Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (933) → Священник Валерий Духанин: О ненависти, злобе, неприязни

Священник Валерий Духанин: О ненависти, злобе, неприязни

№36 (933) / 27 сентября ‘17

Беседы с батюшкой

Сегодня мы поговорим о ненависти, злобе, неприязни – как к близким, так и вообще к людям. Каждый в жизни осознавал, что какой-то человек ему неприятен – и коллега, и просто прохожий, и даже очень близкий человек; люди разводятся – всякое бывает. Что же такое ненависть?

– Даже когда вы стали обозначать тему и произнесли эти понятия – ненависть, злоба, неприязнь, неприятие ближнего, – уже в душе появляется холод. Эти слова уже несут в себе что-то леденящее. Мы сразу чувствуем, что за этими словами стоит что-то очень плохое, очень дурное. На самом деле, когда задумываешься над этим, видишь, что ненависть и вообще неприязнь – по большому счету, утрата любви. Что такое тьма? Это отсутствие света: когда свет угасает, наступает тьма. Что такое холод? Это отсутствие тепла: когда исчезает тепло, наступает холод. Холод ненависти, злобы, который внутри тебя, который леденит, мертвит все в твоей душе, – это тоже угасание любви. Той любви, что согревала душу или должна была согревать и могла сделать тебя счастливым, радостным. Но вот у тебя нет любви – и от этого тебе и самому плохо, и другому ты желаешь тоже чего-то скверного, нехорошего. Отчего это происходит?

Конечно же, ненависти всегда сопутствует гордость, самость. Ты ставишь на первое место себя. Я главнее, чем другие. И этому еще обязательно сопутствует зависть. Если ты кому-то завидуешь, то обязательно будешь и ненавидеть его. Почему? Потому что считаешь, что у другого человека есть то, чего у него не должно быть. Вот у меня пусть будет, а у другого этого быть не должно. Такое неприятие другого, неприязнь к нему и выражаются в ненависти. То есть ненависть – это утрата любви, утрата душевного тепла. Вспоминаются из Священного Писания очень мудрые, хотя и простые, строки Книги Бытия. Когда это появилось у людей? Когда люди потеряли свою связь с Богом. Бог есть любовь. Когда человек причастен Богу, в сердце обязательно есть любовь. А когда человек теряет Бога, любви у него тоже нет. Мы видим в Книге Бытие: как только Адам и Ева пошли против Бога, утратили внутреннюю связь с Небесным Отцом – тут же их личные взаимоотношения тоже портятся. Адам свою вину перекладывает на Еву: это она виновата, Ева с себя складывает вину на змея. Дальше мы видим их первых детей: у Каина тоже нет любви к брату. Причина в том, что утратили Бога. Пока не очистишь свое сердце, не приобщишься Богу, обязательно сердце будет подпадать под какие-то злобные чувства, и это всегда съедает изнутри.

Так что ненависть и неприязнь к ближнему – это утрата любви, утрата внутреннего согревающего тебя огонька, тепла. Конечно, нужно стараться себя хранить от этого.

Как возникает чувство ненависти (каждый грех имеет свои стадии, как мы знаем)? Как избежать конечной точки, когда уже не знаешь, что делать с собой?

– Да, это очень хороший вопрос. Здесь есть своя постепенность. Я в свое время читал святых отцов и работы, посвященные анализу святоотеческого учения. Ненависть принадлежит к страсти гнева, если посмотрим классификацию страстей – это крайняя степень данной страсти. Там действительно несколько ступеней.

Начинается все с огорчения, когда нас вдруг огорчил поступок нашего ближнего и мы начинаем думать: ну что же он так поступил, зачем такое сказал? Мы огорчились. А огорчаемся, потому что хотим поведение другого человека втиснуть в свое прокрустово ложе: «Он мне не соответствует, он мне не помог, не пошел навстречу – значит, он плохой». Вначале огорчение, кошки скребут.

Следующая ступень – это смущение, когда мы начинаем внутренне приходить в какое-то стеснение от поступка этого человека. Внутри у нас, как описывал авва Дорофей, будто уголек появился, мы его начинаем раздувать. Это еще не огонь, не костер, но уголек начинает тлеть и может поджечь всю твою душу, как уголек может попалить стог сена.

То же самое на стадии огорчения. Лучше сразу сказать: слава Богу, если он не помог мне. Слава Богу, что Господь дает мне пройти такое испытание, чтобы стать сильнее. А то мы, получается, все время притыкаемся… Мне очень нравится образ, который приводит авва Дорофей. Он говорит: если ты огорчаешься, когда твой ближний что-то сделает, то становишься подобным плесневелому хлебу, который снаружи кажется нормальным, но, когда его разломишь, внутри – гниль. То же происходит у нас, когда мы вроде бы молимся, ведем внешне благочестивый образ жизни, но едва другой человек нас обозвал, оскорбил, посмеялся над нами или не пошел нам навстречу, как у нас внутри возникает негодование. Эти ситуации показывают, что у нас внутри есть эта гниль, хотя внешне мы кажемся вполне благопорядочными людьми… Может быть, поэтому Господь и попускает эти ситуации, чтобы мы увидели этот грех в самих себе, что надо в себе искоренять: если все вокруг будет приятным, мы никогда не увидим в себе своих страстей, и Господь попускает такие ситуации, чтобы мы это увидели.

Итак, вначале возникает огорчение, потом смущение, а потом уже возрастает вспыльчивость, когда огонь начинает разгораться. При этом человек может наговорить невесть чего другому, резко повести себя.

Потом будет жалеть об этом, а уже поздно.

– А потом жалеть, да. Когда захватывает страсть гнева, как правило, это мощная, яркая эмоциональная вспышка, тебя раздирает негодование, взрыв негодования: «Да что ж ты такое натворил?»

Мудрые люди советуют: если к тебе подкатывает вспышка гнева, заставь себя уйти в другую комнату, не произноси ничего в этот момент. Почему? Вспышка гнева, как правило, скоротечна, она сдетонировала, как взрыв: все летит, разбивается на мелкие кусочки, а потом проходит. Если ты первый момент выдержишь, то эти эмоции отойдут – и взрыва не будет. Ты сможешь победить это. Но если постоянно допускаешь в себе гнев, в конечном итоге неприязнь к ближнему может перейти именно в ненависть.

Чем отличается ненависть? Это долговременный навык неприязни, когда внутри сидит чувство злобы, и эта злоба постоянна. Ты, может быть, даже не вспоминаешь про того человека, которого ненавидишь, но внутри живет этот яд. Только тебе напомнить про него – все кипит. Чем страшна ненависть? Тем, что это долговременное чувство, навык души проявлять злобу к какому-то человеку.

Иногда даже смотришь, как люди высказываются друг о друге… Корвалан и Пиночет – два известных лидера, ненавидевшие друг друга на протяжении жизни. Прожили они по 90 лет. Когда один из них умер, другой сказал: вот, он умер, я всю жизнь с ним боролся, а теперь узнал, что его нет, и почувствовал, будто у меня жизнь закончилась. Что же, его нет – и теперь смысл моей жизни закончился? Беда здесь в том, что смысл жизни сводился к ненависти к своему оппоненту, борьбе с ним всю жизнь. Это значит, что его сердце было заполнено чем-то отрицательным. Если у тебя внутри ад, чему ты посвятил самого себя? И где будешь потом, когда расстанешься со своим телом? Это самое страшное.

Когда люди спрашивают, почему ненависть, вражда, гнев – это плохо, мы говорим: этим ты разрушаешь самого себя. Ненависть – это всегда твоя личная ущербность. Когда ненавидишь, ты не другому вредишь этим: тот человек, может быть, живет своей жизнью, может быть, он уже покаялся в своих поступках, а у тебя злоба сидит внутри, клокочет и тебя разрушает. Я уверен, даже если спросить врачей, они наверняка тоже скажут, что это разрушает и нервные клетки. Вспоминаю известного психиатра Бехтерева. Его дочь говорила: если не хочешь сойти с ума, ты должен исключить гнев из своей жизни, должен всегда настраиваться на что-то положительное – когда все время кого-то ненавидишь, твой внутренний мир занят пережевыванием дурных, отрицательных мыслей, у тебя все время образ врага, ты рассчитываешь, как бы ты ему отомстил, как бы с ним расправился, что бы сказал при встрече… Представляете, что это такое?

То есть происходит в каком-то смысле внутреннее делание, – но противоположное христианскому деланию: христиане говорят об умном делании, когда внутри ума, в твоем сердце должна быть молитва Богу. Молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному», любая другая молитва. А когда человек ненавидит, у него тоже происходит внутри делание, но не молитва, а делание саморазрушения. Представьте, если человек постоянно рисует жуткие вещи, убийства, что-то страшное на листочках бумаги, – мы скажем, что такой человек нездоров. Именно это происходит с человеком, подверженным страсти ненависти: он все время рисует что-то злобное, но не на бумаге, а внутри своей собственной души. Это смерть, потому что подлинная жизнь есть причастность Богу, а Бог есть любовь. Если ты не имеешь любви, – значит, не имеешь подлинной жизни, ты просто убиваешь самого себя.

Мы говорили об огорчении. Но если человек тебя оскорбляет, обижает, даже переходит тебе дорогу, и ты не можешь семью после этого содержать, как не ответить на оскорбление, как не огорчиться?

– Конечно, бывают какие-то трудные ситуации, когда нам тяжело себя сберечь. Конечно, у нас возникает негодование. Но все-таки христианину важно помнить, что Господь Бог всегда рядом.

Если тебе вдруг трудно, возьми за правило, вспомни, что Господь рядом, Он здесь. Если Богу не будет угодно попустить эти трудности, Он их не попустит, а если Он это попускает, значит, это испытания, через которые нужно пройти. Может быть, нужно пройти через скудость, через лишения. Человек не станет христианином, живя в комфорте. Комфорт все поглощает. Спаситель не обещал нам, что мы здесь будем иметь какое-то беспрестанное счастье. Спаситель говорил: в мире будете иметь скорбь. Правда, Христос добавлял: но мужайтесь, ибо Я победил мир. Тут как раз важно понять, что все в руках Божиих. Люди зачастую являются лишь орудиями Промысла Божия.

Вспоминаю рассказ из жизни схимонахини Сепфоры. Матушка Сепфора – фактически святая нашего времени, она скончалась уже в середине 90-х. Удивительный человек! Поначалу вышла замуж, хотя с детства мечтала стать монахиней, дедушка ей с Афона привез четки. Но родители ее не благословили: нужно было содержать большую семью, трудиться. Она с благословения родителей вышла замуж и родила и воспитала пятерых детей, представляете? Потом всевозможные лишения, раскулачивание...

Был такой момент (их не просто раскулачили): однажды она пришла домой и увидела, что их дом разбирают по бревнышку. Представьте, если бы мы видели, как наш дом разбирают по бревнышку… Многие живут в квартире – представим, что нас лишают квартиры. Она растерялась. Потом она вспоминала, что у нее даже не возникло ненависти и негодования к этим людям. Она растерялась и думала: им что же, дров не хватает, раз они разбирают? Она с маленькими детьми. И все равно она предала себя в руки Божии. Нашлось где остановиться, удалось устроиться на работу. Ее вера в то, что Господь всегда находится рядом, помогла ей претерпеть невыносимые искушения.

Потом, когда у нее умер супруг, она решила принять монашество, а ведь это было советское время. Она была монахиней в миру, даже нянчила внуков. Нестандартная ситуация. Она совершала удивительное аскетическое делание. Потом ей Господь открыл, что она должна будет окончить свою жизнь при обители. Неожиданным образом к ней приезжают из Оптиной пустыни монахи, приглашают ее в Клыково (селение недалеко от Оптиной пустыни). Она туда приехала. До сих пор сохранилась память о ней, дом, где она жила, многие святыни, связанные с ней. Когда я там был, поразился, что этот человек через всю жизнь пронес незлобие – обычно мы несем через свою жизнь злопамятность, мы очень хорошо помним, кто нам какое зло сделал.

Вот это нам и мешает жить, мешает быть христианами – память занята какой-то нечистотой. Чем отличается муха от пчелы? Пчела даже если летает там, где грязь, все равно найдет где-то цветок, сядет на него и соберет нектар. А муха, даже если будет летать через прекрасный сад, все равно найдет грязь и на нее сядет. Это и происходит, когда люди больше внимания обращают на что-то отрицательное. Получается даже так, что мы как бы ждем повода, чтобы кто-то нам сделал зло, чтобы потом ухватиться и сказать: вот мы какие страдальцы, вот как со мной несправедливо поступили, я терплю за правду. В итоге не только гнев, ненависть, но и уныние и полная утрата внутреннего покоя.

Представим ситуацию: я знаю, что этот человек меня ненавидит. Что мне делать? Ничего? Пусть он разбирается сам с собой, или как-то ему помочь? Но есть вероятность: если я начну ему помогать справляться с его ненавистью, подыгрывать или еще что-то, он станет ненавидеть меня еще больше. Как быть в такой ситуации?

– Я тоже вспоминаю слова из древней христианской книги «Дидахе» («Учение двенадцати апостолов»). В ней собраны высказывания из Евангелия, но с некоторыми добавлениями. Там есть такие слова: вы же любите ненавидящих вас, и не будет у вас врага. Если ты сам будешь любить того, кто тебя ненавидит, по крайней мере, ты сам его за врага не будешь считать. Обычно вражда бывает за счет чего? Это взаимный процесс. Один наступил другому на ногу, тот ответил, один не по-доброму сказал, тот тоже ответил. Самое главное – не идти на поводу, не играть по правилам мира. Если он ненавидит, то к нему нужно как раз со всей душой. Самое главное здесь вот что понять: вот, он объят ненавистью – ему от этого внутри хорошо или нет? Он же от этого мучается, болеет. В данном случае к нему надо отнестись как к человеку, пораженному тяжелой болезнью, а всякая болезнь должна пробуждать у нас сострадание, сочувствие, нужно пожалеть того, кто подвержен болезни. Ненависть – это тоже болезнь: он болеет этим, значит, за него надо обязательно молиться и искать возможность сделать ему добро.

Представьте, что вы сами к кому-то испытываете негодование, неприязнь или даже ненавидите кого-то. Представьте, что вдруг он в очень трудный для вас момент оказывает вам сердечную помощь. Он говорит, что очень хочет помочь, бескорыстно помогает, по-доброму отнесется к вам. Вы измените к нему отношение или нет, когда он к вам отнесется с добром?

Враг сердечно тебе помогает – естественно, мы к нему изменим свое отношение. Так и тот же самый враг отнесется к вам, если вы ему вдруг начнете сердечно помогать. Это значит, что надо самому делать первый шаг.

В патериках приводится очень много таких историй, когда из-за пустяка разгорается неприязнь друг к другу у двух иноков. Один приходит и спрашивает старца: «Что же такое, за что он меня не любит, я вроде ничего ему плохого не делал?» Старец отвечает: «Ты все-таки посмотри внутрь своего сердца, что у тебя там? Там же негодование на него. А ты пойди к нему первый и искренне попроси прощения, даже если не был виноват. Скажи: „Прости, что я у тебя вызвал такую неприязнь, давай помиримся“». И когда инок приходит к своему товарищу, тот неожиданно сам, открывая дверь, говорит: «Я был не прав, какой-то несправедливый помысел внутри появился в отношении тебя, прости меня!» То есть он уже опередил его и попросил прощения, потому что первый настроился на примирение и хотел испросить прощения.

Какой итог получает от ненависти человек, который ненавидит?

– Думаю, итог понятен. Всякая ненависть – это внутренняя теснота. Что греха таить, все мы прошли через эти чувства, каждый из нас может вспомнить, каков итог. Ты ненавидишь человека, и твой внутренний мир утесняется – он становится настолько узким, что тебя самого сковывает… Внутри наступает простор, когда ты перешагнул через какие-то обиды, помолился о другом человеке, в сердце помог ему. Любовь всегда переживается как внутренний простор, как радость, счастье, как добро, тебя освещающее, это свет внутри. Это трудно передать словами, но это просто удивительное благо... А ненависть в конечном итоге, если человек в ней продолжает жить, закончится тем, что душа такого человека попадет туда, где находится отец ненависти – дьявол.

Помните, у апостола Иоанна Богослова есть слова, что всякий ненавидящий брата есть человекоубийца? Почему так? Если мы кого-то ненавидим, то в каком-то смысле желаем, чтобы этого человека не было – мы даже стараемся про него не вспоминать, хотим, чтобы он был лишен и самого бытия. Мы человекоубийцы, если ненавидим другого человека. А всякий человекоубийца не имеет жизни вечной. Если ты хочешь лишить жизни другого, то сам лишаешься жизни вечной: родоначальник ненависти – это дьявол, он холоден, исполнен злобы ко всему творению, поэтому если ты кого-то ненавидишь, тем самым показываешь, что ты своей душой становишься един с дьяволом. И в аду окажешься вместе с ним. Вот итог. Это самый плачевный итог.

Любовью можно победить ненависть – наверное, вывод всей нашей передачи. Давайте подытожим сегодняшнюю встречу и дадим наставление нашим телезрителям.

– Думаю, самое главное – помнить: любовь – это то, что от Бога, а ненависть от дьявола. Если ты любишь, то будешь с Богом. Если хочешь иметь любовь, – стремись к Богу, и Господь подаст тебе такую радость, которую не найти в этом мире. Ничто земное не может дать такого сокровища, которое даст любовь и Божия благодать. Постараемся всячески искоренять в себе самые мельчайшие чувства ненависти, негодования, раздражения. Такая внутренняя работа – это шаги на пути к любви, а любовь сама собой даст счастье. Вот главное, к чему нужно стремиться.

Спасибо Вам за эту прекрасную беседу. Очень полезно и интересно и для меня, и для наших телезрителей.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс