Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (936) → Протоиерей Владимир Волгин: О Евхаристии

Протоиерей Владимир Волгин: О Евхаристии

№39 (936) / 17 октября ‘17

Беседы с батюшкой

Продолжение. Начало в №21 (870) – №36 (885), №44 (893) – №45 (894) 2016, №5 (902), №17 (914) №23 (920) – №25 (922), №31 (928), №33 (930) 2017 г.

Сегодня мы продолжаем разговор о таинстве Божественной Евхаристии с протоиереем Владимиром Волгиным, настоятелем храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках г. Москвы.

– Да, попробуем. Мы в прошлый раз уже говорили о преложении (пресуществлении) Святых Даров. Но все же я считаю возможным нашу беседу начать именно с этого, и постепенно закончить эту тему о таинстве Божественной литургии, таинстве таинств, ради которого существует Церковь: только в Церкви она может совершаться.

Я напомню, священник (предстоятель) храма молится, чтобы снизошел Святой Дух на Дары, чтобы хлеб стал Телом Господним, а вино – Кровью Господней. Очень жалко (я все время возвращаюсь к этой теме), что часто и в основном священнослужители все молитвы, которые (если позволительно так сказать) участвуют в этом таинстве, читают негромко, и приход, который участвует в совершении Божественной литургии своей молитвой, не слышит дивных молитвенных слов, связанных с этим таинством. Сейчас такая широкая издательская деятельность и при Патриархии, существуют и частные издательства, которые стараются издавать духовные книги, и я рекомендую найти и приобрести для себя служебник. Но не просто служебник, потому что служебник все-таки вмещает в себя и утреннее, и вечернее богослужения, и Божественную литургию святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Двоеслова. А есть служебники, которые касаются только лишь Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста (или только лишь Божественной литургии святителя Василия Великого, или только лишь Божественной литургии святителя Григория Двоеслова).

Поэтому, дорогие мои, приобретите для себя служебники и стойте с ними на службе, безусловно, не произнося священнических возгласов, но слыша их и читая за этими священническими возгласами молитвы, которых вы не слышите. Для большинства прихожан Божественная литургия оказывается совсем не понятной. Хотя молитва существует и помогает священнослужителям в таинстве Божественной Евхаристии, тем не менее, прихожанин остается в неведении о том, что читается, как читается. А когда мы будем вооружены служебниками, безусловно, наше участие будет более плотным, и мы будем вместе с предстоятелем и священнослужителями алтаря растворяться в этих дивных молитвах, связанных с таинством Божественной Евхаристии и Литургии.

Я снова повторюсь: после того, как священник возносит Дары и восклицает: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся, хор поет: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш». То есть мы поем и восхваляем Господа, Который в лице Сына Божия оставил нам Божественную литургию. Хотя, я повторяю, во всей Божественной литургии участвуют, и мы прославляем всю Пресвятую Троицу: и Бога Отца, и Бога Сына, и Бога Духа Святого – Каждый участвует в этом замечательном дивном таинстве.

И вообще, ведь нам нужно постоянно благодарить Господа: не только за таинство Божественной литургии, которое Господь оставил нам на земле, но и за все таинства и все благодеяния, оказываемые Господом нам, человеческому роду, за все скорби, болезни, потрясения в нашей жизни, которые также учат нас этому узкому пути, что ведет в Царствие Божие. Ведь путь действительно узок, и мы много в человеческой жизни страдаем, множество несчастий переносит и переживает человечество. Но и к этим несчастьям нужно относиться с благодарностью. Есть даже такая поговорка: нет худа без добра. Если мы начинаем понимать и благодарить Господа за все нестроения, происходящие в нашей жизни, то обязательно, рано или поздно, мы получим от Бога утешение, рано или поздно мы поймем, хотя бы отчасти, может быть, не глубину этого процесса, почему это с нами произошло, но приоткроется как бы некая тайная завеса глубинного смысла, связанного с вождением Богом нас на пути к Царствию Божиему.

Так что, мы восхваляем Пресвятую Троицу, и в особенности во время Божественной литургии и во время Божественной Евхаристии. После того, как лик (хор, а мы вместе с хором, потому что лик олицетворяет нас, прихожан, но, так как многие из нас, как и я, безголосые, хор заменяет нас) поет: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш», священник читает молитву...

В Греции, мне говорили, такая практика: допустим, священник сказал возглас, хор пропел в ответ на этот возглас, и после пения, когда хор заключает последнее слово в том или ином воспевании Бога, священник начинает велегласно читать молитву. То есть в греческих храмах воцаряется тишина, и священник читает молитву. У нас немножко другая практика – мы читаем эти молитвы во время пения хора.

После этого пения, после этого дивного благословения и благодарения Бога, священник молится: «Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем: низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия Дары сия...». То есть ниспошли Духа Твоего Святого на нас всех, в первую очередь, на тех, кто совершает эту Божественную литургию. Здесь как бы акцентируется даже внимание на этих смыслах: приносим Тебе словесную службу и бескровную службу. То есть службу, не связанную с заколанием тельцов, или козлов, или птиц небесных, или еще кого-то из живых существ, населяющих нашу землю, а именно бескровную жертву. И словесную службу, потому что мы словами призываем Духа Святого, именно словами прославляем Бога, а не какими-то жертвами.

И, кстати говоря, касаясь словесной службы, я бы хотел сказать, что мы всегда должны эту словесную службу нести в мире человеческом, чтобы ни одного гнилого слова у нас не было, чтобы люди перестали ругаться нецензурными словами и просто не произносили неприличных слов, не называли друг друга разными неприятными именами, а своими словами старались нести только любовь, только понимание и великодушие. Мы должны помнить призыв апостола Павла: будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте. Вот в этом должна заключаться наша словесная служба. Но здесь, конечно, касается молитвенного состояния души, которое выражается в молитвенных словах и нашем стоянии.

«Низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия Дары сия...». Если Господь не ниспошлет Духа Святого, то таинство не совершилось. Я, кажется, в прошлый раз вспоминал, как одного священника обличили перед архиереем в том, что он иногда не 3 раза произносил молитву призывания Духа Святого, а 4–5 раз. Архиерей вызвал этого священника, спросил, почему тот иногда по нескольку раз, вместо 3-х, читает молитву призывания Духа Святого, и попросил служить Божественную литургию. Священник служил, а потом, уже после Причащения, сказал: «Иногда я прочитаю молитву один раз – и сойдет Дух Святой, а иногда читаю три раза, а Дух Святой не сходит. Поэтому я призываю еще и еще раз, до тех пор, пока не увижу, что Дух Святой сошел на Дары, и Дух Святой прелагает хлеб в Тело Христово, а вино – в Кровь Христову».

Далее трижды читаются прошения третьего часа: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящих Ти ся». Мы, к сожалению, не зрячие, но, когда я читаю эти молитвы, у меня мурашки по коже бегут. Я не вижу, но чувствую, что действительно благодать Божия сходит на Дары. Даже какое-то особое психосоматическое состояние во время снисхождения Духа Святого на Дары.

Мы уже в прошлый раз говорили, что в Католической Церкви этого призывания нет, и для католиков заканчивается Божественная литургия после того, как священник сказал: «Сие есть Тело Мое Новаго Завета, за вас ломимое... Сия есть Кровь Моя Новаго Завета, за вас изливаемая...». Они себя ощущают как бы образами Христа, наместниками Христа на Земле, поэтому заканчивают Божественную литургию таким образом. А мы – через призывание Духа Святого на Дары.

После того, как трижды священник призывает Духа Святого, если он один служит, он произносит слова: «И сотвори убо хлеб сей Честное Тело Христа Твоего (то есть преложи этот хлеб в честное Тело Христа Твоего). А еже в Чаши сей, Честную Кровь Христа Твоего (то есть вино преложи в Кровь)». И последний возглас, связанный с этим таинством: священник своею рукой благословляет уже Тело и Кровь Господню, благословляет вместе дискос и Чашу с Кровью Господней, со словами: «Преложив Духом Твоим Святым». Наверное, в этот самый момент совершается преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню.

Если диакон служит, диакон обращается к предстоятелю и говорит: «Помяни мя, святый владыко, грешнаго». И предстоятель отвечает ему: «Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков».

Мы все, стоя на Литургии, должны понимать, что вокруг нас собрались сонмы ангелов, что алтарь – это Небо на земле, что в этот момент алтарь есть образ Царствия Божия. В этот момент, как никогда (конечно, Господь всегда с нами), вся полнота Пресвятой Троицы находится рядом с нами.

Я все время думал о том, что это за слова такие Иоанна Крестителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие». И Господь Иисус Христос такие же слова произносит. А мы здесь уже в Царствии Божием. Да, приблизилось, потому что Господь пришел искупить первородный грех человеческий, и тем самым открыл врата в Царствие Божие, до тех пор закрытые после первородного греха Адама и Евы. А здесь уже мы искуплены Божественной Кровью Христа, мы искуплены Крестной Жертвой, уже открыты врата в Царствие Божие, и здесь уже мы находимся в Царствии Божием.

Поэтому священник говорит: «Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков». То есть сейчас, здесь тебя Господь поминает.

И дальше священник читает замечательную молитву: «Якоже быти причащающимися во трезвение души...». Что такое «трезвение души»? Это душа, которая находится в постоянном добром делании, и должна находиться в постоянном добром делании. Одно дело – пьяный человек, у которого непонятно, что и как совершается. А здесь слово «трезвость»: чтобы все было выверено, чтобы все было основано на Господе, чтобы ум наш не помрачался вместе с душой, чтобы мы всегда были направлены на службу Господу не только своими словами, но и делами, потому что вера без дел мертва. А самое большое дело для христианина выражено в словах Господа Иисуса Христа: «По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Самое большое, самое важное и главное дело, которое мы должны совершать здесь, на земле, проживая эту жизнь, – это стремление к любви и к ее плодам.

«Якоже быти причащающимися во трезвение души, во оставление грехов, в приобщение Святаго Твоего Духа, во исполнение Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд или во осуждение…». И опять о Духе Святом. Почему? Дух Святой животворит, творит жизнь, и без Духа Святого мы умираем. Неслучайно в замечательной беседе Николая Александровича Мотовилова с преподобным Серафимом Саровским о цели христианской жизни, преподобный Серафим Саровский говорит, что «истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божиего. Пост же, и бдение и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божиего. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа».

«...во исполнение Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд или во осуждение...» – чтобы мы были наполнены уже здесь, на земле, не только благодатью Святого Духа. А раз мы будем наполнены благодатью Святого Духа, безусловно, мы испытаем в себе, что такое блаженство Царствия Божия, о котором, как свидетельствует апостол Павел, якоже есть писано: ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящым Его.

Священник продолжает молиться: «Еще приносим Ти словесную сию службу о иже в вере почивших (то есть мы приносим словесную службу о всех верующих, которые почили), праотцех, отцех, патриарсех, пророцех, апостолех, проповедницех, евангелистех, мученицех, исповедницех, воздержницех, и о всяком дусе праведнем, в вере скончавшемся».

Почему священник читает эту замечательную, дивную молитву во время Божественной литургии? Да потому что на их жизни, на костях этих святых утверждается и укрепляется наша Православная Церковь, а значит, и таинство Божественной Евхаристии.

Как же после этого не вспомнить о Пресвятой Богородице, можно сказать, виновнице этого торжества Божественной Евхаристии? Ведь если бы Она не зачала, если бы Она не родила Сына Божия, Сына Человеческого, не воспитала бы... Ведь сколько разных невзгод и трудов испытывает любая мать. Кроме рождения, которое, мы веруем, было у Нее безболезненно. И Пресвятая Богородица осталась Девой и после Рождества, но, тем не менее, на Ее долю выпали все те женские дела и попечения о Богомладенце Иисусе Христе.

И мы вспоминаем о том, как Она забеспокоилась, когда Христу было 12 лет и когда Он остался в Иерусалиме после праздника, и как они стали искать Его, и как Пресвятая Богородица с укором, но со смирением спросила: «Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя...». И в этом тоже выразилась Ее женственная, чуткая, материнская душа и беспокойство за Своего Сына. И как же не восхвалить Пресвятую Богородицу? И поэтому Церковь во время Божественной литургии восхваляет Пресвятую Богородицу, священник произносит: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии», то есть Ей сейчас будет посвящен хвалебный гимн и благодарение за то, что она родила Иисуса Христа, искупившего первородный грех и открывшего для всех нас врата в Царствие Божие.

Я хотел бы на этом моменте остановиться. Это восхваление Пресвятой Богородицы – это почитание Пресвятой Богородицы по Ее словам: «Отныне будут ублажать Меня все роды». Некоторые женщины в своих семьях, и среди мужского состава нашего населения, и общественной жизни как-то очень возмущены якобы своей дискриминацией – что их не так почитают, как должно, что женщины всегда находятся в каком-то униженном положении и так далее. Но не надо забывать, что единственная Дева, родившая Христа, ублажается и прославляется так, как никто на свете – ни апостолы, ни пророки, ни святители, ни юродивые, ни отшельники, ни пустынножители, ни монахи – никто, и только Пресвятая Богородица.

Даже Иоанн Креститель.

– Да. Выше по жизни Пресвятой Богородицы никого в мире не было и нет из человеческого мира. Поэтому обращаюсь к вам, дорогие женщины, дорогие прихожанки наших храмов: не сетуйте на свою жизнь, на то, что вы родились женщинами, вы можете так же прославить Господа своей жизнью, как и Пресвятая Богородица, безусловно (исключая подвиг Богорождения и такого зачатия), и быть носительницами благодати Духа Святого, как, впрочем, многие женщины, угодившие Богу.

И хор (это значит, что мы) прославляет Пресвятую Богородицу словами: «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим...», то есть честнее и славнее херувимов и серафимов. На какую высоту Пресвятая Богородица поднялась Своей жизнью не потому, что Она стала Богоматерью, а потому, что Она изначально была таковой: молитвенной, смиренной, имеющей в Своем сердце и Своей душе безмерную любовь по отношению ко всем людям, которые встречались Ей на пути и среди которых Она жила.

«...без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». Что такое «без истления Бога Слова рождшую»? То есть Она как была Девой, так и осталась Ею, то есть Она не была, как обычная женщина... Вот этим словом обозначается: «тление, истление», то есть потеря девства. Каким-то чудесным образом девство Ей было оставлено, и поэтому Она величается Приснодевой, то есть всегда Девой пребывающей.

И как здесь Церкви не помянуть и сотрудника Господа Иисуса Христа, и святых, славных, всехвальных апостолов, и святых, которые поминаются в этот день, и вообще святых, прославляемых Церковью? Опять священник также молится о святем Иоанне Пророце. Во многих церквах так священники молятся про себя, не велегласно, – но замечательные слова мы бы слышали, если бы священник велегласно продолжал бы молиться: «О святем Иоанне Пророце, Предтече и Крестителе, и святых, славных и всехвальных Апостолех, и святителе Иоанне Златоустом (или Василия Великого, или Григория Двоеслова, Литургия которого ныне совершается), и всех святых твоих, ихже молитвами посети нас, Боже», ведь святые молятся за мир, несмотря на то, что они не с нами, но они молятся в Царствии Божием о нас: прошедшие человеческий путь от рождения до святости, они знают, как трудно идти по этому узкому пути. И их любовь выражается по отношению к нам, которых они не знали, и мы их тоже не знаем, только слышим о них и читаем их жития, но они молятся за весь человеческий род. Ихже молитвами посети нас, Боже.

Как хочется познать Господа всеми фибрами своей души, как святые («Уже не я живу, – говорит апостол Павел, – а живет во мне Христос»), как Симеон Новый Богослов, который явно был носителем Духа Святого, и многие другие святые. Ведь цель христианской жизни заключается в стяжании Духа Святого, и человек, стяжавший Духа Святого, становится здесь, при жизни, святым и носителем Бога, а раз носителем Бога, значит и Божественной любви.

«И помяни всех усопших о надежди воскресения жизни вечныя», то есть все, кто усоп, надеялись на воскресение в вечной жизни. Оно настанет, когда совершится Второе страшное пришествие Господа Иисуса Христа, Который придет судить живых и мертвых. Живые праведники облекутся в нетленные тела, а, по учению Христа, грешники будут ввержены в вечное мучение. Хотя некоторые из святых с этим мнением не согласны и считают, что человеческие грехи после какого-то определенного периода нахождения грешников в состоянии мучения будут прощены. Некоторые из них говорят: «Как можно думать о бесконечной Божественной любви, как она может не помрачиться от сознания того, что кто-то из Его творения находится в аду?»

Упокой, идеже присещает свет Лица Твоего. Еще молим Тя, помяни, Господи, всякое епископство православных, право правящих слово Твоея истины, всякое пресвитерство, во Христе диаконство, и всякий священнический чин...». Это уже нас Церковь поминает. Без епископа Церковь не существует, епископ – это князь Церкви, князь своей епархии, только ему дано право рукополагать в священники ставленников на это великое священнослужение, также, как и в диаконский сан. И без епископов не было бы Церкви.

И дальше продолжает предстоятель молиться: «Еще приносим Ти словесную сию службу». Смотрите, вселенскость Церкви и вселенскость, если можно так выразиться, Божественной литургии: «Еще приносим Ти словесную сию службу о вселенней, о Святей Соборной и Апостольской Церкви, о еже в чистоте и честнем жительстве пребывающих (то есть о людях, которые в чистоте и честном жительстве пребывающих, которые стараются не нарушать заповеди Божии), о богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея...».

Дорогие наши слушатели и телезрители, надо сказать, что во все времена Церковь молилась о властех и воинстве. Несмотря на то, что переживала состояние гонения, как, допустим, в советское время, а Церковь все равно молилась за обидчиков своих в лице власти страны и государства нашего. Или же в языческие времена апостолы говорят о том, чтобы мы поминали царей языческих. Они были гонителями Церкви христианской, а все равно христиане поминали их, надеясь на то, что Господь рано или поздно может и этих людей с черствыми сердцами в конечном итоге привести к Себе.

«О властех и воинстве ея». Есть некоторые люди, которые не признают, хулят, критикуют власти свои. Это нам, христианам, ни в коем случае нельзя делать – это шаг к революции, переустройству миропорядка, что воцарился у нас, в нашем государстве. А сейчас нам нужно всегда и все время благодарить Бога за то, что у нас такая православная власть, которая дает возможность развиваться и расцветать Православной Церкви.

«Даждь им мирное правление, да и мы в тишине их тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте». Что значит «мирное правление»? Чтобы народ не потрясал свою власть, чтобы не изгонял их, не уничтожал их и чтобы во время их правления существовал мир, чтобы не было никакой войны с другими странами и государствами. И мы тогда будем вместе с ними находиться в благодатной тишине, в тихом и безмолвном житии жить и во всяком благочестии и чистоте. Наверное, легче нам будет всегда молиться, когда вокруг нас нет и не происходит потрясений.

И потом предстоятель возглашает о Святейшем Патриархе, молится о Предстоятеле Церкви: «В первых помяни, Господи, Великого Господина и Отца нашего Кирилла». Сейчас у нас Патриарх Кирилл, поэтому произносится его имя, Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. Если предстоятель молится в иной епархии, где есть свой глава этой епархии, то он поминает вместе с Патриархом и Правящего архиерея своей епархии. И этот возглас заканчивается такими словами: «...ихже даруй святым Твоим церквам, в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины». И хор поет, напоминает нам об этом. Мы молимся не только за Предстоятеля Русской Православной Церкви и предстоятелей епархий, но хор нам напоминает, и мы молимся: «И всех, и вся» – за всех, и за вся. (Продолжение в следующих номерах)

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс