Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (931) → Священник Михаил Котов: Для чего нужно молиться за Первосвятителя

Священник Михаил Котов: Для чего нужно молиться за Первосвятителя

№34 (931) / 12 сентября ‘17

Беседы с батюшкой

Окончание. Начало в №33 (930)

После Патриарха Алексия I (Симанского) на Патриаршую кафедру взошел Патриарх Пимен. Многим из нас, кто читает в храме или поет на клиросе, он знаком как Патриарх, при котором было издано большое множество богослужебных книг. «Зеленые Минеи», типиконы, настольные книги священнослужителей – везде мы можем найти: «Благословлено Святейшим Патриархом Пименом». О нем расскажите, пожалуйста.

– Здесь мы имеем дело уже с аскетической традицией на Патриаршем престоле. Многие говорили, что это был старец-Патриарх. И сам он говорил, что ощущает себя птицей в золотой клетке. Это время ассоциируется у нас со временем застоя. Тем не менее, если мы посмотрим на очень твердую личность Патриарха Пимена, он – пастырь, он был добрым пастырем своего народа даже в это непростое время.

Он, конечно, был очень талантлив. Это, наверное, единственный Патриарх-гимнограф, который и писал стихи, и сочинял многие церковные гимны. Сегодня мы знаем произведения иеромонаха Романа (Матюшина). Владыка Тихон (Шевкунов) вспоминает, как однажды, трудясь в издательском отделе, он постучался в кабинет к Патриарху Пимену и услышал магнитофонные записи тогда молодого иеромонаха Романа – уже тогда Патриарх Пимен оценил его произведения.

О чем мы здесь можем сказать? Прежде всего, конечно, что Патриарх обладал удивительным даром молитвы. Нельзя было тогда выходить за ограду Церкви – он и не выходил, не лез на рожон. Он молился. Мы с вами знаем, что молитва горы переставляет – и вот эта гора, эта глыба была переставлена: уже после того, как уйдет Патриарх Пимен, начнется возрождение, – а он уже при жизни увидит этот рассвет, возрождение. Посмотрите, в 1980 году встает вопрос о юбилее, связанном с Куликовской битвой; 1983 год – отдают Данилов монастырь; 1988 год – удивительный юбилей тысячелетия Крещения Руси. Думали, что пару газет об этом напишут, пару каналов покажут, а показали об этом все центральные телеканалы и написали все газеты. Буквально уже пошел тот феномен, который мы сегодня называем вторым Крещением Руси, когда масса народа обратилась к Церкви.

Еще можно сказать об одном ключевом моменте, когда Патриарх Пимен не просто консервировал жизнь церковную, но и, как стратег, закладывал на будущее, например, создание художественно-производственного предприятия «Софрино». Сегодня мы уже немножко избалованы церковной продукцией, у нас перед глазами множество разного рода утвари, но в то время это действительно было в диковинку. Этим шагом Патриарх Пимен хотел показать, что Церковь не просто консервирует свои святыни – она делает шаг в будущее, она будет жить, развиваться, и литургическая жизнь будет развиваться; для этого было создано это замечательное предприятие, которое до сих пор служит Матери Церкви.

Поэтому личность Патриарха Пимена – это такой колосс молитвенный на Патриаршем престоле… Он тоже мужественно возглавлял наш церковный корабль в эти непростые годы. И прежде всего молитвенным стоянием сумел защитить Церковь от тлетворных ветров безбожия.

Вы упомянули период второго Крещения Руси. Я думаю, большая часть наших телезрителей помнит это время, когда начали открываться храмы, началось возрождение духовное. И этот период связан, конечно, с Патриархом Алексием II, которого, казалось бы, совсем недавно не стало, хотя уже 10 лет будет в следующем году; мы все его помним. Скажите несколько слов о Святейшем.

– Да, действительно Святейший Патриарх Алексий II очень часто говорил, что сегодня наступило время собирать камни. Ему, конечно, досталось время, когда многие возможности были открыты, и он использовал их, чтобы возродить нашу Церковь в ее былом величии. Но, наверное, самый главный шаг, который он сделал, – заставил на равных разговаривать государство с Церковью: не под колпаком, не под синодальным прессом, не под безбожным колпаком, как это было ранее, а именно на равных. Это действительно взаимно обогащающее сотрудничество, ведь и Церковь, и государство делают единое дело – заботятся о народе. Если государство больше заботится о каких-то телесных вещах, то Церковь дает духовную почву.

И мы с вами знаем, как часто любил служить Патриарх, как часто он совершал Божественные литургии, как часто он посещал дальние уголки – как важно было увидеть своего Патриарха народу, истосковавшемуся, может быть, заблудшему, но уже действительно осознавшему этот бездуховный, безрелигиозный, безбожный тупик. И мы знаем, с какой любовью встречали Патриарха Алексия II.

Наверное, самым главным его делом (десятилетие этого события мы отмечали в этом году) было то, что Алексий II и митрополит Лавр, Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, подписали акт о каноническом единении Русской Православной Церкви. Две ветви некогда единой Русской Церкви снова вместе. И теперь все проклятия, анафемы, все упреки, деления на сергиан и антисергиан ушли в прошлое: Евхаристическое общение восстановлено – теперь действительно это единая Поместная Церковь. И слава Богу! Мы, конечно, очень благодарны этим двум мудрым святителям, которые нашли в себе такие силы.

Хотелось бы сказать еще об одном удивительном соработничестве: о роли нашего Президента Владимира Владимировича. Ведь впервые в Нью-Йорк полетел именно он. Полетел сказать о том, что сегодня действительно другие времена. Россия – правопреемница СССР во всех отношениях, но в плане религиозном, духовном это другая страна и нет возможности беспокоиться за будущее религии в нашей стране. После этого стал возможным уже приезд митрополита Лавра и подписание этого удивительного акта.

И, конечно, Патриарх Алексий, как и его предшественник и тезка Алексий I, очень часто говорил о том, что обязательно надо ввести этот удивительный курс «Основы православной культуры» в школах. Ибо не поймешь Пушкина, не поймешь Достоевского, не поймешь музыку Рахманинова, живопись Нестерова, Васнецова, если не будешь знать основы православной культуры, которые веками питали наш народ.

И мы с вами знаем, с какой болью в сердце хоронили Святейшего и сколько народу было в Москве: днем и ночью шли с ним проститься. Упокоили его в Елоховском соборе в Москве – там же, где покоится и Патриарх Сергий.

Сегодня за нашу Матерь Церковь молится и ее ведет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Здесь стоит поговорить, может быть, о тех вызовах современности, с которыми приходится сталкиваться нашему Патриарху сегодня: думаю, никому до этого не приходилось сталкиваться с такими вызовами, которые есть сейчас, особенно с вызовами информационного характера – очень мощная волна разных возмущений, негодований и так далее?

– К сожалению, мы наблюдаем и такие вещи. Знаете, прежде всего хотелось бы сказать о всеохватывающей, большой личности нашего Святейшего. Дай Бог ему, конечно, здравия и спасения! Господь судил мне очень долгое время находиться под его омофором, когда он был еще митрополитом Смоленским и Калининградским. Конечно, наша выборгская земля вроде бы не такая уж «раскрученная», нас не всегда показывают на центральных каналах, но двое из 6-ти Патриархов, которых мы сегодня вспоминаем – Сергий (Страгородский) и Кирилл, – носили титул Выборгский. То есть наша земля, по сути, дала двух Патриархов, и последний был ректором Санкт-Петербургских духовных школ, – а это дореволюционная традиция (в вашем эфире с нашим Правящим архиереем Владыкой Игнатием вы отмечали, что ректоры Санкт-Петербургских духовных школ носили титул «Выборгский»). Вот эта традиция в 70-е годы XX века возобновлена на будущем Патриархе Кирилле – он действительно был у нас на кафедре, потом его назначили на Смоленск.

И, знаете, его приезд в Смоленск, конечно, можно рассматривать только как ссылку: это яркий, видный богослов, очень яркий проповедник, очень деятельный ректор, который уже тогда привлекает талантливую и перспективную молодежь – сегодня это заслуженные протоиереи, архимандриты, заслуженные богословы, а ведь тогда надо было увидеть и призвать человека на это служение. И когда он приехал на Смоленскую кафедру (хотя это древняя кафедра, третья после Киева и Новгорода), в самом городе с населением чуть менее 400 000 человек было всего два храма: один собор и одна кладбищенская церковь. Когда приезжает такой человек, что он делает в первую очередь? Он сплачивает вокруг себя всю интеллигенцию. Он лично знал всех библиотекарей, всех директоров домов культур, очень многих педагогов, и все эти люди с удовольствием потянулись к митрополиту. Личность, конечно, очень яркая.

Потом ему дали в нагрузку еще и калининградскую землю. Он вспоминает, что когда впервые приехал в Калининград, его встречали с поезда, и некоторые люди даже просили потрогать его бороду: может, приклеена? Люди там вообще никогда не видели священника! И чтобы вот таких казусов было поменьше, Святейший, тогда будучи митрополитом, вводит удивительную трехуровневую систему начиная с садов: начальное образование, среднее и высшее.

Хотелось бы сказать пару слов о замечательном русском батюшке с украинскими корнями протоиерее Иоанне Ильницком и его матушке Татьяне, которые по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла в городе Велиже (приграничный с Псковской епархией город) впервые в России создали православный детский сад. Это тогда-то, в 90-е годы! Дети начинали свой день с молитвы, начинали трапезу с молитвы. И Святейший Патриарх возобновил эту удивительную систему: была создана гимназия и потом уже открыта наша замечательная семинария. Трехуровневая система позволила не только воспитывать талантливых семинаристов, будущих богословов, пастырей Церкви, но просто духовно здоровых и здравых людей, которые могли потом получать любое образование. Многие поступали и поступают в МГУ. Многие учатся в ведущих вузах здесь, в России, не уезжая за границу, и обогащают научный потенциал нашей Родины.

Конечно, я не могу не отметить вклад Святейшего в воспитание такого удивительного человека, как наш Правящий архиерей Владыка Игнатий, который является его духовным сыном. Мы видим сегодня, что выборгская земля немножко не та, чем была во времена митрополита Сергия (Страгородского): там сегодня православных большинство, но это большинство номинальное – это извечная проблема, о которой мы говорим. Сколько народу молится у нас в храмах, а сколько приходят свечки ставить? Сколько действительно хотят жить этой жизнью, а скольким просто надо повесить повязку «я – православный»?..

Поэтому то, что сегодня эти три района под святительским омофором Владыки Игнатия (это, конечно, тоже большой вызов), – это, в первую очередь, созидание и строительство духовное. И здесь не столько важно построить каменные стены, сколько важно построить кирпичики души человеческой. И Владыка Игнатий, мне кажется, с большим успехом справляется с этой задачей. Вдумайтесь только в цифру: сегодня на стадии строительства у нас 34 храма. Это действительно духовное возрождение. В 2013 году, можно сказать, возродили Выборгскую епархию, Священноначалие приняло такое решение, и Владыка Игнатий сегодня ее возглавляет...

Так вот, продолжая разговор о Патриархе Кирилле, хочется еще вспомнить программу «Слово пастыря». Вспомним самый первый выпуск этой программы. Это сегодня мы привыкли, что Святейший очень талантливо, очень образно и ярко выступает в средствах массовой информации. А тогда центральный канал «Первый» – и вдруг митрополит Смоленский и Калининградский говорит о Боговоплощении, об обожении, о первородном грехе и так далее; говорит очень понятным языком. Феномен святых отцов в чем был? В том, что они в категориях античности, в категориях современных им людей смогли донести христианскую мысль до народа. И, конечно, подвиг Святейшего Патриарха Кирилла в том, что он смог тогда изголодавшемуся русскому народу донести самую главную мысль о спасении их душ. Конечно, большой популярностью пользовалась эта программа. И люди, даже не ходящие в храм, даже неверующие, с большим удовольствием слушали митрополита Смоленского и Калининградского. Многие обретали веру, многие впервые приходили в собор и оставались там.

Мы сегодня в начале передачи задумались, почему так важно молиться за Первосвятителя Церкви. Так вот именно потому, что крест этот удивительно тяжел, нести его своими человеческими силами невозможно. И те люди, которые бывали на патриарших службах, прекрасно знают, о чем просит Патриарх Кирилл: он просит молитв в первую очередь, чтобы соборным единением Господь помогал ему нести этот удивительный крест ответственности. Посмотрите: свою-то семью – жену, двоих, троих, четверых детей – как сложно удержать. А представляете, миллионы таких семей, миллионы душ – и вся ответственность на нем!.. Поэтому обязательно надо молиться.

Сегодня возникли разного рода течения: и либеральные, и правые, и левые, и, что самое главное, бьющие фонтаном внутри Церкви. Это не совсем, мне кажется, правильный путь. Прежде всего не свою гордыню, не свое разумение надо во главу угла поставлять, а надежду на Промысл Божий и именно молитву. Надо сегодня помолиться за Матерь Церковь. Матерь, как бы она ни была больна, она матерь: нельзя в нее плевать, нельзя ей делать подножку, нельзя ее оскорблять. И сегодня Церковь обязательно нуждается в наших молитвах, не только духовенства, но и простых мирян. И Патриарх в таких молитвах нуждается. И дай Бог, чтобы таким соборным единением начиная и открывая XXI век, нам не повторить тех ошибок, которые были сто лет назад. А силы сегодня к тому есть, к сожалению, чтобы снова мы наступили на те же самые грабли.

Действительно, почему так важно молиться за Первосвятителя – это сегодня ключевой вопрос нашей передачи. И, вращаясь в молодежной среде, просто будучи ее представителем, я слышу, как много негатива идет в сторону Церкви и в сторону ее Первосвятителя. Конечно, когда это слушаешь постоянно, начинаешь задумываться: «А почему – и что ты здесь можешь сделать?» Часто никакие слова здесь не работают, у людей уже сформировался стереотип. И думаешь: «Что конкретно я могу сделать? Что конкретно может сделать каждый молодой человек, который все-таки пребывает в Церкви?»

По сути, единственное, что мы можем, – это молиться за Первосвятителя, чтобы Господь укрепил его, чтобы благодаря молитвам Церкви его не снесло бы этими волнами, не расстроило. Я знаю, что Патриарх присутствует в интернете – я был на фестивале «Вера и слово», и он об этом лично говорил. И сейчас очень часто он говорит о том, что в интернете очень большая волна негатива на Церковь и нам сегодня нужно научиться достойно эти волны переносить, молиться друг за друга.

– Да. Мы сегодня встречаемся с нашими телезрителями в замечательный день Смоленской иконы Божией Матери – это не просто местночтимая икона, просиявшая в Смоленске, а святыня всей Руси. «Одигитрия» с греческого переводится как «Путеводительница»: десницей Божия Матерь указывает на Христа как на Путь и истинную Жизнь. Все Патриархи, которых мы сегодня рассмотрели, все наши святители, конечно, в первую очередь и указывают на этот путь – ко Христу. Это очень важно.

Сегодня очень важно снова обрести дорогу к храму, снова обрести дорогу к порушенной святыне – своей душе, снова обрести свои корни, свою корневую традиционную систему. В этом залог успеха и экономики, и психологии, и политики и так далее, это уже будут надстройки, а база именно здесь.

Поэтому мы сегодня с вами посмотрели, насколько это возможно в рамках небольшой передачи, колоссальную роль наших патриархов в развитии нашей духовности и нашего государственного устроения. И сегодня мы молимся и Патриарху Тихону, как святому человеку, и молимся об упокоении душ ушедших патриархов, и о здравии в первую очередь ангела нашей Церкви – Первосвятителя Московского Кирилла. Взамен мы получаем его молитвенное ходатайство, получаем его удивительную работоспособность. Знаете, мои ровесники и даже те, кто моложе меня, работают со Святейшим – они горят... Это действительно человек не просто глубоких познаний, а удивительной дисциплины, который прекрасно знает, что и на каком месте сегодня должно стоять. И мы видим, как Господь благословляет его труды.

А те вызовы, о которых вы очень грамотно упомянули, действительно сегодня стоят, и стоят очень остро. И, наверное, ни одному Патриарху не приходилось сталкиваться с таким явным раскрепощением совести. Ведь сатана очень долго внушал человеку, что его нет: нет сатаны, нет никаких искушений. А сегодня фактически внушил большому количеству людей мысль, что нет греха, что это «хи-хи, ха-ха», можно и так поступить, ничего страшного... А мы знаем, что грех суицидален: он убивает человека – и, самое главное, убивает его не просто в этой временной жизни, а в жизни вечной. И спасти эти души, вытянуть их из мрака холодного неведения – это большая ответственность, в первую очередь на Патриархе нашей Церкви.

Благодарю Вас, отец Михаил, за нашу сегодняшнюю беседу, она действительно очень важная. Очень важно напомнить и себе, и каждому из наших телезрителей, почему так важно молиться за нашего Первосвятителя. Простите за тавтологию: важно, потому что важно, но действительно мы говорили сегодня об очень важных вещах.

– Спасибо Вам!

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс