Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (939) → Протоиерей Андрей Канев: Исповеди нужно учиться

Протоиерей Андрей Канев: Исповеди нужно учиться

№42 (939) / 8 ноября ‘17

Уроки Православия

– Что мы делаем, когда у нас дома, например, отказывает бытовая техника, или мы заболели, или необходимо решить коммунальные проблемы? Правильно, мы обращаемся к специалистам. И стараемся при этом не нарваться на такого мастера, врача или работника ЖЭКа, который станет наобум менять разные детали или блоки в холодильнике, компьютере или экспериментировать с разными методами лечения, а то и займется электропроводкой в то время, когда течет кран. Такой помощник нам не нужен! Нам нужен тот, кто имеет все необходимые знания, умения, навыки в определенной области и сможет решить нашу проблему. Тот, кто точно знает принципы, правила и даже законы, по которым работает та или иная система, умеет находить причины неисправности, устранять их и восстанавливать работоспособность системы в целом.

Но приемлем ли такой подход в духовной жизни? Вполне. Все наши духовные дефекты, сбои и поломки – а они у нас, конечно же, есть – можно и нужно исправлять.

Прежде всего – прибегая к помощи Бога (хотя и Он без наших усилий ничего не сможет сделать), а еще – к помощи тех специалистов в духовной жизни, каковыми и являются святые отцы. Именно от них мы узнаем о ее законах и принципах, от них получаем подсказки, как устранять те или иные внутренние повреждения, а точнее, страсти. И читая на наших уроках «Слово о смерти» святителя Игнатия (Брянчанинова), мы обнаруживаем множество таких законов. Один из них гласит: «Страсть не всегда выражается делом; она может жить тайно в сердце человека, обладая его чувствованиями и помышлениями».

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Святитель Игнатий раскрывает нам закон, как действуют страсти. Если человек не читал духовной литературы – святоотеческой или о подготовке к Исповеди, – очень часто грех воспринимается как некое внешнее дело, причем очень грубое. В нашем храме мы с определенного времени начали учить людей готовиться к Исповеди, и я абсолютно уверен, что это правильное, на самом деле первостепенное дело, которым надо заниматься, – учить людей вере и, как надо правильно готовиться к Исповеди. Почему? Очень часто она состояла из того, что человек приходил и говорил: – Согрешил делом, словом, помышлением. – Это теоретически. А чем практически, конкретно? – Не знаю. Я ничего плохого не делал: не воровал, не убивал.

Такие крайности. При разборе оказалось, что и воровал, и убивал: все было.

А если мы будем раскрывать, как грех развивается в человеке, то поймем, что не бывает так, что человек взял и убил или украл просто так. Оказывается, грех развивается в человеке. Это уже давно открыто, просто нам нужно взять, почитать, поизучать – и понять, как грех развивается в нас.

В любом случае, лукавый хочет не просто втолкнуть человека в грех, обмазать его грязью, а хочет, чтобы человек измазался сам, – вот его цель. Цель лукавого – склонить свободу и волю человека на грех. Это делается через помышления, через помыслы. Мы духовно-телесные существа, и лукавый, как духовное существо, имеет возможность в ум человека засевать, забрасывать мысли. Люди начинают спрашивать: а каким образом, а почему так? Нам не открыт этот механизм, но он есть.

Наш ум открыт, работает – как, например, антенна сотового телефона – на прием. Поскольку мы в греховном состоянии находимся в общении не с ангелами, а ангелами падшими, они посылают нам такой помысел, прекрасно зная, кто мы, что собой представляем, какие у нас особенности, кто наши мамы, наши дедушки, бабушки и прабабушки: мы плохо знаем свою родословную, а они знают ее хорошо и чем нас можно подбить, знают и дают мысль (особенно когда человек невнимателен к себе, когда понятия не имеет, что такое внутренняя молитва, наблюдение за собой, своими помыслами); человек эту мысль принимает, начинает ее рассматривать и принимать. Потихонечку этот помысел попадает в сердце, появляется желание, разгорячение, потом уже грех. Оказывается, сперва грех воспринимается умом, потом чувствами и желаниями, а затем уже делами. То есть если мы будем воспринимать грех как дела, то не увидим основного пути развития греха.

Если сравнить грех с сорняком, то оторвав сам цветок, мы ничего не победим. Цветок – это как бы сами дела, а его корни – это мысли: растение надо вырвать полностью, чтобы оно погибло. Чтобы победить тот или иной грех, надо не только за делами следить, а в первую очередь за корнями – за появлением мыслей в своем уме.

Но это происходит не так, что человек сидит и думает: «Так, о чем я сейчас думаю?» Это и не получится и ни к чему доброму, особенно человека неопытного, не приведет. Куда нужно направлять ум? В молитву. Для этого очень удобна молитва краткая – молитва Иисусова, или молитва мытаря, или, например, какая-то небольшая цитата из Псалтири. То есть любая молитва заставляет ум концентрироваться на молитве, а не на грехе, тогда человеку проще за собой наблюдать.

Я знаю, что на «Уроках Православия» изучали авву Дорофея. У него очень хорошо описан этот механизм развития греха на примере гнева. Преподобный авва Дорофей сравнивает его с огоньком: если помысел – это как бы спички, чувство – уже костерок, и так далее. И на всех стадиях можно бороться с грехом. Главное – быть к себе внимательным, тут же каяться. Чем в более ранней стадии выявлен грех, тем легче его искоренить – такой закон.

– А святитель Игнатий продолжает описывать механизм действия страстей – как они могут пленять человека, в чем это проявляется. Он пишет: «Страсть познается из того, когда человек не престает воображать грех и услаждаться мечтанием его, когда плененный им, он уже не в силах противиться увлекающей силе греховных помышлений и картин, которые своею непотребною сладостию поглощают всю его мудрость и крепость. Страстный не престает совершать грех в мечтании и сердечном чувстве, чрез что поддерживает свое общение с темными духами и свою подчиненность им, а потому и свою вечную погибель».

Протоиерей Андрей Канев: – Лукавый дал помысел, я этот помысел принял, не отверг его, начал рассматривать. И что происходит? В этом случае я склонил свою свободу ко греху.

Если бы я был внимательным человеком, то когда помысел только пришел, откинул бы его от себя. Как? Молитвой. Если бы я обратил тогда внимание на молитву, то греха бы не совершилось. Это как если бы подошел человек и говорит: «Давай пойдем банк ограбим». Ты отвечаешь: «Нет-нет, не пойду» – и ты в этом случае не соучастник преступления. Но когда я говорю: «А почему бы и нет? А пойдем посмотрим, где! А сколько мы с тобой добудем?» – в этом случае я уже соучастник преступления. Так же получается, если я принял помысел, рассматриваю его, он уже мне приятен: в этом случае я уже склонил свою свободу к греху – как бы открыл сатане дверь: «Заходи!» Он заходит в виде проявления страсти, а потом я не понимаю: как так получилось, что я согрешил? Просто, – а на самом деле в жизни не очень просто.

Надо за собой следить, и мы увидим, что все это реально развивается. Все страсти развиваются именно так. Просто бывают страсти, которые в человеке более развиты, и этот механизм работает быстрее. Все это развивается именно так: помысел, принятие, чувства, желания и грех (делом или словом).

– Каждый из нас на личном опыте знает, что происходит, когда страсть попадает в сердце: попала, и все – вмиг там, в глубинах сердца, взрываются чувства, а ум отключается. И мы уже не в состоянии контро-лировать себя, не в состоянии остановить буйство чувств не только вовремя, а вообще не можем – и уже мы не ведаем, что творим. Слова говорим гадкие, дела совершаем худые, удержать себя не можем – не зря в народе про такое состояние говорят: «Ну, понеслось!» А как сделать, чтобы не неслось? Нельзя ли в самом начале атаки помыслов отцеживать те греховные мысли, от которых и разгорается весь сыр-бор?

Протоиерей Андрей Канев: – У нас, неопытных людей, не получится отцеживать: мы даже не почувствуем появления их, как могут чувствовать люди духовно опытные, которые осознают его не в себе уже, а чувствуют только его приближение.

Мы не монахи, не подвижники, а обычные грешники, и наша задача – в течение дня стараться учиться молиться. Как раз молитва, особенно внутренняя, является, с одной стороны, средством безопасности, потому что ум находится в деле, а не бездельничает. В этом случае он как сотовый телефон в режиме «полет»: включен, но на прием не работает. И когда человек начинает молиться, ум у него, образно говоря, находится в режиме «полет»: он работает, потому что в уме происходит все, что нужно. Ум может молиться, а это одно из самых важных его дел. Внимание направлено на молитву, и в этот момент, как сотовый телефон в режиме «полет» не может поймать никакой сигнал, так же и ум не попадается на эти помыслы. С другой стороны, внутренняя Иисусова молитва является средством тут же вылечиться от той порции яда, которую тебе впрыснул помысел, а ты по своей немощи и невнимательности принял ее. Даже когда разгораются чувства, если человек тут же начинает молиться, каяться, а не ждать субботы (или другого дня) Исповеди, потому что сто раз забудешь, является и средством безопасности, и средством лечения.

Мало того, что мы констатируем, что согрешил, надо же еще и бороться, а борьба как раз заключается в том, что человек за собой следит. Тогда будет должен поменяться образ жизни. Потому что если человек привык каждый вечер смотреть «Пусть говорят», «Дом-2» и по три часа сплетничать по телефону, никакой внимательной жизни у него не получится, поскольку ум у него закидан мусором и он этим мусором будет пользоваться. То есть внимательная жизнь предполагает ограничение той информации и развлечений, которыми напичкан наш мир. Если я каждый день хожу в гости, то не узнаю, что такое внутренняя или серьезная молитва, что такое покаяние. И если я каждый день смотрю телевизор, тоже не получится.

– «Страстный человек не престает совершать грех в мечтании и сердечном чувстве, – пишет далее святитель Игнатий, – и через это он поддерживает свое общение с темными духами, поддерживает свою подчиненность им, а потому и свою вечную погибель».

Протоиерей Андрей Канев: – Да, мы опять возвращаемся к разговору о том, что грех – это не только дело. Человек может внешне выглядеть положительно, а внутри сохраняет любовь к страсти. Причем не так, что она живет тайно и человек ее не замечает, – такого нет в нас. Страсть обязательно проявляется в виде надоедливых помыслов, чувств, желаний. Пост начался, а человеку хочется молока. Это о чем говорит? Просто потому, что организм говорит голове: «Голова, мне хочется молока!» или: «Пельмешек свари». Это говорит о том, что в нас есть чревоугодие, оно заскучало и говорит: «Эй, голова, ты что там в духовную жизнь играешь? Давай! Мне требуется». И эти помыслы начинают мучить человека. Если он не начнет бороться с ними, не начнет каяться, весь пост он промучается, а наступит праздник, окончание поста – и он объестся. Вот как проявляются эти вещи.

Не надо быть сверхвнимательным к себе, это проявляется сразу же, и не только в виде чревоугодия. «Этот меня раздражает. Тот неправильно поступает. И этот такой-сякой». Ты молчишь. Даже внешне можно сыграть, что ты кроткий, милый, спокойный, а внутри все кипит, все раздражают: они все криворукие, все делают не так, все-все мешают мне жить. Это тоже проявление страсти. Какой? Гордости, гнева.

Либо внешне я хороший, спокойный, нормальный, а мне все надоели, все не так, все плохо, я такой несчастный. Какая страсть? Печаль. Или я тружусь, иду на службу, молюсь, а сам думаю: «Вот приду домой, включу любимый сериальчик, почитаю любимую книжечку. Потерплю сейчас этих всех». Какая страсть? Уныние. Или настроение у меня поднялось: «О, классно, в гости пойдем завтра к друзьям» – уныние. Молиться надо, а ты сидишь и мечтаешь, как устроишь в огороде грядки, купишь тепличку, – сребролюбие.

Все страсти четко проявляются. Надо только смотреть не на грехи других людей, а посмотреть в себя – и увидим такую страшную картину. Надо только увидеть.

– А святитель Игнатий продолжает: «Тогда только осеняет человека надежда спасения, когда он увидит себя постоянным победителем в невидимой брани».

Протоиерей Андрей Канев: – Еще раз скажу для наших легко расстраивающихся братьев и сестер, что речь идет не о том, что если ты сейчас не увидел, то ты уже находишься в погибели и никогда не спасешься. Нам дается ориентир, что если христианин борется с грехами, то эта борьба не бесплодна, как, например, уборка снега зимой в тундре: сколько бы ни греб, его все больше. Не об этом идет речь. Святитель Игнатий описывает, что, когда человек борется, кается, пытается, неужели Бог отвернется от такого человека? Нет, конечно. И со временем, когда наступит в этой борьбе мера, когда мы перестанем себя жалеть, мера, когда перестанем любить грех, мера, когда мы захотим спасаться по-настоящему, складываются в то, что грехи начинают ослабевать. Это тоже делается потихонечку.

С тем же гневом. Человек не перестает быть гневным, он гневается меньше. Гневается качественно по-другому. Если раньше он скандалил и ссорился долго, основательно обижался, то сейчас делает это кратно меньше. Мы этого не замечаем сами по невнимательности. И, может быть, хорошо, что не замечаем. Мы замечаем проявление греха, а сколько он длился, не видим. Но со стороны хорошо заметно, что человек становится уже другой.

Проходят годы борьбы – нужны не месяцы, а годы, – и страсти человека начинают реально засыхать, уже проявляются не так ярко. И человек – победитель не в том смысле, что он разорвал страсти, как Самсон льва, и те лежат и не беспокоят его, а в том, что они проявляются, а человек бодр. Победитель он не в глобальном смысле, потому что свою природу мы не победим, а победитель на сегодняшний день. Человек всегда бодр: напал на него лукавый в виде помыслов или чувств, а он настороже – тут же покаялся, потому что понял, что происходит. И отступил враг, потому что Христос пришел. Не ты победил.

Когда мы рассуждаем об этом с прихожанами, я привожу такую картину. Вот пограничник сидит на посту и караулит некий участок границы, и вдруг видит: через границу идет множество вражеских солдат. Что он должен делать? Любой человек понимает, что один он не справится. Задача пограничника – вызвать подкрепление. И вот он вызывает, приезжают танки, пушки, самолеты – врагов побили, победа. И я спрашиваю людей: этот пограничник – герой или предатель? Понятно, что герой: он выполнил свою функцию. В духовной борьбе это и есть функция ума, а подкрепление – танки, пушки, самолеты – это благодать Христова, которую Он дает кающимся. Христианские подвижники побеждают благодатью Христовой. Ты увидел, что пришли эти враги, говоришь: «Господи, помилуй мя, грешного». И Господь отгоняет от тебя этих злых собак.

Вот это побеждение, когда человек внимателен к себе, позвал к себе Христа – и враг отступил, в этом уже залог спасения. Залог! А мы сейчас читаем другое.

– «Непорочность, достойная рая, является человеку уже по истреблении из сердца страстей, – учит святитель Игнатий. – Единый Святый Дух может вполне очистить человека от страстей и возвратить ему власть над самим собою, похищенную некогда диаволом».

Протоиерей Андрей Канев: – Тут святитель Игнатий еще больше раскрывает тайну, что если происходит это регулярное побеждение, может быть, и падения регулярные, но человек встал, снова победил. Ведь победа над грехом бывает даже не тогда, когда человек не сделал грех, а бывает, по немощи увлекся, но раскаялся – это тоже победа. Разбойник, который покаялся на кресте, победил или нет? Победил же: в рай пошел. Он победил то греховное сердце, которое у него было. Победа произошла. Христос воскрес, сначала умерев. Это тоже не та победа, к которой мы привыкли: когда флаг над главным зданием столицы. У Христа победа происходит по-другому. Если человек признал, что он грешник, регулярно кается – это уже признак того, что он начинает побеждать страсти.

А дальше святитель Игнатий пишет о том, что каждому человеку, который захочет, тому благодать Святого Духа возвращает чистоту сердца непорочного. Представляете, какая надежда? Это ли повод для раскисания и гудения про то, что покаяние – это самоедство, занудство и негатив. А оказывается, вот о чем речь: уже здесь кающиеся христиане получают помощь и благодать Святого Духа и очищаются от грехов. То есть нам нарисована такая перспектива! И она нужна. И внимательные христиане говорят: «А что делать? Куда идти? Где эти правильные вешки?» Далеко не все задают эти вопросы, но бывают такие самородки, которые допытываются.

Оказывается, святитель Игнатий показал, что путь покаяния приводит к таким замечательным, святым результатам. (Продолжение в следующем номере)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс