Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (927) → Протоиерей Николай Малета: «Прощение греха мы получим, если в себе победим страсти»

Протоиерей Николай Малета: «Прощение греха мы получим, если в себе победим страсти»

№30 (927) / 8 августа ‘17

Беседы с батюшкой

Мы встречаемся в канун Дня Крещения Руси. Я сам не застал празднования 1000-летия Крещения по объективным причинам, но, по воспоминаниям людей (некоторые из них даже приняли Крещение в тот год, в День Крещения Руси), в год тысячелетия тысячи людей приходили в то время в единственные храмы, для того чтобы совершить таинство Крещения.

– Да. Может быть, в тот год и не так много, но в последующие. Я принял священнический сан в 1993 году, когда прошло уже пять лет после празднования тысячелетия Крещения Руси, и в те годы я в полноте ощутил ту духовную жажду, которую испытывал наш народ. Безусловно, до семинарии представления и знания о вере, о Евангелии были поверхностными, но когда в семинарии мы более серьезно, углубленно изучали богословские предметы, тот же Катехизис, я поражался и был убежден, что если бы всем людям, которые жили в советское время, открыли эти знания (а это стало доступным, открытым), если бы они это узнали, то все без исключения стали бы верующими.

Проблема тех лет состояла в том, что Церковь не справлялась: духовенства было мало, храмов было мало; как известно, сектантские тоталитарные и нетоталитарные секты наводнили нашу матушку-Россию. Не было возможности хотя бы немножко научать народ. Я в то время начал служить в соседнем городе Первоуральске (в пятидесяти километрах от Екатеринбурга): сто пятьдесят тысяч населения, единственный храм. Нас было двое, но я был вторым. Настоятель был задействован в епархиальном послушании, а мне больше приходилось трудиться в храме. Был один день (или два, не помню) в неделю, когда мы не совершали Крещения, а в остальное время каждый день совершали Крещение: двадцати, тридцати, пятидесяти, семидесяти человек. Самое большое количество крещаемых – это полный храм, сто пятьдесят человек.

Единомоментно, да?

– Единомоментно. То есть сто пятьдесят тысяч населения Первоуральска меня Господь сподобил крестить; если не сто тысяч, то десятки тысяч точно были крещены. Венчания в дни, когда по уставу можно было совершать это таинство, совершались. Хотя по уставу оговорено, что не больше одной пары, и мы старались молодые супружеские пары, которые вступают в брак, венчать индивидуально. При Венчании пар, которые жили в браке десять, пятнадцать, двадцать лет, когда совершался не чин, а можно было совершать таинство Венчания, читать те самые молитвы, в которых испрашивается Божия помощь и благодать на деторождение в том числе (это не престарелые пары), у нас было четыре или пять пар венчальных венцов; вот столько пар после Литургии мы рядышком выстраивали и совершали таинство Брака. То есть народу было очень-очень много.

И у меня всегда душа скорбела, и, скажем, когда сто человек собиралось, я старался хотя бы немного поговорить с людьми: было горение донести те знания, которые получал в семинарии. Но было очень сложно доносить, потому что много было детей. И если хотя бы полчаса до Крещения удавалось уделить на эту беседу, уже хорошо. Потом два-три часа шло Крещение, потому что было помазание елеем определенных частей тела каждому, потом – само погружение. Конечно, для полного погружения возможности не было, баптистериев не было, но была крещальная чаша и совершали обливание. Маленькие дети, плач, шум, гам, тем не менее было движение, было ощущение, что Дух Божий, как при сотворении Богом мира, носился над этой неоформившейся массой народа. Но, к сожалению, не было возможности пообщаться побольше, провести хотя бы две-три беседы перед Крещением...

Которые сейчас, как правило, проводятся в любом храме.

– К сожалению, скорее из-за того, что мотивация была не совсем верной, люди принимали это таинство не для того, чтобы жить со Христом, не от желания спасти бессмертную душу, которую они ощущали в каком-то бедственном состоянии и греховности (когда, что называется, кричи: «Караул, спасите!», ведь Спаситель нужен тому, кто себя чувствует погибающим), а формально – и на этом успокаивались.

Поэтому в те годы был своего рода поток в храмы, которых было не так много тогда. Народ рекой притекал, и, слава Богу, многие остались. Потом, конечно, происходило осознание. То семя логоса, которое человек получает в таинстве Крещения, со временем дает плоды, произрастает; за ним нужно ухаживать, его нужно подпитывать, вскармливать, чтобы оно принесло определенные духовные плоды. Но это уже путь подлинного воцерковления, который должен пройти каждый человек.

Вопрос телезрительницы из Челябинска: «Я читаю Библию, и очень часто встречаются такие слова, как “пророк“ и “лжепророк“. А как их отличить? И как их раньше, в то время, отличали?»

– Есть определенные критерии, по которым можно дать оценку. Сейчас пророческое служение, можно сказать, отсутствует, тем не менее есть люди, которые именуют себя старцами. Или народ их так именует. Сейчас больше такие понятия, как старцы и лжестарцы. Я думаю, что эту аналогию можно соотнести с теми, кто были пророки и лжепророки.

Действительно, в ветхозаветной Церкви, в израильском народе было такое служение, на которое призывались люди различными способами, чудесным образом. Как Иона: иди и говори ниневитянам то-то и то-то. Или отправлялся пророк к царю Давиду: скажи какие-то вещи, которые Господь открывал по отношению или к конкретному человеку, или по отношению к целому народу (скажем, к избранному израильскому народу).

Зачастую кто такой младостарец, или, можно сказать, современный лжестарец? Как правило, человек, который ведет не ко Христу и ищет не Божией славы, а человеческой, ищет своего. Сегодня Господь сподобил: случилось так, что я оказался в монастыре Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме, встретил там одного человека, который рассказал свой опыт общения, не называя имен. Этот человек благодарил кого-то за хорошие проповеди, а тот говорит: «Да это не я, мне так благословил мой старец. Это не мое, это старец, это его молитвами...» Меня немного этот подход насторожил. Почему не сказать: «По молитвам старца Господь меня вразумил, сподобил…»?

Своя воля вообще отсекается.

– Безусловно, волю свою отсечь сложно, потому что в любом случае человек обладает этой свободной волей. Но нужно, чтобы своя свободная воля, в том числе пророка или современного старца, сочеталась с Божией волей... И вот направо-налево благословения. То есть человек людей привлекает и ведет не к Богу, а к себе, на себе зациклен: «Ты меня должен слушаться, что я благословлю, то и должен делать».

Такое ревностное отношение.

– Мало того, бывают и такие случаи: если человек обратился к другому духовнику – уже ревность, «ко мне больше не подходи». Вот такие вещи: эгоизм, гордыня, привлечение к себе или какие-то пророчества...

Безусловно, были истинные пророки. Как изобличали ложных пророков, лжемессий даже во времена Христа? Господь говорит: был такой-то, за которым пошли люди, но он не от Бога – и его дело не имело успеха и продолжения. Поэтому по каким-то критериям подлинной духовности можно и определить, Дух Божий или дух лесчий руководит этим человеком, что он говорит.

Чем отличаются какие-то современные предсказатели от пророков? Книги как ветхозаветные, так и новозаветные, в особенности Апокалипсис, – это пророческие книги. Скажем, в Евангелии евангелист не усомнился записать слова юной отроковицы Марии: «ублажат Меня все роды». Это в то время, когда Церковь представляла собой какую-то горсточку людей, гонимых и преследуемых. И в то же время – весь человеческий род, все народы будут прославлять Божию Матерь. Есть еще какие-то моменты, конкретные. А не так, как астрологические прогнозы: завтра проснетесь – вас ожидает неудача (или удача). То есть такое можно наговорить каждому человеку. Абсолютное большинство людей проснутся; если рабочий день, то абсолютное большинство пойдут на работу и так далее. В общем, нет ничего индивидуального. Или как у Нострадамуса: в каком-то тумане, в каком-то мраке вижу какие-то движения народа и так далее. Вот это есть ложность, потому что нет конкретики, нет ясности. Это тоже один из моментов.

Можно еще указать один критерий: приносит ли пользу это пророчество с точки зрения вечности? Даже если человек совершает какое-то чудо. Был такой фокусник Копперфильд, который проходил сквозь Китайскую стену, еще что-то... Это только внешний эффект: «Ах! Ох! Как все чудесно!» А это имеет какие-то последствия прежде всего для духовной жизни человека? Мы знаем, в одном из апокрифов описывается детство Христа: когда дети лепили из глины какие-то игрушки, маленький Христос слепил птичку, дунул – и она полетела. Почему это лжечудо? Потому, что оно не имеет смысла. Это рассчитано на какой-то внешний эффект, на восхищение.

На завлечение.

– Да, трюк. Поэтому в этом смысле как в Ветхом Завете, так и в Новом и по сегодняшний день нужно смотреть вот эти моменты, критерии. Тогда мы с вами будем понимать, кто такие пророки и лжепророки. Я думаю, сегодня отличие истинного старца, носителя благодати Духа Святого, от лжестарца в том, что лжестарец может вести не только к себе, но в конечном итоге от Христа и в погибель, и это самое страшное.

У нас есть звонок от телезрителя, но прежде я Вас попрошу ответить на такой вопрос. Есть поговорка: «Нет пророка в своем Отечестве». Но ведь может быть так, что в нашей стране, в нашем городе появится человек, которого можно воспринять как пророка, однако мы его, так или иначе, все равно прогоним, сказав, что это лжепророк. В зависимости от того, что он делает, что говорит и к чему в конечном счете ведет.

– Здесь есть какое-то искушение у людей, которые знали этого человека. Понимаете, человек не без греха, и даже детские шалости потом могут примешиваться к восприятию того, что говорит человек. Скажем, священник в каком-нибудь городе или деревне: он там родился, рос, учился, допустим, в чужой огород залазил и еще какие-то вещи делал. Поэтому у людей есть искушение. Мало того, люди, приходя на богослужение, какие-то человеческие проявления воспринимают с трудом, для них священник – это некий небожитель, которому должно быть все чуждо: зевать или еще как-то отвлекаться. Но это может быть проявление какой-то немощи человеческого естества и так далее. Поэтому эти вещи могут быть искушением для людей, знающих ранее, допустим, священника или пророка (так называемого – в своем Отечестве). Такой человеческий фактор срабатывает.

Вопрос телезрительницы из города Ростова: «Батюшка сейчас говорил о том, что если бы в советское время у людей был доступ ко всем религиозным знаниям, к правильному их толкованию, то все стали бы верующими. С этим полностью согласна. Но что делать, если и советское время прошло, и много хорошего от тех лет осталось, но люди не пришли к вере?»

– Я сам с собой сейчас не очень согласен, потому что это было какое-то наивное представление: что люди, узнав истину, поверили бы. Знаете, мешает сама человеческая природа, испорченная грехом. Однажды мне пришлось слышать разговор двух мам, которые сокрушались по поводу того, что сейчас хотят ввести «Основы православной культуры» в школах, что детей попытаются учить истинам веры. Они говорили: «Еще и это! Еще и Церковь, еще и попов в школу!?» И потом я для себя открыл такое страшное явление: оказывается, родители боятся, что их дети узнают о вере, узнают о заповедях Божиих и станут помехой для их греховной жизни. Этот ребенок, придя со школы, скажет: «Пап, а ведь материться – это грех, курить, пить – тоже грех». И так далее. Сами родители оказались против того, чтобы их дети являлись в свое время таким обличением.

Почему были такие гонения на Церковь после той страшной катастрофы 1917 года? Потому что Церковь, священники, которые выходили на амвон с проповедью о любви к ближнему, являлись живым обличением того устремления, по которому хотели жить современные люди. А они хотели жить и потакать своим страстям.

Поэтому я бы хотел пожелать вам помощи Божией, терпения и молитвы. Молитесь за своих родных и близких, за престарелых родителей, чтобы Господь их вразумил, умудрил. Если вы будете говорить с ними о вере, я бы хотел напомнить о двух мерах предосторожности. С человеком о вере, религии можно говорить только в том случае, если он этого желает. Если он этого не хочет, в таком случае есть евангельский принцип: не мечите бисер перед свиньями. Потому что если человек не хочет, его невозможно заставить. И второй момент: просящему хлеба не дай камень и вместо рыбы не подсунь змею. Что это означает? Если мы младенца начнем кормить отбивными котлетами, то в лучшем случае у него произойдет отторжение, а в худшем случае ребенок может погибнуть. Так же и здесь: младенцы в духовном плане должны принимать соответствующую пищу.

Поэтому здесь нужен очень трезвый, ответственный подход. Мы должны понимать: если родители, друзья, знакомые, родственники, дети хотя бы немножко расположены, можно им говорить и преподать ту пищу, которую они готовы и способны усвоить с пользой. А если не хотят, не нужно давить, не нужно ставить человека в такое положение. Потому что на самом деле человек обладает свободной волей, с которой нужно считаться.

Недавно в кафедральный Свято-Троицкий собор, где я несу свое послушание, зашла группа больных детей, которые находятся где-то здесь в санатории на излечении, на отдыхе. Сопровождающие попросили меня сказать им несколько слов. Задавали вопросы: Как быть? Вот мы бедные, несчастные, мы болеем; почему такая несправедливость? Где Бог?.. Искушений для принятия веры и жизни по вере очень много. Мы с ними поговорили не так долго (может быть, минут пятнадцать-двадцать), и они многие вещи поняли, как мне показалось. По крайней мере, у девочки-подростка лет двенадцати, которая стояла передо мной, были слезы на глазах. Мы даже вспомнили физику. Я им говорил, что есть закон земного притяжения, игнорировать который здравомыслящему человеку не придет в голову. А если проигнорируем, то мы не Ньютонову механику сломаем, а руки, ноги переломаем. Поэтому есть принципы духовной жизни, есть заповеди Божии. Грубо говоря, это правила техники безопасности духовной жизни. Если бы не было Бога, не было вечности, не было души, то наша жизнь, наши страдания обессмысливаются: к чему они, ради чего? Как сказал один персонаж Тургенева в таком случае: «Вот живу, живу, мучаюсь, страдаю, потом умираю, закопали – и из меня вырос лопух». И ради этого стоит жить?..

Здесь есть еще один момент, почему мы страдаем. Вы упомянули о том, что наши многие беды и страдания от того, что не было понимания в свое время у наших родителей, дедов, прадедов. Есть такое понятие в богословии, как «родовой грех», который передается из поколения в поколение. Как сказано в Священном Писании, дети будут отвечать за грехи родителей. Отвечать не в юридическом смысле: родители нагрешили, а ребенка наказали; скажем, преступление совершил дедушка, а внука посадили в тюрьму. Нет, не в этом смысле. А вот состояние природы, души передается на генетическом уровне. Скажем, если родители пьянствующие, с точки зрения медицины доказано, что у ребенка, который родился в семье пьющих, склонность к этому греху, к этой страсти алкоголизма, гораздо больше, чем у ребенка, родители которого ведут трезвый образ жизни.

Что такое человек? Это его характер: и положительные качества, и отрицательные. Отрицательные – это грехи. Мы передаем это своим детям. Дети иногда вырастают даже вдалеке от родителей, а смотришь – они похожи не только внешне, но и по характеру. Они не видели поведения ни папы, ни мамы, а похожи на родителей. Есть гордые, завистливые, раздражительные дети, которые именно от родителей получили эти страсти. Как быть? Святая Церковь учит, что мы можем прервать этот порочный круг, эту цепочку передачи наших страстей будущим поколениям, победив, искоренив в себе эту страсть, этот грех. Тогда мы уже своим детям и внукам это не передадим.

Вот сегодня мы говорили о тех страшных событиях столетней давности: как покаяться в грехе цареубийства за наших дедов, прадедов? Живут потомки тех, кто непосредственно принимал участие в расстреле Царской Семьи, уничтожении их останков. Как быть, как покаяться? Не только прийти на Исповедь и сказать: «Господи, прости меня и прости моего дедушку за этот грех». Прощение и искоренение этого греха мы получим, если в себе победим какие-то страсти и наши дети, внуки и правнуки будут жить христианской жизнью.

Поэтому никогда не нужно унывать и отчаиваться, нужно прилагать максимум усилий, делать все от нас зависящее, а остальное в руках Божиих. Господь устроит, управит, не нарушая свободной воли человека. Потому что святые отцы говорят, что Бог нас спасает не без нас, но Господь не ограничивает нашу свободную волю. Мы всегда выбираем сами, что нам делать. Почему, собственно, мы и будем отвечать за все наши дела, слова и даже мысли, потому что всегда у человека есть выбор: сделать или не сделать. Может быть, пострадать, претерпеть какие-то неудобства, но не сделать. Или поступиться и сделать. Вот тот самый кантовский категорический императив, который повелевает делать добро и наказывает нас голосом совести, когда мы совершаем зло. Не нужно надеяться на свои силы; Господь говорит: «Сила Божия в немощи совершается». Когда мы чувствуем, что наших сил не хватает и мы уже ничего не можем сделать, тогда в смирении падаем на колени: «Господи, помоги, вразуми, умудри, разреши, избавь, помоги разрешить эту проблему, этот вопрос».

Отец Николай, несколько вопросов написали наши зрители в социальной сети «ВКонтакте». Телезритель, говоря о Крещении, спрашивает: «Как быть, когда тебе предлагают стать крестным, а ты заранее знаешь, что будешь очень редко видеть своего крестника: соглашаться или уходить от этого?»

– Если отдаленность – объективная причина, по которой крестный не сможет видеть свое духовное чадо, то это один момент. Тогда, конечно, родителям ребенка лучше потрудиться и найти крестного, который будет ближе, хотя бы в одном городе, чтобы он имел возможность непосредственного влияния и воздействия. Если мы считаем, что у нас не получится по занятости… Конечно, у крестных родителей большая ответственность, но не больше, чем у физических родителей. Крестный отец или крестная мать дают обещание, поручаются за чадо. Поэтому нужно хорошо подумать и взять на себя этот тяжелый крест и ответственность. Вот таким образом.

Но бывает так (ко мне люди с таким вопросом иногда подходят), что родители никого не могут найти. Потому что ведь крестный становится родным, близким человеком. Невозможно просто формально подойти к этому, ткнуть пальцем в первого попавшегося (вроде человек верующий, молится) и позвать его в крестные, не зная ничего про этого человека. В этом смысле действительно большая проблема.

Если человек, который задавал вопрос, глубоко верующий, то молитва домашняя и церковная может дать больше, чем какое-то участие. А многие формально к этому относятся. Лишь единицы родителей, которые стараются подвигнуть крестных к тому, чтобы они в воскресенье ребенка отвели в храм, к Причастию и так далее. Абсолютное большинство, которые живут рядом, становятся друзьями, родственниками семьи (кум, кума), стараются лишь несколько раз в год крестника навестить, подарить куклу или машину какую-нибудь и на этом успокоиться. Никакой молитвы, никакого участия в становлении, взрослении младенца, преподавании той самой духовной пищи не принимают.

Здесь нужно ответственно, серьезно подойти к вопросу. Но если нет лучшего, мне кажется, не стоит затягивать вопрос с Крещением на годы. Есть различные мнения, в том числе и среди православных (некоторые даже богословски обосновывают), что человек должен сознательно, взрослым принимать таинство Крещения. Не только сектанты, какие-нибудь баптисты, евангелисты или субботники так считают. Но я убежден: сейчас вокруг столько зла, негатива, столько проявлений какой-то бесовской жестокости, ненависти и так далее, что ребенка оставить без участия в таинствах, даже если это глубоко верующая, воцерковленная семья, и ждать, пока ребенок вырастет и сам для себя решит этот вопрос, безответственно и вредно для ребенка. Мне кажется, что Крещение нужно принимать в младенчестве, в детстве, ходить со школьного возраста на исповедь, чтобы ребенок причащался. И это будет не просто каким-то ограждением, а духовной составляющей жизни, душа будет питаться Духом Божиим, а не бесовским духом, или духом мира.

Бездуховных людей, как известно, не существует. Это мы так привыкли делить: этот человек бездуховный, а этот духовный. Человек всегда духовный. Только его душа (или дух) имеет общение либо с Богом и получает благодатные дары Духа Святого, либо имеет общение с противоположным духом и питается, соответственно, всем тем негативным и греховным, что может подать этот дух. Поэтому очень важно, чтобы ребенок рос и питался Духом Божиим.

Отец Николай, время нашей программы вышло. Спасибо Вам за этот разговор, за эти напутствия всем нам. Будем надеяться, что наша душа будет устремлена к Богу, а не в некую абстракцию, которая непонятно к чему приведет.

– Еще хочу сказать: так как я несу послушание ректора духовной семинарии, у нас набор в семинарию завершен, но объявлен еще и дополнительный с 14 по 18 августа. Будут экзамены, испытания для тех, кто еще, может быть, не успел. Милости просим, приходите, приезжайте.

Подробности можно узнать на сайте epds.ru Екатеринбургской духовной семинарии для тех, кто заинтересовался и хотел бы получить духовное, теологическое образование, которое в наши дни уже даже становится наукой.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс