Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (929) → Феодоровский образ Пречистой Божией Матери – пред ним принесем покаяние

Феодоровский образ Пречистой Божией Матери – пред ним принесем покаяние

№32 (929) / 22 августа ‘17

Память

Феодоровский образ был обретен святым благоверным князем Георгием Всеволодовичем в часовне около волжского Городца. В середине XII в. на месте обретения был основан Феодоровский Городецкий монастырь, где и хранилась святыня. Но когда войска Батыя разорили и сожгли древний Городец, все его жители бежали из этих мест, и считалось, что икона погибла в огне пожара. Но 29 августа 1239 г. Костромской князь Василий Георгиевич во время охоты обнаружил в лесу стоящий на дереве образ Пресвятой Богородицы. Желая снять икону, он стал коленопреклоненно молиться, но икона не сошла к князю, она внезапно поднялась в воздух. Вернувшись в город, князь рассказал о чудесной иконе духовенству, и жители Костромы во главе со священниками отправились к месту явления иконы крестным ходом. Отслужив молебен, священники смогли снять ее и перенести в соборный костромской храм.

За день до обретения иконы князем многие костромичи видели, как по улицам города эту икону носил некий воин в преукрашенной одежде, удивительно похожий на святого великомученика Феодора Стратилата, как изображается он на иконах. Это чудесное видение и соборный храм в его честь, в котором был поставлен образ, дали повод наименовать обретенную князем икону Богоматери Феодоровской.

С Феодоровской иконы было сделано много списков, что свидетельствует о совершенно особом почитании этого образа на Руси. С нею связывались надежды на окончание Смутного времени, что и произошло в 1613 г., когда перед этой иконой был благословлен на царство первый из династии Романовых – царь Михаил Феодорович. Именно перед этим образом его мать, инокиня Марфа, вручила Царице Небесной судьбы своего сына и России. С тех пор икона стала покровительницей Дома Романовых. Все русские цари преклоняли впоследствии колена перед этой святыней и просили благословения Царицы Небесной на служение Отечеству и своему народу.

Когда Михаил Феодорович был возведен на царство, завершилось его шестилетнее пребывание в Ипатьевском Костромском монастыре, получившем позже название «колыбели Дома Романовых». Интересно, что у получившего благословение на царство перед этим образом юного боярина Михаила отчество было Феодорович, и не менее удивительно то, что династия Романовых началась в Ипатьевском монастыре, и завершилась в доме Ипатьева.

Феодоровская икона особо почиталась всей династией Романовых, и принимавшим Православие инославным невестам наследников русского престола именно в ее честь давалось отчество Феодоровна. Это указывало на то, что нашим Царицам была оказана исключительная честь иметь Восприемницей и Покровительницей Саму Царицу Небесную.

Многие представители царствующего Дома, в том числе все российские императоры, считали своим долгом посетить Кострому и поклониться чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери. Императором Николаем II и его семьей это было сделано в 1913 г., когда Россия отмечала 300-летие царствующего Дома Романовых. Преклонив колена перед святым образом, Государь усердно молился о своей стране и вверенном ему народе.

Особое почитание Царем Николаем II и его семьей Феодоровского образа было ознаменовано и тем, что в 1909–1912 гг. в Царском Селе под Петербургом на месте, выбранном лично Царем, был построен Феодоровский Государев собор, в честь родовой святыни.

После событий 1905 г., когда признаки грядущей смуты стали явственны в России, обращение Царя именно к Феодоровской иконе прочитывается как желание духовно переломить ситуацию. Чтобы русские люди вспомнили события Смутного времени и задумались о значении Самодержавия, о Богоустановленности Царской власти, и не допустили новой смуты. И тот факт, что Государь прямо перед смутой обратился к Феодоровской иконе, можно расценивать, как духовное завещание нашего святого Царя.

Феодоровский образ Божией Матери стал главным символом 300-летия династии Романовых в 1913 г. Строились храмы, освящались приделы в честь Феодоровской иконы – именно по примеру Государя, который построил собор в Царском Селе: он лично положил первый камень в его основание и внимательно наблюдал за строительством. Напротив него был построен Феодоровский городок, в котором во время Первой мировой войны был устроен лазарет под покровительством Великих Княжен Марии Николаевны и Анастасии Николаевны. Стоит отметить, что спустя 80 лет рядом именно с Феодоровским Государевым собором 17 июля 1993 г. был освящен первый в России памятник Императору Николаю II, выполненный скульптором В.В. Зайко.

Как некогда совершилось перед Феодоровской иконой Божией Матери поставление на царство первого царя из династии Романовых, так и сопровождала она до самой мученической кончины последнего Государя Николая II и его Семью. В доме Ипатьева в Екатеринбурге после кровавой расправы над Царской Семьей был найден образ Богоматери Феодоровской, без которого Царица Александра Феодоровна никуда не выезжала.

Церковная история сохранила множество чудес обновления икон. Но с Феодоровским образом Божией Матери свершилось обратное чудо. В день свержения Государя Николая II с престола 15 марта 1917 года, образ потемнел и стал почти черным, предуказав тяжелое время для России. Судьба этого чудотворного образа тесно переплелась с судьбой России, ибо Феодоровский образ был родовой святыней Дома Романовых. С убийством Царской Семьи ушел тот дух, который и делал Россию отличной от иных стран, тот дух, который А.С.Пушкин называл «русским духом». Дух этот был Дух Христов, и только будучи преисполнена этим Святым Духом может быть Россия Россией. Царская Семья, особенно Государь Николай II, была державным воплощением этого Духа. Они символизировали собой верность России Христу Спасителю и верность Ему ставили выше жизни и выше смерти.

Потемнением Своего пречистого Лика Матерь Божия указала на то, что Она скорбит и ожидает нашего покаяния. Лик Пречистой омрачился по причине наших грехов, направленных против Бога и Его Помазанника – умученного Царя Николая II и его Семьи. Мы должны осознать, что сегодняшние проблемы в Российском государстве неслучайны, посланы нам для вразумления, они есть следствие забвения духовных основ человеческой жизни. Матерь Божия молит, чтобы русский народ в сокрушении сердца обратился к Богу и к тем, кого не смог защитить – святой Царской Семье, проливая покаянные слезы, чтобы омыться от греха, восстать от своего падения, исцелиться от ран и продолжить путь к Богу. Тогда, по преданию, Матерь Божия явит нам Свой Пречистый лик и воскреснет Царская Россия!

Ныне Феодоровская икона Божией Матери пребывает в костромском Богоявленско-Анастасиинском кафедральном соборе. Она издавна почитается как особенно покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, перед ней молятся Богоматери о даровании помощи при трудных родах.

К сожалению, до сих пор – после 1917 г. – Феодоровская икона Божией Матери должным образом не почитается. Редко в каком доме можно найти этот образ. Дорогие братья и сестры! Усилим молитву – приобретем Феодоровскую икону Пресвятой Богородицы, чтобы перед ней приносить покаяние!

Ксения Маслеева

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс