Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (935) → Академик Международной Славянской академии Т. Л. Миронова: Семья – это мой род на своей земле

Академик Международной Славянской академии Т. Л. Миронова: Семья – это мой род на своей земле

№38 (935) / 10 октября ‘17

Церковь и общество

Продолжение. Начало в №35 (932) – 37 (934) 2017

Я знаю, сейчас идет какое-то возрождение, люди интересуются этим вопросом… А нам имеет смысл перейти к другой теме, более интересной, на мой взгляд, – теме кумовства. Отчасти это Ваша любимая тема, она очень важная, ценная. Откуда появилось слово «кум»? Ведь это же связано все-таки с духовной жизнью, а слово «кум» – какое-то земное.

– Абсолютно земное. Духовное тут присоединилось довольно поздно. Кум и кума – эти слова по происхождению от очень древних слов, которые звучали как «комотор» и «коматер». Здесь прослеживается...

...что-то латинское.

– Да, индоевропейское, древнейшее. Здесь прослеживается: «от» – отец и «матер» – мать. А начальное «ком» означает «с кем-то» или «вместо кого-то». То есть получается «вместо отца» и «вместо матери», потом слово урезалось до «кума» и «кумы». Было «комотор», «коматер» – стало просто «кум» и «кума». Во всех славянских языках есть эти слова. Кто это такие? Исконно, до христианства, это были «запасные родители».

Они могли быть даже не запасными, а если с родителями что-то случилось, кто-то другой встал на их место...

– В полном смысле слова – «запасные родители», я настаиваю на этом.

То есть каждый раз в семье думали, на всякий случай, о запасных родителях?

– Это предписание традиции.

Да, это очень интересно.

– Это предписание общины. Рождался ребенок, его принимала повитуха. Кстати, «повитуха»: здесь древний индоевропейский корень «вить» – вита, жизнь. Повитуха – это та, которая принимает жизнь и после рождения берет ребенка на руки. Отсюда и «обитель» – где люди живут, отсюда «обитать» – витать, обживать.

Потрясающе.

– И птицы витают в ветвях. Они что, думаете, там делают? Они не летают – они живут там. Такое слово, как «развитие» – это не развивание веревочки из узелка.

«Разжизнение»?

– Да, «разжизнение», именно так. Это, так сказать, всплеск жизни.

Это приходит из латинского языка или опять же из индоевропейского?

– Индоевропейское. Оно есть и в латинском, и у нас.

«Витамины»?

– «Витамины» у нас из латинского, а вот корень этот был и в древнейшем нашем праславянском языке… Традиция предписывала так называемые крестины. Это более позднее слово, но после того, как случились родины и ребенок принесен в дом, к нему приходили кум и кума. Приглашали кума и куму не из родни.

Это был все-таки какой-то обряд?

– Да, это была традиция.

Или можно было просто назваться?

– Нет. Традиция выбора запасных родителей. Приглашали не из родни: родня и так будет опекать. Это третья линия родства. Приглашали из членов общины, желательно знакомых. Отказываться было грешно. Это жестоко осуждалось, хотя это было очень дорогое удовольствие. Нужно было принести крестнику недешевые подарки, дать денег, кума обязывалась наткать полотна, сшить рубашечку, принести гостинцы, а потом это делать каждый год. А представьте себе: многодетная семья, и у каждого кум и кума, двое! Эта линия кумовства фактически обеспечивала любую семью, любого ребенка запасными родителями. Церковь с этим боролась. После принятия христианства с кумовством пытались бороться. Бесполезно.

Принятия христианства где?..

– На Руси. В XI веке это началось. В XV веке смирились и сделали кума и куму восприемниками. Сначала только одного – у мальчика мужчина, у девочки женщина при Крещении. Они стали называться крестными родителями, а потом смирились и с двумя.

По документам, преподобный Сергий Радонежский в середине XIV века был крестным отцом многим сыновьям Дмитрия Донского.

– Восприемником, да.

Что было сложно: монашествующие или игуменствующие, как правило, не становились крестными, выбирали людей из мирян.

– Да. Но я говорю о ежедневном обиходе русской традиции, как она восстанавливается по документам и по описаниям этнографов. То есть получается, что каждый русский человек, с прихода в этот мир и до самой своей смерти, был обеспечен колоссальным количеством связей. Это были связи генетические, кровные, связи по браку, брачные отношения, связи духовные, связи с запасными родителями. В случае смерти крестные выступали и как сваты для своих крестников, на свадьбах сидели посаженным отцом, посаженной матерью, опекали своих крестников, а те заботились о своих крестных. То есть кум и кума – древнейшая традиция.

Но посмотрите, как это тоже оборвано. Мы говорили, что свойство разрушилось: сегодня эти отношения вспоминают на свадьбе. А потом «злая теща», «злая свекровь» – и стараемся не иметь отношений с ближними. А кумовство вообще утрачивает прежние связи, традиция вообще практически умерла, только в церковной среде живет. Значит, нам надо как-то восстанавливать эти отношения. Многочленный русский род... (Окончание в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс