Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (933) → Священник Константин Морозов: Мечты и фантазии

Священник Константин Морозов: Мечты и фантазии

№36 (933) / 27 сентября ‘17

Беседы с батюшкой

Совсем недавно мы беседовали, как важно знать цену словам, а сейчас, дорогие друзья, мы поговорим о мечтах и фантазиях. Что такое мечты? Вредно ли мечтать? И куда могут завести мечты?

Когда я ехал на нашу встречу, то посмотрел текст одного очень известного российского рэп-исполнителя, это Баста – очень интересный человек, позиционирует себя христианином и является им. У него очень осознанные тексты, в них есть такие размышления: «Хотел гореть, пылать хотел, но суждено тебе, оказалось, только тлеть»; или: «Жить по-настоящему, а не как будто». У него очень много таких метафор, как бы возвращающих человека с небес на землю… И вот сегодня мы говорим о мечтах, которые часто могут завести очень далеко, к звездам, а потом можно и очень сильно упасть – поэтому хотелось бы выяснить, что такое мечты и что такое фантазии? Для начала: как их можно определить?

– Наверное, кардинальное отличие мечты от фантазии – то, что мечта, в принципе, воплотима в жизнь, а фантазия – это то, что зачастую невоплотимо, некая сказка; отсюда и такой жанр, как фэнтези, со сказочностью происходящего. Например, «Денискины рассказы» – это детские фантазии ребенка. То есть фантазия – это то, что не толкает человека на свершения. Обычно все у человека начинается именно с мечты; мечта всегда стремится к реализации, а если не стремится, то это не мечта.

Почему человек склонен мечтать? У него есть та самая свобода воли, которой его наделил Господь?

– Мы мечтаем о разном. Человек склонен к мечте потому, что в мечте он ставит перед собой цель. Подросток, выходя из школы, мечтает стать хорошим учителем, доктором или инженером и в дальнейшем начинает прикладывать усилия, чтобы реализовать свою мечту: поступает в тот или иной институт, учится в нем. Человеку свойственна мечтательность, стремление к абсолюту, ведь он стремится преобразить этот мир и восполнить то, что мир утерял в момент грехопадения. Каждый из нас мечтает.

Можно ли сказать, что зачастую это способ убежать от реальности? Проще погрузиться в мечты… Не факт, что они реализуются, но в мечтах хорошо, а в реальности плохо: кризис, маленькая зарплата, какие-то еще трудности.

– Здесь я говорил бы не о мечтах, а о фантазиях – человек начинает фантазировать, что у него все будет хорошо или что он, условно говоря, «английская королева», когда собственное «я» и собственный мир не соотносятся с тем, как человек живет. Этот внутренний фантазийный мир действительно перестает соответствовать реальности, и человек перестает исходить из тех реалий жизни, в которых непосредственно живет.

А если мы говорим о духовной жизни и о мечтах и фантазиях? Например, когда человек молится, он в то же самое время может и мечтать: во время чтения правила или на богослужении. Он может фантазировать, моделировать разные ситуации и далеко улетать от реальности. Вопрос: мешают ли мечты и фантазии молитве в принципе – и одинаково ли мешают?

– В момент молитвы важна соединенность с Богом, поэтому, как в любом диалоге, мы должны уделять внимание собеседнику. В момент молитвы этот Собеседник – Господь, и концентрация внимания должна быть на Нем. Поэтому никаких фантазий, молитвенных представлений и тому подобного, как это иногда бывает в западной практике, в восточной нет. И в этом плане она выглядит приземленной. Хотя многие, читая у Силуана Афонского о том, как ему из иконы является Господь, могли бы сказать, что он мечтатель или фантазер, – но это реальный опыт его духовной жизни, то, что не выразить словами и не высказать извне, то есть другой человек может не понять этот опыт. Так что, безусловно, реальность молитвы, в которой человек предстает, когда молится, – это уже некая иная реальность бытия.

Можно ли сказать, что молитва это самое настоящее и самое реальное проживание жизни в настоящий момент? Очень трудно обращаться к Собеседнику и стараться услышать, что Он сообщает в молитвенной тишине, если мы присутствуем не здесь и сейчас, а находимся в своих грезах.

– Я думаю, молитва может быть абсолютно разной: это не только молитвенные славословия, но и то дело, которое я делаю. Как-то я приводил пример архимандрита Софрония (Сахарова), который, будучи еще молодым послушником, оказался на Афоне и увидел, как после братской трапезы один пожилой монах стал мыть посуду. Отец Софроний пишет: я думал, что когда он еще молодым человеком приехал на Афон, то, наверное, мечтал о каких-то подвижнических делах и прочем, а теперь моет посуду за братией, потому что кто-то должен это делать; но монах мыл эту посуду так, пишет отец Софроний, словно бы совершал Литургию. То есть любое делание можно делать так, как будто ты действительно предстоишь перед Богом, а, следовательно, молишься.

С другой стороны, когда человек ест и читается молитва (есть и пословица: «когда я ем, я глух и нем»), то в монашеской аскетической практике в момент еды ты должен и вспоминать о тех людях, которые вырастили те плоды, (например, картошку или пшено), что ты вкушаешь. Ты должен помолиться о человеке, их возделывавшем, о тех, кто их собрал, приготовил, принес тебе на стол. То есть вспоминаешь и молишься обо всех людях, которые участвовали в пути этих продуктов от грядки до твоего рта. Может быть, даже не называя конкретного имени, а говоря: помоги, Господи, рабу, который принес мне эту тарелку супа… И так далее. Но это памятство – некий момент предстояния за этих людей даже в то время, когда ты ешь.

Еще Августин Блаженный задавался вопросом, есть ли у нас вообще настоящее, ведь мы существуем либо в прошлом, либо в будущем. Где момент настоящего? Секунда, которая у тебя есть, – это настоящее? О каком отрезке времени мы можем сказать, что находимся в настоящем? Прошлое – это то, чего у тебя уже нет, а будущее – то, чего еще нет. Где момент настоящего? В какое время и в каком пространстве мы живем? Это большая проблема не только для богословов, но и для ученых, посвятивших многие научные труды этому моменту пространства и времени: действительно ли мы живем в настоящем времени, или это иллюзия, только наше представление об этом.

Я поднял этот вопрос, ведь часто бывает такая ситуация: человек может мечтать, и дай Бог, чтобы впоследствии его мечта, превратившись в цель, была им реализована. Но часто на мечты тратится очень много времени, а жизнь в это время уходит. Очень времени много мы можем иной раз провести в мечтах и фантазиях, можно было бы потратить это время совсем на другое, прожив его по-настоящему, как Вы сказали: делая какое-то дело, молясь или помогая своим ближним. Как научиться возвращать себя в реальность?

– Думаю, для этого мы должны трезво смотреть на себя. К этому нас и приучает Церковь: что во мне есть положительного, что отрицательного, какова моя жизнь и условия и что я могу сделать. Можно сказать, что все великие преобразования мира сделали мечтатели и выдумщики, а не прагматики, не те, кто говорил, что помышление сердца человеческого – зло от юности его. Нет.

Это сделали те мечтатели, которые от юности загорелись какой-то идеей, мечтой и стали стремиться воплотить ее в жизнь. Точно так же и наука начинается с того, что выдвигается гипотеза – может быть, и не соответствующая действительности, только путем эксперимента, проб и ошибок она подтверждается или не подтверждается. У человека априори всегда есть такой посыл. В принципе, это посыл духовный – мы не можем измерить, где это началось. Но всегда есть мечта, к которой человек стремится.

Иногда бывает, что человек явно не хочет реализовывать свою мечту. Мой друг, продающий лодки, рассказывал, как к ним в магазин пришел состоятельный человек, и он почувствовал, что тот может купить яхту. Но он приходил каждую неделю, смотрел на яхты, расспрашивал – и не покупал. Так прошло где-то полгода, и друг спросил его: «Почему вы не покупаете яхту? Я вижу, что вы можете себе это позволить». «Да, – ответил тот. – Это моя мечта – чтобы у меня была яхта. Но в мечтах я понимаю, какая она должна быть, какой будет запах в салоне, куда я могу на ней пойти и так далее. Но когда я реализую это мечту, то это будет уже совсем другая яхта, нежели в моих представлениях, и я не хочу, чтобы этот образ разрушался». Это его посыл, его право, это определенное стремление данного человека, поэтому здесь мы не можем сказать, прав он или нет.

Вопрос о некоем трезвении, о том, как себя в нем сохранять, когда вокруг – люди, которые меняют мир: тебе тоже хочется быть тем, кто меняет мир, но у них получается, а у тебя нет.

– Я думаю, человек должен исходить из своих возможностей. Самое важное, что подразумевается под этим: на что ты готов потратить свою жизнь? То есть ты должен найти свое призвание, и в этом призвании найдешь свою мечту – что ты хочешь сделать. Если говорить о Стиве Джобсе, то мы знаем, что у него была не такая простая жизнь – он пробивался к своим открытиям. Для него было важно сделать что-то новое в IT-технологиях. И он сделал.

Когда у человека появляется мечта, он должен посвятить себя этой мечте. Чего не скажешь о фантазиях – человек никогда не может посвятить себя фантазии: он понимает, что фантазирует, что этого в его жизни никогда не будет. Когда у человека появляется мечта, он становится нацеленным на воплощение того, что придумал, в своей жизни. Но для этого нужно иметь большой багаж, в первую очередь, багаж знаний.

Что касается мечты и фантазий в брачных и добрачных отношениях… Люди хотят устроить свою жизнь, но у них это по каким-то причинам не получается. Брак разваливается, а причина как раз в том, что в голове – у девушек или у молодых людей – был создан идеальный образ своего спутника. Человек видит, что его реальный спутник не соответствует этому образу, и расстается с ним. Таким образом, разваливается брак – или отношения так и не доходят до брака. Очень многие годами живут с придуманным образом, и у них вообще ничего не получается, жизнь никак не устраивается, а они от этого сильно мучаются, но от идеальных образов, которые нафантазировали, они все равно не могут отказаться. Как помочь им, что им можно сказать, чтобы их жизнь, по Божией заповеди «нехорошо быть человеку одному», была устроена лучшим образом и они не томились в одиночестве со своими фантазиями?

– Думаю, в первую очередь надо перестать фантазировать и начать действовать. Господь дает нам любовь, дает возможность реализовать свою любовь. И любовь – это не данность, это процесс. Поэтому если говорить о семейных отношениях в любых проявлениях (мужа и жены, детей и родителей), чтобы семья реализовалась так, как ты хочешь (хотя иногда бывает, что может даже и не реализоваться), надо вкладывать в нее свои силы, свою душу, иногда поступаться чем-то. Вот тогда семья действительно может реализоваться. И никогда не стоит ни на кого равняться в этом вопросе – каждая семья, как и каждый человек, уникальна и проходит свой путь в жизни – это, наверное, основной ответ на этот вопрос. Каждый рисует свою картину семьи, как и каждая семья рисует собственную картину, которую, бывает, можно представить в лучших домах и на выставках, а бывает, что лучше поставить ее в чулан и никому не показывать. Поэтому, думаю, самое важное в семье – это ни на кого не равняться: каждая семья индивидуальна.

Да, надо, чтобы была своя лодочка...

– А как она поплывет, зависит уже от тех гребцов, которые в ней будут плыть. Главное, чтобы они не думали, что впереди плывет тот, кто лучше, а позади тот, кто хуже. В этой гребле они должны смотреть друг на друга, и тогда гребля удастся.

Да, важный момент, – спасибо. Что касается кино и поэзии, образ мечтателя очень популярен и у нас, и за рубежом, романтичный герой всегда очень привлекателен. Как Вы думаете, почему мечтатель так интересен, помимо того, что он может создать какую-то идею, воплотить ее в жизнь и стать ее двигателем?

– Может быть, потому, что иногда он неотмирен, и, оттого что мечтательность сродни рассеянности, бывает забавен. Такой человек не находится в прокрустовом ложе этого мира, поэтому вызывает некое умиление. В чем-то он подобен юродивому, потому что надмирен. Я люблю высказывание отца Александра Меня о том, что надо быть на полметра от земли, но не выше, чтобы не отрываться от нее. Этот отрыв должен быть у человека, особенно у христианина, но не должен быть большой.

В романе Достоевского «Братья Карамазовы» мечтают все герои: и Дмитрий Федорович, и Иван Федорович, и Алексей Федорович. Но мечты у них совершенно разные. Иван Федорович постоянно в тоске от того, что мечтает, фантазирует и не знает, что его ждет впереди, а у Алеши мечты совсем другие – светлые. Могут ли мечты погубить человека? Могут ли мечты разжечь в нем страсти? Или здесь уместно говорить только о фантазиях?

– Когда происходит анализ своих мечтаний, чего ты достиг (ведь мечтать можно о многом, но это не значит, что всего достигнешь), а человек мечтал о многом и его мечты не реализовались, – это, конечно, может привести к унынию, иногда к депрессии, отчаянию. Почему? Потому что он соотносил себя с этими мечтами, а они не свершились.

Совет заключается в том, что человек должен разумно подходить к своим мечтам, исходить из того, на что он в действительности способен. Можно мечтать быть президентом, но если я не делаю в направлении к этому никаких шагов и политический мир для меня закрыт, то, сколько бы я об этом ни мечтал, президентом никогда не стану и думать об этом нелепо…. Человек все-таки должен исходить из собственных возможностей. Один из критериев мечты – она должна быть возможна для воплощения.

Сегодня существует множество тренингов по личностному росту и так далее: очень многие люди мечтают стать бизнесменами – думают об этом и пытаются, но ведь не каждый к этому способен; и люди разбиваются. Что сказать, когда мы видим, что наш ближний ломится в бизнес-струю, читает подобную литературу, ходит на тренинги, но мы видим, что он к этому не способен, он сломается, его раздавит его же собственная мечта? Это ситуация, которую стоит обязательно затронуть.

– Тренинги – это совсем иное, они действительно во многом помогают человеку. Когда человек участвует в тренингах, то (если это хороший психолог) ему показывают, стоит ли ему двигаться в этом направлении или, может быть, надо немного изменить траекторию своего движения: над чем ему стоит работать – над достижением своей цели, реализацией своих мечтаний или, может быть, стоит от них отказаться? Здесь очень большая палитра.

Но, наверное, действительно надо иметь и смелость, и силу, чтобы иногда отказываться от каких-то своих устремлений, мечтаний, и заменять их чем-то иным. Момент мотивации человека на реализацию тех или иных его мечтаний, представлений, целей важен, – но здесь нет фантазии (заметьте, что фантазия всегда бесплодна). А когда человек стремится к чему-то (пусть он и не достигнет своей мечты), у него появляется какой-то опыт, какое-то представление – или на середине пути он, может быть, уйдет от мечты в иную деятельность, займется чем-то другим, его затянет какая-то иная сфера бытия. (Когда-то я мечтал быть учителем биологии и потом отошел от этого: хотя я ходил в кружок юных натуралистов и у меня было огромное количество литературы по биологии, я не стал биологом. У меня была мотивация быть учителем, и я стал учителем, – правда, не биологии.) Для человека все возможно, только надо вовремя понять, чего же ты действительно хочешь.

Вернемся немного назад, чтобы ответить еще на один вопрос. Я могу мечтать сделать человека таким, каким хочу его видеть, – и это страшная проблема: Вы сейчас сказали, что никогда не нужно менять человека силой, а здесь мечта об идеальном образе может мотивировать кого-то постоянно пытаться сделать человека таким, каким его хочется видеть – «ведь я мечтаю об этом и хочу увидеть его таким». Наверное, это нехорошие, страшные мечты?

– Бывает, приходит молодая девушка (или молодой человек) и говорит: у меня такой хороший избранник (или избранница), такой замечательный и так далее… И описывает все его (ее) положительные свойства. Наверное, в период влюбленности никогда не видишь в человеке ничего отрицательного. Есть совет, который всегда давали мудрые духовники: когда встречаешься с человеком, обращай внимание на его недостатки – тебе предстоит жить не с его достоинствами. И когда ты начнешь принимать эти недостатки, с этого начнется твоя любовь – это в первую очередь принятие другого таким, какой он есть. И с этого принятия другого таким, какой он есть, может быть, начнется и его изменение.

В известной истории Христу приводят блудницу и говорят: по нашему закону она должна быть побита камнями, а что скажешь Ты? И Христос произносит фразу, которую мы часто цитируем: Кто из вас без греха, первый брось в нее камень. И все отходят от нее. Часто это комментируют так, что никто не может бросить камень: у каждого есть грехи. Но ведь Христос в этой фразе говорит не о других, а о Себе: Он единственный, Кто без греха и Кто может бросить в нее камень. И Он этого не делает. Милосердие Божие, проявленное к этой женщине меняет и преображает ее.

Поэтому каждый из нас должен помнить эту фразу: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» – Господь, Который без греха, не делает этого, неужели я могу бросить в своего родного и близкого камень, когда он в чем-то не соотносится с моими представлениями?

Спасибо за этот пример. У нас остается время для пожелания нашим телезрителям, для краткого итога...

– Думаю, что сладость от мечты появляется, когда она реализуется. Поэтому я пожелаю нашим телезрителям, чтобы их мечты реализовывались, становились явью. Храни всех Господь. Помоги Господь в реализации ваших мечтаний.

Благодарю Вас, отец Константин, что разъяснили нам, в чем разница между мечтами и фантазиями. Это действительно важный момент: часто люди не проводят между ними черты, понятия ощущаются как синонимичные. И спасибо, что мы поговорили о мечтателях и о том, как мы можем преобразиться, когда наши мечты реализуются. Слава Богу!

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс