Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (936) → Протоиерей Андрей Канев: Господь нас создал для рая

Протоиерей Андрей Канев: Господь нас создал для рая

№39 (936) / 17 октября ‘17

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) 2016 – №38 (935) 2017

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Прелюбодеяние – это измена: когда человек состоит в законном браке и имеет на стороне блудную связь, это называется прелюбодеянием. «Пре-» – это приставка, которая означает «больше», «превышающее»: если блуд – это страшно, это смерть, то прелюбодеяние – это смерть вдвойне, втройне, в четвертой степени, и так далее, поскольку разрушается брак. Брак – это важный духовно-телесный союз двух людей: мужчины и женщины. Если человек разрушает брак, тут задействовано больше людей, душ: сам человек, тот, с кем он впал в прелюбодеяние, еще дети – это целый комок взаимосвязей, вреда, смертей. Поэтому прелюбодеяние – это более тяжкий грех. Если так вообще говорить, смерть и смерть вдвойне – это более тяжкий грех.

– Мы знаем, что смертельные болезни тела могут протекать по-разному. Бывают такие, при которых человек ни на минуту не забывает о нависшей над ним угрозе: боль и различные неудобства просто не дают об этом забыть. А бывает и по-другому: человек может болеть и при этом долго даже не подозревать о своем недуге – до поры до времени болезнь никак себя не проявляет. Примерно так же действуют на душу и противоестественные блудные грехи, те самые смертельные болезни души, которыми болеют многие люди – болеют, но пребывают при этом в абсолютной уверенности, что они здоровы. И попробуй скажи им об этих болезнях! Ответят, не задумываясь: «Моя спальня – это мое личное дело! И что за дело Богу до того, что там происходит?»

Протоиерей Андрей Канев: – Господь нас создал для рая. И все, что человека отрывает от этой цели, еще в Ветхом Завете… Видите, я все время ссылаюсь на Ветхий Завет – не надо думать, что мы с вами сидим и сами все это придумываем, а перед нами святитель Игнатий это все придумал: неудобный такой писатель духовный. Это было дано Самим Богом еще в Ветхом Завете. Все эти истории Содома и Гоморры, противоестественных грехов, их возникновения – все это было осуждено еще в Ветхом Завете. И когда сейчас нас «просвещают» в новостях, что содомские союзы признаны якобы браками, в той стране и в той... Видите, какая волна идет наката Содома и Гоморры – есть якобы «христианское» обоснование этих всех вещей в развращенной Европе, которая пытается нас учить жить; а результатом всех этих вещей тоже была смерть. Это не «просто так, развлечение». И какое дело Церкви и Богу, что там в постели происходит? Извините, неинтересно, и грязно это все, и мерзостно, но результат-то какой? Опять же, результат – смерть души. Мы это должны знать обязательно.

– Следующим святитель Игнатий называет смертный грех кровосмешения.

Протоиерей Андрей Канев: – Кровосмешение – это тоже блудный грех. Он связан с тем, что близкие кровные родственники вступает в блудные отношения; это тоже запрещено Богом.

– Если в прежние времена людям было достаточно такого объяснения, то сегодня нашим вольно думающим и свободно мыслящим современникам обязательно нужно разобраться: зачем Бог накладывал такие запреты? Почему Он решил так, а не иначе? И за этими вопросами, кроме желания разобраться, всегда сквозит еще некое недоверие Богу: «А точно ли все эти запреты были обоснованы? А не стоит ли за ними желание Творца поэкспериментировать со Своим творением или ущемить его в каких-то правах?»

Протоиерей Андрей Канев: – Обозначения смертного греха (еще раз скажу: ветхозаветные) – это запреты не ради запретов, а столбы, огораживающие очень узкую горную дорогу и пропасть, знаки – «не переходи, иначе будет пропасть». И сейчас мы точно живем в более сложное время, чем наши предки несколько поколений назад: все это доступно – эта грязь, порнография доступны. Сейчас беда в том, что человек зайдет в интернет, а там все это льется просто потоком. Сейчас дети в этой блудной сфере знают то, о чем их бабушки понятия даже не имели... Современный мир, к сожалению, «просвещает» этой грязью и чернотой. Люди заражаются, потому что эти понятия давно уже сместились.

Но Церковь должна свидетельствовать о том, что содомский грех и есть содомский грех, и результат его – смерть. И все эти лукавые объяснения, лукавые представления о толерантности (пока еще, слава Богу, европейские, не совсем наши) – это просто оправдание греха. Как эти общества могут вообще даже близко называться христианскими, я понять не могу.

Еще, я думаю, то, что сейчас современная Европа представляет из себя, по большому счету, Содом и Гоморру, – это как раз следствие их еретического отступления от Истины. Если мы не поленимся и почитаем историю Европы или папства, мы увидим: как только эти ереси закрепляются католиками, с ними начинаются серьезные проблемы исторического характера. Те же эпохи «плохих» пап, раскола и появления протестантов различных мастей – следствия единой логической цепи. При этом исходящей из того, что христианами была принята узаконенная ересь. И все, что сейчас происходит – содомия, всякие войны, – не Восток насаждает; это делают постхристианские страны, постхристианские деятели, которые отошли от Истины. Вот это беда, трагедия.

Мы не говорим: «Вот, вы там такие». Это несчастье человечества. Но, если мы посмотрим новости, все, что происходит, – следствия отступления европейской цивилизации от Истины. Этакий «закат Европы» мы видим.

И поэтому все соглашения, что надо бороться за семью, надо выступать против содомитов, принятые европейскими этими товарищами... Это они пропустили – это их каноническая территория: они пропустили – они и родили все это дело. Поэтому с ними надо крайне осторожно: они нам не братья в этом смысле, вообще ни в каком смысле. Никак.

– А мы, продолжая знакомство со списком смертных грехов, обнаруживаем в нем порок, без которого многие жить просто не могут. Речь о пьянстве – оно цветет в нашем обществе пышным цветом всего-то последние 100 лет, но нам почему-то кажется, что пьянство всегда было национальной чертой нашего народа, и не пить русский человек вроде как и не может. Но это – неправда.

Протоиерей Андрей Канев: – К сожалению, информационная война действует, и нашему народу вдалбливали и вдалбливают, что русские всегда были пьяницы, вечно пили. Но это заблуждение и просто идеологические штампы. То, что происходило до революции 1917 года, – тогдашняя культура была совершенно непьющей, в современном смысле слова.

Если крестьянин будет пьянствовать, он ни себя, ни семью не прокормит – надо работать с утра до вечера. А когда у людей подорвана основа веры, тогда действительно: закрылся человек в четырех стенах своей «хрущевки» – и там начинается пьянство, как отрыв от веры. Нравственных основ нет, веры нет – что человеку остается делать? Он как хозяин сломлен, надломлен. Отсюда начинаются все эти беды, потому что нет веры.

– Вслед за пьянством в списке смертных грехов идет святотатство. Опять-таки, слово для многих непонятное.

Протоиерей Андрей Канев: – Да, непонятное, но проблема существует. Святотатство – что такое? «Тать» переводится с церковнославянского как «вор». Святотатство – кража святыни (святыня – то, что принадлежит Церкви). И когда человек грабит Церковь или святыню какого-то человека, допустим, иконы – это святотатство. Буквально вчера подводили итоги – периодически надо проводить какие-то ревизии – в церковной лавке (мы же ко всем относимся нормально: если человек пришел в церковную лавку, значит, это человек близкий по духу к вере, и, оказывается, за 3 года у нас украдено дисков на 21 000 рублей – тоже интересный факт: человек пришел в церковную лавку и утащил диски. Попроси – мы тебе так отдадим, зачем красть церковный диск? Послушать, чтобы что-то новое узнать?

– Как спасать душу.

Протоиерей Андрей Канев: – Да, как спасать душу. Ну, пускай, пускай. Попросили бы – не жалко отдать. А когда человек таким путем берет себе, то это, конечно, страшно; это как раз и есть одна из форм святотатства.

– Человекоубийство – смертный грех, который люди, хотя и не все, пока еще считают злодеянием.

Протоиерей Андрей Канев: – Это, наверное, вещи (по нашей грубости) уже вполне понятные: убийство, в любой форме, несет на себе такие последствия. Конечно, кроме защиты Родины, – тут тоже не надо впадать в крайности толстовства.

– И тому, кто при защите своей Родины и своего народа все-таки совершил этот страшный грех, Церковь дает возможность загладить вину и уврачевать свою душу.

Протоиерей Андрей Канев: – По правилам Церкви воину, честно защищавшему свою Родину, близких, и воевавшему, нужна определенная духовная реабилитация – но это не осуждение самого действия; если ты скажешь: «Я убивать не буду, автомат не буду в руки брать», враг убьет больше.

Существует определенная статистика. Если брать войны прошлого, то в основном воевали воины, военнослужащие. ХХ век по своей жестокости и еще большему отступлению от веры, Истины, создал такие условия, что из погибших во время Великой Отечественной войны (сейчас говорят уже о 27 000 000) только около 9 000 000 – военнослужащие, а все остальные – это гражданское население.

А если взять войны, которые проводят Соединенные Штаты, например, войну во Вьетнаме, там соотношение такое: один вьетнамский военнослужащий и 90 мирных жителей. Представляете? Количество жертв – мирных жителей становится все больше, растет со страшной силой.

Это я к чему говорю? К разговорам, что «военнослужащий не должен защищать Родину, это грех». Защищать Родину – это не грех, это подвиг. Но само состояние войны, когда человек вынужден убивать другого человека, ненависть, состояние кошмара (война – это кошмар) – после этого человеку нужна реабилитация. Это не как убийство – даже с канонической точки зрения (которую мы сейчас не применяем: народ у нас расцерковленный и не к кому такое применять), если за убийство полагался огромный срок епитимьи, то военнослужащему, пришедшему с войны, нужен был год реабилитации. Это о многом говорит, как оценивалось такое действие: если ты врага пропустишь, 90 человек погибнет. Это более тяжелый грех получается.

А если брать бытовую сферу, а не войну (тем более – справедливую войну), – конечно, это грех, имеющий очень тяжелые последствия для души человека. Мы должны говорить не только о ситуациях поножовщины или убийства (что, безусловно, страшно), но вспомнить и грех аборта – это тоже убийство.

Я уже говорил, это не новая мысль: мы боремся с абортами, подписи собираем, а кто эти аборты делает? Их не мусульманки делают – их делают наши крещеные женщины; вот это страшно. А мы хотим возрождения, хотим, чтоб наша страна была сильной. Если, по статистике, убивается миллион детей в год, то какого возрождения, какого благословения Божия мы хотим нашему народу? А почему эти женщины делают аборты? Потому, что они уже, по сути дела, вероотступники. То есть смотрите: грех ума – отсутствие веры, то, что человек крестился не по вере (каждого, конечно, отдельно надо рассматривать, но так в общем); а раз он крестился и в вере не живет, как его крестили? Получив Крещение, он все равно живет и делает грех – вот это страшно...

Хочу привести пример – очень страшный. Совсем недавно знакомая православная христианка (она работает психологом в женской консультации и в разговоре с женщинами, которые хотят сделать аборт, выясняет причины) рассказывала, что в короткий срок ей встретились две женщины, которые исповедуются, причащаются. Представляете? Исповедуются и причащаются. Не те, кто крестились в начале 90-х и забыли уже о Церкви и тихо ненавидят ее, а люди, которые сейчас ходят в Церковь, исповедуются и причащаются. И когда она стала им говорить: «Зачем вы это делаете?», они говорят: «Ну, есть уже дети – зачем нам еще?» Какое понимание у человека? Тут Бог дал тебе ребеночка, жизнь, его нужно воспитать... Никакого понимания.

И, более того, когда моя знакомая психолог сказала, что «это грех – это же убийство!», то обе (женщины не вместе, а отдельно они приходили) сказали: «Ничего страшного, мы на Исповеди покаемся, батюшка простит, свечку поставим». Какое понимание?!

Мы с вами начали разговор с того, что обесценивается понятие греха, он становится не страшен. Но опыт Церкви таков, что за смертный грех нужна епитимья; а священник, и допустим, сам без понятий, и людей не учит… Получается, придет такая женщина, скажет: «Я сделала аборт», а он скажет: «Ну, иди причащайся». И в этом случае происходит очередное убийство души человека. Если уж воину, который был вынужден убить врага, нужен был год реабилитации, то женщина-христианка (я про христианок говорю!), которая сама, добровольно, осознанно пошла делать аборт – там не годом пахнет! Это страшное преступление, которое делают сейчас наши единоверцы.

Понимаете, в чем дело? А все почему? Потому что нет понятия, что это тяжело. «Ну, подумаешь, сделала…». Свечку поставит. То есть на весах кровь ребенка – и какая-то свечка за 10 рублей. Вот цена жизни человека. О чем мы говорим...

– Да, сегодня понятие греха оказывается настолько нечетким и размытым, что некоторые христиане, совершающие тяжкие, даже смертные грехи, порой и не ужасаются содеянному. Так, женщина, совершившая убийство своего нерожденного ребенка, может без труда успокоить свою совесть, поставив в храме свечку. И все. Как будто в огне этой свечи бесследно сгорит и сам грех, и его последствия...

Протоиерей Андрей Канев:– Да-да, и все – совесть спокойна! Почему спокойна-то? Потому что убита: человек, решившийся на убийство, уже пошедший на это, душу свою уже убил. Он уже идет убитым. Это же не так, что, человек, например, в аварию случайно попал, и так получилось, что кто-то погиб. Это страшная трагедия – но он не хотел этого. А когда добровольно идти своего ребенка убивать… Такие вот беды. Поэтому нужны духовные учебники святителя Игнатия, надо их читать. (Продолжение в следующем номере)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс