Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (928) → Священник Игорь Лысенко. Война: причины, следствия, опыт

Священник Игорь Лысенко. Война: причины, следствия, опыт

№31 (928) / 14 августа ‘17

Беседы с батюшкой

Первый вопрос: война, ее первопричина, когда это началось, с какого момента – что нам об этом говорит Священное Писание?

– Если говорить о нынешнем дне (по крайней мере, так нам говорит пресса), война сейчас идет, и это война информационная. Первым актом информационной войны был диалог змея с Евой в райском саду, когда ей была предложена ложь, замешанная на некоей доле правды. Змей спросил, правда ли, что Бог запретил им вкушать от всех плодов в райском саду. Когда Ева вступила в диалог, произошел вред от этой информационной агрессии. Дальше, мы знаем, это перешло в физическую плоскость – Каин и Авель. Каин из зависти, из осознания, что его недостаточно, как ему казалось, любит Небесный Отец, дает ему меньше внимания, чем он бы хотел, убивает соперника в этой любви – своего родного брата.

С той поры отношения лжи, отношения, начинающиеся в духовном мире, отражаются с неизбежностью в мире физическом. Кстати, до недавнего времени, если мы посмотрим на историю войн, войны в большинстве своем имели религиозную окраску. То есть это воспринималось так: тот, с кем ты воюешь, – человек совершенно другой, иных ценностей, иной веры. Даже когда это была гражданская война, все равно брат шел на брата: один считал, что идет за счастье народа (в его понимании), а другой считал, что идет за сохранение традиций в тех ценностях, как он это понимал. Поэтому война – это всегда продолжение понимания и ценностей и любви, и своего смысла жизни тех людей, которые видят эти проблемы фактически из телесной плоскости. В войне не будет участвовать (по крайней мере, осознанно, как начало) человек духовный, видящий, что любую ситуацию можно изменить.

Я принес на нашу передачу две веточки. Одна веточка – уже бесплодная (без листьев), она утверждает свое право на смерть. Мы можем с ней бороться, говорить, что она плохая, и все свое внимание, все свои силы потратить на борьбу с этой веточкой. А эта веточка живая, она растет (с листьями). Видите, в студии некоторые листочки немножко повисли. Нужно, чтобы была дана вода, было дано внимание, тогда жизнь этой веточки даст еще много-много других веток. Кстати, если их соединить (как часто делают садоводы), такие мертвые ветки служат основой для маленьких, гибких новых побегов. К чему я это говорю? Если мы обращаем внимание на плохое, если думаем о плохом, боремся с плохим, то у нас нет ни сил, ни времени, чтобы появилось живое, – а когда мы думаем о живом, думаем о жизни и все делаем для этого, в общем-то, и мертвое нам не мешает. Даже чаще всего помогает в деле созидания жизни.

Да, очень важный момент. Если говорить об информации, вспоминаю некоторые довольно популярные новостные сайты, на которых есть кнопка «только хорошие новости». Нажимаем – и сразу можно читать про какие-то интересные открытия, про удивительные факты...

– Я могу сразу сказать: поскольку мне приходится заниматься и семейными проблемами, и здоровьем, я всегда обращаю внимание на исследования в области человеческой психологии, психики: как это связано с хорошими или плохими новостями. Так вот, общеизвестен факт: когда человек держит руку, а на нее пытается давить другой человек (таким образом проверяют, насколько сильную нагрузку способен выдержать человек, как способен сопротивляться, насколько силен) и первому, который держит руку, говорят хорошие слова, его рука крепнет. А вот когда говорят ругательства или слова, несущие отрицательное значение, рука слабеет и иногда даже падает. Это отмечают все. То есть когда мы говорим о плохом, об отрицательном, разрушительном, мы разрушаем сами себя.

Откуда берется жажда к плохим новостям? То, о чем мы сейчас говорим, воистину действует на человека разрушительно, но он почему-то часто стремится узнать все в подробностях, ждет какую-то трагедию, когда будут новые факты. Далеко не всегда ведь он переживает о судьбе тех, кто пострадал, погиб, кого ищут. Это какая-то жажда еще и еще получить адреналин от плохих новостей.

