслей и чувств перейдут в заболевание, депрессию, о которой я не буду сегодня много распространяться (она, увы, знакома некоторым из моих сегодняшних собеседников).

Но возникает вопрос: как вернуть душе радость бытия? Кто сделает ей инъекцию, впрыскивание эликсиром жизни? И ответ на этот вопрос только один: Христос Спаситель, пришедший в этот мир как истинный Человек, оставаясь Богом. Он вкусил горькую смерть, испил чашу страданий, чтобы, победив зло Воскресением из мертвых, вернуть нам полноту и радость бытия. Вот почему, раскрывая акафист Иисусу Сладчайшему, то церковное произведение, к которому мы прибегаем каждый раз, когда пускаемся с вами в духовные размышления, находим такое замечательное обращение к Источнику бытия: «Иисусе, сердца моего веселие…».

В самом деле, какие удивительные слова! Иисус Христос – Источник радости и веселия. Единение со Спасителем дарует причастность к подлинной вечной жизни бессмертному человеческому духу. Без соприкосновения, без общения с Божией благодатью, со Христовой благодатью – а даруется она по вере, Крещению и жизни, соответствующей заповедям Христовым, – без единения со Христом и свет не мил, и хлеб не сладок. И действительно, только раскроешь Блока или Есенина, и дыхнет из некоторых поэтических творений этим безрадостным состоянием: «Неуютная, жидкая лунность...», «Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым». Между тем, весна покаяния, желание пересмотреть свою жизнь, словесно обнажить некогда нами сделанный грех, а главное – обращение от тьмы к свету, от идолов к Живому Богу, от смерти к области вечной жизни – это обращение, этот разворот, этот вектор, эта стрела, направленная туда, к свету, совершенно перерождает порой человека.

Христианин – не скучное, не занудное, не унылое существо. Христианин не буквоед, не фарисей, не законник, не духовный сутяжник, который переливает из пустого в порожнее. Но Сам Спаситель именует Своих учеников сынами света, сынами Царствия. Не случайно первое слово, которое услышали Мироносицы от ангела: «Радуйтесь». И Спаситель еще на Тайной Вечере обещал Своим последователям даровать такую радость, которой никто никогда у них не отнимет.

Замечательным подтверждением наших слов стал опыт преподобного Серафима Саровского. Действительно, он напоминал собой солнечного старца. В белом балахончике, бродя где-то среди дубравы, на дальней пустыньке, Саровский угодник пел по памяти множество церковных песнопений, любимые из которых были для него Пасхальные. И дух радости, осенивший этого подвижника, дух, который он носил в своей чистой, девственной совести, выражался в чудных словах. «Радость моя, Христос Воскресе!», – приветствовал он всякого приходящего не для того только, чтобы обнадежить, вдохновить, утешить, но для того, чтобы поделиться тем Пасхальным состоянием духа, в котором находилась его светлая душа.

Сегодня, дорогие друзья, нам нужно очень бдительно наблюдать за самими собой, чтобы упомянутый мною дух уныния и тоски, хандры и сплина тихой сапой, змеей не вошел в полурастворенную дверь нашего сердца, не подморозил нашу душу, как это случилось с Каем, героем сказки Ганса Христиана Андерсена. Но мы призваны учиться видеть светлую сторону каждого события. Нельзя собирать отрицательные, горькие впечатления, нельзя давать им аккумулироваться и умножаться в душе, но христианин, по слову многих наставников благочестия, должен напоминать собою уточку, которая, выйдя из воды, сразу отряхивается и совершенно освобождает крылья от влаги. Вот почему в общении друг с другом очень важно приветливое выражение лица, улыбка, которая, по слову детской песенки, является залогом дружбы, как с ручейка начинается река.

Такие Пасхальные святые, как праведный отец Иоанн Кронштадтский, не спешили делиться худыми новостями с окружающими их людьми, но взвешивали, обдумывали каждое слово, готовое сорваться с уст. И нам, в наш сумрачный, жестокий и лукавый XXI век, должно больше распространять вокруг себя лучей веры, надежды и любви, ободрять и поддерживать людей, преодолевая рознь века сего тайной молитвой к Небесному Отцу. И как хорошо, что сегодня мы с вами выбрали в качестве такой молитвы обращение к Спасителю из Акафиста Иисусу Сладчайшему: «Иисусе, сердца моего веселие…». Аминь. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс