Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (939) → Протоиерей Андрей Ткачёв: Социальные сети – асоциальные дети

Протоиерей Андрей Ткачёв: Социальные сети – асоциальные дети

№42 (939) / 8 ноября ‘17

Актуальный комментарий

Сколько времени проводит Ваш ребенок в соцсетях, тратя свои ресурсы на виртуальное общение? Как отец четверых детей, Вы наверняка знакомы с этой проблемой, если это можно назвать проблемой Вашей семьи?

– Проблемой моей семьи это не назовешь, но такая тема есть.

Какой пастырский совет Вы даете?

– Поменьше – всего в меру. Est modus in rebus – есть мера в вещах, пусть будет мера и в социальных сетях. Нужно ценить время, нельзя его сжигать. Соц-сети могут обладать большим потенциалом полезного действия. Например, можно собирать деньги кому-то на операцию, можно собирать вещи для многодетной бедной семьи на зиму – шубейки, сапожки, варежки, коляски. Там можно сделать очень много полезного. Для чего ты туда «лазишь», в конце концов? Иначе, во-первых, можно просто сжигать время, а во-вторых, в худшем варианте, – заражать свое сердце всякой гадостью и помогать заражаться другим.

Виртуальная жизнь таит опасность, она обладает некой притягательностью, которая идет вразрез с реальной жизнью. Один папа мне рассказывал, как сидела на веточке птичка, а дочка подошла к окошку, за которым эта птичка, и пальчиками по окошку раз-раз – хочет ее увеличить.

Это страшно.

– Это значит, что ребенок уже привык, что любое изображение можно увеличить. А птичка не увеличивается – нормальная жизнь иная, в ней другие законы. Если ты рисуешь на компьютере в какой-нибудь программе по рисованию дом, то ты можешь сначала нарисовать крышу, потом трубу, дым из трубы, а уже потом собственно сам домик и фундамент, то есть ничего не упадет, никуда не исчезнет. Но в жизни ты так делать не будешь. Потому ребенку нужно играть в кубики, чтобы он знал, что вот то-то не будет стоять до тех пор, пока не будет построено все это, иначе постройка падает. Значит, там есть свои законы баланса, противовеса – это реальная жизнь. Почему надо в песочнице копаться? Копаешь песок, он тебе засыпает глаза, и ты понимаешь, что выкопать ямку – это тяжело.

Отсутствие реального жизненного опыта при нагруженности психики виртуальным опытом, не имеющим с жизнью, как правило, ничего общего, – это и есть, собственно, болезнь ума, делающая человека бессильным, бесполезным перед лицом реальных проблем, которые его неизбежно встретят.

Знаю примеры, когда учителя говорили ученикам, чтобы те завели аккаунт в социальных сетях, чтобы преподаватели могли следить за их личной жизнью. Есть реальные примеры нескольких таких школ. Может быть, это делается во избежание тех же терактов?

– Это может дойти до каких-то крайних вещей. Учитель должен быть конкретным человеком, реалистом и практиком. Конкретные дети должны интересовать его с конкретной точки зрения, они должны общаться, разговаривать. Сколько бывает виртуальных влюбленностей, когда, скажем, ник «Вася» полюбил ник «Дусю», они встретились, а говорить им не о чем. Ночами они сидят и переписываются, а реальная встреча – и они не понимают, кто это пришел… Это абсолютная неприспособленность к жизни. Я вообще не понимаю, как они будут через 5 лет носки стирать, кран ремонтировать?

Может быть, найдут какую-нибудь социальную группу?

– Да, группу стиральщиков носков. Скорее всего, найдут. Но эта группа локализуется где-нибудь в районе Канатчиковой дачи, и они будут перестукиваться через стенку. Это грозит полной асоциальностью.

«Социальные сети – асоциальные дети», то есть люди не умеют разговаривать, не умеют спросить, выслушать, не знают градаций между взрослым и маленьким, старшим и младшим, начальником и подчиненным, у них этого нет: они погружены в иную реальность, которая очень слабо соприкасается с настоящей жизнью.

Времени на это надо тратить как можно меньше. К компьютеру нужно относиться как к каменному топору: как во времена палеолита относились к каменному топору, так нужно относиться к компьютеру – это просто железо, пластмасса и дрянная машина, которой, если бы можно было, надо бы орехи колоть. Но раз она может сообщить тебе какую-нибудь информацию из Википедии, тащи из нее информацию и относись к ней как к железу и пластмассе, не более того. Нельзя молиться на компьютер, нельзя проклинать компьютер, нельзя его судить или побивать камнями – он недостоин ничего этого: это просто железо и пластмасса, просто кусок ерунды, который помогает тебе сделать что-то, – и все. Все.

А жизнь остается жизнью. Хлеб должен пахнуть. Ноги должны при ходьбе уставать. Зарабатывать хлеб нужно в поте чела, смахивая с него время от времени пот. С людьми надо общаться – не «анонимус» в никах, а именно в реале, в конкретной жизни, и этого всего компьютер не дает никак; он просто убивает в человеке возможность жить нормальной жизнью, поэтому поменьше, поменьше...

Преступники здесь – родители: они бесконтрольно относятся к своим детям. Раньше можно было переживать, если ребенка нет дома: уже стемнело, а мой Петя еще не пришел домой. Сегодня надо переживать, когда Петя сидит дома, закрылся в своей комнате и молчит. Это кажется, что Петя дома, на самом деле он гуляет – его голова где-то гуляет, как Колобок, который от бабушки ушел, и кто-то гуляет в голове Пети. Кто гуляет в голове Пети, когда он сидит дома? Родители по своей природной глупости думают: «А! Он сидит дома, ничего не будет». Страшно как раз тогда, когда он тихо сидит дома и под одеялом листает странички. В это время совершается гуляние в голове Пети и гуляние головы отдельно от Пети. Если папа и мама этого не понимают, то им двойка на зачете и стыд на Страшном Суде. Но и до Страшного Суда будут большие слезы, потому что дети еще заставят их поплакать – ух, как горько заставят поплакать. Поэтому, пока не поздно, надо контролировать, что они читают, куда заходят: тэги, заходы на сайты – все контро-лировать, пока не поздно. Потом будет поздно.

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

№37 (934) / 3 октября ‘17

Актуальный комментарий

Протоиерей Андрей Алексеев: О татуировках

№05 (950) / 1 февраля ‘18

Актуальный комментарий

Трудоголизм – зло или благо?

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс