Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (933) → Архимандрит Савва (Мажуко): О добре и доброте

Архимандрит Савва (Мажуко): О добре и доброте

№36 (933) / 27 сентября ‘17

Свет невечерний

– Друзья мои, в руках у меня книга замечательного русского писателя Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Эту книгу он писал многие годы, ему не суждено было видеть ее выхода… Он прошел Сталинград, видел ужасы коллективизации, репрессии, прожил жизнь тяжелую, сложную, и эти жизненные опыты он запечатлел в своем главном труде. Я не буду рассказывать содержание романа, это не нужно: многие из вас его читали, – но здесь есть строчка, которая способна затронуть любого мыслящего человека.

Василий Гроссман приводит диалог двух героев, которые находятся в гитлеровском конц-лагере, где есть такие слова: «Там, где есть насилие, – объяснял Иконников Мостовскому, – царит горе и льется кровь. Я видел великие страдания крестьянства, а коллективизация шла во имя добра. Я не верю в добро, я верю в доброту». Как это возможно? Разве это не одно и тоже? Мы сейчас с вами попытаемся в этом разобраться.

Мы знаем, что Добро – это одно из имен Божиих. Но этот термин, понятие, категорию мы употребляем и в нашей обыденной речи. Это очень сложно определимая категория этики и метафизики, но интуитивно мы все понимаем, где добро, а где зло.

В обычной жизни мы знаем, что есть добро для наших детей, что для них хорошо. В этом смысле прилагательное «хороший» или «хорошая» и «добро» в нашей обычной речи и практике ежедневной жизни совпадают. Мы знаем, что хорошо для нас, как поступать хорошо, а как плохо. Но очень сложно «схватить» добро само по себе. Что это? Хорошо, добро, благо – как поступать?

Каждый христианин знает, что Бог есть любовь, истина, добро и красота. Есть очень простой ориентир в жизни, как поступать по-хорошему. Апостол Павел говорит нам, что мы должны брать пример со Христа: как Он в своей жизни поступал, как Он жил, как Он действовал, так и мы должны действовать. И именно это имел в виду персонаж романа Гроссмана.

Он выбирает из добра и доброты – доброту. Но почему он подчеркивает, что нужно всегда быть на стороне доброты – бескорыстного, доброго, человеколюбивого отношения к Богу, к человеку, который стоит на твоем пути? Почему именно так? Я думаю, что это след христианства, который несет в душе каждый человек.

Доброта… Ведь добро – это чаще всего идея, ради которой мы иногда отказываемся от доброты. Чтобы поступить правильно, выбрать нечто доброе, нам иногда нужно принести какие-то жертвы. И жертвы эти бывают довольно неожиданные.

В 1889 году в бедной семье в гостинице на границе с Германией родился мальчик. Это была семья простого служащего, который путешествовал из области в область, его переводили с места на место. У него не было ни своей жилплощади, как сейчас мы говорим, движимого имущества, но было много детей и мало дохода. Мальчик был очень учтивый, воспитанный, он очень хорошо учился. Любил своего отца, маму, сестренку. Семья была верующая, и мальчик пел в церковном хоре, прислуживал священнику во время богослужения: они были католиками. Когда ему было 13 лет, трагически умер его отец и этот несчастный паренек в голос рыдал над гробом своего отца, с которым у него были какие-то несогласия, конфликты, но которого он горячо любил… Когда он стал подрастать, заболела очень тяжелой болезнью, раком молочной железы, его мама – и он бросил все, чтобы ухаживать за ней. Она умерла. Им с сестрой стали выплачивать пенсию. Пенсию он отдавал своей сестренке. Стал подрабатывать художником, писал картины. Писал очень хорошо, хотел стать художником. Тут началась первая мировая война, его взяли на фронт и ему пришлось перенести несколько ранений. Одно в ногу – он его быстро перенес, как-то восстановился. А второе происшествие его совсем выбило из колеи: его накрыл взрыв бомбы, и он ослеп. Думал, что ослеп навсегда. Для художника – это конечно страшное потрясение. Но его вылечили, и он увидел, что война закончилась. Его страна, которую он очень любил, его народ, ради которого он был готов пожертвовать свою жизнь, был в жутком унижении после Версальского договора.

Вы уже поняли, что я пересказываю вам очень кратко биографию Адольфа Гитлера. Учтивого и воспитанного сына, прилежного ученика, хорошего художника, любящего брата и настоящего патриота, который желал добра своей отчизне.

Это был человек по-своему бескорыстный. Его не интересовали какие-то мирские блага. Это был человек одной идеи. Это была идея добра. Он хотел увидеть расцвет своего государства, он хотел увидеть надежду, радость и просто счастье на лицах своих соотечественников. Он не хотел приносить горе другим людям. Он просто «так видел» добро для своего народа. Поэтому став в 1933 году канцлером Германии, он стал открывать лагеря, уничтожать сумасшедших, душевнобольных, больных детей, евреев, цыган. Потом развязал войну, унесшую миллионы жизней ни в чем не повинных людей. Это все делалось во имя добра.

Дорогие друзья мои, это страшные вещи, конечно. Стоит ли об этом думать, размышлять? Я не призываю вас оправдывать Гитлера. Ни в коем случае. Зло должно быть поименовано злом и не ждать никаких оправданий.

Но выбор между добром и добротой в жизни каждого из нас периодически возникает. Иногда наше религиозное рвение, наши какие-то идеи или представления о жизни наших детей, «как я мыслю их добро для них», могут совсем никак не согласовываться с естественной человеческой добротой, с христианской расположенностью к человеку, и потом мы должны себя всячески обуздывать, одергивать: «Что я сейчас делаю? Я становлюсь маленьких Гитлером!» У него, конечно, был большой размах, и он свою идею добра сумел воплотить в жизнь, принести в жертву этой псевдодоброй идее миллионы человеческих жизней – принести горе почти в каждую семью в России, на Украине, по всей Европе. Миллионы человеческих жизней на его совести. Во имя добра.

Вот и мы, когда выбираем между добром и добротой, пожалуй, выбор нужно сделать в сторону доброты и милосердия. Тогда мы будем со Христом. Тогда мы не ошибемся в том, что наше дело правое и в том, что мы на стороне Бога человеколюбца.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс