Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (931) → Архимандрит Савва (Мажуко): О том, как важно избегать ненависти

Архимандрит Савва (Мажуко): О том, как важно избегать ненависти

№34 (931) / 12 сентября ‘17

Свет невечерний

Дорогие друзья, у замечательного русского поэта Александра Галича есть такие строчки:

Я старался сделать все, что мог,
Не просил судьбу ни разу: высвободи!
И скажу на самой смертной исповеди,
Если есть на свете детский Бог:
Все я, Боже, получил сполна,
Где,в которой расписаться ведомости?
Об одном прошу, спаси от ненависти!

Почему этот замечательный поэт себе позволял, обращаясь к Богу, только одно прошение, одну молитву – «спаси от ненависти»? Почему так важно избежать человеку ненависти? Почему ненависть совершенно ничем не может быть оправдана в душе человека – и почему именно христианину следует бороться против этого порока? Об этом мы сегодня с вами поговорим.

В житии преподобного Серафима Саровского есть всем хорошо известный эпизод, когда старец, живя в пустыне, в лесу, уединенной жизнью в избушке, им самим срубленной, выращивает какие-то нехитрые овощи для своего пропитания, постился, трудился, молился, как подобает монаху, за весь мир. И вот этого старчика, старца внезапно навещают разбойники.

У попов, как считалось и тогда и сейчас, «всегда водится золото». И вот они пытались его ограбить – ворвались в келию, стали избивать старца, требовать деньги. Но отец Серафим был человек очень хорошего здоровья и очень легко разбросал этих злодеев. И тут он внезапно остановился, как рассказывали сами эти злодеи, как передают нам в житии, бросил топор, который он схватил, чтобы защищаться. И осмелевшие бандиты стали избивать старца так сильно, с такой жестокостью, что проломили ему череп, повредили позвоночник, и старец до конца дней своих ходил согнувшись.

Конечно, они ничего не нашли в этой келии. Никакого там золота и денег не было: несколько картошин, хлеб, соль, свечи и больше ничего. Преподобный Серафим сумел добраться до святой обители весь окровавленный. Очень долго его потом лечили, и он об одном просил, чтобы старцы, начальство монастырское не наказывало этих крестьян. Очень быстро выяснилось, кто эти люди были.

Почему вот этот святой человек, имея все основания гневаться и ненавидеть своих обидчиков, вдруг остановился внезапно и перестал обороняться. И такие эпизоды в житиях святых встречаются очень часто. Кроме того, в Евангелии от Матфея мы встречаем фразу о том, что не следует противиться злу: «…кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую», – говорит Господь.

Разве это не юродство какое-то? Разве это не безумие? Следует противиться злу? Следует, может быть, ненавидеть? В XX веке, особенно в литературе, в искусстве появился такой знак – «святая ненависть». В одном из стихотворений Андрей Дементьева есть такая фраза: «Перед горькой памятью людской разливалась ненависть рекой», когда люди вспоминали все бедствия, принесенные на их землю фашистами. Убийства, расстрелы, сожжения мирных жителей, – ненависть закипала в их сердцах, и она разливалась рекой.

Но вот христианство, Евангелие говорит нам, что нам следует беречься от ненависти. Вспомните это состояние – оно начинается очень постепенно. Не напрасно нас святые отцы предупреждают о грехе или пристрастии к осуждению. Мы начинаем осуждать человека и так бывает, что и не о чем и говорить, если не осуждаешь никого. Это правила хорошего тона… Мы начинаем осуждать человека, и у нас внутри возникает какое-то волнение, взвинченность. Это суждение переходит в злословие. И мы постепенно стали яриться (вот такое было старинное русское слово: «яриться» – в ярость приходить) и начинаем после злословия желать зла этому человеку. Часто очень справедливо: нас обидели, предали, и мы совершенно справедливо желаем зла тому человеку, желаем ему наказание, желаем даже видеть это наказание – как он будет мучиться, страдать… «Посмотреть бы в глаза ему!»

Но подумайте над тем, что мы ведь желаем зла. Зло – это не некоторая субстанция, которая есть в этом мире и сама по себе. Мы даем бытие злому. Если вы желаете зло другому человеку, именно вы, желающий зла, вызываете зло к бытию – умножаете количество или удельный вес зла в этом мире, и без того подверженном всяким напастям и несчастьям. Разъедается сама атмосфера, природа этого мира, злом, которое порождают только люди: только люди способны порождать зло.

Христос, когда говорит если тебя ударили по правой щеке, подставь левую, и преподобный Серафим Саровский и другие старцы, который старались не противиться злу, несли жертвенное служение по угашению зла в этом мире, чтобы оно не продолжалось.

Это не всем по силам, кстати. Это удел совершенных людей, конечно же. Но вот апостол Павел в Послании к Римлянам говорит, что мы, сильные, должны носить немощи бессильных, а не себе самим угождать. Христианин обречен на то, чтобы служить добру, гасить злобу во всех ее появлениях: не позволять себе злиться, не позволять себе ненависть – пусть она даже называется святой.

Ведь какое может быть худшее наказание, чем быть злодеем? Так нам говорит не только Евангельская этика, но и античная. Награда за добродетель находится не по ту сторону где-то этого мира, не в раю, где у вас будет какое-то комфортное пребывание и где все включено, очень удобно. Награда за добродетель есть совершение самой этой добродетели: если ты делаешь доброе дело, это уже награда для тебя. Тоже самое и то, что касается зла – нет ничего хуже, чем быть злодеем, совершать зло, вызывать его к бытию, мучить другого человека, обижать его.

Что может быть хуже, чем быть Гитлером? Какое наказание можно придумать Сталину за все убийства и ту кровь, которую он пролил? И другим тиранам или злодеям. Хуже чем быть злодеем ничего уже невозможно придумать. Поэтому не нужно себя ярить, не нужно взвинчивать свои чувства, не нужно предаваться злу, воспоминанию о зле, мести особенно, ненависти во всех ее проявлениях. Поэтому, когда мы читаем в житиях святых о таких ситуациях, которая была у Серафима Саровского, мы видим, что они жалели своих обидчиков. Подумайте, с Серафимом Саровским так поступили жутко, он мог бы прийти опознать этих злодеев. Нет, он просил не наказывать их. И он это делал подражая своему учителю, Христу, который на кресте молился за своих обидчиков, чтобы хотя бы своим добром, своей жалостью и сочувствием победить хотябы кусочек зла, истребить хотя бы его часть из этого мира, сделать мир чище и добрее.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс