Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (929) → Протоиерей Андрей Канев: Без правильной веры победа в битве духовной невозможна

Протоиерей Андрей Канев: Без правильной веры победа в битве духовной невозможна

№32 (929) / 22 августа ‘17

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) 2016 – №31 (928) 2017

– Святитель Игнатий продолжает цитировать апостола Павла, который заповедует нам в этой духовной брани решительное и полное самоотвержение, заповедует облечение во всеоружии Божие, а не препоясывание каким-то одним оружием. «Недостаточно одного поста, – пишет святитель, – или одной молитвы, или одной милостыни, или одного целомудрия. Всеоружие Божие – это все евангельские заповеди. Поправший одну из них попрал все собрание их, весь Закон. Поправший одну из них мний наречется в Царстве Небесном (Мф. 5, 19), пошлется в геенну огненную. Только принявшему всеоружие Божие возможно противитися в день лют; только содевающему все без исключения заповеди возможно устоять против врага».

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Если христианин находится во всеоружии (еще раз скажу: это не про нас с вами речь – мы говорим про идеал), то испытания он проходит правильно: нападение страстей, восстание их, какие-то события, которые приводят к восстанию страстей в человеке, – не надо думать, что если я к вере пришел, то это тишь, благодать и благоденствие, хождение по ромашковому полю.

Приходя ко Христу, мы, по идее, должны выбирать из двух путей: веселый и радостный, ведущий в ад, или тернистый путь. Прохождением этого тернистого пути через искушения и испытания, трудности какие-то человек и закаляется, становится опытным, но всеоружие должно быть у человека.

Мы тогда можем сказать: «А у нас его нет. Что делать? Неужели мы не спасемся?» Еще раз ответим на этот вопрос. Мы должны учиться пользоваться этим оружием – известно, как: святоотеческое учение, опыт Церкви – они есть. Надо просто перестать мечтать, что кто-то придет и будет нас буквально учить… Читать, не лениться – сейчас такие средства удивительные связи, что можно иметь буквально все нужные книги: выписать можно и в интернете найти можно, в библиотеке есть. Сейчас трудно сказать, что мы находимся в неведении, незнании и не знаем, что делать.

Вот сейчас время такое, что надо учиться у отцов уже: мало живых людей нас может этому научить.

В этих кратких словах святитель Игнатий определяет все дальнейшее, что мы будем читать. О чем идет речь? О том, что глагол Божий – это Евангелие, о том, что человек правильно верит в Бога: без правильной веры победа в битве духовной никак не возможна. Святые отцы прошли эту борьбу – вся их борьба основана на правильной, евангельской вере: глагол Божий дает понимание жизни и оценку себя. Заповеди «покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие» или «блаженные нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» призывают к покаянию. Всеоружие – это все заповеди, о которых мы говорим, здесь раскрываются нам, если глубоко посмотреть (насколько наш слабый ум позволяет: там глубины много, но опыта не имеем, не знаем, не понимаем; хотя бы немножко увидеть можно).

Глагол Божий – это не просто красивое слово: промелькнуло, в сознание не прошло и в другое ухо вышло, забыли. Глагол Божий означает, что человек ведет борьбу. Как? Когда он начинает изучать заповеди, верит правильно в Господа Иисуса Христа, начинает пытаться жить так, как Бог призывает в заповедях. У него не получается, естественно, – и человек в этой борьбе слушает глагол Божий, но в нем отражается вся глубина христианской аскетики, христианской жизни, очищения от греха.

Человек пытается, допустим, любить врага – не получается сразу. Что делать? «Именем Господа Христа» – это не просто слова, здесь открывается все учение о молитве: без него мы не поймем вообще ничего в очищении сердца, ума, борьбе с помыслами. Если эту тему не знать, но мы хотим ее понять, то в этих двух словах раскрыта вся аскетическая палитра борьбы, начинающаяся с изучения веры, своей жизни, с молитвы, обязательно – с покаяния: они как раз позволяют отражать все нападки.

Вот бодрствование. О каком бодрствовании речь? Ведь речь о молитве, а не о том, что «человек не спит»: мы немножко понимаем как-то по-своему, современному, а, например, слово «трезвение» о чем говорит? Мы его сейчас применяем к трезвому образу жизни, когда человек не употребляет алкоголь, – а с духовной точки зрения так называется внутреннее делание. Когда христианин эту тему знает и понимает, ему как раз и откроется то, что святитель Игнатий там описывает. «Лукавый, как в отражении зеркала» – о чем тут речь? Когда у человека ум сосредоточен в молитве, воздействие бесов идет не так нагло, как раньше (он брал и пользовался умом человека, как собачкой на привязи, как рабом каким-то своим) – нападки есть, но не напрямую, а как некое отражение. Он их ощущает, но они на него не воздействуют: то ли ты картину реально видишь, то ли это отражение в зеркале какой-то картины – немножко другое впечатление… Это символ ослабленного воздействия (так мне кажется; может, я ошибся, конечно, напридумывал, но вряд ли: там так написано).

Вот «огненное оружие врага» – это как раз борьба с греховными чувствами, мечтаниями за наши помыслы. А то, знаете, буквально человек понимает, что написано, и с собой сравнивает, и ему непонятно, что делать. Все-таки давайте термины понимать правильно: такое «огненное вращение оружия врага» – как раз помыслы, которыми он пытается ум человека заманить и пленить.

Да, вот ум занят молитвой, сердце занято покаянием – все, не может враг воздействовать на ум и душу человека. Святитель открыл нам простой секрет.

Это не означает, что мы с вами, неопытные, уму и сердцу начнем внимать. Этого сейчас нам делать категорически нельзя. Что для нас подходит? Мы должны понимать, что помыслы от лукавого приходят в нашу честную голову, а в сердце живут страсти, поэтому доверять им нельзя сейчас. Но когда человек проходит этапы борьбы и у него происходит очищение сердца, то и качество молитвы совсем другое (мы не будем сейчас эту тему поднимать, кто хочет – разберется). Получается действительно – как в Евангелии Господь говорит: «Мы придем к нему и обитель у него сотворим» – христианам, уже победившим страсти, прошедшим искус борьбы (очень длительный, многолетний, тяжелейший) Господь очищает сердце, и они могут уже действительно в сердце своем слышать голос Божий. Но сейчас это не про нас.

Речь, опять же, о чем? Как мы уже говорили, воздействие уже не такое, как на нас, но они его ощущали: борьба же еще не закончилась.

Еще немножко – по поводу сердца, чтобы нам сейчас не ошибиться. Мы сердце не можем выключить (я имею в виду центр души, где рождаются наши чувства), но как отличить, правильные чувства или нет? Мы доверяем – или не доверяем совсем? Тут тоже нужно разобраться. Оказывается, лукавый не может чувство покаяния подделать; этому чувству мы можем доверять. Человек кается в своих грехах, сожалеет о них – значит, это чувство настоящее, а во всем остальном мы должны сомневаться.

Здесь святитель Игнатий отвечает на вопрос, почему на мытарствах лукавые якобы судят человека: замечательно нам объясняет, почему они – потому что в этой борьбе святые очищаются от связи с лукавыми духами. Те, будучи хозяевами нас в нашем падшем состоянии, потому и ищут родство – «наш ты уже или не наш?» Очень интересная мысль. (Продолжение в следующем номере)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс