Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (921) → О жизни Александро-Невского прихода села Шурала. 1937 год

О жизни Александро-Невского прихода села Шурала. 1937 год

№24 (921) / 27 июня ‘17

Память

Продолжение. Начало в №№ 19 (916) – 23 (920)

Просвиряков Василий Степанович выказывал недовольство местными органами советской власти, говорил, что органы власти в селе творят беззаконие, распространял клевету о том, что советская власть не заботится об улучшении жизни рабочих и эти разговоры подтверждал личным примером: говорил, что ему советская власть ничего не дала. В прошлом Просвиряков состоял в ВКП(б), распространял клевету о том, что в партии творятся безобразия, чем стремился подорвать авторитет ВКП(б).

Кириллова Мария Федоровна распространяла контрреволюционные слухи о том, что советская власть устраивает гонение на церковь, чем вызвала недовольство населения по отношению к существующему строю.

Сажина Евдокия Ананьевна так же распространяла клевету о том, что в СССР существует гонения на религию и верующих и ожидала скорого конца Советской власти.

Кичигин Константин Павлович, ранее раскулаченный, высказывал недовольство политикой ВКП(б) и советской власти в деле ликвидации кулачества. Распространял клеветнические слухи о том, что скоро Советская власть все церкви закроет.

По указаниям архиепископа Петра (в деле: Петр Савельев), нашей контрреволюционной повстанческой организацией для использования кампании по перевыборам органов советской власти была проведена следующая работа: среди членов организации проработана новая конституция и, на основе предоставления ею избирательных прав бывшим лишенцам, нами было принято решение: выставить кандидатуры от общины верующих в местный сельский совет. Причем, нами намечались следующие кандидатуры: Просвиряков Василий Степанович, Мохов Николай Михайлович, Рязанов Иван Николаевич, Кичигин Константин Павлович.

Для того, чтобы заручиться поддержкой избирателей при проведении своих людей в органы советской власти, нами была проведена работа по увеличению общины верующих за счет присоединения к району действия Шуралинской церкви верующих граждан города Кировграда, села Федьковки и деревень Обжорино, Копотино и Горушки. И, в результате проделанной нами работы, мы добились официального разрешения о присоединении к территории деятельности Шуралинской церкви села Федьковки и деревни Обжорино.

Указанная работа нами проводилась путем проведенной агитации по квартирам верующих этих селений. Присоединение населенных пунктов к району действия Шуралинской церкви проводилась главным образом для того, чтобы иметь легальную возможность проводить контрреволюционную работу на квартирах рабочих Кировграда и колхозников в перечисленных селах под видом отправления религиозных обрядов. Мною лично проводились у себя на квартире нелегальные громкие читки контрреволюционной монархической литературы и беседы на контрреволюционные темы с членами нашей организации. Кроме того, мною в церкви были прочитаны проповеди на религиозные темы, по содержанию способствующие выполнению задач нашей контрреволюционной организации, призывающие верующих объединиться вокруг церкви на совместные действия от имени церкви.

Наша контрреволюционная организация располагала библиотекой книг контрреволюционного монархического содержания. Указанная библиотека состояла из 400 книг, принадлежащих церкви и хранящихся в алтаре церкви. Точного учета книг указанной библиотеки не было, и хранились они в незакрытом шкафу. Эти книги выдавались для чтения членам организации и другим верующим. Пользовались книгами из указанной библиотеки без учетно.

Я систематически вел агитацию против существующего строя, как среди участников этой организации, так и среди верующих граждан. Каждый свой разговор я стремился свести к тому, что сейчас при советской власти трудно жить верующему человеку, что советская власть оказывает притеснение религии. Проявлял явное неудовольствие настоящей жизнью, сожалел о царском строе, при котором мне жилось много лучше и спокойнее. Мои контрреволюционные разговоры почти всегда находили поддержку и сочувствие среди слушателей.

В последнее время я клеветнически утверждал, что современное молодое поколение плохо воспитывается, и ведет оно себя так же плохо.

Проводимая мною агитация, безусловно, вызывала недовольство среди граждан политикой советской власти и побуждала их к активной контрреволюционной деятельности».

В этом протоколе допроса есть только один правдивый момент. Первый вопрос и первый ответ. «Признаете ли себя? – Нет, не признаю».

Никогда никакой священнослужитель не будет лжесвидетельствовать против своих прихожан, тем более отдавая себе отчет, какое страшное время на дворе. А приходской совет – церковный актив – люди, на которых он опирался. Он им доверял, а они ему. Это были верующие люди, поддерживающие его в трудной ситуации.

Нет, список приходского совета с. Шуралы в протоколе допроса о. Михаила Хлопотова вписан чужой рукой, как, собственно, и «острые» антисоветские характеристики и формулировки про агитацию против существующей власти. Суконный язык этого протокола, к тому же повторяющийся в показаниях других арестованных, не может быть языком образованного священнослужителя. И смысла нет там, где имеется злой умысел.

Выписка из протокола заседания тройки при УНКВД Свердловской области от 25 сентября 1937 г.: «Слушали: дело по обвинению Хлопотова Михаила Филимонович 1878 г. рождения. Уроженец г. Нижний-Тагил. Судим за контрреволюционную деятельность. Священник.

Обвиняется в том, что являлся руководящим участником контрреволюционной фашистско-повстанческой организации церковников на Урале.

По заданию организации организовывал и руководил контрреволюционной повстанческой группой, на территории Кировградского района.

Используя церковную трибуну, среди населения вел махровую контрреволюционную пропаганду, направленную на дискридитацию политики партии и Советского правительства.

Открыто призывал население к свержению существующего строя в СССР путем вооруженного восстания».

(Допрос снимал следователь Сапожников).

Тройка УНКВД: «Постановили: Хлопотова Михаила Филимоновича РАССТРЕЛЯТЬ. Лично принадлежащее имущество конфисковать». К этому прилагается справка о его расстреле за подписью лейтенанта ГБ Калугина. (Продолжение следует)

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс