Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (927) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): «Путь к познанию Бога открывается через исполнение Евангельских заповедей»

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): «Путь к познанию Бога открывается через исполнение Евангельских заповедей»

№30 (927) / 8 августа ‘17

Беседы с батюшкой

Сегодня наша передача посвящена ответам на вопросы телезрителей. Первый вопрос: «Как правильно готовиться к паломническим поездкам и совершать их?»

– Вообще, сами паломнические поездки довольно полезны для души человека, потому что это святые места, жизнь наших подвижников веры и благочестия, это чудотворные иконы, общение с людьми, подготовка к святому Причащению, это встречи с замечательными людьми. И все наши святые обители, чудотворные мощи и иконы были и остаются источниками Божественной благодати. Каждому из нас все время нужно духовное обновление. Как говорил епископ Феофан Затворник: «Вы знаете, надо периодически дрова в костер подкладывать». А дрова – это молитва и чтение Священного Писания, добрые дела и те же самые паломничества.

Поэтому нам, поскольку мы состоим из души и тела, необходимо подкрепление нашей души, когда мы укрепляемся в вере, посещая те или иные святые места, обители и видя благочестивый пример жизни монастырской братии или сестер, просто благочестивых паломников и мирян. Потому что каждая встреча и каждое паломничество, если они с верой, благочестием и смирением, могут оставить неизгладимые впечатления. И обязательно каждое паломничество, даже если мы периодически посещаем то или иное святое место, будет непохожим на предыдущее. Я много раз бывал в тех или иных святых местах: на Выше, в Дивеево, на Афонской Горе, в Иерусалиме. И каждый раз думал: вроде уже был здесь не раз, но каждый раз – какая-то встреча, какая-то мысль, какое-то слово на проповеди, какой-то пример, какой-то случай обязательно приносят духовную пользу.

Мне вспомнилось совсем недавнее паломничество. На днях Патриарх посещал Оптину пустынь и Шамординскую женскую обитель. Патриарх уже третий раз в Оптиной пустыни, но каждый раз есть что-то новое, полезное и душеспасительное. Был братский ужин, были паломники, гости, был митрополит Калужский и Боровский Климент, другие епископы. И на ужине вдруг возникла такая ситуация. Дали слово одному высокопоставленному чиновнику Калужской области. Он сказал добрые слова в адрес обители. Он застал те времена, когда в монастыре, в Казанском соборе, в котором мы служили, стоял в алтаре комбайн, потому что там после разорения было сельскохозяйственное училище (ставили комбайны, трактора, и это была учебная база этого училища, там готовили трактористов, комбайнеров, а девчонок учили на поваров). И он говорит, что теперь восстановленный храм встречает Патриарха Московского и всея Руси, что мы живем в уникальное время. Еще много добрых слов, а потом говорит: «Ваше Святейшество, помолитесь о нас, грешных».

Патриарх не удержался, взял микрофон, назвал этого человека по имени и отчеству и говорит, что удивляется христианскому смирению, его скромности, что человек такого высокого ранга в христианской простоте так говорит. И вдруг перешел к теме вообще христианской, монашеской, священнической скромности. Он говорит: «Вы знаете, все вот эти наши иерархические наименования, власть, положение – это все земное. Что будет на Небе, когда мы предстанем туда, – мы не знаем. Может быть, простая паломница, верующая, благочестивая, окажется впереди нас и будет еще молиться о нас, чтобы мы тоже свою очередь прошли, если, конечно, там будет какая-то очередь». И как раз направил мысль к тому, что монахи, священники, епископы, митрополиты – никто не должен своим положением гордиться, это не делает никого из них выше над другими, и очень большой соблазн в христианской жизни считать себя чуть-чуть выше другого. Вот это «чуть-чуть» погубит и перечеркнет всю монашескую, христианскую жизнь. Эта мысль Патриарха была основополагающей, такой был заряд, направленный к братии, потому что встречаются и другие случаи.

Это, конечно, случаи анекдотичные, но в одном монастыре такой случай был. Приходит одна паломница в монастырь, смотрит – идет священник, довольно молодой; оказалось, что его недавно рукоположили. А те, кого недавно рукоположили, – они все знают, готовы на все благословлять и думают, что они уже стали на голову или на целую ступеньку выше всех на свете. Она подходит и спрашивает у него: «Батюшка, а есть ли в вашем монастыре такие старцы, духоносные люди, которые ответят на все вопросы, скажут, что было, что есть, что будет, расскажут перспективу будущего и ответят на вопросы моей многотрудной жизни, которые я задам и которые видели бы мою душу насквозь? У вас есть такие? К кому из братии посоветуете обратиться?» Молодой иеромонах задумался, поднял глаза к небу и говорит: «Да, слушаю Вас».

Вот не дай Бог нам быть именно такими. Даже и мирянам надо быть поскромнее, и вообще христианская скромность – это потрясающее качество. Чтобы мы не оказались в одной истории, в которой оказалась одна девушка, правда неблагочестивая. Она проходила собеседование, и один из вопросов в анкете был следующий: «Назовите положительные качества Вашего характера». Она отвечает: «Одно из положительных качеств моего характера – это моя потрясающая скромность». Поэтому не дай Бог нам быть в таком русле и в таком потоке.

Кстати, про поток. Патриарх как раз тоже сказал о том, что сейчас многие люди находятся в потоке времени, в потоке обстоятельств, в потоке некоторых мировоззренческих парадигм и направлений моды, что мы, христиане, и в первую очередь монахи, православные люди, не совсем должны быть в потоке этого времени, которое вне Бога. Если это поток к Богу, то есть поток Церкви – да, мы тогда в этом потоке, но не дай Бог нам оказаться в мирском потоке, который захлестывает нас через средства массовой информации. Мы сюда не включаем «Союз», «Царьград», телеканал «Радость моя», радиостанцию «Радонеж» и прочие благочестивые православные телеканалы и радиостанции. Но поток-то совсем другой: интернет и многие потоки информации чужды нашим христианским устоям и основаниям, нашей христианской вере. Он и говорит, что не дай Бог нам увлечься этим потоком, чтобы нас этот поток не увлек и не закрутил в этот водоворот. Это тоже очень ценная мысль, потому что сейчас статистика показывает, что современный человек в возрасте от 12 до 28 лет проводит в интернете чуть ли не двенадцать часов. Современный человек готов поглощать информацию круглые сутки.

Мне мой друг, замечательный писатель Михаил Христофорович Бузник (он сейчас находится в Николаеве), рассказывал, что у него есть сын семи лет. И говорит, что он просто потрясен: сын с 7 утра до 9 вечера с планшетом, его ничего не интересует, ни дом, ни родные, ни близкие, его иногда даже не затащишь поесть. Это трагедия. Он тоже не может постоянно жить с семьей в Николаеве, бывает наездами, не может так повлиять на сына, но это трагедия.

Вопрос телезрительницы: «Мне 80 лет; у меня хронические заболевания. Каждый раз надо просить благословения на пост или нет? Мне сказали, что достаточно один раз попросить благословения и потом уже поститься по мере возможности».

– У вас есть свой духовник, вы подходили к батюшке, объясняли ему обстоятельства вашей жизни, батюшка вас благословил – и поступайте по благословению, по своей силе и возможности, потому что в 80 лет сами болезни и старческие немощи уже вместо поста. Кто может поститься – постится, кто не может – спрашивает благословения и поступает согласно ему. Но вы особо не расстраивайтесь и не переживайте. Мудрые люди сказали, что 80 лет – это тоже нормальный возраст, но об этом узнается только в 90. Как говорит наш отец настоятель архимандрит Венедикт: «Не переживайте, до смерти доживем, а в раю будет легче». На что надеемся и уповаем и к этому стремимся.

Самое главное, когда мы совершаем подвиг поста, – это, конечно, наш внутренний мир и свои дурные привычки, на которые мы стараемся Великим постом больше всего обратить внимание. И не только на привычки. Писание говорит: «Уклонись от зла и сотвори благо». А ваше благо – молиться за всю вашу родню, за усопших родных и близких. Кстати, долголетие дается человеку, чтобы ему вымаливать свой род. Вот, может быть, вы награждены Богом долголетием, чтобы молиться за своих усопших родных и близких. Кто за них еще помолится, как не верующий человек? Поэтому Бога благодарите. Кто-то сказал: «Не важно, с чего начнется ваш день: с солнечной погоды или с дождя. В 80 лет слава Богу, что день вообще начался». Поэтому самое главное – Бога благодарите. Божией вам помощи, терпения в ваших немощах и болезнях, и надеемся, что претерпевший до конца спасен будет. Аминь.

Следующий вопрос от наших телезрителей: «Батюшка, Вы и другие отцы говорят: смиритесь. Хотел бы узнать у Вас, до какой степени смиряться? Со злом ведь надо бороться, иначе оно расползется. Можно смириться с тем, что тебя обманули, но как-то же надо обидчика наказать, чтобы он понял и других тоже не обманул».

– «Наказать» в смысле «научить»?

Да, вразумить.

– Вопрос довольно деликатный и сложный, и я на него отвечу некоторой житейской историей, которую однажды услышал от отца Димитрия Дудко, приснопоминаемого и уже почившего в Бозе. Он рассказывал такую историю. Православный юноша на станции Семхоз (это между Москвой и лаврой) стоит зимой и ждет электричку (ехал в лавру к мощам преподобного Сергия). Скромный такой христианин. Подходит бодренький мужичок с какой-то явной провокацией, здоровается и спрашивает: «Как дела?» – «Дела слава Богу». – «Чего? Ты что – верующий, что ли?» – «Да, верующий». – «А, верующий?» – И как даст юноше по щеке и говорит: «Написано в Писании: ударили в левую, подставляй правую». Он ему другую щеку подставляет. Тот радостный, что такая овца перед ним, ударил по другой и размахивается, чтобы третий раз его ударить. Но парнишка, хотя и скромный был христианин, до прихода к вере все-таки чем-то занимался, он ему снизу дал в нос и говорит: «А третье – у тебя». Мужичок упал в сугроб; подходит электричка, парень спокойно сел и поехал в лавру.

То есть человек не понял твоей скромности и твоего смирения, что это не слабость, а сила… Тогда, в такой мирской обстановке, он поступил именно так, потому что человек ничего не понимает. Вот такое было вразумление. Конечно, это редкий случай, так поступать не дай Бог каждому из нас, да и электричка вовремя подошла, но среди православных братьев и сестер, которые поймут твое смирение, надо быть таким, как сказано в Писании. А Христос, когда Его неправедно били, сказал: «Если Я сделал неправедно, скажите, что Я сделал неправедно». И спросил: «Что ты бьешь Меня?» То есть за дело или не за дело? Поэтому здесь мы в меру своих сил и возможностей должны объясняться, защищаться, а самое главное – защищать честь и достоинство других людей.

Кстати, святитель Филарет сказал потрясающую вещь относительно воинства. Он сказал, что с тех пор, как существует зло и злые люди, пользующиеся оружием, защита добра невозможна без военной помощи. И кто берет на себя по необходимости эту обязанность по защите Отечества, истины и веры, то это священное дело. Обстоятельства жизни таковы. А в повседневной жизни, конечно, смиряемся, терпим; и все-таки есть язык, чтобы объяснить ситуацию, разобраться. Если это «наезд» начальника, то можно после определенной паузы говорить, а в гневе бесполезно говорить, будь это дом, работа; надо выдержать паузу и потом показать аргументы, как это было. Если просто сказать: «Простите, грешный», но на самом деле было не так?.. Ты же этого не хотел, это получилось не целенаправленно, а как-то совершенно неожиданно. Тогда объясняйся. Поэтому мы должны объясняться, но скромность должна присутствовать в жизни. И когда человек первоначально осудил себя, что он был поводом ко всей этой истории, тогда это даст мирность в выяснении обстоятельств.

Был такой случай. Это из замечательной, очень глубокой духовной книги «Вопросы и ответы Варсонофия Великого и Иоанна Пророка». Это одна из первых книг, которую издали в дореволюционной Оптиной, она очень почиталась и сейчас считается основополагающей в духовном фундаменте нашей христианской жизни. Ученик пришел к авве и говорит: «Авва, я у брата попросил прощения, хотя я не был в этом случае виноват, а он меня не простил все равно. Я поступил по заповеди...». Старец и говорит: «А когда ты шел просить у него прощения, что в этот момент думал?» – «Я думал о том, что должен исполнить заповедь о прощении. Хотя я и был прав, но по долгу любви и по долгу заповеди должен первый попросить прощения». – «Может быть, в этой ситуации ты и был прав, но в другом случае по отношению к нему ты был не прав и все равно дал какой-то повод. Если бы ты шел с мыслью самоосуждения, а не только по долгу просил прощения, было бы немного по-другому». И тогда он вторично идет к тому и уже сам себе говорит: «Что-то в тебе все равно было не то в этой ссоре, поэтому у брата и не было расположения».

Потому что существует, хотим мы этого или нет, взаимное облучение между всеми нами, взаимный «блютуз»: мы друг другу информацию передаем без слов, без взгляда, без тактильного общения. И вот он идет с этой мыслью, что все равно сам был виноват, и видит кардинальную перемену. Тот брат сказал: «Слушай, я тоже немного тут подумал, что-то тоже палку перегнул». Обнялись, помирились – и все. Вот что это такое? Он же шел с мирным чувством, а примирения не наступило. Потому что не было примирения в глубине. Поэтому эта глубина все-таки должна быть.

У Арсения Великого спросили: «Что ты нашел на пути своего монашеского делания?» И он ответил: «Я нашел, что если монах (а можно перевести вообще – христианин) не пойдет путем самоукорения, он нигде и никогда не найдет покоя». Когда все плохие, что у тебя по жизни может быть хорошего? Даже если не все, а некоторые, но человек себя будет считать чуть лучше других. То есть, опять же, важна наша христианская скромность, к которой призвал Патриарх в Оптиной пустыни. Для меня это было ценной мыслью, направлением и каким-то новым взглядом на жизнь. Скромность никогда и никому не помешала. Самое главное – эта внутренняя самооценка, чтобы она все-таки была нормальная: не завышенная, не особо заниженная, чтобы была правильная и скромная.

Следующий вопрос от наших телезрителей: «Сейчас очень много идет нападок на Церковь, в том числе на священнослужителей, на священноначалие. Как отвечать тем людям, которые плохо говорят о Церкви?»

– Надо говорить так: «Вы в школе учились? Учились. У вас сколько в классе было человек?» В мое время (я окончил школу в 1979 году) в девятом-десятом классе было 44 человека. «А сколько было мальчиков и девочек?» – «Где-то пополам». – «Какой предмет у вас был любимый?» Ну, предположим, биология, как у меня. «А у вас по биологии все на “отлично” учились?» – «Нет, но я на “отлично” учился, еще человек десять...» – «А двоечники были?» У нас один человек учился плохо, фактически на «два», но его вытягивали на «три». «А это как-то Вашу любовь к биологии поменяло, что были двоечники, троечники? Сама наука биология от двоечников и троечников как-то умалилась, стала какой-то ущербной от того, что люди неправильно отвечали на экзаменах и несли какую-то чушь?» – «Нет». Так и в Церкви.

Церковь – это та же самая биология, математика, алгебра, физика. Святость Церкви, ее истина неизменны, а вот по тому, как отдельные представители Церкви, будь то священники, епископат, миряне, православные, ведут себя внутри Церкви, нельзя судить о всей Церкви. Церковь свята, а отдельные ее члены – грешники, стремящиеся к святыне; они больные, находящиеся внутри больницы, но стремящиеся к духовному выздоровлению. Поэтому по отдельным членам нельзя судить. Есть казусы, есть моменты, есть исключения, есть двоечники, но это никак не умаляет Церкви. Вы не хотите быть двоечником? Нет. Тогда живите внутри Церкви на всю «пятерку». Вам никакие двоечники не мешают жить на «пять». Глупый человек скажет: «Ну, если есть двоечники, зачем мне тогда особо стараться, стремиться?» Тогда ты, не постигая предмета, тоже будешь двоечником, не сдашь ЕГЭ, в конце концов – никуда не поступишь. Поэтому вперед, без страха и упрека, к вершинам духовной жизни! Отстающие вам никак не мешают подыматься на духовную гору.

Спасибо. Время нашей передачи постепенно подходит к концу, еще один вопрос успею Вам задать. Как в своей жизни чувствовать Бога?

– Молитва, молитва и молитва. Что такое молитва? Это беседа с Богом. Именно молитва открывает нам присутствие Бога в нашей жизни, потому что в повседневности, во всей этой суете мы только через общение можем почувствовать присутствие Неба в нашей повседневной жизни. Молящийся человек перестает грешить, грешник перестает молиться. Расстояние между нами и Богом – это расстояние молитвы. Поэтому храм, Исповедь, святое Причащение, паломничество – это все нам каждый раз приоткрывает духовную завесу, связь с вышним миром и, самое главное, – с Богом, со святынями, с Божией Матерью. Поэтому одна из самых главных составляющих духовной жизни – это молитва. И, конечно же, жизнь по заповедям Божиим.

Самое главное – любовь к Богу, она выражается через молитву и любовь к ближнему, является основополагающим фундаментом нашей повседневной жизни, потому что Бог иногда (и даже в большей части) открывается и через добрые дела, через добрый поступок; через жертвенную любовь человек ощущает благодать Божию. Старец Паисий сказал: «Когда человек что-то приобретает – он ощущает человеческую радость; когда человек что-то отдает – он может ощутить радость Божественную». И за самоотверженную любовь Бог дает двойную благодать и двойное здоровье. Вот это нам не надо забывать. Поэтому через служение многим людям очень часто открывается Бог. И через молитву, и через служение. Это два весла: добрые дела и молитва. Одно без другого невозможно.

Можно обмолиться, но ничего доброго не делать – и это будет пустая жизнь. Если ты только в добрых делах, но без веры – это прекрасно, это путь к Богу через добрые дела, но дай Бог, чтобы этот путь добрых дел закончился все-таки приходом человека к вере. Путь к познанию Бога открывается через исполнение евангельских заповедей. Дай Бог, исполняя их, вести скромный христианский образ жизни, быть примером для своих родителей, для своих родных и близких, через благодатное паломничество подкрепляться духовно, но самое главное подкрепление нашей духовной жизни – это, конечно, Святое Причащение. И дай Бог всем нашим телезрителям в отдаленных уголках нашей планеты радоваться жизни христианской и быть с Богом, понимая главную истину: когда мы с Богом, тогда и Бог с нами. И дай Бог, чтобы это было во веки веков.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475