Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (931) → Иеромонах Аверкий (Белов): Ответственность талантливых людей

Иеромонах Аверкий (Белов): Ответственность талантливых людей

№34 (931) / 12 сентября ‘17

Честное мнение

Дорогие друзья, те, кто полюбил стихи иеромонаха Аверкия (Белова), сегодня могут с ним познакомиться. Отец Аверкий, с Вами хочется поговорить о многом, но, наверное, можем начать Вашим стихотворением, посвященным талантливым людям, и так уже выйдем на основную тему разговора.

– Сразу хочу сказать, что я не так хорошо читаю свои стихи, как Светлана Ладина: я даже удивляюсь, когда слушаю, какие она делает акценты, ударения, какую смысловую нагрузку придает моим стихам. Даже и не верю, что это я написал; у меня так хорошо не получается. Но я прочитаю стихотворение, которое, честно сказать, изначально было посвящено Светлане Копыловой. Я вроде как хотел ее утешить, поддержать, а получилось наподобие какого-то, может быть, даже обличения, мне было даже неудобно. Мне кажется, оно не очень ей понравилось. Просто повод для написания стиха такой – я подумал о том, что талантливому человеку очень тяжело.

С вашего позволения, я прочитаю. И еще: свои стихи я наизусть не знаю. И иногда даже их как-то стесняюсь, но прочитаю.

Прекрасен незарытый Ваш талант,
Вернее, куст талантиков, талантищ.
Вы их несете, словно шар атлант, –
Страданиям талантливость товарищ.
Хожу с лопатой, копошусь в земле,
Пытаясь зарывать свою полушку.
Боюсь прожить талантливым во зле,
Кормя гордыню – гибели подружку.
Изобретатели химических ракет,
Создатели произведений страстных,
Писатели бунтующих газет,
Носители красивостей заразных,
От Бога дар ваш сильный? Или он
Похищен дьяволом, перенаправлен к аду,
Изюминки спасения лишен,
Лишь за земную борется награду?
Зарыть – не выход... Мною движет боль.
Ведь виртуозно, качественно, ярко,
Загадочно нас гонит на убой
Безбожного искусства скороварка.
Как много тех, кто, с доброго начав,
Приобретя значенье, славу, имя,
Подлили яд в отвар словесных трав,
Запутали всех мненьями своими.
Хранить бы скромно малые дары –
Мытья посуды да несенья сумок,
Фотографированья светлой детворы,
Выслушиванья чьих-то горьких думок,
Даренья книжек, пожиманья рук,
Кормленья кошек, зажиганья свечек.
Немало человечищ есть вокруг,
Но многим нужен просто человечек.

Спасибо, батюшка. Вот об ответственности талантливого человека и хотелось бы поговорить… Клайв Льюис с большой тревогой смотрел в будущее именно по причине развращенности культуры и искусства (хотя, конечно, развращенность культуры – это какой-то грустный каламбур), и сегодня мы имеем дело именно с этим. По Вашей оценке, что с этим делать? Как этому можно противостоять? И надо ли этому противостоять? Может быть, мы должны не любить мир и того, что в мире, отгородиться? Или мы все-таки не должны забираться в свое чистое, прибранное, немножко выхолощенное гетто – быть солью мира?

– Солью мира, конечно, христиане должны быть, это несомненно. Я с общей картиной искусства, может быть, не так глубоко знаком, чтобы оценить все современное искусство, но, если говорить о литературе, все-таки вижу, что именно в церковной или околоцерковной среде появилось довольно много хороших произведений. И такой хороший толчок именно к художественной литературе дал, прежде всего, проект Владыки Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». По подобию ее вышли еще книжечки в этой же серии, где приведены очень талантливые, интересные рассказы.

Потом, можно отметить творчество Светланы Копыловой – я считаю ее очень талантливым поэтом и исполнителем. Конечно, нужно особенно упомянуть отца Андрея Ткачева, у которого есть художественные рассказы (да и его проповеди – это тоже художественные произведения), можно вспомнить и Юлию Вознесенскую, есть довольно талантливые стихи Олеси Николаевой. Еще можно отметить Наталью Сухинину – у нее есть неплохие произведения… Конечно, иеромонах Роман, архидиакон Роман… Еще отмечу очень талантливые произведения протоиереев Александра Торика и Николая Агафонова. Я, конечно, очень восхищаюсь и Вознесенской, и Ториком, и Николаем Агафоновым, и серией книг, которые издает Владыка Тихон, считаю, что это – прекрасная литература. В поэзии тоже попадаются очень интересные произведения. Для меня был каким-то определенным наставником малоизвестный российский поэт (не то что малоизвестный, есть песни на его слова) Леонид Сидоров – у него есть сборник стихов «Корни и ветви», очень советую найти. Для меня он во многом был наставником. Такая художественная литература возникла… То есть и поэзия, и литература у православных существуют.

Можно ли создать такие произведения, которые привлекали бы людей другой культуры, другого склада ума, людей совсем не церковных – это, конечно, большой вопрос. И я очень не согласен с явлением, когда верующие люди, христиане, пытаются слишком подделываться под мир и создавать такие произведения, чтобы кого-то «уловить», поймать – здесь, наверное, нужно быть проще. Я никогда не ставлю цели прямо специально кого-то поймать, зацепить, поразить.

То есть верующий человек молится, и если у него есть какое-то Божие призвание, пишет прозу, стихи, рисует картины, даже снимает фильмы. Если кому-то нужно это прочитать или услышать и стать христианином, – это будет. Но специально изобретать очень сложные способы уловить человека, подделываться под его язык, стиль, мышление, наверное, очень сложно...

А так – люди все очень разные, но, по-моему, старец Паисий говорил, что если человек исправляет себя, то исправляется часть Церкви. И думать о каких-то глобальных проблемах, скажем русской культуры, мировой культуры?.. Допустим, я знаю, у какого-нибудь моего друга день рождения или день ангела: я написал ему стих, он ему понравился – моя задача выполнена. А о том, что я могу оказать какое-то влияние на общество, не думаю. Мне кажется, если каждый на своем месте будет заниматься тем, что ему Господь дал, – будет хорошо. А решение глобальных, общемировых проблем, наверно, приложится.

Батюшка, я видела в интернете ролик, где Вы читаете стихотворение очень тоже мною любимого и настоящего друга телеканала «Союз» Игоря Растеряева.

– У меня, может быть, даже завышенная оценка творчества Игоря Растеряева, но я считаю его сильнейшим даже не просто поэтом, а важнейшим человеком для современности – он смог дать язык целой, можно сказать, прослойке людей. Я совершенно в восторге от его творчества, и уж если я кому завидую, то это Игорю Растеряеву. Даже был такой забавный случай совсем недавно: я знаю многие его стихи и песни наизусть, и вот на одном приходе (мы приехали) я спел его замечательную песню «Звонарь» – там у них есть молодежный клуб, и одна из ведущих записала это на камеру, а потом в Ютубе появился ролик, где написано, что иеромонах Аверкий читает свое прекрасное произведение «Звонарь». Мне было так неудобно! Это был самый сильный подвох, которого я мог ожидать. Я думал, что они все знают, что автор Игорь Растеряев; да я, по-моему, и говорил. В общем, мне было очень неудобно. И пока я метался, просил их изменить подпись, прошло очень много времени. Мне пришлось найти сайт Игоря Растеряева, где я написал ему объяснительную, что я не виноват, что это не по моей вине...

Два вопроса – если можно, в формате блиц-опроса. Катерина спрашивает: «Как любить Бога, если никого не любишь?»

– Исходя из учения преподобного Иоанна Лествичника, любовь является последней, самой высокой ступенью добродетели. И то, что мы называем любовью, это все-таки не любовь, а какое-то условное обозначение. Поэтому, думаю, мало кто из современных людей любит Бога в святоотеческом понимании, но все стремятся любить Бога. И вот стремления любить Бога, любить людей, наверное, для первой стадии достаточно: человек должен идти дальше, но надо понимать, что мало у кого это получается. Любовь к Богу достигается многими трудами, многими подвигами, может быть, в конце жизни. И так переживать, что ты не имеешь совершенства в начале или даже в середине пути, наверное, неразумно. Нужно идти этим путем, стремиться к этому. Тем более, что это все-таки еще и дар, то есть человек прилагает свои усилия, Бог дает Свою благодать, учит любить. Я думаю, у Кати должно это получиться.

Еще один вопрос успеем задать. Алла спрашивает: «Как с собой сладить, чтобы жить?» Философски сформулировано, но вот то, что Вы уловили...

– Я понимаю, что «сладить с собой» – это, прежде всего, борьба со страстями. В человеке есть такое печальное свойство – неуправляемость. Про это говорит апостол Павел: «Доброе, которое хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю». Я понимаю это так, что, действительно, иногда страсти, помыслы управляют человеком. Есть много книг об искусстве борьбы со страстями – например, «Основы искусства святости» Варнавы (Беляева), та же «Лествица». Опыт очень богатый по борьбе со страстями. Мне кажется, нужно почитать о борьбе со страстями и начать бороться с какой-то конкретной страстью, которая человека мучает (блудная или чревоугодие). Я думаю, Алле это должно помочь.

Спасибо, батюшка.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс