Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (926) → Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Царские дни

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Царские дни

№29 (926) / 1 августа ‘17

Архипастырь

Дорогие друзья! Я в гостеприимном, прекраснейшем храме Преподобного Серафима Саровского в Екатеринбурге.

Мы беседуем с митрополитом Ташкентским и Узбекистанским Викентием, главой Среднеазиатского митрополичьего округа, постоянным членом Священного Синода.

Владыка, благословите! Спасибо Вам за эту встречу. Слава Богу, что у нас все сложилось. Вначале не могу не сказать о тех интерьерах, где мы оказались. Уже много лет действует в Екатеринбурге храм Преподобного Серафима Саровского, но на службе я здесь побывала впервые и почувствовала себя одним из послов князя Владимира, которые не знали, где они: на Небе или на земле. У меня ровно такое же ощущение – вокруг красота, лепота.

Владыка, такое благолепие наших храмов иногда вызывает нарекание, говорят: у вас тут золото и бриллианты (конечно, здесь ни золота, ни бриллиантов, но все сделано очень достойно), а в это время люди голодают. Что можно ответить на эти претензии? Может быть, действительно, надо как-то попроще?

– Храм – это дом Божий, здесь живет Господь Бог, Творец Неба и земли, Который и создал золото, серебро и драгоценные камни. Если люди украшают себя камнями и золотом для каких-то своих потребностей, своей гордыни, можно сказать, то мы как верующие люди отдаем дань любви и уважения своему Творцу и украшаем Его дом так, чтобы он соответствовал дому Творца Неба и земли. Поэтому тут мы не говорим, что здесь такое благолепие, а там люди не имеют что поесть. Всегда это было, и при Иисусе Христе была такая ситуация. Спаситель и кормил людей, помогал им в бедности и трудностях и в то же время пользовался благами, что были в то время. И на ослике ездил (что считалось не самым престижным средством для передвижения). Пользовался и другими благами. Он ходил в дома, где люди жили очень богато, Его из-за этого критиковали: как же, Он зашел к мытарям и фарисеям и общается с грешниками? Почти такая же ситуация, которая складывается у нас сейчас: всегда осуждают то, что делается ради Бога, ради Христа, ради Царства Христова. Это одна сторона.

Другая сторона вопроса в том, что дом Божий – это место, куда люди могут прийти и получить от Бога благословение на свои труды. Здесь место, которое считается училищем благочестия. Человек учится всему – эстетике, культуре, гармонии, и эта красота возводит нас к красоте Небесной, которая есть на Небе. Когда мы видим красивый храм, красивое облачение священника, архиерея, то тем самым возвышаемся к Небесной Церкви и представляем, какая красота там, на Небе. Мы знаем, что некоторым людям Господь открывал: то, что есть на Небе, нельзя соотнести с тем, что есть на земле. Мы пытаемся в какой-то степени создать такое место – дом Божий, чтобы оно хоть чуть-чуть было похоже на Небо, а мы тем самым возвышались бы к Небу, Царству Божию. Главный смысл этой красоты в том, чтобы, видя эту красоту земную, мы возвышались к красоте Небесной, которая не сравнима ни с чем.

В то же время дом Божий – это лечебница для души, где люди лечатся духовно и телесно, и лечиться в нее приходят и бедные, и богатые. Эта врачебница принимает всех. Поэтому создаются такие условия – красота, чистота, благолепие, гармония, что дает человеку радость, умиротворение, лечит его душевные и телесные недуги. И еще, кроме этого, здесь есть большая благодать Божия, она и лечит наши глубинные недуги.

Часто мы слышим от людей слова, что он «пришел в храм просто посмотреть, а ушел совершенно другим человеком», то есть благодать Божия меняет человека, он становится совершенно другим – более умиротворенным, любвеобильным... Когда я служил в Екатеринбурге, то знал такие случаи, когда дома у человека были разные семейные дрязги, он находился в большом расстройстве и уже был готов покончить жизнь самоубийством, говорил: пойду в церковь, поставлю свечку и на этом закончу свою жизнь. И он пришел сюда с одним настроением, а вышел совсем с другим. Поговорил с батюшкой, поговорил с верующими, ему объяснили, как можно выйти из ситуации, в которую он попал. И мир, который он получил в храме Божием, он принес в свой дом, и все дрязги и ссоры закончились благодаря тому, что он был в храме Божием.

Так что есть много примеров того, что храм Божий приносит благо людям всех сословий, богатым и бедным. Здесь мы все одинаковы, ведь мы даем славу Богу, а Господь дает нам Свою славу и честь, дает Свое богатство – и духовное, и материальное. Поэтому, если сказать кратко, храм Божий – это лечебница для души, училище благочестия и источник благодати Божией, который сильным ручейком омывает, освящает, окрыляет нашу душу и дает нам силы, чтобы мы могли идти в этот мир и делать много-много добрых дел для своего спасения и блага людей.

Спасибо, Владыка. Думаю, многие утешились Вашими ответами. Конечно, хочется поговорить на царскую тему. В Царские дни много смущений в сердцах верующих людей. Я буду говорить только за себя, но совершенно точно знаю, что выражу мнение очень многих людей. Сейчас ведется работа церковно-государственной комиссии (в нее входят и представители Церкви, и представители науки) по идентификации так называемых «екатеринбургских останков». Существуют разные мнения на этот счет, что делать тем, кого волнует эта тема?

– То, что есть такие вопросы, очень хорошо. И Святейший Патриарх Кирилл к этой теме относится очень серьезно, он не приурочивает окончательное решение этого вопроса к какой-то конкретной дате или юбилею. Он говорит, что нам необходимо обсудить и решить этот вопрос всей нашей Церковью. Сейчас, когда некоторые эксперты уже начинают что-то говорить о своих исследованиях и народ задается вопросами, решение Патриарха о возможности дискутировать на эту тему является очень правильным. Эта тема очень серьезная, важная для нас и очень нас волнует: чтобы мы не ошиблись всей Церковью, чтобы нас не обманули, – очень хорошо, что народ активно участвует в этой дискуссии и задает много вопросов, с тем чтобы выяснить, как было на самом деле.

Ваши вопросы тоже не должны пройти мимо, чтобы на них закрыли глаза – и все. Нет, надо дать окончательный ответ, причем научно и доказательно. Такие вопросы задают многие люди. Они взволнованы и боятся, чтобы не случилась ошибка и не было какого-то обмана. Я думаю, что Святейший Патриарх даже ждет от верующих людей грамотных, взвешенных вопросов, на которые наши эксперты должны дать правильные ответы. Если они не могут ответить, то так и надо сказать: мы не знаем, как ответить на этот вопрос. Надо подходить к этому честно, а не говорить что-то приблизительное. Сейчас нам нужны только четкие, понятные ответы. Если ответа нет, значит, его пока должны оставить на потом.

Каждый вопрос должен иметь четкий ответ. Вопросов очень много, и нам нужно все это выяснить. Поэтому и создана эта очень серьезная – государственная и церковная – комиссия, которой Святейшим Патриархом поставлена задача не пропустить ни одного вопроса, а дать ответы на все.

Хорошо, что люди волнуются, – это показатель, что наша Церковь жива, она не безразлична ко всем действиям, но в то же время надо сохранить спокойствие: я думаю, Святейший не будет спешить с окончательным решением, но даст возможность всем высказаться и дать на все вопросы нормальные, взвешенные ответы. Просто принять слова, что «было так и так», – на это, думаю, Церковь не пойдет.

Надо молиться, чтобы Господь нам открыл (и Царственные Страстотерпцы открыли о себе), что представляют собой останки, которые сейчас исследуются. Конечно, очень важно, чтобы это было.

Праведного Симеона Верхотурского никто не знал. Про него забыли, и вдруг из земли стали подниматься его останки. Даже когда они стали на поверхности, тоже не знали, чьи они. Господь открыл имя этого подвижника, и мощи приносили много исцелений и помощи людям. Так мы узнали об этом святом. Поэтому нам нужно всей Церковью молиться Царственным Страстотерпцам, чтобы они открыли нам тайну о себе, которую мы сейчас пытаемся разгадать, и четко сказали, что есть на самом деле. Тогда мы, может быть, безошибочно придем к определенному решению.

Бывает так, что искренняя любовь к Царственным Страстотерпцам наталкивается на обвинение в ереси царебожия: если ты говоришь о них и пишешь с большой буквы, вступаешь в дискуссию даже с людьми православными, пытаясь отстоять правду, которую уже знаешь о них, то очень легко можешь получить ярлык царебожника. Существует ли вообще ересь царебожия? Если существует, то каковы ее признаки? Ведь обвинение в ереси – это очень тяжкое обвинение.

– Тема Царской Семьи и Императора Николая II очень запутанная. Здесь очень много клеветы, лжи, обмана, очень много грязи. К сожалению, некоторые люди не хотят очистить ее от лжи и грязи. И когда мы пытаемся проникнуть в тайну злодеяния, совершенного с Царской Семьей и Царем, нас могут обвинить в том, что мы чрезмерно уважаем и любим Царя (хотя это наш долг – любить нашего Царя, нашего Государя). Даже если некоторые относятся к нему по-другому, мы считаем его святым, знаем, что его молитвами и помощью совершается множество чудес, и хотим по мере наших возможностей и сил очистить его от лжи и клеветы. Это наша задача, как христиан.

К сожалению, наши предки не смогли этого сделать, когда он был жив, и допустили, что его оболгали, оклеветали и предали. Сейчас мы больше узнали, что было, – это стало возможно через многие документы. Даже те документы, что есть в нашем Музее Святых Царственных Страстотерпцев, проливают много света на жизнь Императора, на то, что он делал и как делал. Просто надо смотреть на это открытыми глазами. Наговорили очень много неправды, и люди так и верят этому. Даже когда показываешь документы, говорят: нет, этого не может быть, такого не было. Люди находятся в таком завороженном состоянии.

Другая ситуация еще у нас порой бывает, когда считают, что Император – это наш искупитель, и его достоинство, славу и честь не просто сравнивают со славой Самого Христа Спасителя, а ставят даже выше, чем славу Христа. В этом, конечно, есть опасность искажения правильного отношения к Царю. Да, он великий, святой, и у нас много таких святых, но Искупитель у нас один – Господь Бог наш Иисус Христос. Да, Государь Император принес себя в жертву наподобие Иисуса Христа, но и все мы, как люди православные, призваны Спасителем приносить себя в жертву ради Христа. Каждый на своем месте несет эту жертву по мере своих сил: мирянин жертвует одним образом, архиерей – другим, священник – своим, а Царь принес свою жертву. Как руководитель великой державы, он печется обо всех людях и сейчас, находясь в Царстве Божием, ходатайствует и перед Господом Богом за всю Русь. Он молитвенник за искупление всех людей, живущих в Русской Православной Церкви в России и во всем мире, потому что был печальником Русской земли и нес попечение о многих народах, живших в Российской державе и во всем мире. Он был во многих государствах и везде проповедовал мир, согласие, любовь, уважение друг к другу. Поэтому и сейчас, находясь в Царстве Божием, он печется и молится об этом, но он не Христос, не Спаситель всего мира.

Спаситель, Искупитель – эти термины мы можем относить только к Господу.

– Да. Каждый из нас тоже несет какой-то свой подвиг, труд, но он совершается с Божией помощью Христа Спасителя. Если бы мы могли принести жертву, чтобы спасти многих людей, тогда бы мы отодвигали Христа в сторону. На самом деле мы не можем этого сделать. Поэтому Господь Иисус Христос, видя, что мы не можем спастись, пришел, чтобы спасти нас. А когда мы сейчас несем какие-то подвиги, то делаем это с помощью Христа Спасителя. Так же и царь Николай с помощью Христа Спасителя нес свои большие подвиги.

Мы знаем из его писем, которые он писал здесь, в Екатеринбурге, и из писем Императрицы, какую они показывали веру во Христа, веря, что Господь Спаситель избавит нашу Россию от всяких бед и напастей, проведя ее через горнило испытаний. Они надеялись на Бога, а не на себя – они только верили, надеялись, молились, чтобы Господь совершил это чудо. И это чудо совершилось – мы сейчас живем в такое время, когда нас не гонят, не оскорбляют, не унижают за нашу веру, не запрещают ходить в церковь. Кто нам это дал? Молитва наших новомучеников и исповедников Церкви Русской во главе с Царской Семьей: они молились за Россию, когда находились в тяжелейшем положении и когда казалось, что это никогда не закончится. Но они верили, что закончится, говорили, что все это пройдет, – вот какая сила веры у них была. Благодаря их вере, молитвам, трудам, подвигам терпения ради Христа, Царства Христова мы имеем сейчас такую благолепную жизнь.

Еще один болезненный вопрос по царской теме. К сожалению, вопросы получаются малоприятные, но не задавать их нельзя. К выходу в прокат готовится – дай Бог, чтобы люди одумались и этого не произошло, – фильм «Матильда». Клеветническая история, причем клевета касается не только Государя Императора, на тот момент Цесаревича, а потом и самодержца Российского, который якобы был безумно увлечен балериной Императорского театра Матильдой Кшесинской, но и Государыни Александры Феодоровны, которая показана оккультисткой. Понимаю, что такого злобного бреда еще никто не видел и не слышал. Не знаю, что должно было произойти с людьми, чтобы они это придумали, написали и запечатлели в кинематографе. К сожалению, в этом поучаствовали многие действительно достойные актеры – видимо, что называется, бес там попутал многих. В то же время есть протесты против выхода этого фильма на экраны. Наталья Владимировна Поклонская пытается как-то воспрепятствовать выходу этого фильма.

Нам все время говорят: что вы так переживаете, это всего лишь кино, вашим шумом вы ему только делаете рекламу, а это всего лишь фильм, он пройдет – и все забудут. Может быть, действительно, ничего страшного: выйдет, пройдет, все забудут – и ладно?

– Это неправильно. В предреволюционное время тоже было много клеветы и на Царя, и на Царскую Семью, что сыграло очень негативную роль в единстве и сплоченности народа российского вокруг своего помазанника Божия. Как молчали тогда: ну что такого страшного, поговорят – и закончится, но это, оказывается, воздействовало на все умы...

Из российской истории мы знаем, что когда при царе Иоанне Грозном в Москве происходили какие-то неприятности и его не слушались, он просто уехал в Александров, сказав: «Раз вы меня не слушаетесь, делайте что хотите». Потом ослушавшиеся покаялись, почувствовали, что не правы, и пришли с челобитной: «Простите, будем слушаться». И тогда Иоанн Грозный возвратился.

Если бы люди не были одурманены разными высказываниями о Государе Императоре Николае II и на нем не было бы этой клеветы, то, может быть, услышав, что он отрекся – чего тоже не было, это обман, который длится до сих пор, – народ бы сказал: «Как это? Мы пойдем попросим, чтобы он не оставлял престол. Мы его любим, знаем. Он нами столько лет управляет, поднял Русскую землю до такой степени развития… Тем более, он еще молодой, куда ему уходить? Пускай еще потрудится». Пришли бы к нему с поклоном, и, может быть, все, кто был недоволен, подняли бы руки и ничего не сделали. Но этого не произошло – люди были расслаблены ложной информацией и подумали (как и мы до сих пор думаем): «Раз он не хочет, ушел, то пускай»...

Такая же ситуация и с этим фильмом. Та клевета, которая была на Императоре в те годы – дискредитация власти светской и императорской, царской, – продолжается до сих пор; она, к сожалению, не заканчивается. Конечно, нужно быть внимательными и не поддаваться этому соблазну и клевете, которая сейчас опять наводится уже на святого Царя. Это уже глумление над всеми православными людьми, которые почитают его как святого, а здесь находят какие-то его грехи и публикуют на весь мир.

Это грехи, которых не было: есть дневники Матильды Кшесинской, которые она вела еще в девушках, а не то, что она написала, будучи уже престарелой дамой, которой очень хотелось привлечь к себе внимание, – дневники, которые она писала, как говорится, по горячим следам, и в них не осталось ничего подобного, вот в чем дело.

– Тем более. Не было ничего, а люди снимают так, как будто это было, и начинают раздувать огонь: видите, вы почитаете его святым, а каким он был на самом деле… Поэтому можно сказать, что здесь пахнет раздуванием чего-то вроде межрелигиозной, межнациональной вражды.

А как нам себя вести?

– Надо молиться, чтобы Господь вразумил этих людей, и попросить Царскую Семью, чтобы они открыли правду, показав, что это ложь. И, конечно, мы имеем полное право высказывать свое мнение о том, что это ложь, клевета на Царскую Семью, что это бросает тень на наше верующее сердце: мы почитаем святых, а оказывается, что якобы «было так». Это идет против нашего религиозного почитания и любви к святому человеку.

Это не значит, что мы не должны идти все бить и крушить, а надо цивилизованно говорить о правде и стараться рассказывать все больше правды о Царской Семье. И не только об этой ситуации, но и говорить что-то многим другим людям, которые до сих пор никак не могут понять смысла деятельности Царя. Мы очень мало знаем о нем. Все эти «матильды» заставляют нас глубже узнавать Царя и Царскую Семью, правду о них. Надо покопаться в документах, архивах и увидеть там совсем другую картину, которая была на самом деле.

Когда мы создавали наш музей и ходили в Государственный архив, то находили документы, показывали специалистам, те отвечали: да это ни о чем не говорит. Ну как ни о чем не говорит? Смотрите, что здесь написано. Какое-то ослепление! Надо дать эти документы, и рано или поздно они прольют свет в глаза людей, которые были так помрачены в годы советской власти, когда грязь и клевета лились с особой силой. И люди смотрят на свет, но для них это уже не свет, а тьма – и они смотрят на тьму и говорят, что это свет. Все перевернулось. Такая слепота еще остается у многих, они никак не могут просветиться истиной, которая была в жизни и деятельности царской семьи.

Спасибо, Владыка. И в завершение нашего разговора прошу Вас сказать напутственное слово зрителям телеканала «Союз».

– Хочу всех поздравить с уже наступившим праздником Царских дней. Конечно, мы вспоминаем большую трагедию – убийство Царской Семьи, очень непростое убийство. Мы вспоминаем подвиг семьи Царя Страстотерпца – они до последнего жили верой в Бога, надеждой на Него, не отчаивались, что находятся в таком положении. Они же понимали, что выхода живыми уже нет, но это безвыходное положение не ввергало их в отчаяние или уныние. Они знали, что приближаются к Царству Божию, вечной жизни, и готовились, молились, чтобы Господь их принял в Своих обителях. Каким образом, они не знали, но знали, что приближается их час, и встречали эту смерть, как переход в иную жизнь, то есть по-христиански, по-православному. И это показатель их глубокой веры в Бога, в Царство Божие.

Мы вспоминаем труд и подвиг, которые они совершили на этой земле, в Екатеринбурге, освятив своей кровью, своим подвигом нашу землю. И мы считаем, что эта земля святая. В свое время я даже говорил, что перед Храмом-на-Крови надо написать: «…иззуй сапогъ съ ногу твоею: мѣсто бо, на немже ты стоиши, свято есть», как сказано в Священном Писании. Такая мысль была, но не осуществилась, чтобы никого не смутить, так как люди думают по-разному. Конечно, земля на Ганиной Яме, где произошло уничтожение царских останков, тоже святая, потому что освящена кровью и плотью, мощами Святых Царственных Страстотерпцев. Многие, приезжая туда и сейчас, чувствуют особую благодать Божию, которая там присутствует, потому что эта земля освящена подвигами, страданиями и мучениями Святой Царской Семьи.

Поэтому я всех поздравляю с радостью, с тем подвигом, который несла Царская Семья, не предав своей веры, не отрекаясь от Христа. Они не роптали на Бога и не отчаялись, но благодарили за все, тем самым показав большой пример для нас, хотя мы живем совсем в другое время, но бывает так, что больше ропщем, осуждаем и приносим себе только один вред. Будем благодарить, как благодарили они, хотя, повторю, их ситуация была намного труднее, чем у нас, но они не роптали, а мы ропщем и недовольствуем.

Дай Бог, чтобы мы получили урок преданности воле Божией, веры в Бога, надеялись бы на Бога и помощь Божию. И по их молитвам Господь помогал бы нам возвыситься и стать такими православными христианами, которые были бы светом сегодняшнего мира, солью этой земли и преображали этот мир в высоконравственный и духовный, где царила бы радость, мир, благополучие, успех, братолюбие, любовь друг к другу.

Спасибо, Владыка.

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс