Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (926) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Для соприкосновения со святыней и нам нужно немного освятиться

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Для соприкосновения со святыней и нам нужно немного освятиться

№29 (926) / 1 августа ‘17

Таинства Церкви

Продолжение. Начало в №21 (870) – №36 (885), №44 (893) – №45 (894) 2016, №5 (902), №17 (914) №23 (920) – №24 (921) 2017 – №25 (922)

– Первым я выбрала вопрос, который беспокоит и меня (мы же не можем спросить одного священника, а обязательно подойдем ко второму и третьему, и ждем, чтобы батюшка ответил именно так, как нам хочется. Есть такое у нас в Православии, согласитесь? Если ответ нас не устраивает, мы идем к другому священнику). Итак, вопрос: «Как, на Ваш взгляд, батюшка, правильно подходить к мощам? Или даже начинать готовиться за несколько часов или дней? Мой знакомый три раза ходил к мощам святителя Николая, которые находятся сейчас в Санкт-Петербурге, всякий раз вспоминая, что забыл что-то сказать, попросить. Я тоже думала еще раз сходить, но потом решила, что это будет чересчур».

Вопрос на самом деле не праздный. Когда едешь в паломническую поездку, не всегда есть возможность подготовиться или знаешь, что не сможешь причаститься, потому что приедешь позже. Но есть рака с мощами, к которой хочешь подойти. Как надо ехать: натощак или можно подкрепиться, почитать ли акафист? Что нужно сделать для встречи со святым, ведь мы едем именно для этого, и подчас для встречи с одними из самых любимых святых?

– Этот вопрос актуален – сейчас в нашей стране, в Санкт-Петербурге, находятся мощи великого угодника Божия святителя Николая Мирликийского, и сейчас люди, как никогда, будут соприкасаться с этой святыней.

От людей, которые преклонялись перед мощами святителя в Москве, я слышал недоуменные вопросы, и как раз сейчас хотел бы их немного разрешить, чтобы люди, которым только предстоит встреча с этой святыней, были немного подготовлены.

Святитель Филарет говорит нам о святых мощах: «Мощи святых оставил нам Владыка Христос как величайший дар и как величайшую святыню, потому что посредством ума их и в телеса их вселился Господь». И он приводит такую аналогию: смотри, в сосуде было благоухающее миро, миро израсходовалось, а запах остался. Так и благодать: его нет в живых, но и его останки, будь то маленькая косточка, голова или вообще микроскопическая часть тела святого, которая напиталась и облагоухалась благодатью Святого Духа. И приводил еще такой пример: Хиросима и Нагасаки или любой другой источник радиации, о котором мы говорим, что это источник с отрицательной энергией – мы называем ее вредоносной и разрушительной: даже микроскопическая доля радиационного вещества излучает вредную энергию. Соответственно, есть и положительное вещество, которое источает положительную энергию, и в смысле духовном, и телесном, физическом. Конечно, это мощи святых людей, и все это происходит не физическим образом, а непостижимо действует через них на уровне благодати Духа Святого. Так же, как через святые иконы, другие святыни, с которыми мы сталкиваемся, – святое миро, святая вода, освященные предметы. Хотя крещенская вода имеет тот же химический состав – Н2О, она отличается от обычной. Присутствие Божественной энергии в этом веществе, когда она освятилась молитвой или в таинстве Церкви, или освятилась жизнью тела человека, останки которого мы именуем мощами.

Вот поэтому для соприкосновения со святыней и нам нужно немного освятиться. Натощак или нет, значения не имеет. Натощак мы идем только ко святому Причащению. Но когда я бываю в Оптиной, Дивееве или удается побывать в Греции или Сербии, хорошо и благодатно, когда есть возможность прочитать святому акафист перед тем как соприкоснуться со святыней. Нет акафиста – тогда тропарь, который есть у всех, и молитву. То есть сначала обращение, потом уже соприкосновение со святыней.

Конечно, очень важен мысленный настрой, чтобы не бегом: за суетой соприкосновение со святыней будет уже иным. Когда люди стоят в очереди – это как раз время подумать, настроиться. Некоторые братья и сестры из нашего храма много дней по очереди дежурили добровольцами у Храма Христа Спасителя. К ним подходили люди и говорили: «Мы так долго стояли, прикладывание к святыне было секундным, и мы не поняли, что и к чему». Поэтому я немного посетовал на организаторов: можно было раздавать по очереди листовки с изображением ковчега со святыми мощами – это метровый ковчег, на верху которого находится икона святителя Николая и в центре небольшое окошко с позолоченным оформлением, и под стеклом – ребро святителя Николая посредине иконы. И когда люди прикладывались, они не поняли, где и что.

А на что вы рассчитывали? Что лежит целый скелет, рука, нога? Что вы хотели увидеть? Надо было представлять, что прикладываемся мы к ковчегу со святыми мощами, и совершенно неважно, приложились ли непосредственно к самому ребру или к изображению ноги, колена, одежды или головы. Мы прикладываемся к иконе, и совершенно не важно, в каком именно месте мы приложились, ведь это не банковский аппарат, когда закинул карточку, набрал точные цифры, и тогда что-то выскочило. Это же дело веры.

Хочу рассказать о потрясающих примерах веры относительно паломничества, соприкосновения в нашей православной жизни со святыней, что это вообще такое и чем отличается от многих других взглядов на жизнь. Мне вспоминается пример Шио Мгвимского, одного из основателей Грузинской Церкви, одного из 13-ти сирийских – что интересно – святых отцов. Оказывается, 13 сирийских отцов были основателями монашеской жизни в Грузии – это Давид Гареджийский, Шио Мгвимский и другие святые.

Когда прошло уже продолжительное время, каждый из них основал по монастырю и даже больше, Шио с учениками отправился пешком в Святую Землю. Когда они подходили, он издалека увидел на одном из холмов Иерусалим и сказал: «Братья, вы пойдите в Иерусалим, а я не смогу, потому что мои грешные ноги не достойны топтать эту Святую Землю. Достаточно взгляда на Иерусалим. А вы пойдите». И они пробыли там больше двух недель, проходили по святым местам, пришли к нему и рассказали, где они были, – на месте крещения, на месте Рождества, Вознесения, Преображения Господа, рассказали обо всех величайших святынях.

Записала:
Юлия Подзолова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс