Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (943) → Протоиерей Андрей Канев: Господь нам показывает определенные вехи пути

Протоиерей Андрей Канев: Господь нам показывает определенные вехи пути

№46 (943) / 3 декабря ‘17

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) 2016 – №45 (942) 2017

– «Слово о смерти» – эту статью Игнатия (Брянчанинова) мы читаем уже больше года, неспешно проходя главу за главой, останавливаясь на тех или иных мыслях, примерах, чтобы разобрать, почему нам так важно помнить о смерти. Эту память святитель вслед за другими святыми отцами называл великим делом и добавлял, что жизнь человека, постоянно помнящего о смерти, может совершенно измениться и стать богоугодной.

Исследованием этой темы святитель занимался более 20-ти лет. Сначала он написал «Размышления о смерти» – статью для «Аскетических опытов», в которой говорил, что воспоминание о смерти есть горькое лекарство против нашей греховности. Позже, в результате многих доработок, статья выросла до размеров целой книги; мы уже разобрали такие темы, как посмертная участь души и тела, рай и ад, смерть праведников и грешников, говорили о мытарствах и вечных муках, страстях и смертных грехах – и приступили к теме, которая, как и многие из предыдущих, способна кого-то раздосадовать или опечалить; больше всего – тех, кто нацелен только на земную жизнь и не задумывается о своей вечной участи. Называется она «Приготовление к смерти».

Раскрывая ее, святитель Игнатий призывает нас не только готовиться к вечности, но и помнить, что в этой подготовке самое главное. В начале этой главы мы читаем: «Если оценим справедливо то краткое мгновение, на которое мы поставлены здесь, на земли, сравнив его с неизмеримою и величественною вечностью, то найдем только одно правильное употребление земной жизни. Употребляется она правильно, когда проводится в приготовлении к вечности». И далее он приводит слова Спасителя, которые могут стать для нас духовной инструкцией в подготовке.

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Господь нам показывает определенные вехи этого пути. Мы с вами сравнивали спасения с тонущего корабля: если человек запаникует, он погибнет, – если он будет следовать инструкции, выживет. И в духовной жизни, если он начнет хаотически что-то делать – хватать непосильные подвиги, например, или воспринимать веру, пренебрегая догматами, – то погибнет. Но чтобы следовать правильно, нужно следовать Евангелию.

Господь нам говорит такие удивительные слова – «продайте имение ваше и раздайте милостыню»! Это надо понимать с разных сторон. У этого действия может быть материальная сторона: человек не должен привязываться к земным вещам. У этой фразы есть пояснение, что человек должен оказывать милостыню – тоже очень важное и необходимое действие. И вот, я служу не так давно в Церкви, но замечаю: чем дальше, тем больше люди не способны жертвовать даже на храм – я уже не говорю о нищих. Это заметно. Может быть, это связано с экономической ситуаций, но человек убежден, что храмы содержит государство, хотя это никакой не секрет, узнать, на что существует твой храм – от этого зависит и просветительская работа, и содержание храма. Это важное действие.

Но тут еще есть глубокое духовное значение этих слов: под этим имением можно понимать нашу гордыню – нашу самонадеянность, наше превозношение над другими; от них нужно избавиться. Тут Господь намекает на две заповеди: Блаженны нищие духом, т.е. первую, и вторую окажи милостыню – к такому человеку, как ты, будь милосерден. Милостыня – это не обязательно хлеба подать, милостыня – это и сочувствие грешнику, неосуждение его. Тоже заповедь очень глубокая: Блаженные милостивы, ибо они помилованы будут. Когда ты сам видишь, как ты свое превозношение изживаешь, ты начинаешь учиться прощать другого и не осуждать его. Вот одна из вех этого пути, касающегося и материальной стороны жизни христианина: не надо привязываться ни к роскоши, ни стремиться к богатству – не привязываться, если оно есть, а оказывать помощь другим людям, не наживаться; в гроб с собою не возьмешь ни мерседесы, ни алмазы, ни нефтяные вышки, ничего, а милостыня спасает от смерти. Поэтому, если у человека есть какие-то материальные средства, нужно ими делиться. То, чему наш современный мир не учит, – а учит, наоборот, стяжательству, наживе, стремлению к роскоши.

– Святитель Игнатий объясняет нам духовный смысл этих слов. Господь заповедует нам с помощью милостыни превращать земное имение в Небесное, чтобы само сокровище, находящееся на Небе, и нас влекло к Небу. «Продавайте имение ваше и давайте милостыню, – цитирует святитель Игнатий слова Спасителя. – Приготовляйте себе сокровища, не оскудевающие на небесах, куда вор не приближается, и где моль не съедает, ибо где сокровища ваши, там и сердце ваше будет». Но что надо понимать под такими Небесными сокровищами?

Протоиерей Андрей Канев: – Это ведь тоже Евангельские слова Господа. В других Евангелиях он говорит, что нужно собирать такие сокровища, которые и воры не украдут и ржавчина не покроет, плесень не покроет твоих денежных купюр, счета в банке не обнулятся от какого-то скачка электричества – утрированно говорю, но примерно так. Что это такое? Это, конечно, попытки доброделания. Но доброделание – тоже слово глубокое. У святителя Игнатия есть замечательная проповедь перед началом Великого поста на Страшном Суде, где Господь говорит: «Вот, Я был голоден, и накормили Меня».

Святитель Игнатий говорит: если даже ты одному человеку оказал милостыню, накормил голодного, одел раздетого, приютил нуждающегося в жилье, – и уточняет, что этим человеком можешь быть и ты сам: душу свою накормил доброй духовной пищей, т.е. Евангелием, очистил и одел ее покаянием (он переходит на духовное, не на материальное), и ты будешь помилован.

Мы все ищем добрые дела где-то на стороне, ищем кому помочь. Это неплохо, но надо начинать с себя, а что толку, если человек накормил много нищих, а сам гневается, превозносится. Какая ему польза? Вот если он начал с себя и занимается кормлением, тогда ему это будет только во благо; начинать надо с духовного здоровья.

– Тот же самый смысл мы находим и в других Евангельских словах. Их, как присловие, упоминает Сам Господь Иисус Христос в синагоге, когда толкует Книгу пророка Исаии: «Врач, исцели самого себя». Блаженный Феофилакт Болгарский пишет, что эту поговорку иудеи обычно обращали к больным врачам, а толкователь Священного Писания профессор А. П. Лопухин добавляет, что эта пословица часто встречалась не только у раввинов, но и у греческих, у римских писателей и значение ее очевидно: тот, кто хочет лечить других, должен прежде показать свое искусство врачевания на себе.

С тех пор как Спаситель произнес эти слова, минуло 2000 лет, но актуальности они не потеряли. Прежде чем лечить других – лечись сам, прежде чем учить других – сначала выучись сам. И уж тем более с себя надо начинать, когда дело касается внутреннего исправления, духовных перемен. Потому святитель Игнатий и приводит те слова Христа о наших внутренних сокровищах.

Протоиерей Андрей Канев: – Да, сокровища ваши в сердцах ваших – это диагностика. Можно посмотреть: это замечательный такой индикатор. Действительно, можно эти слова просто прочитать, но если по-настоящему рассматривать их как инструкцию к спасению с тонущего корабля (а наш мир – реально тонущий корабль, затонет в огне Страшного Суда), то получается, что где сокровища ваши, там и сердце ваше. К чему мы привязаны? Чем заполняется наше сердце? К чему нас тянет? С чем нам сложно расставаться?

Это очень легко представить. Вот сегодня умру, что жалко оставить? И начинается: жену жалко, детей жалко, землю не докопал.

– И тут мы вспомнили об еще одном внешнем очень наглядном индикаторе, с помощью которого можно без труда отследить в каком направлении мы движемся. Очень часто люди, планируя дела на ближайшие дни, мысленно обращаются к страничкам своего дневника, где слева расположены понедельник, вторник, среда, справа – четверг, пятница, суббота. Воскресный день в дневнике отсутствует, оно в школьном дневнике пропущено – как выходной (хотя и это навевает на некоторые размышления, особенно в контексте нашего сегодняшнего разговора).

Но давайте мы, как ученики Школы покаяния, воспользуемся таким дневником и по нему, как по некоему индикатору нашей духовной жизни, попробуем определить, происходят ли в ней изменения. Конечно, мы не обнаружим в дневнике оценок – кто их нам поставит? Не появятся там и записи учителей относительно нашего поведения – многие из нас сами уже давно родители, кто-то даже бабушки и дедушки, и замечания чаще делаем мы, а к чужим относимся так, что на эту бы тему неплохо бы выучить дополнительный урок. Но сегодня обратимся к другой функции школьного дневника: возможности записывать в нем расписание и домашнее задание. Ведь делается это, чтобы ученик мог наилучшим образом организовать свою школьную деятельность.

Вот тут-то и пришло время вспомнить слова, которые так часто повторяет святитель Игнатий в своих письмах и статьях: «Вся наша жизнь должна стать школой для подготовки к вечности». А если с этой позиции посмотреть, какие задания чаще всего мы, ученики этой школы, выполняем? Какие предметы стоят у нас в расписании в понедельник или среду? Что мы торопимся сделать в четверг или в субботу?

Заглянув в свой духовный дневник и внимательно рассмотрев там все задания, мы вдруг обнаружим, что с понедельника по субботу заняты только земными делами. И лишаться мы их не хотим, отказываться нам от них невыносимо жалко. Даже очевидно, что большая их часть – суета сует, а то и просто грех. Делать свои каждодневные дела в разуме, чтобы спасаться ими, мы не умеем и разучиться щедро приправлять их грехами тоже не умеем.

Протоиерей Андрей Канев: – Если человек не может бросить грехи, значит, он привязан к ним, сердцем любит их. Вот и все. Это очень серьезный индикатор. Каждый может очень просто проверить сам себя, к чему привязано его сердце: взять и попробовать никому не звонить, выключить телевизор, не включать интернет, попробовать в тишине читать духовную литературу…

Даже такой простой пример может показать, что мы не любим тишины – нам тут же хочется кому-то звонить, читать книгу скучно, хотя она о важных вещах, инструкция по спасению. Ну, один день не получилось, хорошо, давайте второй день попробуем. Допустим, за столом взять меньше порцию, приготовить простую кашку. И через некоторое время окажется, что из нас такие страсти полезут… Для чего посты-то существуют? Не чтобы похудеть, а чтобы служить индикаторами нашего сердца: что в нем есть.

– Но тут мы засомневались: ведь даже старцы и святые отцы не всех своих духовных чад благословляли уходить в пустыню или затвор – человек, резко ограничивающий контакты с внешним миром, резко оказывается наедине с собой, по сути, со своими страстями. И такое «завинчивание гаек» может быть для него очень опасным.

Протоиерей Андрей Канев: – Ну да, это так. Я тут посоветовал один день попробовать (все равно не получится), допустим, слушаться жене мужа в не греховных каких-то историях или мужу быть очень заботливым о жене: какая разница, если тебе завтра умирать, то помоги ты жене, – если тебе завтра умирать, послушайся хоть раз в жизни мужа?! Тяжело.

Некоторые люди думают: вот я не курю, не пью, у меня сердце не привязано к мирскому и денег я особо не люблю (понятно, что их нет – и я их не люблю)… Сердце-то ведь мое привязано не обязательно к сигаретам или к наркотикам там, или к выпивке – оно привязано к страстям. Страсти полезут, если мы хоть попробуем увидеть в себе. Сравним свое поведение со святоотеческой литературой, где описывается проявление грехов – вот и все, и сердце тут же покажет, что оно любит.

– Давайте запишем в наш духовной дневник несколько заданий чуть-чуть ограничить себя в том, в другом – и понаблюдаем, что же с нами будет происходить по мере выполнения или невыполнения этого несложного задания. Ведь никто не призывает сразу вводить в свою жизнь жесткие и суровые ограничения, нет. Однако пытаться избавляться от ложных сокровищ ради приобретения сокровищ Небесных необходимо – мало-помалу, но избавляться. И святитель Игнатий, говоря о приготовлении христианина к смерти, после которой у него сразу отберутся все земные сокровища, приводит такие слова Спасителя: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи, и вы будете подобны людям, ожидающими возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему».

Протоиерей Андрей Канев: – Тут Господь приводит притчу, очень известную, из Евангелия от апостола Луки, где Господь говорит, что некий господин оставил своих слуг и пообещал вернуться, но не сказал, когда вернется – и блажен тот раб, которого он найдет бдящим. «Чресла ваши препоясаны» – когда человек препоясан? Когда он занимается чем-то, он бодр. Понятно, что у нас культура немножко изменилась, но в те времена люди носили очень просторные одежды: когда нужно было работать, человек перевязывал их, чтобы края одежды не мешали работать. Это означает, что человек находится в работе, он постоянно бодр. Если хотите, он готов встретить своего господина торжественно. Пояса обычно были у мужчин, как знак их воинского достоинства, показывали их социальный уровень и так далее – в те времена это много значило.

Препоясанный человек – вроде все ремни постоянно на брюках носим, не об этом речь идет, а речь на духовное надо переводить; культура изменилась. Те, кто Господа слышал, понимали и духовное понимание этого внешнего действия: что это духовная бодрость, что не унылый человек, живущий как попало, а бодрый, собранный, духовно трезвый, трезвящийся, борющийся – Господь не говорит, что он победил грехи, а борющийся, вот в чем дело.

А то нас тоже люди читают и говорят: «Ну, я не такой… Значит, ничего делать не буду!» «Я не такой» – и в печаль вполз, впал, что он такой несчастный, что его никто не любит…

Речь идет о том, что борись, ползи! «И светильники ваши горящие» – под светильниками понимаютсянекие усилия по приобретению добродетели, а добродетелей много у нас? Противоположность страсти и будет добродетелью. Вот если, допустим, мы поняли, что мы побеждаемся чревоугодием, то борьба с чревоугодием будет опытом по приобретению добродетели, например, воздержания.

Если у человека в блудной страсти проколы идут и он с ним пытается бороться, то он приобретает навыки целомудрия и так далее по каждой страсти получается. Т.е. вот это масло, горящего светильника, оно как раз и символизирует в Евангелие вот эти вот навыки приобретаемых добродетелей.

Тут человек, смотрите, бодрый, борющийся, реально трудящийся над спасением. Получается, что мы не знаем, когда придет господин – у нас же так бывает, в бытовой нашей жизни: начальника нет, все расслабились, а Евангельская идея как раз в том, что человек должен постоянно быть готовым не из-за страха наказания начальника и лишения премии, а постоянно должен быть готов.

Это не просто – это напряжение в духовной жизни. Но спасаться с тонущего корабля – тоже не в шезлонге лежать: надо бежать, трудиться, потом еще выживать. Но жить-то хочется! Так же и здесь: хочется жить вечно? Человек должен быть бодр всегда. Вот такая Евангельская заповедь, получается. (Продолжение в следующем номере)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс