Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (922) → Протоиерей Виктор Зырянов: Апостолами двигала любовь

Протоиерей Виктор Зырянов: Апостолами двигала любовь

№25 (922) / 4 июля ‘17

Беседы с батюшкой

В преддверии праздника Петра и Павла и окончания поста мы хотели бы поговорить о личности и подвигах святых апостолов. Расскажите нам, пожалуйста, об апостолах и особенном апостольском служении.

– В преддверии праздника и следующего за ним дня, отмечаемого нами как память всех святых апостолов, конечно, уместно поговорить об апостольском подвиге. В первую очередь, стоит сказать, что мы не всегда отдаем себе полный отчет в том, насколько должны быть благодарны этим людям за то, что веруем во Христа, можем Ему молиться, за то, что мы – христиане.

Апостолам Учителем было открыто так много, что, вполне возможно, они могли сокрыться в себе, сказав: «Нам так много известно о правде жизни и смерти, о вечности и воскресении, вообще обо всем, что связано со Христом, что нам хватит этого на всю жизнь». Но они пошли в страшный, жестокий большой мир, который тогда измерялся человеческим шагом – это сейчас он нам кажется маленьким, а тогда апостолы шли через пустыни, преодолевали морские пространства, возвещая всем людям то, что знали сами – ведь этого требовал Христос. Перед Своим Вознесением Он сказал апостолам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века». И они не могли удержать в себе известное им – они научились от Христа любви, и эту любовь, наполнившую их сердца, не могли сокрыть в себе. Апостол Павел говорит в одном из своих посланий: «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» То есть апостолами двигала любовь.

Мы должны не только слышать, но и услышать апостолов. Ведь Господь, говоря об учениках, подразумевает под ними и всех будущих христиан, всех будущих Его последователей. Мы, христиане, все являемся Его учениками и в какой-то степени Его посланцами в этом мире. Мы должны свидетельствовать о Христе и своей жизнью, и своим словом – это обязанность всякого, кто именует себя верующим во Христа. Мы получаем еще и личные, частные откровения о Боге и не можем удерживать их в себе, это не может быть уделом только нашей личной радости – этой радостью мы обязаны делиться с теми, кто вокруг нас.

Если мы говорим о праздновании святых, то особым образом мы прославляем именно день их кончины.

– Выход апостолов на проповедь связан с их жертвенным служением. Все они, кроме Иоанна Богослова, мученически закончили свою жизнь: их гнали, поносили, жестоко мучили, заключали в темницы. Поэтому проповедь для них была подвигом, это была их личная жертва: они были способны положить на алтарь проповеди и свою жизнь, и свою смерть.

Вы сказали, что каждый христианин должен нести подвиг апостольства, – значит, этот дар дается каждому человеку?

– Думаю, что дар учительства дается сугубо индивидуально, но свидетельствовать о Христе мы можем не только учительским даром, который является особенным даром тем, кто призван к этому (ибо апостол тоже говорил: «Не каждый становись учителем» – это особое призвание). Но свидетельствовать о Христе может любой христианин, более того, это его долг и священная обязанность. «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным», – говорит Христос. Поэтому свидетельствовать, заявлять о своей вере во Христа, насколько это возможно, должен всякий человек, в себе и собой прославляя Христа.

Нательный крест, который носит христианин, тоже может быть проповедью его веры?

– Конечно. Нательный крестик православного христианина изображает распятого на Кресте Христа и является символом победы жизни над смертью (христианин вообще свидетельствует о победе жизни над смертью). Под изображением распятого Христа находится череп, что тоже символично свидетельствует о том, что Христос Своим Воскресением побеждает смерть.

Если в древних представлениях считалось, что человек исчезает окончательно, навсегда уходит вникуда, как и пришел ниоткуда, то Христос говорит, что за крышкой гроба жизнь только начинается, она никуда не уходит. Он говорит: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет». Даже еще и «не умрет», то есть момент этого перехода для умирающего верующего человека даже не заметен. Это неверующие люди страшатся его, те, кто не верят во Христа и Его Воскресение, в будущую загробную, вечную жизнь со Христом. Это они вестники и проповедники смерти, так как связывают все с этой временной жизнью на земле, жизнью смешной и глупой, вкладывают в нее окончательный смысл и зацикливаются на этом. Это те люди, которые говорят, что за прекращением телесной физической жизни больше ничего нет, то есть они веруют только в смерть. А христианин – это вестник и проповедник жизни вечной.

Вопрос телезрителя из г.Ревды: – Православные храмы именуют в честь Святого Духа, Пресвятой Троицы, Пресвятой Богоматери, почему же нет храмов в честь Бога Отца?

– Да, у нас есть храмы, посвященные Пресвятой Троице, и храмы в честь Духа Святого – например, в Троице-Сергиевой лавре. Действительно, я не встречал храмов, посвященных одному Богу Отцу. Думаю, что это связано с неизобразимостью Бога Отца, хотя Дух Святой тоже изображается символически – схождение в виде голубя при Богоявлении. Так или иначе, о Духе Святом мы знаем что-то фигуральное из Евангельских повествований.

В Греции были храмы в честь Пантократора, на Руси таких нет. Если бы на Руси и были храмы, посвященные Богу Отцу, было бы сложно обосновать это богословски, поэтому я затрудняюсь ответить на этот вопрос.

Вопрос телезрителя из г.Екатеринбурга: – Пожалуйста, объясните духовный смысл поста во имя Петра и Павла, почему этим апостолам посвящается пост?

– Петровский пост не связан ни с личностью апостола Петра, ни с его деятельностью, ни с его проповедью. Просто по времени совпало так, что его окончание пришлось именно на празднование памяти этих первоверховных апостолов, поэтому пост так и именуется. Но он не связан напрямую с апостолами. Хотя, конечно, из Евангелия мы помним, что, когда Господь после Своего Преображения спускается с горы Фавор и ученики спрашивают, почему они не могли изгнать беса из бесноватого юноши, Христос говорит им: «Род сей побеждается постом и молитвой».

Как-то спрашивали Его: «…почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься».

Мы знаем, что апостолы постились, хотя их деятельность была очень трудной – они путешествовали по всему миру, но так или иначе они постились, поскольку это было заповедано Христом. Начинается новая эра, новый храм, новые ученики, новая вера – все совершенно новое. И смысл поста сейчас, конечно, иной, нежели тот, который был в иудейской среде во времена жизни Христа.

Вопрос телезрителя из г.Коломны: – Вы говорили о загробной жизни как о христианском учении, или это объективная реальность?

– Это учение об объективной реальности, ведь не может быть такого, чтобы мы отрывали объективную реальность от учения. Мы учим о том, что действительно объективно будет и существует. Вера в загробную жизнь – это несомненная вера христианства. Христос говорит о воскресении и о Царстве Божием: «В дому Отца Моего обителей много». Это несомненная часть веры. Без веры в загробную жизнь, без воздаяния за гробом жизнь наша превращается в чисто дьявольский водевиль. Господь в притче о богаче и Лазаре говорит, что в том мире между грешниками и праведниками будет пропасть, то есть воздаяние будет обязательно, и это несомненно и логически вытекает из учения Христа.

Посмотрите, ведь когда Христос был распят, но еще не принял смерть, никто из учеников не верил в то, что Он может умереть. Ведь они видели, как Он воскрешает из мертвых, как Ему повинуются стихии, то есть в Нем такие колоссальные способности и возможности, как же Он допустит Свою смерть? Хотя это не Его смерть, Христос принимает нашу смерть, наше наказание за преступление, совершенное в раю. Только один разбойник связывает воскресение и Царство Небесное со смертью Христа, поэтому и входит первым в рай. Даже апостолы до последней секунды не верили в то, что их Учитель примет смерть.

Вопрос телезрительницы из г. Сухой Лог: – Сейчас появилось много ларьков с товарами как бы от Церкви. Что честнее и правильней: брать крестики в церкви или в этих ларьках и освящены ли эти крестики?

– Думаю, что всякую символическую атрибутику лучше, конечно, покупать в церкви. Хотя, вообще-то, не очень приятно, когда храм превращается в «дом торговли» и в нем торгуют порой непотребными вещами, сейчас это сплошь и рядом и вызывает протесты.

Лучше все-таки покупать в церковной ограде. Конечно, должны быть соблюдены каноны изображения Христа на Кресте, формы крестика. Конечно, сейчас кресты в основном канонические. Освящение же происходит тогда, когда Церковь принимает крест, иконы или иные символические знаки в свое употребление, признавая, что это может служить на пользу. Это и есть освящение.

Раньше освящением иконы было надписание имени: кто-то из представителей Церкви признавал, что она написана в канонически выдержанных правилах. Надписание имени и было освящением. Как, допустим, освящается икона святителя Николая? Через молитву и призывание Святого Духа мы принимаем ее в обращение, в употребление.

Продолжая тему о святых апостолах: скажите, пожалуйста, какой урок мы можем извлечь для себя из жизни и деятельности святых апостолов?

– Несомненно, жертвенность. Ранняя проповедь в Иерусалиме о Воскресении вызывала сильное возмущение и гнев среди правоверных иудеев, особенно в фарисейской среде. Хотя мы знаем, что фарисеи первыми вошли в иерусалимские христианские общины, так или иначе на христиан обрушились очень сильные гонения. Конечно, апостолы не призывали к смерти, но знали, что их смелое выступление в защиту Распятого повлечет за собой такие серьезные последствия, и они не страшились этого. Многие мученики добровольно шли на смерть – они хотели и кровью засвидетельствовать свою преданность и верность Учению Христа. Первые святые в христианской Церкви – это мученики. Все апостолы мученически пострадали в разных концах земли, и почти все в молодом возрасте.

И сейчас в центре всей нашей жизни должен быть Христос?

– Конечно, вся наша жизнь должна вращаться вокруг Христа. Святые советуют, чтобы в жизни мы постоянно размышляли на Евангельские темы, чтобы наш ум постоянно «плавал» в текстах Священного Писания. Книги Нового Завета, оставленные нам апостолами, и являются руководством нашей жизни, то есть в любом вопросе и любой проблеме нашей жизни в центре должен быть Христос.

Как решали те житейские трудности, которые возникают на нашем жизненном пути, Христос, апостолы и святые, угодившие Богу? Христианин должен решать их только на основании того учения, которое открывается апостолами в Откровении. В Новом Завете мы найдем ответы на все житейские проблемы, нет такого трудного житейского вопроса, который бы не решался на основе евангельского учения. В Евангелии показана абсолютно вся наша жизнь, все открыто, только его надо знать, надо его читать, вслушиваться, его нужно слышать.

Ведь основная задача христианина при чтении Нового Завета – это услышать голос Христа, услышать и сердцем, и разумом. Христос к нам намного ближе, чем мы думаем. Он сказал: «Я с вами – Я всегда рядом». И по каждому, казалось бы, даже незначительному вопросу мы можем обращаться к Нему за помощью. И эта помощь неминуемо придет: Христос всегда рядом с нами, Он слышит нас и жаждет, чтобы мы обращались к Нему. Он, и никто другой, решает наши вопросы, потому что Он любит нас.

И решает наши проблемы наивернейшим и наиполезнейшим образом для человека.

– Конечно, только самым верным образом и решаются эти вопросы. Если мы испрашиваем этой помощи Божией, то Господь отвечает и помогает решить вопросы, превращая даже самые затруднительные ситуации в самое благое. Ведь апостол говорит: «За все благодарите» Бога. Не только за те минутные радости, которые мы иногда испытываем в жизни, но и за те скорби, за те страдания, что неминуемо встречаются в жизни каждого человека. «За все благодарите, ибо такова о вас воля Божия». Господь промышляет о нас, и бывает, что промышляет, казалось бы, страшным, жестоким образом, но так или иначе Он ведет нас в Царство Божие. Ведь жизнь человека не заканчивается земной жизнью, она – лишь преддверие нашего вхождения в новую благодатную жизнь с Богом. Там наше Отечество, а здесь мы странники. По этой жизни мы должны проскользнуть, но все наши взоры, все наше внимание должны быть направлены только в вечность.

Эту жизнь мы должны оценивать только с позиций вечности, как бы оттуда взирая на то, что происходит с нами здесь. Только тогда я могу дать самые объективные и точные ответы на то, что со мной происходит, что мне в этой жизни делать и как поступать.

И это будет наивернейшим взглядом на нашу жизнь, которая, может быть, покажется нам тогда суетой.

– Да, мы очень много суетимся в этой жизни. Собственно, все наши ошибки и грехи – это наша суета. Мы постоянно развлекаемся, рассеиваемся, тратим ни на что наше время, а ведь это самое драгоценное в жизни человека. Прожитую минуту не вернуть, недаром святые отцы говорили, что самая драгоценная минута – та, которую я проживаю сейчас. И самый дорогой человек – тот, который сейчас находится рядом со мной: я могу причинить ему скорбь, но и могу стать ему спасителем.

Вопрос телезрительницы: – Как Вы считаете, будет ли Иисус Христос воскрешать мертвых, которые были сожжены? Сказано, что все умершие будут воскрешены, но из огня взяты не будут.

– Не знаю, где сказано, что из огня не будут взяты. Нет никакой разницы, погребен человек или сожжен. Мы же знаем, что многих первохристиан и мучеников сжигали на кострах, это очень часто случалось и в Средние века. Конечно, воскреснут все. Эта оболочка, физическая составляющая человека, повторяется в человеческой душе, которая бессмертна. Воскрешение будет не восстановлением того, что исчезло, сгнило, сгорело, – облечение плотью будет происходить над душой.

Конечно, по нашей православной традиции мы не должны сжигать наших усопших, а должны окружить тело заботой, вниманием, почтить его, отдать ему последнюю память над гробом. Ведь этим телом человек пришел в этот мир, им получал здесь благодатные таинства, прежде всего участвовал в таинстве Евхаристии. Поэтому тело христианина тоже заслуживает уважения и почитания.

Возвращаясь к теме нашей беседы. Поясните, пожалуйста, хорошо известные всем слова Спасителя, обращенные к апостолу Петру: «Ты – Петр, и на сем камне Я созижду Церковь Мою; и врата ада не одолеют ее». Как понимать эти слова?

– Больше половины католического мира понимает эти слова так, что именно на личности апостола Петра Христос и собирается создать Свою Церковь. Мы понимаем это совершенно иначе, хотя Католическая Церковь и ссылается на древние толкования, в частности Моисея Великого и Иоанна Златоуста, которые считают, что Христос говорит здесь о камне как о Петре.

Православное понимание совершенно иное – Христос говорит о камне, а не о личности Петра. Посмотрите, как происходил этот диалог: Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. То есть: «Это не твое личное, человеческое, исповедание, которое ты выносил, но сейчас ты был рупором Отца Небесного. Ты назвал Меня Сыном Божиим, Я действительно воплощенное Второе Лицо Святой Троицы».

«На сем камне Я созижду Церковь Мою» – то есть на этом самом исповедании, но не личностном исповедании Петра, не на личностном исповедании человечества, а на том, что открывает здесь человечеству Отец Небесный, то есть Камнем веры Христос называет Самого Себя – это Он есть Камень веры, и на Нем, Камне веры, Он и будет созидать Церковь Свою. Ведь недаром исповедается, что в основании Церкви лежит Христос распятый, а Главой Церкви является Христос воскресший.

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс