Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (933) → Диакон Михаил Кудрявцев: Нетленный венец

Диакон Михаил Кудрявцев: Нетленный венец

№36 (933) / 27 сентября ‘17

Церковный календарь

Мы знакомимся с житием, опубликованном в книге ныне уже покойного протоиерея Алексия Скалы «Святые, в земле Симбирской просиявшие», – вспоминаем протоиерея Иоанна Евфимиевича Ильинского. Он родился в 1846 г. в семье пономаря. Выросший в верующей православной семье, Иван, как и его родитель, решил посвятить свою жизнь служению Церкви Христовой. Для получения духовного образования в 1864 г. будущий пастырь поступил в Симбирскую духовную семинарию и в 1870 г. окончил обучение с аттестатом 2-го разряда. Иван Евфимиевич, весьма серьезно относясь к выбору спутницы всей своей дальнейшей жизни, не спешил обзаводиться семьей и не сразу решился претендовать на получение духовного сана. Именно поэтому сначала он 3 года трудился земским учителем, и его усердное служение делу народного просвещения не осталось незамеченными: за успешный труд в должности сельского учителя он за это время получил от Министерства народного просвещения три награды.

В 1873 г. Иван Евфимиевич наконец-то встретил ту, с которой проживет затем в любви и согласии 45 счастливых лет. Он был обвенчан с 18-летней Александрой. В том же 1873 г. исполнилось и заветное желание Ивана Евфимиевича: он был рукоположен во священника и направлен на служение в с. Томылово Сенгилеевского уезда, где и прослужил 45 лет до самой своей мученической кончины. Село было достаточно большим, в нем в 1913 г. было 285 дворов и проживало более трех тысяч жителей. Кроме земской школы здесь находилось и министерское училище.

С первого дня назначения настоятелем своего первого и единственного прихода отец Иоанн состоял законоучителем в местной сельской школе. С 1895 по 1899 гг. батюшка был членом благочиннического совета, а с 1886 г. на протяжении 14 лет был миссионером благочиннического округа. С 1911 г. отец Иоанн был миссионером по Симбирскому и Буинскому уездам. В местности, где батюшка нес свое служение, было множество раскольников-беспоповцев, язычников из чувашей и мордвы. А поэтому и деятельность миссионера, возвращающего в лоно Православной Церкви заблудший народ Божий, была очень важна и сопряжена с многочисленными трудностями. За их преодоление батюшка получил множество церковных и государственных наград.

У священника Иоанна и его супруги Александры Ивановны было шестеро детей. Согласно послужному списку батюшки за 1915 г., три его сына участвовали в боевых действиях на фронтах Первой мировой войны. Дочери отца Иоанна продолжили дело своего родителя на ниве народного просвещения, две стали сельскими учительницами, а средняя дочь стала женой приходского священника.

Государственный большевистский переворот в 1917 г. и последовавшая вслед за этим братоубийственная гражданская война перевернули все в некогда могущественной Российской империи. Богоборческая сущность пришедших ко власти в России революционеров и бунтарей проявилась, в первую очередь, в отношении как к самой Церкви, так и к ее служителям. Убийство 72-летнего отца Иоанна Ильинского стало одним из первых подобных трагических происшествий в 1918 г. во время боев между так называемой «армией белочехов» и войсками Красной армии.

О происходивших в то время в Сенгилеевском уезде событиях в подробностях можно узнать из церковно-приходской летописи Богородице-Казанского храма с. Кивать того же уезда, которую вел тогда настоятель этой церкви протоиерей Ираклий Жемчужников. Вот это повествование: «13 сентября отец Иоанн в храме совершил всенощное бдение в канун праздника Воздвижения Животворящего Креста. По окончании богослужения он был приглашен напутствовать больную прихожанку. Облачившись в епитрахиль и поручи, с благоговением надев на шею дароносицу, батюшка вышел из храма и направился в дом умиравшей своей прихожанки. Но только отец Иоанн вышел за ворота храма, к нему подошли три красноармейца. Один из них кощунственно сорвал с 72-летнего батюшки дароносицу со Святыми Дарами и со словами: “Хватит тебе уже обманывать народ – ты арестован”, отбросил святыню от себя прочь.

Батюшке не дали даже снять с себя богослужебное облачение и проститься с домочадцами, а так, в чем он был, отца Иоанна под конвоем увели на станцию Безводовка. Батюшку целую ночь допрашивали в штабном вагоне, находящемся на станции. Утром, около 10 часов, вагон отогнали в тупик, а священника вывели из него и в сопровождении вооруженных красноармейцев повели в сторону леса. Здесь, в четверти версты от железнодорожного полотна, на опушке леса, батюшку расстреляли. Убийцы, вырыв неглубокую яму, сбросили в нее тело мученика и, чуть прикрыв его землей, оставили без всякого погребения. Вероятней всего, красноармейцы обвинили отца Иоанна в пособничестве белочехам, так как их штаб располагался в доме отца протоиерея. Так в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня ревностный служитель у престола Божия взошел на свою голгофу и принял нетленный мученический венец».

Святый священномучениче Иоанне, моли Бога о нас!

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс