Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (944) → Протоиерей Иоанн Кудрявцев: Ангельские силы

Протоиерей Иоанн Кудрявцев: Ангельские силы

№47 (944) / 5 декабря ‘17

Беседы с батюшкой

Наша передача посвящена празднику в честь святого Архистратига Михаила со всеми Небесными Силами. Давайте поговорим о бесплотных Небесных Силах. Кто такие ангелы, в православном понимании?

– Слово «ангел» означает «вестник», тот, кто возвещает человеку волю Божию. Эти бесплотные разумные силы, имеющие волю, разум, созданы Богом прежде творения мира, задолго до творения человека. Это служебные силы, служебные духи, как их называет апостол Павел, для служения Богу, те, кто непосредственно окружает Бога, предстоит у Престола Божия, прославляет Его.

Существует целая иерархия ангельских бесплотных сил, которые подразделяются, различаются между собой по видам служения. Кроме служения Богу ангелы призваны служить человеку, служить делу спасения людей. И все, что человек делает в жизни доброго, исполняя волю Божию, он делает, так или иначе, при участии ангельских сил.

Все ангелы делятся на две большие категории: ангелы светлые – служащие Богу, которые утвердились в добре, и падшие – которые отпали от Бога, стали противниками Ему и воюют против людей, идущих к Богу. Светлые ангелы и падшие ангелы (их еще называют «бесы» или «нечистая сила» – разных названий очень много, но суть одна: это силы, которые сопротивляются добру и стараются насадить зло среди людей и погубить человека).

Поскольку ангелы даны человеку в качестве помощников, то, приступая к Богу, принимая таинство святого Крещения, каждый человек получает ангела-хранителя, помогающего ему исполнять заповеди Божии, вразумляющего его. Мы часто в своем сердце слышим голос ангела-хранителя – это голос нашей совести. Мы часто чувствуем, что надо делать, что не надо. И если мы любим добро, если стремимся делать добро, то склоняемся на этот голос, а часто его не слышим или пренебрегаем им. Порой люди говорят: как узнать волю Божию? Как понять, что тебе говорит ангел-хранитель? Церковь говорит, что надо иметь чистое сердце: тогда в чистом сердце человек чувствует голос ангела-хранителя и, что самое главное, готов слушаться этого голоса.

По церковному учению, у каждого человека, у каждого народа, у каждой страны есть свой ангел-хранитель: множество различных Небесных Сил, которые, так или иначе, служат Богу, служат людям. Существует множество ангелов, не только ангелы-хранители.

Известно, что ангелы – это грозная сила. В Евангелии говорится о последних днях мира, о том, что Господь через ангелов будет попускать на земле страшные катастрофы, бедствия, гибель людей, что ангелы отнимут все беззакония и соблазны и представят людей на Суд Бога. И все это совершается при участии ангельских сил, которые будут как грозные слуги, ведущие людей на Суд Божий. Конечно, такое грозное ангельское служение всегда осознавалось людьми. Поэтому в ветхозаветные времена люди воспринимали явление ангелов (а они часто описаны в Ветхом Завете) как знак близкой смерти, знак беды, чего-то страшного и неотвратимого. Безусловно, христианская вера открывает нам очень многое в отношении ангелов, раскрывает нам, как мы должны правильно относиться к духовному миру, миру невидимых духов. Священное Писание неоднократно говорит, что ангелы суть служебные духи, посланные для служения людям, желающим спастись. И это отношение к ним как к помощникам очень важно.

В связи с этим хотелось бы вспомнить, ради чего установлен сегодняшний праздник. В древние времена в язычестве невидимую силу воспринимали как некое божество, от которого зависят судьба человека, счастье и горе, и старались это божество умилостивить, задобрить путем жертвоприношений, магических ритуалов, обрядов и так далее. И вот такое языческое представление проникало и в христианство. В первые века христианства известны многие секты гностического толка, где ангелам тоже присваивалось божественное достоинство, ангелы воспринимались как божественная сила, потому что Бог для гностиков совершенно непостижим, недоступен. И человеку остается поклоняться не Богу, а этим служебным силам. Церковь, желая дать правильное понятие об ангелах и об отношении к ним, установила сегодняшний праздник, когда мы прославляем Бесплотные Силы как служителей Бога и служителей для людей – тех, кто помогает нам спастись, исполнять волю Божию.

И ангелы – помощники на этом пути.

– Собственно, да. Невозможно познавать Бога без участия ангелов, они как раз и помогают человеку и молиться, и бороться с грехом, найти силы, решимость победить страсть в себе, победить грех. Безусловно, это было бы невозможно, если бы не было ангелов, наших помощников.

Как ангелы участвуют в молитве? Помогают ли они в молитве?

– В Ветхом Завете есть такой образ – «лестница Иакова», когда праотец Иаков в одном из мест лег отдохнуть, заснул и увидел сон: Небесную лествицу, и по этой лестнице ангелы Божии нисходили и восходили на небо, к Престолу Божию. И молитва человека к Богу как раз и возносится ангелами по образу этой Небесной лествицы. Человек возносит молитвы сам, но при этом до Престола Божия они достигают при участии ангелов. Точно так же и Господь открывает человеку Свою волю, человек получает какие-то откровения от Бога, какие-то вразумления тоже не сам по себе, а при участии ангельских сил.

Безусловно, мы сами знаем, что молитва у нас бывает разной: бывает иногда настроение молиться, когда молиться легко, радостно, а бывает молиться очень тяжело. Хотя мы находимся в тех же самых условиях, и нельзя это относить только за счет своего физического состояния: устал или не устал, голодный или сытый и так далее. И, безусловно, здесь явное действие на нас духовных, невидимых сил. Точно так же, как ангелы нам помогают молиться, точно так же есть и бесплотные силы, падшие ангелы, которые мешают молиться, которые все время нас отвлекают от молитвы помыслами, какой-то дремотой, леностью. То есть мы видим и помощь в молитве, и препятствие по время молитвы ощущаем. И то, и другое – действие тех или иных ангельских сил – светлых ангелов и падших.

То есть человек не может ничего творить сам по себе?

– С одной стороны, да – человек все творит при участии ангелов, но это не уничтожает свободы выбора человека: все равно выбор остается за нами. Мы можем захотеть молиться и будем, побеждая всякие искушения, молиться и доводить это дело до конца, а можем не захотеть совершать свой подвиг для Бога и тогда можем подчинить себя власти темных сил. Выбор все равно остается за нами. И если уже мы выбрали или добро, или зло, то уже потом на этом пути нам помогают те или иные силы.

Какова помощь ангелов в посмертной жизни человека?

– Об этом нам говорят Священное Писание и Священное Предание: ангелы не только участвуют в земной жизни, помогают человеку деятельно исполнять заповеди Божии, но и при разлучении души от тела забирают душу, возносят ее к Престолу Божию, помогают душе проходить мытарства. Опять же, здесь участие тех и других сил – и светлых, и темных. Светлые силы возносят душу, а темные силы, бесы, препятствуют душе на мытарствах, вспоминают грехи, которые совершил человек в земной жизни, и говорят, что он недостоин Бога. Ангел-хранитель, наоборот, вспоминает все добрые дела, что человек совершил, особенно дела покаяния. И эти дела покаяния помогают душе преодолеть мытарства и предстать у Престола Божия.

А как человеку сделать более прочной связь со своим ангелом-хранителем и от чего она зависит?

– Если отвечать кратко, то, безусловно, от чистоты сердца, с одной стороны, а с другой стороны, от желания человека быть с Богом и служить Ему. Если у человека есть желание, ревность, стремление, то он ощущает связь со своим ангелом-хранителем. Не просто ее осознает, но чувствует и радуется от того, что у него есть такой помощник. Все, что рассеивает человека, развлекает его, отвлекает от молитвы, мешает нашей связи с ангелом-хранителем, мешает нам сохранить чистоту душевную, любовь к Богу.

Есть в духовной практике, в творениях святых отцов такое понятие, как духовная, невидимая брань. Это как раз и есть борьба с невидимыми силами. Апостол Павел об этом говорит: наша брань, наша борьба не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесных, демонов, которые постоянно воюют с человеком. Мы можем и не осознавать, что находимся в состоянии войны, но каждый это так или иначе испытывает. Он может это относить за счет своего состояния, что это его мысли, его чувства, его нежелание молиться и так далее, но очевидно, что, когда стараешься сделать доброе дело, явно тебе все время что-то препятствует, а когда делаешь зло, оно получается очень легко, само собой. Явно кто-то этому способствует.

И вот когда христианин это осознает, понимает, что он в состоянии борьбы, тогда он уже начинает использовать те средства, которые дает Церковь для этой борьбы: все, что установлено Церковью, все аскетические правила, распорядок жизни, пост, определенный режим дня, – все служит как раз к тому, чтобы побеждать в этой борьбе, иметь возможность правильно молиться, не подпасть под влияние темных сил.

Рассказ телезрительницы из Саратова: «У меня дома остановились все часы, и я попросила ангела-хранителя, чтобы он меня разбудил ровно в 5 утра. Представляете, вдруг подходит ко мне, я чувствую, что дотрагивается до моего лба: «Просыпайся». Я открываю глаза – ровно 5 часов… Вы не представляете, такая благодать! И весь день у меня было такое ощущение, как будто он меня носил на крыльях. Я так благодарна своему ангелу-хранителю!»

– Да, такие случаи часто бывают в жизни, только важно слушаться ангела-хранителя. Если человек один раз не послушался, второй раз не послушался, потом ангел-хранитель уже не помогает человеку, раз он не хочет помощи, поддержки. А так – действительно, я тоже много раз замечал, что ангел-хранитель может будить в то время, когда нужно, но только важно, когда он тебя разбудил, сразу встать. А если начинаешь думать, что устал и хочешь еще поспать, то потом все оказывается плохо. И думаешь: почему же сразу не встал? Наверное, каждый из нас это испытывал в жизни.

Действительно, ангелы – это помощники, но падшие ангелы – это те, кто нас все время окружает. И вот хотелось бы вспомнить, что современный человек склонен интересоваться чем-то непостижимым, сверхъестественным, таинственным и загадочным. Посмотрите, сейчас многие передачи так или иначе касаются этой темы – каких-то пришельцев, монстров, инопланетян, непонятных, странных существ, и все это вызывает нездоровый интерес. Это не просто неправильно, но и вредно, опасно для человека. Потому не зря Церковь нам заповедует относиться с осторожностью к духовному, невидимому миру, что нас окружает.

Вспоминаются слова святителя Игнатия (Брянчанинова), который говорит, что человеку даны телесная оболочка, его телесное естество чтобы оградить его от невидимого духовного мира. И обычный человек не видит ни ангелов, ни бесов как раз потому, что ему это видение было бы опасно: он бы этого не вынес, просто бы погиб. Другое дело – святые. Они, очистив себя покаянием, подвигом, постом, воздержанием, приобрели такую чистоту, которая дает им возможность с этим миром общаться, видеть его и тем самым помогать другим людям.

Нам в обычном состоянии такой духовный мир видеть неполезно, и когда многие из нас любопытствуют («А как это интересно!») и начинают читать оккультные книги или заниматься какими-то оккультными практиками, это крайне опасно и страшно: человек неподготовленный, вторгаясь в эту область, повреждается и гибнет от прелести, от самомнения, он начинает слышать голоса, ему кажется, что ему Бог открывает Свою волю, непосредственно с ним беседует, – а он слышит голос не Бога и не ангела-хранителя, а беса, который все время внушает зло, мысли о смерти, даже мысли о самоубийстве. Много таких примеров есть в жизни и случаев, когда люди начинают слышать голоса, влекущие их в бездну, к смерти.

Каково здравое отношение к миру невидимых сил?

– Церковь нам заповедует, когда мы молимся, не обращать внимания на сверхъестественные явления, не придавать им какого-то особого значения и вообще не ставить себе целью как-то познать мир невидимых сил. Господь дал большую власть апостолам, он дал власть им исцелять недуги, изгонять бесов, лечить одержимых, бесноватых. И апостолы пришли ко Христу и с радостью говорят: «Господи, и бесы нам повинуются!» Казалось бы, такая радость, такая власть – человек может управлять бесами, может изгонять их. А Христос отвечает: «Не радуйтесь тому, что вам бесы повинуются, а радуйтесь тому, что ваши имена написаны на небесах». Не то цель, чтобы управлять силами духовными, изгонять бесов, иметь какую-то власть над ними, а цель – прийти к Богу, научиться любить Бога, чтобы стяжать Царствие Небесное. И поэтому любое такое любопытство крайне опасно. Не обращайте внимания на какие-то явления, когда непонятно, что это такое, не любопытствуйте, не пытайтесь это еще раз как-то воспроизводить, на этом останавливаться.

Святые отцы заповедуют: если ты молишься и во время молитвы что-то увидел необычное (увидел, что икона как бы ожила, или какое-то сверхъестественное явление), не обращай внимания и продолжай молиться. Внимание к этому может тебя поработить, ведь могут быть ложные чудеса, ложные явления, которые как раз и устраиваются этими падшими силами, чтобы увлечь человека, как ребенка: ребенок увидел что-то интересное, туда посмотрел, отвлекся – и может попасть в беду. Так же и человек, придающий большое значение таинственным, сверхъестественным явлениям, легко может попасть в беду.

Нужно трезвение, как об этом говорит Церковь, нужна осторожность, нужно слушать только то, что заповедует нам Господь. Много таких примеров есть в житиях святых, когда уже преуспевшие в духовной жизни подвижники были прельщаемы падшими ангелами, когда им являлись ангелы в образе Христа, в образе святых и говорили: «Мы пришли спасти тебя, ты уже достоин Царствия Небесного». И противостоять этому можно только глубоким смирением, покаянием, помня о своем недостоинстве. Мы недостойны видеть ангелов, недостойны, чтобы нам являлись бесплотные Силы: мы грешные люди. Смирение с молитвой и трезвением охраняет человека от беды в духовной жизни.

Каково достоинство человека перед ангелами? Стоят ли ангелы выше, или человек выше ангелов?

– Да, этот вопрос очень важный: видя могущество Небесных Сил, человек невольно чувствует себя песчинкой по сравнению с ними, поэтому и поклоняется иногда Небесным Силам как божествам. На самом деле следует вспомнить, что Господь, придя на землю, принял облик человеческий, а не ангельский. Господь принял человеческое естество, чтобы спасти не ангелов, а спасти людей, и тем самым поставил человека гораздо выше ангелов. Потому что цель Боговоплощения – спасти человека. И мы должны помнить о своем высоком достоинстве, о своем великом призвании, что Господь принял наше человеческое естество, вознес его одесную Бога Отца и нас призывает к тому, чтобы мы тоже предстали у Престола Божия, чтобы мы оказались в Царствии Небесном. И в этом ангелы только служители, только помощники. Безусловно, велико достоинство человека. К сожалению, мы его сами унижаем или даже не осознаем это достоинство, но оно постигается нами как раз при исполнении заповедей Божиих. Почему Господь говорит: «Иго Мое благо и бремя Мое легко есть»? Сначала кажется, что трудно исполнять заповеди, но, когда человек их исполняет, он начинает ощущать в себе великую радость и осознает свое достоинство быть Сыном Божиим по благодати, быть причастником Царствия Небесного. И в этом великое утешение для нас с вами на пути христианской жизни.

В силах ли человек бороться с темными невидимыми силами?

– Безусловно, человеку дана такая возможность: уже принимая святое Крещение он вступает в эту борьбу. Она начинается с того, что мы отрекаемся от служения дьяволу. В чине Крещения мы три раза дуем и три раза плюем на запад – это образно мы плюем на нечистые силы, пренебрегаем злом, мы как бы провозглашаем то, что будем победителями над злом. А за счет чего победителями? За счет оружия, которое нам дает Господь – оружие поста, молитвы, воздержания, слово Божие как меч духовный, таинства церковные, таинства Покаяния и Причащения Святых Христовых Таин, – это то орудие, которое помогает нам побеждать нечистые силы.

Но при этом важно человеку сохранить смирение, не превозноситься, не гордиться и не считать, что это его собственная добродетель помогает побеждать. Побеждает Господь в нас, когда мы себя предоставляем Богу, когда мы себя посвящаем Ему, когда смиряемся пред Ним. И тогда человек способен одержать великую победу. Пример тому – святые угодники Божии, святые апостолы, преподобные, многие-многие сонмы святых, которые прославились тем, что изгоняли бесов, исцеляли одержимых, могли повелевать бесами (как святитель Иоанн Новгородский летал в Иерусалим на бесе). Современному человеку трудно понять, как это может быть, но настолько у человека была власть повелевать духами, что для него это было возможно.

Как правильно почитать ангелов, невидимые Небесные Силы?

– Этот вопрос, собственно, о том, о чем говорит нам сегодняшний праздник: нельзя ни в коем случае обожествлять ангельские силы, ставить их выше Бога. Нельзя забывать, что Источник всех благ для нас – это Господь. Но при этом надо обращаться к ангельским силам – как к своим помощникам, как к друзьям, как к тем, кто нас направляет на пути спасения. Относиться к этому, с одной стороны, с осторожностью, ведь мы не всегда способны общаться с ангельским миром, а с другой стороны, относиться с большим благоговением и трепетом. Нам телезрительница рассказывала, как ее будил ангел-хранитель, и мы действительно постоянно ощущаем его действие, чувствуем его голос в своем сердце.

Мы должны слушаться ангела-хранителя, мы должны быть внимательными к его голосу, тогда Господь через него будет нас направлять к добру и ограждать от всякого зла. И в этом нам помогает Святая Церковь. Человеку, который участвует в богослужениях, воцерковлен, живет жизнью Церкви, это понятно и близко. Ему легче, чем тому, кто пытается своими силами идти к Богу и обращаться за помощью к ангелам. Так что дай Бог, чтобы Господь нас укрепил, научил правильно почитать святых угодников Божиих, наших ангелов-хранителей, слушаться их и исполнять волю Божию.

Как человеку услышать голос ангела-хранителя?

– Это дело всей жизни – научиться слышать голос ангела-хранителя, соблюдать чистоту сердца, хранить себя от ненужных помыслов, от суетности, от греха: от осуждения, ропота, недовольства. От всего, что омрачает нас. Господь говорит в Евангелии: будьте, как дети. Не случайно дети часто рассказывают родителям, что они видят ангелов – если мы с вами будем, как дети, по чистоте своего сердца, то будем тоже видеть ангелов и слышать голос ангела-хранителя, правильно почитать Бога и ангелов.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475