Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (937) → Архимандрит Савва (Мажуко): Взаимоотношения верующих внутри христианского мира

Архимандрит Савва (Мажуко): Взаимоотношения верующих внутри христианского мира

№40 (937) / 24 октября ‘17

Свет невечерний

– Друзья мои, совсем недавно я узнал, что некий российский миллиардер пожертвовал неунывающему Стивену Хокингу огромную сумму для проекта по поиску внеземной цивилизации. Это ведь очень интересно: есть ли жизнь на Марсе, как вращаются планеты в далеких созвездиях и какого уровня достигли таинственные внеземные цивилизации… Вы знаете, что многие ученые протестуют против этих исследований: нам неведомо, к чему это приведет – если есть где-нибудь в созвездии Лебедя внеземная цивилизация, кто знает, может быть, они нас опередили в развитии и захватят, поработят, и мы боимся, пугаемся: может быть, не стоит идти на контакт?

И вот когда я размышляю на эти модные и очень интересные темы, меня охватывает не азарт исследователей или любителей фантастики, к которым я себя тоже отношу, а просыпается практик-христианин: и эти исследования, и эти интерес и испуг напоминают взаимоотношения верующих внутри христианского мира.

Мы, русские православные люди, знаем, что христианская цивилизация неоднородна: есть на свете католики (их большинство), есть православные (причем очень разные, есть Восточная Церковь, есть Церковь Эфиопии – очень древняя, но с ней мы не имеем Евхаристического общения; древняя красивая, интересная, многострадальная, мученическая Церковь Армении, с которой тоже его нет: хотя мы почитаем армянских святых, нам нравится армянское искусство, архитектура, но мы не можем вместе с ними молиться); мы знаем, что есть расколы, что есть огромная, пестрая ветвь протестантских церквей, которые развиваются, имеют свои университеты, традиции, берущие начало с богословия Мартина Лютера в XVI веке – и мы с ними тоже не имеем Евхаристического общения; в конце концов, внутри русского Православия есть незаживающая рана – старообрядческая Церковь, тоже неоднородная (новозыбковская, белокриницкая иерархия, есть беспоповцы, федосеевцы – их очень много), они не мирятся между собой и с Московским Патриархатом не дружат, не общаются.

И вот мы с вами, как люди, читающие Священное Писание, дети Христа, которые в Евангелии от Иоанна читают призыв: «Да будем все едины!», не можем понять: как получилось, что христианский мир расколот, как так сложилось, что мы, люди, призванные к смирению (об этом говорит Писание – люди призваны быть солью земли)? Мы не мир несем, не добрее его делаем, не милосердие проповедуем, а наоборот, являем расколы, распри и подозрительность. Как быть в этой ситуации нам, простым людям? Мы понимаем, что вопросами уврачевания расколов должны заниматься в Церкви богословы и иерархи, но как-то не получается у них. И как нам быть в этом сложном мире?

Времена Советского Союза, изоляции от иного мира, например западной культуры, прошли – мы можем путешествовать, принимать гостей, мы видим разные лики Православия: греческое, сербское, румынское, есть Православные Церкви с другими календарями, которые празднуют Рождество с католиками, а не с нами. Как быть, как относиться к ним? Стоит ли нам идти путем, который мне указал один старичок, посоветовавший доверительно: «Ни в коем случае, парень, не ходи в костел! Никогда не разговаривай с католиком»?

Можем ли мы сейчас позволить это себе, друзья мои: не разговаривать с католиком, не ходить в костел? Мы не будем разговаривать с ними, но они будут разговаривать с нами – нас окружают люди других вероисповеданий. Они живут рядом с нами, к ним относятся даже наши родственники; мы читаем их книги и смотрим их фильмы, и я никогда не поверю, что если вы поедете вдруг в Париж, то никогда не зайдете в «костел» – собор Парижской Богоматери, в котором каждый день совершается католическая Литургия. Мы посетим это место и даже приложимся к святыне, которая там есть, – Терновому венцу; более того, если вы вдруг окажетесь в Бари, в католическом храме, выстроенном в норманнском стиле, вы, конечно же, посетите мощи святителя Николая, которые там хранятся.

Мы не можем больше жить в изоляции. Но что же нам делать? Может быть, махнуть рукой на все различия, которые между христианами существуют? Давайте будем молиться вместе с католиками, причащаться? Какая разница, в какой ты вере, в какой общине ты родился, к какой Церкви приобщен?.. Ни в коем случае! Если ты родился здесь, в Беларуси или России, если тебе Господь доверил быть сыном или дочерью Русской Православной Церкви, то ты за нее в ответе, ты не можешь быть предателем или индифферентным верующим: ты принадлежишь этой общине, но это вовсе не значит, что остальных верующих, другие общины и конфессии нужно предавать анафеме и проклятию.

Друзья мои, служение примирения, о котором говорит апостол Павел, распространяется и является обязанностью не только богословов и церковных иерархов, но и каждого христианина, и мы на своем, бытовом уровне должны это служение примирения совершать. Что это значит? Это значит относиться к людям другого вероисповедания терпимо, с добротой, с расположением и любовью – нас Господь призвал благословлять всех людей, всю тварь, все живое, в том числе и тех людей, которые верят несколько иначе, чем мы с вами; относиться к ним нужно по-доброму.

И вдруг открывается человеку, который пытается избавиться от этого религиозного изоляционизма, от этого испуга перед другими вероисповеданиями, что «есть жизнь на других планетах», что есть католики такие же благочестивые, как и мы, что у нас есть чему у них поучиться и есть чем поделиться с ними. У нас есть богатый святоотеческий опыт русского Православия, о котором мы можем рассказать, опыт новомучеников. И мы видим, что среди них есть молчальники и подвижники, среди протестантов – миссионеры, много мучеников, исповедников; среди католиков много людей бескорыстных, которые отдают последнюю копейку ради бедных детей, ради миссии где-нибудь в Бразилии или Африке, и мы должны этот труд благословлять, потому что, я думаю, и Господь это принимает.

И «есть жизнь на других планетах» – есть люди святые и в других Церквах, поэтому мы призваны к доброму, добрососедскому, благословенному, радостному и благодарному общению друг с другом, чтобы этот мир, который утопает в распрях, хотя бы среди христиан наладился, привел к любви, доброте, взаимопониманию, потому что христианам надо держаться друг друга!

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс