Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (940) → Архимандрит Ефрем: Нет большего благословения в этом мире, чем опытно переживать благодать

Архимандрит Ефрем: Нет большего благословения в этом мире, чем опытно переживать благодать

№43 (940) / 7 ноября ‘17

Старец

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл: – 26 октября по новому стилю, в праздник Иверской иконе Божией Матери, 6 лет тому назад отец Ефрем, сопровождая Пояс Пресвятой Богородицы, покинул наш город. Спустя ровно 6 лет отец Ефрем возвращается к нам. Должен сказать, что для нас это поистине радостное, благодатное, благословенное событие. Мы благодарим Бога, благодарим старца Божия, приехавшего сегодня к нам. Благодарим Игоря Алексеевича Алтушкина, благодаря которому сегодня состоится эта встреча, радуемся тому, что Бог дал нам возможность нынешнего общения и просто, без лишних слов хотел бы сразу просить отца Ефрема обратиться к нашему верующему народу.

Архимандрит Ефрем: – Я рад, что нахожусь вместе с вами по благословению вашего пастыря и начальника, которого мы очень любим и уважаем. Приношу вам слово со Святой Горы. Ваш митрополит часто посещает Святую Гору, и мы всегда рады встрече с ним. И сейчас мы воздаем ему в ответ на его визит.

Представители средств массовой информации спросили меня, что я хочу передать вашей любви. Я сказал, что сегодня у людей странный образ жизни: через технический прогресс человеку дается возможность за короткое время делать много дел, но в этом есть и отрицательная сторона – человек, который старается сделать много дел за короткое время, исполняет то, что написано в Евангелии: заботится и суетится о многом. И так ум сегодняшнего человека занят очень многими вещами, поэтому не находится на правильном месте. А святые отцы ясно и конкретно сказали нам: «Чтобы человек смог выжить духовно, ум его должен находиться на правильном месте». И когда святые говорили об уме, они подразумевали не мозг человека, а что-то другое. Мозг занят вопросами разума, интеллекта, а умная энергия человека приходит в действие после Крещения. И когда она приходит в действие после Крещения, начинается общение с Богом через молитву.

Святые отцы, бывшие совершенными, насколько это возможно, людьми, учили нас примерами своей жизни. И учили, что человек должен стараться духовным подвижничеством очищать свое сердце. Важно, что святые отцы часто отождествляли ум с сердцем и сердце с умом. Человек, созданный по образу Божиему, может общаться с Богом постоянно через свой ум, через молитву.

В первой главе Евангелия от Иоанна великий евангелист и друг Христа говорит: А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, – и эта власть, данная людям, в том, чтобы быть Его настоящими людьми. Раз мы Его дети, значит, Он наш настоящий Отец. И мы можем так – со властью опытно жить с Богом в собственном сердце. А как достичь этого? Соблюдением Божиих заповедей. Христос Сам указал нам секрет достижения этой цели: Имеющий заповеди Мои и соблюдающий их, тот и есть любящий Меня. Человек должен любить Бога. Любить Бога – это первая заповедь еще Ветхого Завета: «Возлюби Господа Бога своего всем сердцем, всем разумом, всей крепостью, всей силой, всей душой». И Христос в Новом Завете, как воплощенный Бог Слово, – Тот же, Кто и в Ветхом Завете, как еще не воплощенный Бог Слово, передал нам эту заповедь в Новом Завете, – говорит нам по-другому. Он передал нам заповедь любить Бога, любить ближнего, как себя. Поэтому то, чем мы постоянно должны жить в Церкви, – это соблюдение заповедей.

Соблюдение заповедей Христа – это не рабство Христу. Соблюдая заповеди, мы получаем благодать. Один из великих святых Церкви Максим Исповедник говорит, что Христос скрыт в Своих заповедях, там можно Его найти. Поэтому первой нашей заботой должно быть соблюдение Христовых заповедей – это как пить лекарства для исцеления. Ведь после первого грехопадения жизнь человека – сплошная трагедия, а Церковь – это больница, и мы здесь исцеляемся благодаря всемогущей благодати Божией, совлекаемся ветхого человека со страстями и облекаемся в нового человека, становясь по благодати такими же, как Христос.

Нет большего благословения в этом мире, чем опытно переживать благодать. Мы на Афоне были знакомы с людьми добродетельными, которые жили благодатью, потому что возлюбили Христа. Часто их видели в нетварном свете. Часто были свидетелями того, как они видели будущее, встречали незнакомых людей и говорили им о том, что тех занимало. Что особенно удивляло и до сих пор удивляет нас – это сладкое выражение их лиц, мир их сердца, безмолвие их внутреннего человека. Они жили постоянной радостью, как говорил апостол Павел, это те, у которых не было ничего, но которые в то же время обладали всем. А как человек может владеть всем? Тогда, когда он вкушает благодать. Так что слово, которое мы принесли вам с Афона, – не забывать нашего Небесного происхождения. Не забывать, какая цель у нас в жизни.

Церковь не отвергает желание человека продвигаться в профессиональной, трудовой жизни – у каждого свой особенный дар, разные способности. Христос, по непонятным для нас причинам, разделяет эти дарования. Он дает каждому человеку то, что считает нужным. Поэтому каждый из нас старается сделать самое большее из того, что может. И поэтому Церковь установила молитвы, которые благословляют ту или иную деятельность человека.

Но что еще говорит наша Церковь? Она говорит: «Работайте, трудитесь, делайте все, что считаете нужным, – кроме греха. И никогда не абсолютизируйте мирские ценности. Первая ваша цель, ваше первое величайшее вожделение – это ваша святость. И тогда исполняются и слова Христа: прежде всего ищите Царствия Божия и его правду, и все остальное вам приложится». В Церкви – как в таинственном Теле Христа, там усладимся Господом – как говорил пророк Давид: Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.

В Церкви, в ее таинствах, особенно в Божественной литургии, мы вкушаем Небесный Хлеб, Хлеб Жизни. Там мы примем Тело и Кровь Христа и просветится наше сердце. Там мы будем опытно переживать благодать Святого Духа и чувствовать, как благодать онтологически, осязаемо приходит в наше сердце: благодать – это не психологическое облегчение, это не успокаивающее действие, но, повторяю, онтологическое присутствие Бога в наших сердцах.

Чем чище сердце, тем больше там восседает благодать, и тогда человек чувствует себя полноценным, как говорит брат Господень Иаков, тем, у кого нет недостатка ни в чем. Такой человек становится светом для всего мира – это город, построенный на вершине горы. Он чувствует полноту от благодати Святого Духа и может помогать миру. Как говорит Иоанн Златоуст: один человек, возгоревшийся Божией ревностью, может обратить к Богу целый народ. Поэтому будем пребывать в Церкви.

Многие люди приходят ко мне и говорят, что для их хождения в церковь стал преткновением поступок того или иного духовного лица. Клирики тоже люди, и мы допускаем ошибки. Мы же не отвергаем медицину из-за того, что существуют нехорошие врачи. В Церкви мы хотим обрести святость, святость – это первая цель нашей земной жизни. Без святости, как говорит апостол Павел, никто не может узреть Бога.

Но так как я обещал говорить не больше получаса, чтобы потом отвечать на вопросы, остановлюсь.

Епископ Средне-уральский Евгений: – Отец Ефрем, Вы встречали в Церкви людей мертвых духом? Что Вы посоветуете теплохладному человеку, который ни молиться, ни каяться искренне не может, а считает себя мертвым духом?

Архимандрит Ефрем: – Я встречал много людей, которые проходили через такой этап и потом воскресли, как из мертвых. Церковь – это больница. Есть только одна разница между Церковью и больницей – в нашей больнице даже в морге есть надежда. По-моему, этим все сказано.

Практически в каждой записке есть просьба помолиться о людях, которые ее пишут. Эту записку написали Надежда и Екатерина и просят Ваших святых молитв. Мы выпишем имена всех людей, которые просили, и передадим Вам.

Пожалуйста, расскажите об отце Паисии Святогорце. Вы были знакомы с ним?

Архимандрит Ефрем: – К сожалению, я его очень хорошо знал – к сожалению, потому что это для меня большая ответственность. Мы встречались с ним очень много раз. Он был настоящим рабом Иисуса Христа. Это был человек, который никогда не преследовал никаких почестей в этой жизни, даже при одной из наших встреч сказал: «Мое имя, – говорит, – моя слава, – это мой враг». То, что его, скажем так, раскрутили, и о нем узнали все, стало для него очень большой проблемой. Он сам не желал этого, его прославил Бог. До смерти он просветил и спас многих людей, тем более сейчас, после своей кончины. В день его памяти в этом году в его монастырь пришло более 200 000 паломников.

Был такой случай. Одна семья направилась приложиться к его могиле. И жених, будущий зять, говорил: «Я человек неверующий, и мне нечего ехать с вами». Невеста очень попросила его поехать с ним. Это было еще начало их общения, и он еще исполнял все ее желания и поехал вместе с ее семьей в монастырь. И, как говорится, за компанию пошел приложиться к могиле старца Паисия и он. Встал он задумчивым и как язык проглотил. Невеста спрашивает:

– Что с тобой случилось?
– А вы что ничего не видели? Какой-то монах сидел на могиле и, когда мы приблизились, вошел в могилу. По фотке похож на старца. – Он ушел из монастыря уже верующим человеком.

Изначально было сильное желание уйти в монастырь, но чем больше откладываю, тем меньше хочется. Что делать? Значит, и не нужно было?

Архимандрит Ефрем: – Надо посоветоваться с духовником, чтобы он это разъяснил. В кабинете Владыки – икона святого Иоанна Кронштадтского, это великий святой. Когда святой Силуан Афонский захотел поехать на Афон и стать монахом, вначале он отложил это, и его ревность стала как-то угасать. Он поехал в Кронштадт, однако не нашел святого Иоанна на месте и записал ему записку: «Отче Иоанне, прошу молитв о себе, чтобы меня не поглотил мир». И через неделю его сердце загорелось по молитвам святого Иоанна, он опять возжелал монашества, поехал на Афон и стал тем, кем стал. Когда видите, что ваша ревность улетает, идите к духовным людям, и они вам помогут.

Как Вы относитесь к популяризации православного образа жизни в интернете и что Вы посоветуете освещать в православном молодежном видеоблоге?

Архимандрит Ефрем: – Я думаю, что это положительное явление. Скажу вам маленькую Исповедь. Всегда спрашивал себя: в Евангелии написано, что оно будет проповедано во всем мире, а я всегда был очень любопытный и недоумевал, как Евангелие может быть проповедано во всем мире. Когда настала эпоха электронного прогресса, тогда мое недоумение разрешилось. Можно использовать технологический прогресс и в хороших целях: ножом можно резать и хлеб, и людей.

Очень много схожих вопросов о борьбе со страстями: как победить в себе гордость, как отучиться от сквернословия, пьянства?

Архимандрит Ефрем: – Когда мы соблюдаем заповеди, гордыня и другие страсти изгоняются из нашей души. И что очень помогает, так это чистая, искренняя Исповедь. Очень важно, чтобы человек исповедовался чисто, не скрывая ничего. О таком человеке дьявол говорит: он от меня убежал.

Просят Ваших молитв о здоровье больных, мы запишем их имена. Спрашивают, что нужно выполнять и что делать в Церкви, чтобы получить исцеление от телесных болезней?

Архимандрит Ефрем: – Надо просить Бога и оставить Ему делать то, что Он желает. Старец Паисий однажды сказал мне: «Самые большие посещения благодати были у меня, когда я был болен». И еще он говорил, что, когда душа человека выходит из этого мира, тогда свидетелями защиты его души на пути к Небесам будут скорби этой жизни. Другой великий святогорец преподобный Порфирий тоже не был каким-то особым аскетом, потому что очень часто заболевал. Но он терпел болезни.

Скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к экуменизму, положительно или отрицательно? Поминаете ли Вы Константинопольского Патриарха?

Архимандрит Ефрем: – Мы, конечно, не за экуменизм, мы за ойкумену – вселенную, то есть мы за то, чтобы благодать Божия была во всей вселенной. Вселенского Патриарха обязательно поминаем, потому что духовно Святая Гора подчиняется Вселенскому Патриарху. Те, кто выходит из Церкви, глубоко заблуждаются.

Дорогой батюшка Ефрем, мы смотрели материал о чипизации. Сейчас чипы вставляют в роддомах. Надо ли уезжать из города и жить где-нибудь в деревне?

Архимандрит Ефрем: – Это очень тонкий вопрос, и будьте очень внимательны. Есть такая программа, и то, что это делают, это факт. Но надо иметь доверие к Церкви. Церковь скажет, что делать, как делать, принимать или не принимать. Будем слушаться Церкви. Один архиерей приехал на Афон и хотел привезти нескольких монахинь из своей епархии, но сказал, что не смог, так как они не берут новые паспорта, поскольку там будто бы три шестерки. Я сказал ему: «У тебя благоговейные монахини, но у них есть отклонения в этом благоговении. Это перебор».

Каким образом разрешился судебный вопрос с землей?

Архимандрит Ефрем: – Гражданская тяжба с государством о землях еще продолжается. Закончилось наше уголовное преследование. Вашими молитвами мы смогли выдержать эту беспощадную войну. Очень вас благодарю за ваши молитвы.

Отец Ефрем, что для Вас Екатеринбург?

Архимандрит Ефрем: – Этот город под особенным покровом святой Екатерины.

Вчера в Новотихвинском монастыре смотрели фильм о бытии, в связи с этим вопрос: может ли болеть душа после освобождения от тела?

Архимандрит Ефрем: – Если я правильно понял вопрос, душа может болеть, когда она не спасена. Боль – это болезнь, а болезнь – это гибель души. Когда человек жив, тогда болит и душа, и тело, как говорится в молитве: «От множества моих грехов болит и душа, и тело». (Продолжение в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475