– Вы ответили на вопрос: адреналин. Помните, в Апокалипсисе сказано: Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих – старославянский: «Тако, яко обуморенъ еси, и ни теплъ ни студенъ, изблевати тя от устъ моихъ имамъ» (ср.: Откр. 3, 16). А что такое «изблюю»? Это значит, ты станешь безжизненным, безэмоциональным, без энергии жизни. Чтобы хоть какую-то энергию получить (а желания и опыта получать положительную энергию, которая добывается в служении, радости, любви, нет), начинается подпитка снизу, через адреналин, через психофизические моменты...

Кстати, мне рассказывали музыканты, которые потом поменяли свою ориентацию с отрицательной на позитивную, положительную, что когда пели сначала в стиле популярных в начале 90-х разрушительных тенденций, разоблачающих, революционных, то «питались» снизу, чувствовали, что к ним приходили некие черные силы. Как только они от них отключились – остались разбитые, беспомощные, пока не напитались через Причастие, через таинства, через покаяние, пока не стали целостными.

Спасибо за это разъяснение. Действительно, можно направить беседу в два русла – говорить, как не поддаться, или как воспитать духовно здоровую личность, чтобы она просто была невосприимчива к подобным вещам, была на самом деле сильна.

– Да, чтобы ее духовный иммунитет был очень силен, как это было у первохристиан. Представьте себе: маленькая горстка христиан в громадной, можно сказать, пропадающей в отрицательных эмоциях Римской империи. Эта горстка настолько любила всех, настолько отдавала себя всем и никого не осуждала, никого не обвиняла!

Да, мы читаем из житий святых, что разрушались идолы, но не люди – люди не осуждались, к ним отрицательно не относились. А когда читаешь жития святых, написанные позднее, сразу чувствуется, что там все жестко и достаточно схематично. Думаю, это более поздние идеологические конструкты, причем с определенным влиянием. А по-настоящему о той же жизни Пресвятой Богородицы мы практически ничего не знаем. Но мы же понимаем, просто подойдя к иконе, какой свет от Нее идет, как мы Ей молимся, как молитвы Ей складываются, как Ее почитают любые конфессии христиан (и у мусульман к Ней очень теплое и почтительное отношение). Вот что такое сила любви.

Если говорить о войне, есть такой исторический факт. Мы начинали войну, имея преимущество практически по всем позициям. Перед тем как идти на передачу, я еще раз проверил себя и посмотрел в интернете из разных источников соотношение сил Советского Союза и Германии перед началом войны, на июнь 41-го года. По танкам – в 3 раза больше у нас, причем это современнейшие танки, которых даже близко не было у Германии. Один такой танк (как КВ-1 или Т-34) мог уничтожать десятки немецких танков, если им правильно управляли и распоряжались в соответственном обеспечении. То же самое по самолетам – в несколько раз больше, по орудиям и минометам.

То есть с точки зрения земной логики мы должны были не просто победить в самом начале, а практически не заметить врага. Тогда еще у нас была вся Европейская часть, были Украина, Белоруссия, там находились заводы, которые выпускали такую технику и в таких объемах, что никакой враг нам был не страшен. Но мы потеряли миллионы людей пленными, потеряли почти всю технику. Известно, что немецкие войска потом использовали наши запасы вооружений, технику для борьбы с нами. И вот наступает декабрь того же года, прошло всего несколько месяцев – мы потеряли Украину, Белоруссию, практически всю промышленность на этой территории, население. А за Германию была практически вся оккупированная Европа. То есть соотношение сил изменилось в несколько раз против нас.

Но если до этого мы только проигрывали, то здесь начинаем побеждать, потому что это дух – дух любви, самопожертвование. Помните Зою Космодемьянскую, Александра Матросова? А Господь сказал: нет больше той любви, чем жизнь свою, душу свою отдать за други своя. То есть тогда, когда, по земной логике, по земным расчетам, войну невозможно было выиграть, мы начали ее выигрывать. Мы входили в войну атеистами, причем государственными атеистами (в 1939 г. оставалось всего несколько епископов и несколько сотен священников). Практически не осталось храмов. Союз воинствующих безбожников пытался менять название воскресенья, придумывать пятидневки вместо семи дней. То есть было направленное уничтожение Церкви. Но выходили мы из войны, уже обретя Патриарха, с открытыми духовными школами, открывающимися храмами. То есть совершенно преображенными. Наш город Ленинград не выстоял бы в жесточайшем испытании без духовной основы. Это показатель.

То есть в первую очередь – духовность, в первую очередь – молитва. Как Господь говорил: сей род изгоняется только постом и молитвой. Но если пост мы понимаем не в гастрономическом смысле, а в духовном, когда то, в чем мы отказываем себе, отдаем тем, кто сейчас нуждается. Это очень выгодно: если ты сейчас поделился тем, что можешь от себя отрезать, отнять, себе не присвоить, то потом, когда тебе будет плохо и ты будешь нуждаться, все остальные смогут с тобой поделиться. В этом и есть смысл Церкви в земном, практическом понимании, в ее земной проекции.

То, о чем Вы говорите, важно не только в войне, но в общем и целом. Всегда недоумение возникает, когда читаешь жития и мартирологи первых мучеников, великомучеников, которых истязали страшно. Вроде бы слабые девушки, юноши, казавшиеся нерешительными, вдруг становились тверды, как камень. Русское воинство тоже ведь себя так повело.

– Об этом и речь. Сила Божия в немощи совершается. Когда мы именно не на себя надеемся. Почему мы в нашем храме, получив благословение Правящего епископа Владыки Игнатия, причащаем людей? Мы понимаем, как Иоанн Кронштадтский в предреволюционной ситуации видел (в его письмах, дневниках это сказано), ощущал дух борьбы с Богом, с любовью. А он ежедневным Причастием, когда собирались по несколько тысяч человек, останавливал эту ситуацию. И вот те, кого он причащал, потом сумели сломать эту общую тенденцию. Именно поэтому Господь говорит: не бойся, малое стадо. Такие люди, которые понимают, что главное – это любовь, любовь деятельная, – это соль земли, свет мира, сколько бы их ни было, даже если всего один на город. Как Содом и Гоморра, Десятиградие: если бы было десять праведников, эти города не погибли бы – в каждом городе был бы один праведник, этого было бы достаточно, чтобы город остался, чтобы у жителей города был пример, что можно жить по-другому, а не так, как они. И тогда дети могут последовать за этим.

Сегодня и Церковь заботится о воспитании своей паствы, и государство озабочено моментом воспитания именно духовно здоровой личности. Откуда эта формулировка? Есть два очень интересных, занятных документа...

– ...Слово «занятный» здесь, наверное, не совсем применимо. Давайте более точно: стратегически важный документ. Поэтому они и называются «Стратегия…». Это вообще военный термин: стратегия позволяет победить с очень большой перспективой. Тактика – это то, что сейчас мы должны делать, а стратегическая цель – это дальняя цель, куда мы должны стремиться, уже конструируя тактические ходы. Так вот, 31 декабря 2015 г. появился Указ Президента Российской Федерации об утверждении стратегии национальной безопасности, в котором наконец-то мы видим такие слова: традиционные духовно-нравственные ценности – демографическая проблема, семейное воспитание как приоритет в преодолении кризиса, накопление человеческого капитала, что необходимо, чтобы страна выдержала в противостоянии – мягко говоря, в конкуренции (давайте заменим слово «война», на самом деле это примерно то же самое).

Так вот, этот документ наконец-то дает нам совершенно (и принципиально) новые возможности, чтобы мы могли влиять на государство. Эта стратегия объединяет деятельность всех государственных структур, всех органов местного самоуправления, все институты гражданского общества. В гражданском смысле Церковь относится к институтам гражданского общества. Так вот, этот документ, эта стратегия позволяет Церкви активно участвовать в преодолении тех вызовов, в решении тех задач, которые сейчас перед нами ставит общество (и мир, природа дарят нам определенные сюрпризы). Этот документ, это направление государственной политики сейчас нам крайне важно использовать активно и созидательно.

И в развитие этого – второй документ, «Стратегия воспитания», который подписан уже не Президентом, а премьер-министром, поскольку направлен на Министерство образования. Он говорит, опять же, более точно о приоритете семейного воспитания над всеми другими формами воспитания, то есть что семья – база и основа (вместо того, например, что предлагалось некоторое время назад в качестве ювенальной юстиции). Это опять же говорит о традиционных духовно-нравственных ценностях. В этом смысле, кто бы что ни говорил, но ничего более традиционного, чем Православие, в России не найти. Вообще, Российское государство созидается как единое с принятием христианства равноапостольным князем Владимиром. Поэтому в данном случае, если мы носители этих традиций, если осознаем себя ответственными за ту страну, которую нам дал Господь, то мы должны это обязательно воплотить, этому обязательно служить. И мы должны быть уверены, по тем же словам: если Бог с нами, то кто против нас – какие вызовы могут быть для нас страшными?

Вообще, страх, паника – это как раз то, что было в июне 1941 года, это всегда от врага. Это всегда разрушительно, всегда к поражению. Другое дело – стояние, служение, дерзновение, подвиг и смирение перед Богом… То есть если Господь дал тебе талант полководца или талант, как в блокадном городе, пианиста, то, будучи пианистом, ты сможешь энергией музыки вооружить людей и дать им новый стимул к жизни. Ну а военачальнику – суметь победить, сохранить жизни солдат, как это делал святой Федор Ушаков, например, или знаменитый наш полководец Суворов, которого тоже, может быть, стоило бы канонизировать.

Да, это очень яркий пример. Мне про Суворова в детстве часто рассказывал мой дед, приводя его в пример, что он был совершеннейшим рохлей в детстве, а потом кем стал...

– Да, а помните его принцип? «Сам погибай, товарища выручай» – это ведь те же самые Евангельские слова: нет больше той любви, чем жизнь свою отдать за други своя. Или: каждый солдат должен знать свой маневр. Фактически, какое уважение к людям! Это же говорилось в крепостнической стране, в которой, как все писали вокруг про нас, рабство. И вот фактически о рабах полководец говорит, что каждый должен знать свое. Не то, что ему прикажут (что, будучи винтиком, он обязан сделать), а какое достоинство человеческое подчеркивал Суворов! Поэтому ни одного поражения, поэтому его так любили, потому он был таким авторитетом.

Да, это точно. Что касается войны – не прямого ее проявления с оружием в руках, то, пожалуй, можно сказать, что сегодня сразу по всем фронтам развернуты войны против традиционных ценностей, на укрепление которых как раз направлены стратегии, о которых мы говорили.

– Но наше государство это осознало, мы действительно сейчас теряем население. Почему мы сейчас говорим о демографической проблеме? Ведь сейчас начнут рожать те дети, которые родились в начале 90-х. Это надо осознать, поэтому нам необходимо сейчас, как никогда, помогать каждой семье, помогать каждому молодому человеку осознать, что лучше, чем ощутить себя родителем, практически ничего нет. Когда через тебя Господь дает новую жизнь и от тебя зависит, какой пример этой жизни ты покажешь, – как ты будешь отвечать за то, что передашь маленькому человеку? И без Причастия, без таинств Церкви, без любви это невозможно. Без постоянного общения, контакта (и физического, и духовного, и душевного) это тоже невозможно. Почему так важна семья, почему так важно ее укрепить? Почему враг так бьет именно по семье, разрушает институт семьи, что мы сейчас видим в некоторых странах, которые с нами не в самых дружественных в идеологическом смысле отношениях?

Мне попалась история, описанная в виде сна женщины. Звучит она примерно так. Женщина во сне видит кого-то из великих русских святых и спрашивает: а где подвижники нашего времени? Те, что были, уходят, что молились за нас в ХХ веке, а где новые? Тот отвечает: ты знаешь, их просто убили всех в утробе.

– Да, я и говорю – Суворовых, Моцартов, святых. Об этом и речь. Это очень важно. Но, с другой стороны, некоторые говорят: а вдруг родится в асоциальной семье, будет так же асоциален… Но ведь разбойник стал же святым, хотя явно у него была не самая лучшая обстановка в детстве, если он оказался разбойником. Чудо Церкви, чудо любви Божией в том, что любую, даже мертвую веточку Господь может оживить. Помните, Моисей, спускаясь с горы, видел отступничество народа, и ему было сказано: давай от камней этих новый народ произведем (ср.: Исх. 32, 9–10)… То есть Господь может все. Поэтому чудо любви, новой жизни всегда возможно. Почему исцеляются онкологические больные, почему Господь четырехдневного Лазаря, уже разлагающегося, спас, возродил к жизни, и тот стал епископом на Кипре? Это реальное чудо. У каждого из нас есть возможность осуществить на себе это чудо, насколько бы мы ни засохли, насколько бы ни были унылы в этот момент – лишь бы открылись Богу, дали Ему шанс, либо разрешили Богу себя возродить и спасти.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс