Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (933) → Протоиерей Георгий Климов: Священное Писание

Протоиерей Георгий Климов: Священное Писание

№36 (933) / 27 сентября ‘17

Беседы с батюшкой

Господь Иисус Христос дал нам четыре Евангелия. Почему именно столько?

– Вопрос этот ставился уже и на заре христианства нашими древними церковными учителями, вождями. Беспокоит он, наверное, и многих из нас. Самый простой ответ на него – потому что только четыре апостола написали Евангелия. Остальные этого не сделали. Но насколько этот ответ будет удовлетворительным для нас? Мы ведь знаем, как важно благовестие для мира, просвещающегося Евангельской истиной. Но, обращаясь к древним (одним из них может здесь выступать священномученик Ириней Лионский), мы можем найти ответ.

Дело в том, что для древности четверичность была выражением полноты, объективности, универсальности, истинности того, о чем идет речь. Именно из древности мы знаем, например, четыре стороны света, времени суток, времени года, главных стихии. Священномученик Ириней Лионский, рассуждая в ответе вопрошавшему, почему у Церкви четыре Евангелия, говорит примерно так: поскольку мы имеем четыре главных ветра и четыре стороны света, то крайне неразумны будут те, кто пытается утвердить большее или меньшее количество Евангелий – поскольку Церковь распространена по всей вселенной, то и утверждается она на четырех столпах.

Но, с другой стороны, если внимательно посмотреть на Предание, к кому обращали свои Евангелия евангелисты (а их четыре), то окажется, что евангелист Матфей писал для иерусалимской общины, евангелист Марк обратился к римской общине, евангелист Лука писал в Антиохию. Примечательно, что это разные религиозные мироощущения. Иудеи верили в Единого истинного Бога. Язычники-римляне – многобожники, имевшие такое мироощущение еще до принятия Христа. Антиохийцы, как полагают, были прозелитами, то есть они из многобожия пришли в веру в Единого истинного Бога – иудейскую веру, а потом уже пришли ко Христу. И вот получается, что первые три Евангелия были необходимы, чтобы удовлетворить национальным религиозным запросам всякого человека, приходящего в мир, находящегося вне Христа по своему веросознанию.

Четвертое Евангелие – от Иоанна. Как пишет Евсевий Кесарийский в своей «Церковной истории», уже на заре II века по просьбе эфесских христиан в дополнение к первым трем оставлено четвертое Евангелие, которое вошло в историю под названием «Евангелион Пневматикон» («Духовное Евангелие») – своим Евангелием Иоанн каждое из первых трех дополнил, воссоздав в полноте, цельности, объективности Божественный образ нашего Спасителя. И тогда получается, что мир не мог бы обойтись без четырех Евангелий, а в пятом уже необходимости нет: вне зависимости от того, где человек жил, на каком языке говорил, какое мироощущение имел, читая одно из первых трех Евангелий и прибавляя к нему четвертое Евангелие от Иоанна, он понял бы, в чем заключается Благая Весть. Пожалуй, можно сказать так о необходимости именно четырех Евангелий – не больше и не меньше.

Вопрос телезрителя: – Зачем нам Ветхий Завет, если Господь уже дал Новый Завет?

– Мне кажется, верующему человеку, который смотрит на эту толстую Книгу, называемую Библией, важно понимать, что все Писание богодухновенно (это слова апостольские). Поэтому вне зависимости от того, говорим мы о Ветхом Завете или о Новом, для нас, поскольку все Книги как Ветхого, так и Нового Завета написаны с целью научить нас спасению, все представляет громадную ценность. Важно, что Сам Господь неоднократно обращался к Книгам Ветхого Завета. Важно, что Он, объясняя апостолам о Себе совершаемое Им Самим вне общественного служения, иногда говорил, что именно так говорили пророки.

Для нас, принявших уже веру во Христа, людей воцеркóвленных (и тех, кто считает себя воцеркóвленными), конечно, в каком-то смысле доминантой выступает Новый Завет. Ветхий Завет – это, как говорит апостол Павел, детоводитель ко Христу – тот, кто приводит человека ко Христу. Но поскольку мы знаем, что на данный момент не все человечество верит во Христа, но многие ищут Бога, то Книги Ветхого Завета, раскрывающие именно путь человека к тому, как обрести Господа Иисуса Христа, мне кажется, свою актуальность не потеряли. Поэтому мы можем говорить о необходимости и для каждого из нас чтения и изучения Книг и Ветхого Завета, и Нового.

Те, кто прикасался иногда к Новому Завету и пытался найти ответ на сложный вопрос, читая толкователей (святителя Иоанна Златоуста, блаженного Феофилакта Болгарского, Иеронима Стридонского), не могли не обратить внимание, что толкователи часто обращались к Книгам Ветхого Завета, чтобы верующему было понятно, что происходит в Новом Завете. То есть благодаря Книгам Ветхого Завета иллюстрировали и на понятном языке объясняли Евангельскую историю, или то Откровение, которое приносит нам Господь Иисус Христос. Так что все это очень важно для нас.

Часто в храмах священники (и в студиях нашего телеканала многие собеседники) говорят, что нужно регулярно читать Евангелие. Вопрос телезрителя – он прочитал один раз Библию от начала до конца: «Почему требуется регулярное чтение? В чем смысл? Вроде как все понятно, все известно».

– Здесь мы подходим к очень важному моменту. Священное Писание мы не случайно называем словом Божиим, поскольку Господь Бог имеет по отношению к нам очень важное свойство, которое относится к разряду так называемых апофатических, то есть Он не может быть нами до конца постигнут: сколько бы мы Бога ни постигали, мы всегда будем иметь необходимость все больше и больше углубляться в познание Божественной природы, Божеской сущности. Конечно, мы утверждаем, что и слово Божие, слово Живого Бога – Священное Писание тоже это свойство имеет: сколько бы ты ни читал Священное Писание, всегда будешь открывать в нем все новые и новые пласты или смыслы.

Но здесь важно помнить об одном условии. Я читаю Писание не просто чтобы узнать что-то, а именно чтобы научиться спасению. С этой целью написаны все Книги Библии. Если я ставлю перед собой вопрос, как спастись, и начинаю читать Евангелия, или апостольские послания, или Книги Ветхого Завета, я начинаю находить ответы на бытийные для меня вопросы, это вопрос №1: как мне наследовать Царство Божие? Если я ради любопытства листаю то же Четвероевангелие как роман или повесть – конечно, мне хватит и одного раза. Но что этот раз даст? Может быть, только поверхностный пласт знакомства с Евангельской историей для меня откроет... Но здесь нужно быть очень внимательным и аккуратным: не случайно святые толкователи предупреждают нас, что самое опасное в деле нашего спасения – именно поверхностное знание Закона Божия. Для человека, который поверхностно знает это и не собирается углубляться, срабатывает момент закрытости от него глубиннейших и живоносных смыслов Священного Писания.

С другой стороны, допустим, обратимся к нашим подвижникам благочестия, которые регулярно читали тексты Священного Писания и не могли начитаться. Как мы знаем, преподобный Серафим за неделю прочитывал все Четвероевангелие, и это было каждую неделю. Зачем он это делал? Помимо всего прочего, приноравливаясь к уровню людей, живущих в миру, мы можем рассуждать вот о чем. Чтение Евангелия развивает в нас дух истинной молитвы. Ведь когда мы молимся Господу о своем спасении, мы должны знать, о чем мы просим, – а как мы можем знать, если не знаем те глаголы вечной жизни, которые заключает в себе Четвероевангелие? Не случайно, например, святитель Феофан Затворник рекомендует взять за ежедневное правило чтение немного из Четвероевангелия – по порядку, немного. Но, помимо чтения, нужно еще и порассуждать, попытаться родить какую-то мысль. Это развивает в нас дух именно истинной, спасительной молитвы, которая является и свидетельством нашего богообщения, и того, что мы стоим на путях спасения (по крайней мере, пытаемся встать).

А как правильно читать Священное Писание? Я имею в виду практические моменты: нужно ли читать перед этим какие-то молитвы, принимать какую-то позу?

– Да, я уже начал об этом говорить. Помимо того, чтобы мы, обратившись молитвенно к Богу, попросили просветить наш ум, наше сердце, мы должны помнить, с какой целью мы читаем текст Священного Писания. Вопрос более практичный – сколько ежедневно я должен прочитывать? Традиционные правила – присоединять к утренним молитвам одну главу из Четвероевангелия и, допустим, две главы из Книги апостолов – хотя бы одну главу из Четвероевангелия… Утром, когда ум еще, условно выражаясь, не засорен теми образами, которые напечатлевает в течение дня, в суете, грехе, спешке, он более способен уразуметь эти глаголы вечной жизни, напечатлеть их в сердце. Тот же святитель Феофан Затворник говорит: если у тебя день короток (то есть расписан по серьезным, необходимым делам), то постарайся прочитать хотя бы десять стихов, десять предложений, и порассуждать над ними, это тоже будет великая польза. Главное – читать со вниманием.

И еще один практический вопрос, его часто задают: можно ли читать Евангелие сидя или даже лежа? Принцип один – самое главное, чтобы человек мог хранить внимание. Поэтому тем, у кого больные ноги или кто болеет так, что не может не то что стоять, но даже и сидеть, конечно, можно читать и лежа. Лишь бы здесь мы имели внимание и благоговение к тексту перед нашими глазами.

Представим: человек, услышав, что нужно читать Евангелие, начинает читать – и не все ему понятно. Что бы Вы посоветовали (понятно, что он не сразу поймет) – какое-то толкование, авторов, рекомендации?

– Это стратегически важный момент, поскольку, согласно церковному учению о богодухновенности Книг, мы говорим, что они написаны святыми авторами (если говорим о Книгах Нового Завета или о Четвероевангелии), святыми апостолами, в состоянии, когда они уже были храмами Бога Духа Святого, то есть когда в их личной жизни уже прошла Пятидесятница. В этом состоянии они писали Священные тексты, оставили их для нас, поэтому для нас открывается возможность адекватно, правильно понять текст, оставленный нам, только в одном случае – если мы находимся в том же Духе, что и писавший. Но кто из нас похвалится, что мы находимся в том же Духе? Именно поэтому Святая Церковь настаивает (не просто рекомендует), чтобы мы, по крайней мере, начиная изучать Четвероевангелие, в обязательном порядке обращались, как мы говорим, к святым отцам, к церковным учителям.

Но мы должны понимать, что эти учители в том же самом Духе, что и писавшие, оставившие нам текст, в том же Духе Святом эти тексты поняли и до нас донесли – правильно, тождественно смыслу открываемого. Голос таких церковных учителей, как Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, – это не просто голос как каких-то гениев духовных. Их голос – голос общепринимаемого церковного Предания. Это именно то, как учит Церковь нас правильно понимать текст. А то, что мы не в состоянии правильно понять сразу, как нам иногда этого очень хочется, об этом мы можем найти свидетельства уже у апостола Петра – он в своем Втором Послании, рассуждая о пророческих текстах, говорит, что они не могут быть понимаемы человеком сразу и просто, поскольку писали их святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. То есть это и есть, по сути дела, учение апостола Петра о богодухновенности Книг Нового и Ветхого Заветов. Поэтому здесь нужно быть внимательным.

Но если мы говорим о том, кого почитать конкретно, по персоналиям, то следует сказать (хотя, думаю, наши телезрители знают эти общие положения), что все толкователи Четвероевангелия и Библии вообще условно могут быть поделены на две школы – это Александрийская школа (аллегорический метод толкования) и Антиохийская (придерживалась буквального метода толкования текстов Священного Писания). Мне кажется, начинать нужно с тех святых отцов, которые говорили о буквальном методе толкования. Здесь первым отцом выступает святитель Иоанн Златоуст – и его последователи; у верующего человека есть возможность обратиться к переводу трудов святителя Иоанна Златоуста (у него есть и беседы на Евангелие от Матфея, и на Евангелие от Иоанна) или к последователям этого святого отца (например, это блаженный Феофилакт Болгарский с его произведением «Троицкий благовестник»).

Христианскому православному русскому миру наша Русская Православная Церковь дала очень много выдающихся библеистов-богословов, особенно в XIX – начале ХХ века, таких, как Дмитрий Павлович Боголепов, Борис Ильич Гладков. Их труды, как пособия, – прекрасный подручный материал. Думаю, если верующий не поленится и приобретет эти книги (или скачает их через общеизвестные православные сайты) и будет ими пользоваться, то извлечет из этого огромную пользу.

Вопрос телезрителя: – Есть ли в Священном Писании места, неактуальные сегодня?

– Если мы будем рассуждать об актуальности как о необходимости нам быть спасенными (или исполняющими заповедь «ищите прежде всего Царства Божия, правды его, и все остальное приложится вам»), это нас не может не беспокоить. Конечно, мы должны будем сказать: если Церковь Библию назвала каноном (а канон – это правило), правилом нашего спасения и включила в этот канон Книги как Ветхого, так и Нового Завета, если величайшие церковные учители (такие, как святитель Афанасий Великий, святитель Иоанн Златоуст) говорили, что это источники воды живой, жаждущий приходи и пей из них, то есть приобретай спасение, – то мы должны будем признать, что неактуальных Книг там для спасающегося человека нет.

Другой вопрос, есть ли у нас время на все Книги, которые не лежат для нас на поверхности как самые необходимые. Здесь мы уже можем спросить: допустим, Маккавейские Книги, или Книги Ездры, или еще какие-то из корпуса Книг Ветхого Завета – насколько будут для нас актуальными? Поскольку Предание раскрыто и через другие Книги и то же самое в них отражено, поскольку они раскрыты через наших святых отцов, которые шли за апостолами, может быть, в этом смысле мы можем говорить, что самая главная, первоначальная наша задача – изучить Новый Завет, особенно Четвероевангелие. Но даже изу-чая эти Книги мы, обращаясь к толкователям, увидим, что они постоянно цитируют Книги Ветхого Завета, которые для нас казались неактуальными. Но они актуальны. И здесь мы могли бы вспомнить слова апостола Павла, который во Втором Послании к Тимофею говорит, что все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, то есть к нашему спасению. Лучше апостола не скажешь.

Думаю, стоит еще раз разъяснить, что такое богодухновенность Священного Писания и как определялось, какие книги войдут в канон Нового Завета – мы говорили уже об этом, но нелишне еще раз повторить.

– Да, вы правы, такое понятие, как богодухновенность, требует неспешности объяснения и его повторения.

Если бы мы поставили вопрос, есть ли в самой Библии учение о богодухновенности, то мы должны были бы вспомнить слова апостола Павла, которые я привел из Послания к Тимофею: все Писание богодухновенно. Второе Послание апостола Петра – о том, что его писали святые Божии человеки. Но определить, что такое богодухновенность, важно: может быть, на слух верующему человеку кажется одно, а Церковь под этим понимает другое. Корректировка нужна. Богодухновенностью называется особая область действия Духа Святого, при котором апостол становится орудием Божественного Откровения. При этом апостол сохраняет свои силы и способности.

То есть он не в каком-то трансе.

– Да. Но Откровение дает именно необходимое, чтобы научить человека спасению. Дар свободной воли остается за апостолом. Даже черты характера, мировоззрения, которые он приобрел до обращения к вере Христовой, уровень образования, который он имел, – все это накладывает отпечаток на его Книгу.

Можно сказать, что Библия в этом смысле – величайшее чудо, данное Богом человеку, потому что Бог Дух Святой заставляет работать на утверждение истины о спасении все то, что человек вносит человеческого в текст Священного Писания. Самым ярким примером здесь могут выступать те разночтения, которые находятся по первым трем Евангелиям – так называемым синоптическим. Разночтения касаются, допустим, Евангельских событий: например, сколько было бесноватых в Гадаринской стране – один или двое? Матфей говорит о двух, а Марк и Лука – об одном: сколько их было? Важно не то, сколько их было, а то, что, хотя Матфей разнится с Марком и Лукой относительно количества бесноватых, они, по сути, описывают одно и то же событие. И описывают его стратегически очень схоже: Господь повелевает над нечистыми духами. Нам ведь это важно.

И вот на заре христианства святитель Иоанн Златоуст говорит, что эта разница – по мелочам, по частностям – в Четвероевангелии блистательно свидетельствует в пользу самостоятельности писавшего. Это ведь тоже очень важный момент, что каждый евангелист самостоятельно писал Евангельскую историю, поэтому мы имеем не одного, а минимум трех-четырех свидетелей – Христос в Евангелии от Иоанна не случайно говорит, что любая истина свидетельствуется при двух или трех свидетелях: мы имеем свидетелями тех, кто нас уверяет, что история спасения была совершена. Спасение принесено, вот что важно.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс