Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (933) → Протоиерей Игорь Петров: Свобода

Протоиерей Игорь Петров: Свобода

№36 (933) / 27 сентября ‘17

Беседы с батюшкой

Сегодня тема нашей передачи – «Свобода». Какие есть определения свободы?

– Мне бы хотелось предложить два определения. Определение из словаря Даля – слово «свобода» происходит от древнерусского «своя воля», это простор, возможность действовать по-своему, отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воле. В «Православном нравственном богословии» в разделе «Свобода нравственного самоопределения» мы обретаем такое определение свободы: «Свобода – это способность личности к творческому становлению в границах тех возможностей, которые определены Богом. С точки зрения своего метафизического содержания, свобода является неоценимым даром Божией благости, мудрости и любви, данным человеку в его владение. Бог дает человеку свободу в его собственность, как некий источник, владея которым человек способен творчески себя раскрыть, проявить и осуществить. Хотя все в мире подчинено закону необходимости, человек, благодаря свободе, не подчинен ему окончательно. Он виновник своего становления, так как обладает свободой» (архимандрит Платон (Игумнов), «Православное нравственное богословие»). То есть это величайший дар Божий. Это способность свободно принимать нравственные решения, без свободы нравственности не существует. И вот человека наделил Господь таким великим даром и такой великой ответственностью.

Интересно, что эти два определения отличаются в корне тем, что первое как бы позволяет человеку действовать по своей воле, а другое как бы предлагает человеку раскрыться, трудиться на поле свободы.

– Да, полностью согласен с вами. Думаю, здесь говорится о двух видах свободы, как минимум. Есть свобода внешняя, а есть внутренняя. В частности, мы очень много об этом читаем у святых отцов, в Священном Писании. Преподобный Нил Сорский (мы знаем о том, что это был величайший прозорливец, блестяще образованный человек) говорил, что никогда не принимал тех или иных решений, пока не находил им подтверждения в Священном Писании и Священном Предании Церкви. Поэтому сегодня мне бы хотелось построить наш разговор не как попытку некоей академической лекции, а именно как разговор и попытку осмысления каких-то характерных отрывочков из Священного Писания и из книг святых отцов. Вместе мы это почитаем и, возможно, обсудим.

Замечательно. Что говорит Ветхий Завет о свободе?

– Буквально сразу, с первых строк Священного Писания, мы это обретаем. То есть великая свобода дана была Адаму в раю, он имел власть, например, называть животных именами, а это уже определенная способность выявления внутренней сущности, то есть человек обладал такой свободой изначально, до своего падения. И здесь хотелось бы мне сказать следующее: буквально с первых строк Священного Писания и Ветхого Завета мы читаем в Книге Исход, 20-я глава, 2-й стих: «Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства». Очень характерная фраза, здесь подчеркивается необходимость и важность свободы для духовного развития у человека внешней свободы.

То есть Господь вывел ветхозаветный народ из египетского рабства, и в Священном Писании очень много об этом говорится, в частности, в Книге Исход. Прекрасный отрывок из Книги пророка Исаии, 58-я глава, 6-й стих: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо…». Не случайно, что об этом Ветхий Завет сразу говорит. И, конечно, развитие темы свободы мы находим в Новом Завете, где прежде всего говорится о приоритете свободы внутренней. В общем-то, мы знаем, что Новый Завет отличается от Ветхого тем, что Ветхий Завет больше говорит «не сделай того или иного», а Новый Завет говорит «не пожелай», как Господь говорил в Нагорной проповеди.

Человек со времени своего падения утерял прежнюю свободу, в нем живет первородный грех, то есть определенная склонность ко злу, которая в нас источается как некий черный источник зла, об этом говорит преподобный отец наш Макарий Египетский.

Вернемся к цитатам. Книга Второзаконие, 30-я глава, стихи с 14-го по 20-й. Господь обращается к ветхозаветному народу как к некоей целостной личности, но мы с вами знаем, что, обращаясь к тем или иным лицам в Ветхом Завете, Господь обращается в той или иной степени к каждому из нас. Текст такой: «Но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его. Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло». Вот свобода человека, да? «Если будешь слушать заповеди Господа, Бога твоего, которые Я заповедую тебе сегодня: любить Господа, Бога твоего, ходить по всем путям Его и исполнять заповеди Его, и постановления Его, и законы Его, – то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь, Бог твой, на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею. Если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им, то Я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле… для овладения которою ты переходишь Иордан. Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им».

Известный и очень яркий отрывок обращен к каждому из нас.

Перед нами выбор, и мы способны сделать этот выбор. Никто за нас его не сделает, никто нас не может что-то заставить, мы сами свободно, ответственно выбираем путь жизни или путь смерти, благословение или проклятье. Вот Господь об этом нам совершенно прямо говорит. И дальше совершенно отеческие, очень теплые слова: «...дабы ты любил Господа Бога твоего». Удивительное смягчение смысла (слушал гласа Его...) и удивительные слова: прилеплялся к Нему. Все очень теплое, материнское. Наша свобода и жизнь человеческая, несомненно, в Боге.

Так ли просто человеку выбрать путь свободы? Ведь внутри человека заложена не свобода, а первородный грех, который, может быть, против благой воли человека заставляет его поступать не по своей свободе.

– Совершенно верно, мы обретаем подобные мысли у апостола Павла. Мне очень нравится отрывок из Послания апостола Павла к Римлянам: «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Римл. 7, 14–24).

Апостол Павел и здесь нам дает удивительные комментарии к тому состоянию, в котором мы находимся, то есть он говорит об изначальной несвободе человека. И даже уже человек, просвещенный благодатью, находящий удовольствие в Законе Божием, умом своим понимает, что это правильно и хорошо, что в этом жизнь, в этом путь жизни, благословение и свобода, но, тем не менее, в членах его действует иной закон, зло, первородный грех, который проявляется в принципе удовольствия. Часто через удовольствие дьявол похищает нашу свободу – вернее, мы сами похищаемся, соглашаясь на то удовольствие, что дьявол нам предлагает. И наша свобода часто оказывается именно выбором зла, то есть, по сути, несвободой. Об этом есть много замечательных отрывков у святых отцов.

Еще вспоминаются два отрывка из святоотеческого наследия. Один отрывочек примерно следующее описывает: птичка привязана за лапку веревочкой, и она взлетает, думает, что она свободна, машет крылышками, поднимается вверх к вожделенному небу, но веревочка заканчивается, и птичка уже лететь дальше не может, ее держит в своих руках некий человек. Или другой, тоже известный, отрывок из святоотеческого предания: орел, который одним коготочком запутался в сетке, разложенной охотниками, и через этот коготочек уже становится несвободным и теряет свою жизнь. То есть, по сути, во многом наша свобода обретается в познании своей греховной несвободы и в том, что нам необходим Христос, что только Он может дать нам свободу, причем, прежде всего, не внешнюю свободу, а внутреннюю.

Есть прекрасный отрывок из Евангелия от Иоанна, 8-я глава, с 31-го по 36-й стих: «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете».

Мы с вами знаем, что современный мир лежит во зле, где правят сегодня отнюдь не христианские ценности, что мы живем в постхристианском мире, мы знаем о том, что и в Конституции Евросоюза не вписано ни слова о христианском происхождении Европы и европейских народов. Такая печальная реальность… И в рекламе одного из известных брендов говорится: «Бери от жизни все!»: подразумевается, что свобода – это творить свои произволения, поступать как угодно, руководствуясь не волей Божией, а своими желаниями, по сути – греховными страстями, то есть гласом дьявола, внешнего человека, истлевающего в обольстительных похотях. Современные либеральные понятия внешней свободы подразумевают именно свободу плотского человека творить свои страсти, им потакать, в них якобы проявляется человек, но на самом деле это есть путь в рабство, как мы читаем в Священном Писании и святоотеческих текстах.

Почему человек так тянется к несвободе, так на ней останавливается? Почему видит благо и не может к нему прилепиться?

– Дерзну так ответить на этот вопрос: дьявол играет на немощи человеческой, в человеке живет первородный грех, зло, и поэтому дьявол часто действует под видом греховных удовольствий, на которые закон плоти, живущий в нас, легко поддается. То есть умом мы понимаем, что это не так, но действует закон греховный, живущий в моей плоти, действуют мои греховные желания, страсти. Мы помним, что есть восемь страстей, восемь проявлений первородного греха. Первая, самая примитивная страсть, – чревоугодие, первая зависимость. Вторая зависимость – блудная страсть, или подчревник, как называют святые отцы, которая прямо связана с чревоугодием. Это еще одна зависимость, которая находится в человеке и ограничивает его свободу. Третья страсть – сребролюбие. Она также ограничивает свободу человека и связана с первыми двумя. Четвертая страсть – гнев и раздражение; как говорят святые отцы: «Много раз жалел, когда говорил, но ни разу – когда промолчал»; очень часто в состоянии гнева мы несвободны, поэтому от христианина требуется умение жить по духу.

Когда я вижу, что я, так сказать, не в форме (у меня скверное внутреннее состояние, я устал, раздражен, что-то меня смутило, у меня плохое настроение), то я просто обязан в этом состоянии ни с кем не выяснять отношения, помнить, что мое восприятие нарушено, что я не совсем адекватен. Руководитель в таком состоянии не имеет права и не должен принимать важных решений. Нужно полностью воздержаться, поскольку мы пребываем в состоянии, которое Антоний Великий назвал «опьянели неведением Бога». Потом эта страсть проходит, наваждение уходит, гнев улегся, и мы уже видим ситуацию совершенно иной и понимаем, как ошибались, – но слова сказаны, какие-то поступки сделаны (порой уже необратимые, как часто бывает), а, казалось бы, нужно сделать только очень немногое: воздержаться от принятия решений в гневе.

Следующая после гнева – страсть печали.

Человек, страдающий всеми этими страстями, будет впадать затем в страсть уныния.

И еще две страсти, которые нами подчас управляют до гробовой доски, – это тщеславие и гордыня. Вот 8 зависимостей, 8 хронических болезней человека. И лишь во Христе, лишь живя христианской жизнью (каждый из нас по опыту это знает или должен знать), мы можем обрести отдохновение, некую свободу от этих демонов, тиранов, которые часто нами владеют. Корысть играет любые роли, рядится в любые одежды, прежде всего в одежды бескорыстия, как говорит классик; дьявол скрывает свое присутствие, и человек, думая, что он свободен, на самом деле подобен той несчастной птичке, ниточку которой держит некий человек. Поэтому очень важно об этой ниточке помнить, помнить об этой сеточке, об этих страстях – помнить, что в нас живет зло. Это одно из важнейших положений православной аскетики, христианского нравственного богословия.

Как выглядит истинно свободный человек? Каков он?

– Здесь нельзя не вспомнить прекрасный отрывок из Второго послания к Коринфянам апостола Павла, 3-я глава, 17-й стих: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода». Где Христос – там свобода, то есть человек создан не абсолютно автономным, самостоятельным существом.

Да, согласно православному вероучению, человек наделен свободой воли, образом и подобием Божьим, об этом мы читаем в Священном Писании, но, с другой стороны, в нас живет первородный грех, поэтому наша задача – бороться с грехом сознательно, бороться с законом греховным. А мы знаем, что принцип соработничества – это принцип духовной жизни, то есть человек обязан познавать Божью волю, волю своего Творца, и в этом он обретает свою свободу и действует согласно этой воле. И Господь, видя усилия человека (как говорит отец наш Макарий Египетский и многие другие отцы), видя, что человек трудится, дает ему и таланты по его трудам. Мы читаем у Макария Египетского: «Человек по природе имеет предначинание, и его-то взыскует Бог . И поэтому повелевает, чтобы человек сперва понял , поняв – возлюбил и предначал волей . А чтобы мысль привести в действие, или перенести труд, или совершить дело – это благодать Господня дает возжелавшему и уверовавшему. Посему воля человеческая есть как бы существенное условие. Если нет воли, Сам Бог ничего не делает, хотя и может по свободе Своей».

Когда Господь видит труд любви, как апостол Павел говорит, Он дает Свою помощь, и мы ее ощущаем. Думаю, каждый из нас даже по своему небогатому опыту не может об этом не знать.

Как интересно: таланты даются по трудам, а не наоборот?

– Наверное, это сложно, мы не можем каких-то вещей исчерпывающе знать. По крайней мере, мы помним, что говорит Священное Писание в притче о талантах. Что такое талант? Талант – это очень крупная денежная мера серебра, и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе, – и те, кому были даны таланты, употребили их в действие и удвоили свой начальный капитал. А один человек боялся труда, риска, закопал (в прямом смысле слова) эти потенциальные возможности (в данном случае – финансовые) в землю, и, казалось бы, затем он их вернул Богу Творцу, – тем не менее, был осужден за то, что не употребил дерзновение, силы на служение своему господину. Это сложная тема.

Несомненно, мы не все таланты реализуем, но Господь, видя, что мы трудимся, прикладываем усилия, дарует нам Свое вспоможение и одаривает нас талантами, иначе мы были бы тогда Богом осуждены и сами уготовили себя к осуждению. При этом мы должны помнить, что на нас лежит ответственность, что жизнь каждого из нас имеет смысл, что она есть служение Богу. Господь говорит, что сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший ради Бога и Евангелия сбережет ее. Господь призывает нас взять свой крест и следовать за ним. То есть смысл жизни человека, раскрытие, успешность заключаются в служении Богу, в познании Бога, что наша жизнь сокрыта со Христом в Боге. Как мы читаем у апостола Павла: «А мы имеем ум Христов», то есть ум, наcыщенный именно тем мировоззрением, Господними заповедями, которые дает нам Священное Писание Ветхого и Нового Заветов.

То есть можно сказать, что свобода – это и дерзновение, и труд, и ответственность?

– Да, несомненно. Царствие Небесное силой берется, и, прикладывая это усилие, мы познаем свое бессилие. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Без Меня не можете делать ничего». Некая антиномия содержится. С одной стороны, мы должны прикладывать усилия, трудиться, с другой – знаем, что, если Бог не созиждет дом, напрасно трудится строящий его. То есть не совсем простая система, но человек создан Творцом по образу и подобию Божьему, наш Творец – Художник и Строитель, как Господь Себя называет в Священном Писании. И мы тоже призваны быть художниками, строителями, пусть с маленькой буквы, но каждый из нас призван к дерзновению в служении Господу, и в этом залог нашей самореализации. (Окончание в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс