Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (943) → Протоиерей Александр Агейкин: Святитель Николай, Мир Ликийских чудотворец память 19 декабря

Протоиерей Александр Агейкин: Святитель Николай, Мир Ликийских чудотворец память 19 декабря

№46 (943) / 3 декабря ‘17

Беседы с батюшкой

Сегодня память святителя Николая, которого у нас иногда еще называют «русский бог». Житие, наверное, все прекрасно знают, а любой бабушке в храме попробуй сказать, что это не русский святой, – будут проблемы. Действительно, этот святой в нашем народе очень прижился. Почему у нашего народа такое отношение к святителю Николаю?

– Сегодня у нас во многих храмах престольные праздники, в том числе и в нашем Богоявленском кафедральном соборе один из приделов освящен в честь святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского. Наименование «русский бог» не от русского человека пошло. Оно – от внешних, от времен татаро-монгольского ига и тех народов, которые присоединялись к Российской империи: они понимали, что это, наверное, самый чтимый святой.

Если мы будем говорить о московских храмах, то огромное количество престолов освящено в честь святителя и чудотворца Николая: хотя этот святой ничего общего с нашей страной не имеет, его житие, его устремленность, его близость к людям дают некую особую надежду на этого святого, который ближе всех. Иногда даже до смешного доходит: когда у маловоцерковленного человека спрашиваешь о Святой Троице, он говорит: «Знаю, конечно! Святая Троица – Иисус Христос, Богородица и святитель Николай». И это вполне для такого человека естественно, ведь он не углубляется в догматические тонкости: для него Христос Спаситель, Божия Матерь и святитель Николай – самые близкие в любых обстоятельствах люди, которые могут, когда вокруг никого и ты в полном одиночестве, «выдернуть» тебя из какой-то самой-самой глубины твоего падения.

Поэтому, наверное, святитель и чудотворец Николай для русского человека самый близкий святой. И не только для православного: мы знаем, что в этот день и мусульмане вспоминают святителя Николая (русские мусульмане, которые его очень почитают наравне с нами) – удивительно, но это любовь народная, с этим ничего не сделаешь; это не догматика, не искусственно насажденное почитание – это любовь народная, и вот так сложилось.

На I Вселенском Соборе святитель Николай очень смело себя повел: жестко осудил ересь арианства и имел серьезный разговор с самим Арием – епископом, который как раз и «продвигал» эту ересь на Соборе. Расскажите подробнее об этом лжеучении – в чем оно заключается и в чем его пагуба?

– Святитель Николай не только на I Соборе был так смел и тверд в своем исповедании истины – он всю свою жизнь был таким непреклонным и ничего никогда не боялся, его житие свидетельствует об этом. Но если мы будем говорить об арианстве, оно, несмотря на то, что почти 1700 лет прошло, до сих пор появляется в каких-то новых течениях, учениях и очень комфортно для человека: учение Ария, александрийского священника, низлагало самый главный догмат Церкви, что Христос – Бог, Богочеловек. С точки зрения человеческой логики это невозможно, наверное, – вместить невместимое, Воплощение Бога, это ни одной логикой никак не описать и не доказать. Очень легко говорить, что это просто такой же Человек, как и все, просто наделенный особыми дарами от Бога, и каждый может подражать Ему. А мы говорим об Искуплении, о Воплощении, о спасении: только Бог мог вытянуть человека из этой бездны, только Бог со Своим всемогуществом и со Своей любовью.

Поэтому арианство низвергает все основы христианства, и оно очень быстро нивелировалось в IV веке под воздействием такой железной логики Ария. И он, имея покровителей при императорском дворце, практически становился самым популярным в религиозном мире человеком. Поэтому многие побаивались, ведь если говорить что-то против человеку, который является, можно сказать, духовником или любимым священником, проповедником императоров, то можно лишиться очень многого. Святителю Николаю терять было нечего, поэтому он так смело себя вел – образ его веры (мы поем в тропаре: «образ веры», «образ кротости») не позволял ему быть равнодушным, ведь он понимал, что эта ересь, вошедшая, как волк, в ограду христианства, со временем «вырежет» всех овец, и ничего не останется.

Если бы ересь Ария восторжествовала, то сегодня, наверное, вместо христианства была бы какая-то трансформированная религия, которая бы провозглашала, что человек может совершенствоваться до бесконечности: Христос – не Предвечный Бог, не единосущный Отцу, и каждый может, подражая Ему, достигнуть того состояния, в котором пребывал Иисус Христос – просто наделенный определенными дарами от Бога Человек. С точки зрения человеческой логики, это очень просто, ничего не нужно, все понятно.

У нас и сегодня множество таких учений, когда говорят, что самое главное в жизни человека – это самосовершенствование, все религиозное – непонятное, мистическое, а нужно работать над собой. Например, из современных еретических и сектантских учений очень близки к арианству «Свидетели Иеговы» – практически ариане.

А сегодня даже раздаются голоса, что святителя Николая и не было на I Вселенском Соборе, – некоторые церковные историки говорят, что это все церковные предания: никакой пощечины он никому не давал, и в темницу его не заключали – он там в принципе не мог быть. На самом деле, святитель Николай настолько легендарная личность и за эти 1700 лет так оброс легендами, что можно просто говорить, что это миф, что, может быть, его и вообще не было. У нас же доходят до этого историки, говорят: «Это все миф, такого человека не было». Но мы-то придерживаемся Священного Предания, которое чтим наравне со Священным Писанием. И мы поддерживаем традиции, которые доносят до нас сведения, что на Соборе в 325 г. в Никее было 318 святых отцов, среди которых были и святители Спиридон Тримифунтский, Афанасий Великий, Николай Чудотворец, и многие другие великие светильники Церкви. Мы в это верим – мы держимся Предания, оставленного нашими отцами и святыми. Этих преданий держались святые.

Если мы сейчас будем говорить об историческом контексте («мог быть», «не мог быть», «по каким обстоятельствам»), то уйдем от самого главного, того, что мы имеем как основу нашей веры, – от Символа веры, принятого в своей первой основной редакции именно в ответ на ересь Ария, которого посрамили святители Николай и Афанасий Великий, бывший тогда еще архидиаконом, представителем Александрийской Церкви на этом Соборе. Поэтому для нас главная суть – в том, что никто, подвигнутый этой инициативой святителя Николая, не смолчал: обличили и уврачевали ересь, то есть Церковь была спасена в тот момент.

А то, что до нас доносит предание о смелости святителя Николая, что его, конечно, по всем канонам надлежало лишить сана, наложить какие-то прещения в соответствии с правилами святых апостолов… Опять же, предание нам говорит, что Сам Господь и Его Пречистая Матерь Своим заступничеством явили истину, которую проповедовал и о которой ревновал святитель Николай: он не искал своего, он искал торжества истины.

Вопрос телезрительницы: «Мы с мужем уже давно ходим в храм, а я и чаще его. Он сейчас у меня очень тяжело болен (онкология), но я бы хотела, чтобы он пособоровался. Он соборовался в Великий пост. Можно ли собороваться еще раз и в этот пост?»

– Конечно, можно. Соборование – это таинство особенно для тех, кого посетил серьезный недуг, когда нет препятствий к его совершению и нет ограничений по количеству в году. Конечно, если человек не болен, а просто на всякий случай (как говорят, «чтобы забытые грехи простились») приходит к Соборованию, то это мы не всегда приветствуем. А когда у человека тяжелый недуг, с которым он пытается бороться, то ничто не возбраняет собороваться. Апостол Иаков в своем Послании как раз говорит, что, если человек болен, пусть призовет пресвитеров, они помажут его елеем и вином, совершат над ним молитвы, но нигде не написано, что это можно делать только один раз в год. Если ваш супруг действительно болен, ничто не мешает вам пригласить священника. И если это дает облегчение вашему супругу, это можно делать каждым постом.

Действительно, часто люди таинство Соборования сопрягают только с Великим постом...

– В дореволюционных свидетельствах можно найти упоминания, что люди боялись собороваться, воспринимая это как подготовку к смерти. Но Соборование – это не подготовка к смерти, это таинство Елеосвящения, таинство соборной молитвы.

Отец Александр, есть такая традиция, она распространена на Украине, – в день святителя Николая детям дарят подарки. В наших краях не всегда эта традиция соблюдается, обычно привыкли дарить подарки на Новый год, когда их ставят под елку и ребенок их находит. Как Вы думаете, может быть, нужно более активно пропагандировать такую традицию и среди наших верующих?

– Главное, чтобы традиция не превращалась в индустрию. В предновогодней Москве огромное количество пробок: люди выезжают за подарками, и в торговых центрах, магазинах огромное количество людей. Это целая индустрия подарков: дарят что нужно и не нужно. Цель-то была другая, и подарки раньше были другие, они были со смыслом, а сейчас просто банальный сувенир. Какой-то там крем для бритья мужчинам обычно дарят в огромных количествах, одеколоны. Молодежь друг другу дарит современные гаджеты. Я вспоминаю свое детство: нам дарили чаще всего книжки или (очень редко) какую-нибудь игрушку, но игрушки были другие. Раньше это было действительно связано с почитанием святителя Николая, в воспоминание его жития, когда он спас благочестивое семейство, тайно ночью опустив через окошко приданое для трех дочерей одного отчаявшегося человека. И традиция подарков напрямую отсылает нас к святителю Николаю, к делам милосердия, поэтому подарки нужно дарить большей частью не только своим детям, но и тем людям и детям, которым никто подарки не подарит.

Это был как раз образ, взятый от святителя, от его милосердия, доброты, смирения, когда он не хотел быть узнанным. А сегодня мы рассказываем детям про Деда Мороза, который через форточку залезает и оставляет подарки, – мы не говорим им о святителе Николае, о его ревностном служении, о том, что нужно тоже поделиться каким-то даром с ближним, который никогда даже не надеется получить от кого-то подарок. То есть мы это трансформируем опять под себя через человеческий эгоизм. И вот полки заполнены безделушками, которые в новогодний период сметаются, а потом со временем оказываются в мусорных контейнерах или каких-то коробках, куда мы складываем ненужные вещи. Смысл этого? Нужно подходить к традициям, которые имеют глубинный смысл преображения человека. Эти древние традиции подарков в день святителя Николая имеют глубокий смысл. Конечно, в годы гонений это переместилось на Новый год, а в современных благочестивых семьях – на Рождество, но это всегда было связано с именем святителя Николая.

Вопрос телезрительницы: «Можно поздравлять всех людей, носящих имя Николай, или только тех, кто родился в дни, ближайшие к сегодняшнему празднику? Мне вот кажется, что святитель Николай покровитель всех, когда бы кто ни родился».

– Память святителя Николая в нашей церковной традиции мы чтим дважды: есть так называемые «зимний Никола» и «вешний Никола». Поэтому часть людей именинники весной, часть – зимой, но в общем и целом они чтут святителя Николая, для них это личный праздник. И тех Николаев, кто считает своим Небесным покровителем святителя и чудотворца Николая, конечно, уместно поздравить, да и, наверное, всех Николаев. Но есть сейчас уже в лике святых много и других Николаев – кто-то, может, чтит своим Небесным покровителем святого равноапостольного Николая Японского. Но если человек почитает своим Небесным покровителем и заступником святителя Николая, его можно сегодня поздравлять с именинами, с днем ангела.

Хотелось бы услышать наставление нашим телезрителям, как необходимо подготовиться к празднику Рождества, ведь уже не за горами этот праздник.

– Да, Неделя праотец – когда мы совсем близко подходим к празднику Рождества Христова. Конечно, самая главная подготовка – внутренняя готовность и осознание того, к какому празднику мы подходим, к событию, которое входит в нашу жизнь через Рождество Христово: ведь это начало преображения человечества. Я думаю, самое главное – подойти к этому празднику с внутренней готовностью начать свое внутреннее преображение. Для этого и существует Рождественский пост: не побыть на диете какой-то период и потом рассказывать о кулинарном искусстве, что можно приготовить из постных продуктов, а, в первую очередь, работа над собой, возможность сосредоточиться на важной теме, которую несет в мир Рождество Христово: о том, что Бог пришел в мир и Он не оставляет мир и сегодня, несмотря на то, что прошло почти 2017 лет с того момента. Бог здесь предстоит и ждет от тебя, чтобы ты начал свой путь к Нему.

Напоследок благословите наших телезрителей.

– Храни вас всех Господь! Я поздравляю вас с праздником святителя и чудотворца Николая, который не оставляет нас своим участием, слышит наши молитвы и ходатайствует перед Богом, и, конечно, всем желаю подготовиться и с особым чувством вступить в праздник Рождества Христова.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс