Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (937) → Протоиерей Андрей Канев: Незаработанное богатство не приносит счастья

Протоиерей Андрей Канев: Незаработанное богатство не приносит счастья

№40 (937) / 24 октября ‘17

Уроки Православия

– Смертные грехи – почему они так называются, и что мы должны о них знать? Об этом мы говорили, читая «Слово о смерти» святителя Игнатия (Брянчанинова).

Сам же святитель о своем фундаментальном творении говорил следующее: «В этом „Слове” дано подробное учение о том, какое значение для нас имеет смерть и как приготовить себя к вечности». Заметим, готовиться святитель Игнатий предлагает нам не к смерти как таковой – она всего лишь дверь в вечность! Готовиться нам надо к жизни вечной. Так в повседневной суете, проходя через множество самых разных дверей, мы не обращаем на них никакого внимания, поскольку не они наша цель... Мы стремимся к тому, что находится за ними, и выбираем варианты, как лучше через них пройти, а если они оказываются закрыты, мы ищем любую возможность попасть туда, куда стремимся… Так и в нашем разговоре о смерти мы не рассматриваем саму дверь, а узнаем, что находится за ней и как туда можно попасть.

Читая творение святителя Игнатия, мы узнали, что смертный грех накрепко запирает для нас двери в блаженную вечность, зато широко распахивает врата в вечные муки. Разбирая смертные грехи в последовательности, приведенной у святителя Игнатия, мы подробно рассмотрели ересь, раскол, богохульство, отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные, блудные грехи, пьянство, кровосмешение, святотатство и человекоубийство; далее святитель Игнатий пишет, что смертные грехи для христианина – грабеж и воровство...

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Грабеж и воровство – понятные грехи и, наверное, не требуют особого толкования. Смертные они потому, что это нарушение заповеди «не укради». Это было сказано еще в Ветхом Завете, как и «не убей», «не прелюбодействуй» – человек покушается на чужую собственность грабежом и воровством; сюда надо включить и другие формы незаконного обогащения. Они наносят вред самому человеку.

Вспомним историю, как одного старца ограбили бандиты, а он сам складывал им вещи, говоря: «Давай, неси-неси», – а потом сказал, что они унесли его грехи.

Человек, который нажился на чужом горе, никогда не будет счастлив. Почему часто дети олигархов сильно страдают, у них страшная жизнь? Да потому, что они воспитаны на деньгах, пропитанных кровью и слезами людей – они не приносят счастья.

– Было бы неэтично иллюстрировать слова отца Андрея примерами из жизни наших современников и соотечественников, хотя о таковых мы регулярно узнаем из СМИ, в том числе из криминальных сводок. А потому обратимся к статье французского журналиста Пьера Рея, опубликованной 30 лет назад в еженедельнике «Пари-матч», и в ней легко обнаружим эту трагическую закономерность – богатство родителей (вообще, а уж неправедное тем паче) не только не гарантирует детям счастья, нередко это самое богатство делает их самыми несчастными людьми на свете.

«Судьбы, разбитые вдребезги» – так называлась эта статья, и речь в ней шла о судьбах детей кинозвезд и миллионеров. Автор пишет: «Как гласит пословица, у пьющих родителей дети спиваются. А когда родители проводят время в банкетных залах роскошных особняков, на киностудиях, отдыхают на экзотических островах, их дети не вылезают из полицейских участков, наркологических клиник, залов судебных заседаний, а загородными резиденциями им служат психиатрические лечебницы. С ноздрями, забитыми кокаином, со льдом в сердце, с револьвером у виска, с судьбой, разбитой вдребезги, эти «сыновья» на самом деле являются беспризорниками и самыми несчастными людьми!» Таким же несчастьем для человека может стать не только родительское, а просто незаслуженное богатство, то есть деньги, не заработанные собственным трудом.

Протоиерей Андрей Канев: – В Америке проходит регулярная лотерея, в которой участвует огромное количество людей, а выигрыш – баснословная сумма. Показывали сюжет, как люди воспользовались этим богатством. И это страшная судьба… И ведь они никого не ограбили, де-юре это совершенно честная вещь: ты купил билет – оказалось, выиграл. Люди спивались, теряли семьи, даже умирали в нищете – это незаработанное богатство не приносит счастья, а что говорить о награбленном? Поэтому человек приносит себе очень страшный вред.

– А завершает список смертных грехов святитель Игнатий не вполне понятной формулировкой: «...и всякая жестокая, бесчеловечная обида…».

Протоиерей Андрей Канев: – Это можно понять в двойном смысле. Это состояние души человека, который наносит обиду людям, то есть это человек гневный, обижающий других людей – в каком-то смысле, скандальный. Но это можно отнести к состоянию, когда человек сам обижен – когда у меня на кого-то обида, в этот момент я не с Богом; Господь в Евангелии сказал: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» – если я на кого-то обижаюсь, не простил, то и мне Бог не прощает мои грехи. А раз Бог не прощает мне грехи, куда я в таком состоянии могу уйти после смерти? Только в ад.

Поэтому в том, что перечислил святитель Игнатий, он дал только направление. Мы можем увидеть, что названы определенные грехи страстей: гордости, печали, уныния, сребролюбия, гнева, блуда, чревоугодия – это дано крупными мазками, но, если разбираться, можно больше найти.

– Заканчивая чтение главы, еще раз напомним: этот перечень смертных грехов святитель Игнатий разместил не где-нибудь, а в «Слове о смерти». И мы, ознакомившись с ним и проверив по нему себя, получаем возможность иначе взглянуть и на свою жизнь, и на рассмотренные уже главы о посмертных мытарствах, будущей загробной участи.

Протоиерей Андрей Канев: – Цель этой главы (насколько мы с вами можем понять, применяя ее к своей жизни и вообще к теме, поскольку святитель говорит о смерти, о подготовке к переходу в вечность) – подготовить человека, чтобы мы знали, с чем нам приходится сталкиваться в жизни, и могли оценить происшествия, которые у нас были или случаются. И оценить не «ну, было и прошло», а если было и ты не раскаялся, то эти происшествия могут нести такие страшные последствия после смерти, что ты попадешь в ад. Это предупреждение, духовная профилактика: чтобы человек знал, с чем он должен бороться, знал, чего в жизни опасаться и даже не допускать.

Глава заканчивается рассуждениями, что нельзя нечистоту победить милостыней – против каждого греха есть свое средство борьбы: нам не стоит отчаиваться. По своему маловерию и малодушию человек часто, узнав, что сделал что-то греховное, опускает руки и перестает бороться. А святитель Игнатий как раз говорит, что нельзя золотом или серебром покрыть свои грехи – надо бороться за свою чистоту. У каждого греха, каждой страсти есть противоположность, ее исцеляющая. Как говорится в Священном Писании, уклонися от зла и сотвори благо: взыщи мира и пожени и, то есть надо делать то, к чему призывает не страсть, а ее противоположность – добродетель. Так человек очищается и готовится к вечности… Эта статья – предупреждение.

– Сделав такое предупреждение, святитель переходит к рассмотрению понятия страсти и в одноименной главе подробно и обстоятельно излагает учение Церкви о страстях, чтобы мы знали точно и определенно усвоили следующую истину: если православный христианин стяжал (то есть приобрел) греховные страсти, то он добровольно вступил в общение с сатаной и расторгнул общение с Богом, а значит, он лишается надежды на спасение.

Протоиерей Андрей Канев: – Святитель Игнатий в учебнике «Слово о смерти», который мы разбираем уже на многих уроках, рассказывает, что отвращает человека от Бога, что вносит в нашу жизнь смерть и что может помешать ему спастись. Мы говорили уже, что такое смертные грехи, читали специальную главу у святителя Игнатия. Понятно, что мы не ставили задачу рассмотреть все смертные грехи, их достаточно – настолько много, что христиане порой даже удивляются, что и это – смертный грех, и то – смертный грех: «А я думал, что это нормально...».

Немного отступлю от темы. К сожалению, сейчас я начинаю замечать, что и наши «новые» христиане, пришедшие уже в нулевых годах, и, бывает, те, которые ходят в храм уже десятилетиями, не имеют понятия о смертных грехах.

Современные христиане приходят уже немного с другим духом (думаю, духом мира) – они ищут радость, любовь в вере, каких-то утешений и не совсем желают воспринимать церковное святоотеческое учение. А святитель Игнатий не придумывает ничего нового – по большому счету, он переводчик, который пережил через свое сердце и перевел на наш, вполне доступный нам русский литературный язык, опыт, который был у святых отцов в древности, причем одинаковый: можно читать отцов II–V, VI, XI, XV веков, и найдете то же самое – порой бывает, человек говорит: «Я вот попытался читать, там то же самое». Конечно, то же самое – они писали о самом главном: чтобы человек спасся.

И, получается, когда христиане в первый раз приходят на Исповедь, мы знакомимся в общении, но оказывается, что о понятии смертных грехов они порой даже слышать не хотят: «Лишь бы не трогали!» С другой стороны, недавно мы общались с православным психологом, который ведет прием православных христиан, и он задал мне очень острый вопрос: «Почему ко мне приходят православные христиане, которые исповедуются, причащаются, ходят в храм, считают какого-то священника своим духовником, но спокойно позволяют себе пойти поблудить? Поблудят – и чуть ли не через день причащаются, потом идут и снова грешат таким грехом и говорят: „А что тут такого?”» Или психолог сталкивался с тем, что причащающиеся православные христианки (не те, которые крестились и забыли об этом) идут на аборт. Когда он возмутился (по понятным причинам – какое же сердце может выдержать такое?) и сказал: «Как вы после этого причащаетесь?», женщина ответила: «А мне батюшка позволит. Свечку поставим – и все».

Такое отношение ко греху – смертному греху... И мне стала понятна череда страшных рассказов, когда православные христиане, наши братья, грешат сегодня страшным образом и тут же причащаются – и тем грешат еще тяжелее. Поэтому мне и захотелось сказать, что один из смертных грехов – это недостойное Причастие, когда христианин, не имея понятия о грехах, совершенно самоуспокоен тем, что он православный христианин: крещен, ходит какое-то время в церковь, не каясь, не борясь, причащается и согрешает еще более страшным смертным грехом – недостойным Причастием. Мне хочется поделиться такими горестными наблюдениями. Когда такому человеку начинаешь говорить, что он не достоин Причастия, надо пересмотреть подготовку, отношение к своей жизни, это вызывает бурю негодования, хотя практика жизни такого несчастного человека показывает, что он просто живой ходячий труп.

– «Горе вам… лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23, 27–28).

Протоиерей Андрей Канев: – Дальше святитель Игнатий говорит, откуда берутся смертные грехи – ведь они существуют не сами по себе, отдельно от христианина. Смертные грехи – это самые сильные, крайние проявления страстей. Святые отцы давно дали нам учение о страстях – мы уже говорили об этом, но кратко повторим, откуда они появились.

Господь при сотворении Адама вложил в него духовные силы, добродетели – они должны были помогать Адаму, возвышать его, тянуть к обожению. Но когда Адам согрешил (сделал неправильный выбор и, получается, предал Бога), то, что в нем находилось, исковеркалось, и добродетели, которые у него были, превратились в страсти: то, что было со знаком «+», при воздействии сатаны и отречении от Бога и вхождении в человека смерти стало со знаком «-». И мы рождаемся уже с наличием таких сил, которые тянут на грех.

А смертные грехи – это самое страшное их проявление, которое до конца отрывает от Бога, и если человек не покается, то он уже погиб. И у наших братьев, которых встречал психолог (думаю, и другие священники, кто повнимательнее относится к народу), нет страха по отношению к этим грехам. И, раз страха нет, а мы все время ищем радость и любовь, то греха уже не и боимся.

Святитель Игнатий как раз напоминает нам, что смертные грехи не берутся так просто: шел-шел, упал и смертно согрешил… До этого есть определенная подготовка – развитие греха, развитие страсти. Дальше он пишет, что надо бояться не только смертных грехов, но и проводить систематическую борьбу с теми страстями, которые в тебе есть, узнавать их, видеть, как они проявляются.

У каждого человека, без исключения, есть страсти. Не надо думать, что я сижу перед вами, умничаю и у меня ничего подобного нет: ангел. Ничего подобного, у каждого из нас все они есть, мы с этим набором рождаемся. Другое дело, что по особенностям рода, воспитания, по личной склонности какие-то страсти у нас больше, какие-то меньше, одни замаскированные, другие явные. Если это болезнь, которая ведет нас к смерти, мы должны узнать, как она в нас проявляется. А как часто людям это не нравится, а хочется жить весело, счастливо, беззаботно – бегать по полянке и ловить бабочек…

– Но святитель Игнатий писал свое «Слово» не об этом. Он писал о спасении. А разбираться в этой сложной теме, одновременно предаваясь радостям земной жизни, не получится! Сачок и бабочки, шашлычок и пиво, занятия спортом и пение и даже множество самых добрых дел не приведут человека ко спасению, если он не будет очищать свое сердце, бороться со страстями – нет для христианина дела важнее спасения своей вечной души! Потому святитель Игнатий и предупреждает: «Лишены надежды спасения те православные христиане, которые стяжали греховные страсти и посредством их вступили в общение с сатаной, расторгнув общение с Богом».

Протоиерей Андрей Канев: – Мы должны это сказать (и святитель Игнатий, я убежден, пишет об этом с сожалением, с сокрушением!) Это одно из правил духовной жизни, которое мы тоже должны понимать, – безудержная надежда людей на спасение, причем ничем не обоснованная, которую мы видим и в протестантской культуре и философии. Некоторые деноминации протестантов убеждены, что они спасены только потому, что «прими Христа в свое сердце, и ты уже спасен», хотя ты продолжаешь совершать грехи – и тяжкие грехи. Если мы посмотрим на историю протестантства в Европе, это не жизнь ангелов: страшные кровавые войны. Посмотрим, что происходит в нынешней глобальной политике: всякими беспорядками и войнами занимаются эти, якобы христианские, сообщества, которые считают себя спасенными, избранными и так далее.

Поэтому идея, что ты ничего не делаешь, а спасен, к сожалению, очень заразна, очень въедлива: видимо, проникает в наши современные православные сердца, когда христиане говорят, что рай, надежда обеспечены.

И никакие разговоры про страсти, грехи их не касаются. У человека параллельная жизнь: с одной стороны, самоослепляющая надежда, с другой, тяжкие грехи и страшная жизнь. Поэтому об этом, конечно, надо говорить.

Закон духовной жизни, о котором пишет святитель Игнатий: если христианин не кается в грехах, не борется с ними, нет надежды на спасение. Это не вопрос для обсуждения, дискуссии, – это закон: страсть имеет множество проявлений – грехов, у одной страсти может быть множество грехов, хотя и не смертных по своей тяжести.

Возьмем, например, самое страшное проявление гнева – убийство и ненависть. Можно ругаться с женой каждый день – это состояние не смертного греха, но греха тяжкого. Ты ругаешься, ругаешься, ругаешься – и умер в таком состоянии. Ты понял, что такое «блаженны нищие духом», «блаженны кроткие», «блаженны милостивые»? Да ничего ты не понял, получается. И куда ты пойдешь? Парадным шагом в райские обители, туда, где кроткий Христос?

Насколько нам надо обмануться духом времени, чтобы перестать это понимать! А понимать мы должны. Поэтому слова святителя Игнатия очень отрезвляющие: хочешь быть спасен – возьми крест свой. Сказано это не просто святителем Игнатием, а Самим Христом в Евангелии, и потому святитель Игнатий точно об этом говорит, четко. (Продолжение в следующем номере)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс