Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (935) → Иеромонах Иоанн (Неврюев). Человек никогда не остается один: с ним всегда Господь Бог

Иеромонах Иоанн (Неврюев). Человек никогда не остается один: с ним всегда Господь Бог

№38 (935) / 10 октября ‘17

Беседы с батюшкой

Сегодня мы отвечаем на насущные вопросы наших телезрителей и начнем с тех, которые скопились в нашей группе «ВКонтакте». Батюшка, перед эфиром мы обсуждали вопрос, относящийся к святому князю Владимиру; человек пишет, что его смущает житие этого святого – там были разные моменты (возможно, убийства и другие преступления). Я обобщу вопрос: были ли грехи у наших святых?

– Мы знаем, что нет человека, который не согрешил бы. Все святые были когда-то обычными людьми, как и все мы, так что какие-то искушения и грехи у них тоже были. Наша Церковь канонизирует человека не за абсолютно безгрешную жизнь, а за подвиги, которые он понес в своей жизни, которыми прославил Бога. Мы знаем много житий святых (самые известные это, наверное, Марии Египетской, мученика Вонифатия), когда начало их жизни таково, что, казалось бы, к святости привести не может. Но когда они встречались на своем пути с Господом и отдавались Ему всем сердцем, это полностью преображало их жизнь. Их пример показывает, что человек может с помощью Божией справиться с любыми искушениями, и это урок всем нам. Каждый из нас, независимо от своей греховности, слабости, тоже может достичь святости и должен к этому стремиться, подражая святым, прославленным нашей Церковью нам в назидание.

Как достигать святости обычному человеку?

– Нет учебника по святости, который подобен инструкции по сбору мебели, потому что святость – это процесс всей жизни, это опыт жизни во Христе, в Православии. И этот жизненный опыт у каждого свой. Не бывает двух одинаковых путей ко Христу, как не бывает двух одинаковых жизней. Святым надо подражать не буквально, копируя их образ жизни, поступки, дела, а их духу, их ревности по Бозе. Тогда мы можем достигнуть святости.

Какие ошибки нас ожидают?

– Ошибки и есть те грехи, те искушения, в которые мы будем впадать. Ошибки могут быть, как говорится, как слева, так и справа. Излишняя ревность нежелательна, но и слишком расслабляться и пускать на самотек свою духовную жизнь тоже нехорошо.

Какие могут нас подстерегать ошибки из тех, что мы не замечаем? Человек ходит в храм, исповедуется, причащается…Означает ли это, что он автоматически приближается к Богу?

– Можно всю жизнь ходить в храм, исповедоваться, причащаться и при этом топтаться на месте, если духовной жизни нет. Главное – это все-таки сосредоточенность на себе и внимание к тому, насколько мы изменяемся. Вот мы ходим в храм. Изменяется ли наше духовное состояние или остается на том же уровне? А, может быть, даже ухудшается. Такое тоже может быть.

Если человек исполняет внешние предписания, функции (а таких людей у нас очень много, когда от Православия берут только внешние атрибуты – пойти в храм, как прийти на Исповедь, поставить свечи, как следует поститься – причем пост подразумевается только как воздержание в пище, без духовного поста), то, конечно, такой образ жизни не может привести к тому, что человек будет меняться изнутри. Наоборот, он зацикливается на внешнем и в принципе не меняется. Он считает, что этого достаточно. Такие люди есть, и я их вижу, когда исповедую: приходит человек на Исповедь, каждый раз говорит об одном и том же и никуда не двигается. Приходится с такими людьми работать более плотно и жестко.

Как не отчаиваться, если понимаешь, что какой-то грех преследует тебя из года в год (например, постоянно осуждаешь)?

– Есть такие грехи, с которыми человек не в состоянии бывает справиться в силу каких-то обстоятельств, привычки. Бывает, когда люди общаются, они просто не могут не задеть какое-то третье лицо и не сказать о нем что-то не совсем правильное. Действительно, получается, что мы будем каждый раз каяться в этом грехе и каждый раз к нему возвращаться. Но главное, чтобы мы замечали, что этот грех у нас есть, и пытались нашими силами, насколько это возможно, с ним бороться.

Если мы заметили, что начинаем склоняться к этому греху, то можно это пресечь. Если мы заметили его только после совершения, можно сразу покаяться внутри себя, попросить прощения у Бога за оплошность. И сколько раз мы падаем, столько раз и вставать. Не побежден не тот, кто ни разу не упал, а тот, кто встает после каждого падения. Эта постоянность во вставании и есть та хорошая черта, которую можно в себе развивать. Может быть, именно для этого Господь не убирает этот грех, а оставляет его нам, чтобы мы тренировались и взяли эту привычку вставать – независимо ни от чего.

Вопрос телезрительницы из Татарстана: – Как бороться с грехами уныния и тоски от одиночества и как вырвать обиды из сердца?

– Конечно, прощать обиды иногда бывает тяжело, но прощать все равно надо, потому что от этого зависит и наше спасение. По тому, как были заданы вопросы, я чувствую, что процессы уныния и обиды как-то связаны между собой. Видимо, от степени прощения зависит и борьба с унынием. Сначала надо искренне простить человека, который вас обидел – вы должны понимать: если Господь посылает испытания через других людей и какие-то жизненные события, надо принимать это как от Господа. Ни в коем случае не желать человеку чего-то плохого, понимать, что он просто оказался в этой ситуации слаб, не смог правильно на нее отреагировать и тем самым нанес Вам обиду.

Конечно, переживать одиночество в миру человеку тяжело, мы помним фразу Бога из Книги Бытие – нехорошо человеку быть одному, все-таки должно быть какое-то общение. Если так все-таки случилось, и вы не можете оставаться одна, то не надо забывать, что человек никогда не остается один: с ним всегда Господь Бог. Он всегда заботится о нем, помогает, если человек просит Его о помощи. Надо просить у Бога помощи в том, чтобы справиться с одиночеством и обидой, которая в вас есть. А когда обида уйдет, видимо, и уныние, вызванное рядом произошедших событий, тоже уйдет.

Поскольку я не знаю ситуации подробно, то мог ответить только такими общими словами.

Вопрос из социальной сети в продолжение поднятой темы: «Если можно так часто оступаться, совершая тот или иной грех, и если все равно есть законы, которые нельзя нарушать, зачем тогда Господь дал нам свободу?»

– Господь дал нам свободную волю, чтобы мы выбирали, где мы хотим быть: либо с Богом, либо без Него, либо на стороне добра, либо на стороне зла. И каждый день человек совершает свой выбор в ту или иную сторону. Господь ничего не запрещает нам категорически, Он желает, чтобы мы сами воспитали себя так, чтобы исполнение заповедей стало нашей естественной потребностью, естественным ходом нашей жизни. Две заповеди, на которые обращает внимание Господь в Новом Завете – возлюбить Бога и возлюбить ближнего, дают человеку опору в этой жизни и указывают направление того, как надо действовать: через любовь к Богу, через любовь к ближнему. Это уже не запреты, а направление пути.

Получается, что Господь полностью освободил нас от каких-либо ограничений, ведь любовью нельзя причинить человеку зло, если это настоящая любовь – не тот эгоизм, который мы часто называем любовью, а та любовь, о которой Господь говорит в Евангелии. Такая любовь не может причинить зла ни самому человеку, ни ближнему, и, конечно, этот путь – правильный.

Сейчас по телефону задали два вопроса по Евангелию. Первый задают очень часто: «Если Господь сказал никого не называть отцами, почему тогда мы называем священников отцами?»

– У нас есть очень много слов, имеющих одинаковое произношение, но разное значение. Меня называют отцом именно в том значении, что я священник. Бога мы называем Отцом немного в другом смысле. Есть еще отцы по плоти, которые нас родили. Все эти значения разные: когда меня называют отцом, никто не имеет в виду, что я физически являюсь отцом того или иного человека, а так, как мы называем Отца Бога, мы не называем никого на земле, и это вполне естественно и понятно.

«Господь оставил завет обращаться к Нему в молитве “Отче наш”. Почему мы обращаемся к Нему еще и в других молитвах?»

– «Отче наш» – это образец молитвы. Ведь перед тем, как дать ее, Господь объясняет, для чего она нужна: Господь знает все наши прошения, и от нас требуется только доверяться Его воле о нас. В молитве «Отче наш» собрано все, что необходимо человеку для этой жизни, в ней нет ничего лишнего.

Господь Сам всегда молился, и молился не только молитвой «Отче наш». Сколько раз в Евангелии говорится, что Он восходил на гору, уединялся для молитвы, пока ученики Его спали или плыли по Генисаретскому озеру. Он тем показал нам образец того, что надо стараться молиться как можно чаще: это общение с Богом, которое укрепляет человека в этой жизни, помогает ему. И для этого также существуют и другие молитвы, которые нам оставили святые отцы.

Вопрос о богообщении: можно ли общаться с Богом, занимаясь какими-то делами (например, укачивая ребенка, делая с ним домашнее задание, или когда едешь в метро, работаешь)? Или надо именно уединиться?

– Что касается монахов, подразумевается, что они должны молиться всегда – за работой, послушаниями. Поэтому у них есть четки, которые они перебирают с Иисусовой молитвой. Если на послушании надо работать руками и четки перебирать невозможно, можно молиться в уме, отсчитывать молитвы другим способом. У монахов это вполне естественно. Многие святые отцы посвящали свои сочинения тому, как научиться непрестанной молитве, и монахи стараются ей учиться.

Что касается мирян, то, конечно, хорошо, если вы чаще вспоминаете о молитве, не стремясь превратить всю свою жизнь в миру в монашеские правила, но, тем не менее, приближаясь к идеалу непрестанной молитвы. Можно молиться и качая ребенка, и передвигаясь в метро, можно не смотреть по сторонам, а молиться. Например, у меня в смартфоне есть Псалтирь, молитвослов, и метро – то самое место, где лучше всего молиться, чтобы не обращать внимания на возникающие ситуации (главное, не пропустить свою станцию и выйти вовремя).

Вопрос, поступивший через социальную сеть: «Если бы сейчас наступила война, Вы бы пошли воевать?»

– Обстановка в мире действительно тяжелая. Не могу ответить на этот вопрос: ситуации разные, разное время. Например, во время Второй мировой войны, когда, как мы знаем, были священники, которые воевали и получили на войне много наград; способы ведения войны, военная техника были на одном уровне. Сейчас способы ведения войны и военная техника находятся на совершенно ином уровне. Например, сейчас не надо бежать с автоматом, в кого-то стрелять – есть ракеты, которые могут перелететь из одной точки земного шара в противоположную и там взорваться. Существует масса технических средств, используемых военными, о которых мы не знаем: это военная тайна. Я думаю, что вооружение очень сильно изменилось со времен Второй мировой войны.

До семинарии я работал в системе Министерства обороны, поэтому знаю, что оружие постоянно совершенствуется и разрабатывается новое, и просто бегать с автоматом по полю и в кого-то стрелять нет никакой необходимости. Возможно, что столько людей, сколько было нужно для прежних войн, сейчас не потребуется государству для ведения войны. Мы видим, как сейчас ведется война в Сирии и как там все происходит, видим в новостях по телевидению и другие войны. Если бы встал вопрос, что нужно защищать Родину, и по-другому никак, конечно, пришлось бы вставать и защищать: это наша страна, наше государство. Но каким способом и как, я не знаю.

Хотя Вы и монах, но все равно задам такой вопрос: «Как семейному человеку жить по-православному, чтобы попасть в рай?»

– Соблюдать заповеди. Есть притча о богаче, который пришел ко Христу и спросил, что ему делать, чтобы спастись. И что ответил ему Господь? Соблюдать заповеди. И когда вопрошающий сказал, что соблюдает все заповеди, Христос произнес: «Если хочешь быть совершенным, оставь все и следуй за Мной». Он не сказал, что это единственный путь спасения, но если хочешь быть совершенным. То есть, живя в миру, соблюдая заповеди, в семейной жизни тоже можно спастись. Семью называют малой Церковью, где усилиями всей семьи, сообща созидается спасение ее членов.

Как сейчас человек может совершить первый шаг к Церкви, как заинтересовать своих друзей, знакомых, которые смотрят и говорят: «Да, это мода такая». Как им объяснить?

– Мода как раз была в начале 90-х, когда это было неизвестным и потому просто любопытным. Прийти и посмотреть: вроде говорят, что Церковь – это что-то хорошее, что-то правильное? Ты в нее придешь – и сразу станешь правильно жить, сразу исправишься, станешь хорошим, все у тебя в жизни будет хорошо?

А на самом деле получалось, что люди приходили, желая получить что-то извне и совершенно не желая работать над собой. Вышло так, что такие люди, не получая желаемого, разочаровывались в происходящем, разочаровывались в Церкви (а не в себе) и уходили из нее.

Конечно, прийти в церковь, ожидая, что тебе дадут то, что изменит твою жизнь, что нечто вдруг произойдет, как по мановению волшебной палочки... К сожалению, в человеке есть такая черта: желать получить что-то, не работая над собой, над результатом. Как Адам и Ева пожелали получить знание? «Съедим запретный плод – и будем как боги» – это желание и привело человека к грехопадению. Так человек и продолжает желать получить что-то, совершенно не работая, как бы незаслуженно.

Надо понять, что Церковь – это не просто клуб по интересам или какое-то общество, в которое можно прийти в свободное от работы и развлечений время, а потом вернуться, совершенно не связывая свою жизнь с тем, что узнал и услышал в Церкви, когда «Церковь отдельно» и «вся остальная жизнь как бы отдельно», и они нигде не пересекаются… Когда пришел в Церковь, понимаешь, что хочешь жить церковной жизнью и строить свою жизнь по Евангелию, так, как Церковь призывает это делать. Церковь – это только некие маяки, которые показывают путь, как надо идти, которые могут объяснить Евангелие, но не могут за тебя прожить твою жизнь и сделать тебя совершеннее. Каждый человек должен сам работать над собой: ломать себя, какие-то свои привычки, стереотипы, бороться со своими страстями… Это очень тяжело – поэтому многие и бросали этот путь. Например, батюшка говорит человеку, что не надо грешить, не надо пить, курить, тратить время на всякую ерунду – «но ведь из-за этой ерунды становится веселее! Конечно, хорошо послушать батюшку, говорит он хорошо, но пойдем продолжать делать то же самое…». Вот ничего и не получилось из такой церковной жизни.

Сейчас, когда все открыто и вся информация доступна, каждый может найти то, что ему требуется для совершенствования, в книгах, интернете. Можно прийти в любой храм, сейчас их стало много, и задать священнику волнующие тебя вопросы – получить ответ или не получить, пойти к следующему священнику, понимая, что не все священники идеальны, не каждый является носителем вселенского знания и может ответить на любой вопрос.

Заинтересовать своих друзей и знакомых можно, только показав им себя. Когда ты занимаешься собой, живешь церковной жизнью и являешься ее образцом, люди видят, что это не какая-то секта, не сумасшествие – не то, о чем говорят, когда нас критикуют: что от мужчины требуется отрастить бороду, женщинам закутаться в платок и длинные юбки и ходить с четками, не думая ни о чем мирском... Живя обычной жизнью, вы и можете показать, что это нормально, естественно, не пугает, и тогда друзья и знакомые могут этим заинтересоваться: они видят вас в церкви, видят в миру как церковного человека, который не кусается, а, наоборот, дает какие-то хорошие советы, понимая законы духовной жизни, понимая, что, если начать отвечать злом на зло, к добру не придешь. Не все мирские люди понимают это – они считают, что тем самым устанавливают справедливость, и объяснить им это очень сложно. А если они увидят, что у кого-то это работает, и хорошо работает, они могут этим заинтересоваться. То есть опыт церковной жизни, показываемый людям нецерковным, тоже может привести их в Церковь.

Еще Иоанн Златоуст говорил в IV веке, что если бы все христиане жили так, как положено жить христианам, то язычников уже не было бы. Сейчас век другой, но смысл остается тот же. Если все христиане будут жить по-христиански, то другие люди увидят это и тоже захотят.

До конца программы остается мало времени, и есть вопросы, касающиеся вашего монастыря – просят рассказать, как к вам приехать, когда это лучше сделать; дайте, пожалуйста, краткие советы паломникам, собирающимся в ваш монастырь.

– Мы всегда рады видеть паломников в нашем монастыре. У нас уже действует гостиница для паломников. Можно остановиться на несколько дней, поучаствовать в богослужении, тем, кто может, принять участие в трудах по восстановлению монастыря.

Приехать можно своим ходом, из Санкт-Петербурга идет автобус на Петрозаводск, из Петрозаводска идет еще больше автобусов (например, на Олонец) – доехать до остановки Интерпоселок (такой советский пережиток в названии нашего поселка). Конечно, желательно предварительно позвонить благочинному отцу Симеону по телефону 8-921-451-86-51, спросить, когда лучше приехать, предупредить его о своем приезде. Может быть, он даже подскажет, как доехать, если человек едет один и будут какие-то попутные машины. Можно приезжать и группой, можно и на своих машинах, в навигаторе этот поселок задается.

Батюшка, хочется пожелать Вам помощи Божией в решении тех проблем, с которыми Вы сталкиваетесь, чтобы Господь их разрешил. Надеемся, что наши зрители, у которых появилось желание посетить монастырь, подворье, это желание реализуют, никаких препятствий для этого нет.

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс