Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (943) → Протоиерей Игорь Петров: Практика духовной жизни в условиях современного города

Протоиерей Игорь Петров: Практика духовной жизни в условиях современного города

№46 (943) / 3 декабря ‘17

Беседы с батюшкой

Прежде чем говорить о практике духовной жизни, нужно определить какие-то точки отсчета, константы, на которых она зиждется. Давайте это сделаем.

– Да, несомненно. Читая житие преподобного отца нашего Нила Сорского, мы узнаем, что старец, будучи прозорливейшим, образованнейшим человеком, никогда не отвечал на какой-либо вопрос, пока не находил тому свидетельств из Священного Писания и Священного Предания. То есть воля Божия выражается в заповедях Господних, которые являются для нас константами: где бы мы ни находились, что бы ни делали, мы должны постоянно руководствоваться ими. Поэтому вы совершенно правы: такие константы нам нужны, и они действуют всегда. Очень важно, чтобы современный православный человек в любых жизненных обстоятельствах умел руководствоваться словами преподобного отца нашего Нила Сорского, который выражает, таким образом, взгляд Церкви на жизнь человека – повседневную, духовную: чтобы нам быть всегда с Церковью, с ее Священным Писанием и Священным Преданием.

Город диктует человеку свой ритм, который не всегда благоприятен для духовной жизни – она требует размеренности, спокойствия. Как не поддаться городскому ритму и сохранить свой внутренний, необходимый для нее?

– Да, это совершенно закономерный вопрос, и мне бы хотелось здесь поговорить о константах. Мы помним заповедь Господню, главную, первую, как о ней говорит Сам Господь наш Иисус Христос. Цитирую из Второзакония, из 6-й главы: И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей]; и внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась, и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.

То есть мы должны навязывать на плотяных скрижалях сердца, ума эти важнейшие вещи, в свете которых и воспринимать окружающую реальность.

Разумеется, режимы работы нашего сознания различные. Понятно, что молитва должна быть с нами всегда. Слова апостола Павла о непрестанной молитве в Первом Послании к Солунянам, которые, по сути, являются комментарием на первую, самую главную заповедь, действуют всегда – и в вагоне метро, и в других общественных местах, и на келейной, и на храмовой молитве. Обстоятельства различны, но непрестанно молиться нас призывает первая, самая главная заповедь, которая написана для всех христиан. Мы знаем, например: Священное Предание доносит до нас прекрасное свидетельство святителя Григория Паламы как раз об этих словах возлюбленного апостола Павла, что заповедь о непрестанной молитве относится ко всем христианам – просто мы вынуждены молиться в разных режимах, так сказать, в разных обстоятельствах. Они действуют на нас, но крайне важно (поскольку мы не избалованы и большая часть нашей жизни проходит отнюдь не в самых комфортных условиях для молитвы, а в повседневных делах, заботах), чтобы всякое дело мы делали с Богом, в Боге и для Бога.

Молитва в транспорте, в очереди, во время передвижения пешком… Не будет ли такая молитва поверхностной, не станет ли она в осуждение?

– Вы правы, это очень важная мысль. Несомненно, перед тем как начать молиться, мы должны вспомнить, кто мы и перед Кем находимся. Хочу обратить внимание на известные слова в чине Литургии: священник возглашает, чтобы Господь сподобил нас неосужденно сметь призывать Его, Небесного Бога Отца. Поэтому все в нашей жизни может быть в осуждение, если мы пытаемся молиться Богу недолжным образом, без страха Божиего.

Но Бог милостив, Он видит, что мы несовершенны и иногда невольно рассеиваемся умом. Но отец наш Иоанн Лествичник сказал, что только ангелам свойственно умом не рассеиваться. Мы должны стараться держать ум в молитве, стараться помнить, что мы, по большому счету, вообще не достойны к Богу обращаться никак: кто есть мы и Кто есть Он? Но мы знаем, что Он любит нас больше, чем родной отец, и жалеет больше, чем родная мать, по словам святителя Феофана Затворника, поэтому у нас есть такое дерзновение ко Господу. Но мы должны, естественно, помнить о своей греховности, своем недостоинстве обращаться к Пречистому Царю Небесному. И, видя это недостоинство, понимая его, мы обретаем таким образом дерзновение.

Почему мы часто не имеем должного благоговения в храме? Почему нам так часто трудно собрать ум в слова молитвы? Во многом, как говорят отцы, это обу-словлено тем, что мы позволяем своему уму рассеиваться среди дня… Среди дня мы должны непрестанно пребывать в памяти Божией. Таким образом, учась с благоговением всегда вести себя, где бы мы ни были, чем бы ни занимались (сидя в доме своем, идя дорогою, ложась и вставая), как говорит нам первая, важнейшая, заповедь, мы должны навязать на своем лбу и написать на плотяных скрижалях своего сердца этот дивный факт присутствия Божия: Господь присутствует и в храме, и когда мы находимся на эскалаторе в метро – везде. Поэтому мы должны везде вести себя с благоговением, относясь так образом к любому человеку, к любой ситуации: все, что делаем, мы должны делать в Боге и для Бога, ибо мы служители Христовы.

Наверное, проще приучить себя к молитве, когда занимаешься физическим трудом, когда ум способен молиться, когда он свободен для молитвы? Как быть, если ум человека занят, допустим, чтением или решением интеллектуальных задач?

– Да, такой вопрос (и ответ на него) мы находим в предании Церкви – в одном из писем святитель Феофан Затворник на аналогичный вопрос совершенно законно отвечает и приводит пример некоего человека, который находится в кабинете своего начальника, выполняет данное ему поручение, требующее интеллектуального напряжения, внимания, но при этом он чувствует присутствие начальника. Так же христианин, который с помощью краткой молитвы навыкает в хождении в памяти о присутствии Божием (мы еще поговорим об этом), постепенно сможет молиться и чувством, и сердцем. Когда сердце привыкает, вырабатывается благой навык. Об этом очень подробно мы читаем в святоотеческом наследии, у приснопоминаемого святителя Феофана Затворника, великого знатока святых отцов, переводчика (наверное, никто так не потрудился в нашей Церкви для переводов очень важных для нас текстов, как святитель Феофан).

Мы должны непрестанно пребывать в памяти Божией. Это будет руководством и вспоможением стяжать благой навык, который потом будет с нами присутствовать всегда. И даже когда внимание наше будет занято решением какой-то интеллектуальной задачи, когда мы не сможем молиться словами, вербально, мы сможем молиться… Что, собственно, есть молитва? Простирание ума и сердца к Богу. Примерно так формулирует молитву Катехизис в редакции святителя Московского Филарета (Дроздова).

Так что стремление ума и сердца к Богу должно быть всегда. Если даже ум наш занят решением каких-то интеллектуальных вопросов и не может словесно молиться, мы должны чувством сердца учиться помнить о присутствии Отца нашего Небесного, вырабатывать такой благой навык в течение дня, когда действительно какие-то режимы нашей повседневной жизни позволяют нам молиться словами, языком. И сердцем, конечно же, ибо без молитвы сердца молитва языком не будет молитвой по сути своей, как говорит нам святоотеческое предание. Постепенно вырабатывается такой благой навык – Царствие Небесное силой берется. Будем прикладывать усилия, чтобы учиться молиться краткой молитвой, об этом пишут абсолютно все святые отцы: с первых страниц «Добротолюбия» до последних мы читаем именно об этой традиции.

Это очень актуально сегодня: в современном мире, в городе вообще необходима человеку краткая молитва. Длинная молитва не всегда может читаться внимательно, а вот краткая вырабатывает навык – она заставляет ум каждый раз возвращаться к достаточно короткому смысловому прошению. Это известные 24 молитвы на всякий день и час в нашем правиле, которые принадлежат святителю Иоанну Златоустому. Очень популярны в традиции Церкви молитва Иисусова, различные другие краткие молитвы, которые известны нам в церковном Предании.

Я знаю, что Вы принесли много замечательных цитат, которые подтверждают эту мысль, и даже принесли стихи, которые тоже могут ее проиллюстрировать.

– Да. Тогда я хотел бы начать с цитаты преподобного Макария Египетского – это великий отец наш (есть прекрасная книга «Духовные беседы» Макария Египетского, хочу всем пожелать обязательно ее приобрести или найти в интернете и почитать; эта книга как раз переведена трудами святителя Феофана). Такой текст: «Христианин обязан всегда иметь памятование о Боге, ибо написано: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего (Ср.: Втор. 6, 5), – то есть не только когда входишь в молитвенный дом, люби Господа, но и находясь в пути, и беседуя, и вкушая пищу, имей памятование о Боге и любовь и приверженность к Нему». Прекрасный текст, как раз затрагивает нашу тему.

Что еще хочется сказать… Говоря о константах, мы должны помнить следующее. Апостол Павел говорит нам прекрасные вещи. Два отрывка хочу привести. Второе Послание к Коринфянам, глава 4, 18-й стих: «…ибо видимое временно, а невидимое вечно» – то есть мы живем как бы в двух мирах, можно так сказать. С одной стороны, нас окружает временный материальный мир. Видимое временно: земля и все, что на ней, сгорит, читаем мы в Священном Писании – то есть, по сути, нас окружают некие декорации, можно сказать так; пройдет время, и они, как февральский снег, растают. Поэтому очень важно, живя среди видимого временного, научиться жить невидимым вечным. Это и есть те самые доминанты, ключевые моменты, которые мы должны всегда иметь в своем сердце. Как апостол Павел приснопоминаемый говорит нам: Ибо мы ходим верой, а не видением – он не запрещает нам ориентироваться среди времени и пространства, но говорит, что главное для нас – хождение перед Богом.

Говоря словами святителя Тихона Задонского, любимого духовного писателя святителя Феофана Затворника, каждый христианин должен непрестанно иметь в памяти своей четыре вещи: смерть, суд, ад и рай. Вот такая система координат.

Вообще, система координат важна, как мы знаем, в любой ситуации, в любой науке. Во многом решение задачи зависит от правильного выбора системы координат. Поэтому мы должны учиться жить именно в правильной системе координат – в невидимой вечной. Тогда мы будем рационально, разумно решать и свои повседневные проблемы.

И вторая цитата, из Послания к Евреям: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Это самое дивное – уверенность в невидимом, что меня окружает не просто некий набор материальных предметов, не просто «ночь, улица, фонарь, аптека», а прежде всего Господь пронизывает меня Своим присутствием и Своими глазами смотрит на меня, видит меня изнутри. Это та самая реалия, в которой мы должны научаться жить.

У Федора Ивановича Тютчева есть замечательные стихи – он глубоко верующий человек, как мы знаем. Небольшое очень яркое стихотворение:

О вещая душа моя,
О сердце, полное тревоги, –
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..

Так ты – жилица двух миров,
Твой день – болезненный
и страстный,
Твой сон – пророчески
неясный,
Как откровение духóв…

Пускай
страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые –
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек
прильнуть.

Говоря о Марфе и Марии, мы помним, что они не только исторические личности, не только люди, которые служили Господу нашему, любили Его, и Он их любил, но и постепенно в богословии их образ стал образом деятельной и созерцательной жизни. Каждый из нас должен в этом им подражать и стараться, чем бы мы ни занимались, всегда стремиться, чтобы душа наша была готова, «как Мария, к ногам Христа навек прильнуть».

То есть Вы говорите, что Марфа и Мария – это образ деятельной и созерцательной жизни.

– Церковное Предание говорит нам… К слову говоря, мы знаем, что всякий раз на богослужении, на Литургии, когда мы воспоминаем то или иное событие, связанное с именем Божией Матери, как раз читается отрывок о Марфе и Марии – о том, что Божия Матерь в Своем дивном образе, можно дерзновенно сказать, соединила образы Марфы и Марии, образы деятельного служения Богу и духовного познания, соединения с Ним. Собственно говоря, каждый христианин призван пройти этот путь, – путь послушания Церкви, путь смирения. Постепенно идя этим путем, уготовь душу свою к искушениям, если ты решил служить Богу, сын мой, как мы читаем в Писании. И, пройдя этот искус, этот путь, человеческая душа становится способной к более тонким духовным реалиям, к лучшему познанию своего греха, своих страстей. И, конечно, этот образ для нас очень актуален: где бы мы ни находились, чем бы ни занимались, мы прежде всего находимся у ног Христа. Должны об этом помнить. И когда мы себя в это поставляем, нам очень многое удается правильно решать и в своей повседневной жизни.

Есть ли в истории примеры людей, которые смогли воплотить образ созерцательной и образ деятельной любви?

– Мы знаем очень многих таких людей в истории Церкви: наверное, большинство святых как раз были людьми, которые вели достаточно активную жизнь в миру – при этом делали это для Христа, со Христом и во имя Христа. Это и первые русские святые благоверные князья Борис и Глеб, и, собственно говоря, все канонизированные Церковью руководители и основатели государства нашего – равноапостольный князь Владимир, многие другие русские князья, наш возлюбленный Даниил Московский, Великий князь – с одной стороны, великий строитель и собиратель русских земель, с другой стороны – перед нами человек глубокой духовной жизни, как и его отец благоверный князь Александр Невский, собиратель русских земель и великий отец нашего народа.

Говоря об этом, я хотел бы привести два отрывка об очень известном человеке – Николае Александровиче Мотовилове, о так называемом служке преподобного Серафима Саровского. О нем писала Елена Ивановна Мотовилова: «Николай Александрович, будучи светским и семейным человеком, проводил духовную жизнь. Где бы ни был и чем бы ни занимался, имел мысль, погруженную в Бога». Здесь же я всегда вольно или невольно вспоминаю преподобного Серафима Вырицкого, практически нашего современника. Что их сближает – «объединяет по формальным признакам», если можно так выразиться? Оба были не бедными людьми – оба практически олигархи: мы знаем, что Николай Александрович был одним из богатейших землевладельцев в Российской империи, он руководил огромным хозяйством, ему подчинялось большое количество людей, он должен был ими рационально управлять. И вместе с тем, посмотрите, какие замечательные слова: «Проводил духовную жизнь, – подчеркивает Елена Ивановна, – будучи светским и семейным, где бы ни был и чем бы ни занимался, имел мысль, погруженную в Бога»! Думаю, мы не более заняты, чем Николай Александрович Мотовилов, так что для нас это очень яркий пример.

Кстати, о литературе. Я знаю, что Вы хотели завершить нашу беседу поэтическим отрывком. Мне кажется, самое время.

– Да, меня как-то вдохновил последний вопрос, я дерзну два отрывка прочесть. Приведу стихи Александра Сергеевича Пушкина, который тоже, может быть, не во всем поступал канонично, но мы знаем, что перед нами человек, который 8 раз полностью прочитал Библию, например: не каждый из нас может этим похвастаться. Хотя жизнь Александра Сергеевича была не безоблачной, он написал массу замечательных стихов о Господе. Да мы и знаем, как Александр Сергеевич ушел, как он каялся перед смертью, знаем очень трогательное свидетельство священника – каждому советую это прочитать. Такой вот замечательный текст:

Отец людей,
Отец Небесный!
Да имя вечное Твое
Святится нашими
сердцами!
Да придет Царствие Твое,
Твоя да будет воля с нами –
Как в небесах, так на земли!
Насущный хлеб нам
ниспошли
Твоею щедрою рукою.
И как прощаем мы людей,
Так нас, ничтожных
пред Тобою,
Прости, Отец, Своих детей;
Не ввергни нас во искушенье
И от лукавого прельщенья
Избави нас…

Несомненно, такие слова – «святится нашими сердцами имя вечное Твое» – мог написать только глубоко верующий человек, хотя жизнь его достаточно сложна. Закончить я дерзну прекрасным стихотворением Дмитрия Сергеевича Мережковского:

О, Боже мой, благодарю
За то, что дал моим очам
Ты видеть мир,
Твой вечный храм,
И ночь, и волны, и зарю...
Пускай мученья мне грозят –
Благодарю за этот миг,
За все, что сердцем
я постиг,
О чем мне звезды говорят...
Везде я чувствую, везде
Тебя, Господь:
в ночной тиши,
И в отдаленнейшей звезде,
И в глубине моей души.
Я Бога жаждал – и не знал;
Еще не верил, но, любя,
Пока рассудком отрицал, –
Я сердцем чувствовал Тебя.
И Ты открылся мне:
Ты – мир.
Ты – все. Ты – небо и вода,
Ты – голос бури, Ты – эфир,
Ты – мысль поэта,
Ты – звезда…
Пока живу – Тебе молюсь,
Тебя люблю, дышу Тобой,
Когда умру –
с Тобой сольюсь,
Как звезды с утренней зарей;
Хочу, чтоб жизнь моя была
Тебе немолчная хвала,
Тебя за полночь и зарю,
За жизнь и смерть –
благодарю!..

Спасибо Вам большое, отец Игорь, благословите наших телезрителей.

– Храни вас Бог, прошу ваших молитв за нас.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс