Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (925) → Диакон Павел Сержантов: Царство Христово открыто сейчас, пока идет человеческая история

Диакон Павел Сержантов: Царство Христово открыто сейчас, пока идет человеческая история

№28 (925) / 26 июля ‘17

Догматическое богословие

Продолжение.Начало в №8 (857) 2016 – №27 (924) 2017

– Вот мы и подошли к последнему занятию курса «Ключевые темы церковной догматики» и надеемся, что познакомились мы с ним не напрасно. Ведь христианину знать содержание основных христианских догматов необходимо – чтобы не исказить истину, не стать еретиком. И сегодня мы вновь обратимся к эсхатологии – учению Православной Церкви о конечных судьбах мира и человека.

Эта тема раскрывается в Священном Писании. Там говорится о последних временах и последних днях, о том, что наступит великий День Господень, когда Бог совершит Свой Суд над миром, отступившим от Него. Эсхатологические темы звучат и в Символе веры. И две из них мы уже разбирали – Второе Пришествие Христово и общее воскрешение мертвых. Есть еще и третья тема, для нас она последняя в цикле бесед, и сегодня отец Павел постарается ее раскрыть. Речь пойдет о Царстве Божием. О нем говорится в седьмом члене Символа веры – мы веруем «во единого Господа Иисуса Христа», «Его же Царствию не будет конца».

Диакон Павел Сержантов, кандидат философских наук, доцент кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ, г.Москва: – Что это за фраза, что Царство Христово будет всегда, вечно? Почему она здесь возникла? Потому что в древности была такая ересь – хилиазм, от греческого слова χῑλιάς, «тысяча», – которая учила о тысяче лет Христова Царства. На основании чего возникло это учение? На основании неправильного прочтения Апокалипсиса – в нем действительно говорится о тысячелетнем Царстве Христовом. Мы с вами старались ближе держаться к историческим реалиям и вдумываться в символику апокалиптических чисел.

Что такое тысяча? Это символ чего-то очень большого, символ какой-то полноты. Речь идет о каком-то времени, которое, не будучи тысячей лет по календарю, предстает огромным количеством лет, большим-большим промежутком времени: тысяча лет Христова Царства…

С точки зрения церковного учения, это тысячелетие идет сейчас. С точки зрения бухгалтерии, это неправильно: Господь Иисус Христос родился когда? Прошла тысяча лет, прошла вторая тысяча лет – закончилось тысячелетие. Но, с точки зрения того, что Библия написана на языке символов, – это абсолютно нормально: речь идет о каком-то очень большом промежутке времени.

Христос царствует. Его Царство распространяется по земле, в Его Царство мы входим. Где? В Православной Церкви. Храм – это Небо на земле. Мы можем приобщиться к Его Царству – Литургия начинается с возгласа священника: «Благословенно Царство!» Понимаете, это Царство Христово открыто сейчас: пока идет человеческая история – тысячу лет, вторую тысячу лет, а, может быть, и третью – это тысячелетие апокалиптическое будет длиться и длиться.

Ересь хилиазма была в древности. Сейчас тоже существуют религиозные общины, называющие себя христианскими, где в той или иной форме хилиазм встречается. Время от времени он где-то всплывает, кем-то проповедуется, это такая неотвязная мысль.

Пройдет библейская «тысяча лет». Сколько она будет длиться, мы не знаем. И, как сказано в Апокалипсисе, времени уже не будет. Как понимать это? Что, человек превратится во вневременное существо? Смотрите, мы живем во времени и пространстве. И что, человек превратится во вневременное существо и внепространственное? Или все-таки будет какая-то земля? Значит, какое-то пространство, какое-то время будет?

Как здесь это понимать? Очень сложно. Есть, конечно, предположения. Один русский богослов ушедшего столетия сделал красивое предположение – он был философски образованный человек. Я вам сейчас озвучу его предположение, но оно не входит в церковное учение, это просто частное мнение.

Он считал, что у времени пропадет основополагающая черта – анизотропия: анизотропный объект по разным направлениям имеет разные свойства. Время по разным направлениям имеет разные свойства? О, да, это мы все хорошо знаем. Время однонаправлено – прошлое, настоящее, будущее. В обратную сторону можно во времени пойти? Захотим – и переместимся во вчерашнее утро? Об этом люди мечтают много, но по факту такого не бывает. Машины времени не существует. Время анизотропно – в одну сторону, а пространство – изотропно: вы можете пройти до конца аудитории, повернуться и пойти обратно, а во времени вы не можете прожить день задом наперед. И вот богослов сделал предположение, что время потеряет анизотропию – во времени люди тоже смогут перемещаться. Это его личное мнение – мы не имеем никакого подтверждения святоотеческого, просто у него такая интуиция по этому поводу. Может быть, он прав, а может быть, и не прав.

Мы имеем святоотеческие мнения на этот счет еще, что все-таки какое-то движение, какое-то время (не такое, как сейчас) будет. Это знаменитое учение святителя Григория Нисского об эпектасисе (επέκτασις означает «продвижение вперед»). Оно встречается в другой форме у апостола Павла – помните, святой апостол говорит: Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Фил. 3, 13–14). – он дает образ своего духовного пути: речь идет о постоянном продвижении вперед.

Святитель Григорий Нисский говорит, что люди призваны все время двигаться вперед, к большему совершенству. И это движение, согласно его мысли, сохраняется не только во время нашей земной жизни, пока мы дышим, но и когда мы умрем: и у святых, и в будущем веке люди все равно будут приходить во все большее совершенство – такое у него довольно интересное учение. Из этого мы делаем вывод, что все-таки какое-то время будет, но преображенное, не такое, как сейчас. Наступит совсем другая жизнь.

Это важно очень. Посмотрите, Царство Небесное не статично: там не замерло все, там жизнь, динамика, там что-то происходит, там все большее духовное возрастание – в этом смысле какая-то активность человека сохраняется, он не становится просто наблюдателем. Человек не замирает, жизнь не кончается. Наоборот «Царство Небесное» – это полнота. Это раскрытие жизни. Какие у вас вопросы?

«Какие основания имеет „чистилище” в католичестве?»

В католичестве чистилище появляется в результате того, что Рим и католичество – это прямой наследник Римской империи, римского права. Это из римского права наследие.

С точки зрения классического католицизма (будем говорить о начале XX века) дело обстоит следующим образом. Есть практикующий католик, который ходит на все положенные мессы, в определенный приход. Выполняет все, что от него требуется. Если он согрешил, священник дает епитимию, он ее исполняет. И, предположим, он что-то исполнил, что-то не исполнил из этой епитимии. С точки зрения Божественной справедливости (а на самом деле – римского права), что с ним делать? Рай? Он недостаточно хорош... (Продолжение в следующем номере)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс