Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (925) → Архимандрит Савва (Мажуко): Об одержимости и бесноватости

Архимандрит Савва (Мажуко): Об одержимости и бесноватости

№28 (925) / 26 июля ‘17

Свет невечерний

– Дорогие друзья, мне сегодня хотелось бы поговорить на необычную, тревожную, даже пугающую тему – об одержимости и бесновании: есть такие слова в нашем религиозном и этическом словаре. Что это такое и как к этому относиться христианину? Следует ли этого бояться, относиться ли к этому спокойно или же есть какие-то методы борьбы с этим явлением? Об этом мы сегодня с вами и поговорим.

В Священном Писании есть очень много примеров, как Господь изгоняет нечистых духов из людей. Например, освобождает бесноватых от одержимости – от тех существ, которые, овладев человеком, не давали ему спокойно жить. Заставляли в буквальном смысле бесноваться, т.е. вести себя хуже зверя – нападать на людей, на близких, жить в пустыне. И Господь пришел, чтобы освободить человека от этой тотальной одержимости. Мы видим, что и в молитве «Отче наш» последнее прошение «избави нас от лукавого» касается и этого состояния.

Кроме того, не только в Священном Писании, где обилие таких примеров одержимости и исцеления от нее с Божией помощью, – и в литургической традиции Православной Церкви присутствуют особые чины, связанные с экзорцизмом, т.е. с изгнанием нечистых духов. Такой чин проходит каждый православный человек. Если вы удивлены – в этом нет ничего необычного: обычно нас крестят в детском возрасте, и родители – крестные, родные – и священник знают, что в момент Крещения читаются особые заклинательные, запретительные молитвы и крестные, или же если это крещается взрослый человек, то он сам произносит отречение от сатаны: от всяких дел злобы, гордости сатанинской, и так далее.

Есть еще чин, который называется отчитка, его совершают в некоторых монастырях – очень странное явление, необычный чин. Лучше сказать, что это послушание, которое налагается Церковью на подготовленного священника или монаха в священном сане, которые путем опытного усердия в духовной жизни сподобились особой чистоты, ревности по Боге и имеют определенные личные качества, которые освидетельствованы Священноначалием и позволяют им этот чин совершать; довольно тяжелый чин отчитки.

Но бесноватых людей, одержимых злыми духами в таком виде, как мы себе представляем это и как это представляется в некоторых фильмах (одержимость уже стала расхожей темой массовой культуры), достаточно немного. У святых отцов мы встречаем описание другого вида беснования, на которое нам следует обратить особенное внимание. Это беснование, связанное со злом, которое мы впускаем в себя сами: не из каких-то особенных происшествий или попущения Божия, но впускают в нас какую-то страсть (именно этим словом, этим термином православная аскетическая литература именует состояние страдательного, какого-то болезненного расстройства души: страсть – значит «страдание», такова семантика этого древнего славянского слова) наши поступки, совершенные в определенный момент нашей жизни и чаще всего в молодости.

Что это значит? Человек несдержанный, не воспитанный в сдержанности или же попустивший однажды себе какую-то слабость, впускает в себя в юности какую-то нехорошую привычку – она, удобно расположившись на юной нетронутой мягкой, податливой душе, создает что-то вроде русла, по которому потом человек совершает дальнейшие поступки: появляется определенная духовная привычка. Образ русла, где протекает энергия человека и ему привычно выстраивать свою жизненную стратегию, – это и есть след, оставляющий определенный поступок в душе человека.

Если говорить конкретнее, это связано с какими-то страстными движениями души – именно так человек становится, например, наркоманом или алкоголиком, или им овладевают похотные какие-то движения души, или ярость – не какое-то «природное свойство», а результат несдержанности, проявленной человеком в юности. Злословие, зависть, жадность: страстные состояния – это наши демоны, которых мы иногда впускаем в свою душу, и потом с огромным трудом удается (а большинству, к сожалению, не удается) справиться с этими большими проблемами. Вот оно, беснование, о котором нам следует думать – каждому христианину.

В старину говорили «плохое входит пудами, а выходит золотниками». Однажды человек раскрывает свою душу какому-то ненормальному, болезненному движению – и потом нужно по чуть-чуть (как бы сказали классики наши, по капле) выдавливать из себя это зло: золотник – это маленькая монета. И очень важно человеку это помнить… Говоря «человеку», я имею в виду и самого себя, и всякого: нет на земле человека, который бы не совершал какого-то проступка... Если такое произошло, если однажды человек почувствовал удар со стороны какой-то наркотической, азартной, похотной зависимости, следует задуматься об этом: чем больше мы погрязаем в этих привычках, тем сложнее потом от себя отогнать этого демона.

И очень важно помнить такое правило. Человек, который приходит в Церковь, очень часто приходит с болью, с горем. Многих из нас в Церковь приводит наша одержимость, беснование – желание избавиться от них. Больше идти некуда, никто тебе не может помочь избавиться от этого русла, потока, который тебя сносит и превращает в марионетку, куклу, которой двигают наши демоны.

Когда человек приходит в Церковь, очень часто он получает благодатную помощь. Я знаю многих людей, которые очень быстро избавлялись и от наркомании, и от курения, и от алкоголизма, и от других одержимостей – после первой Исповеди, после первого Причастия. Но русло остается, привычка остается – и человек, успокоившись, что его не тревожат демоны, перестает наблюдать за собой, держать себя в определенной духовной форме, во внимании, сдержанности. И очень часто, к сожалению, в большинстве случаев, с людьми, которые уже пришли в Церковь и отошли от своих привычек, происходит повторенное падение, и снова происходит, и так далее.

Почему? Такой человек должен бояться не согрешить, а подходить к самой пропасти. Поэтому, если с нами произошло однажды какое-то падение хоть раз в один из грехов, которые перечисляю, человеку всю жизнь нужно блюсти себя в особом внимании, чтобы это никогда больше не повторилось. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что только тот человек заслуживает венка или похвалы искателей бесов, который своих личных демонов страстных победил в самом себе.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс