Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (920) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 58

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 58

№23 (920) / 20 июня ‘17

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) 2016 – №5 (902) 2017, №7 (904)– №22 (919)

– Дорогие братья и сестры! Сегодня мы будем говорить о 58-м псалме, который имеет замечательное надписание: «в конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда посла Саул, и стреже дом его, еже умертвити его». Этот псалом, как и предыдущий, имеют одинаковые слова: «да не растлиши, Давиду в столпописание». Мы с вами уже говорили, что очень важно понимать, что столпописание – это то, что выбивалось на камне и предназначалось, чтобы люди это помнили в течение многих и многих веков. И здесь Псалмопевец предлагает, чтобы эти слова мы записали на скрижалях сердца своего и помнили их: в этом псалме речь пойдет о чем-то очень важном для каждого из нас, с чем (в большей или меньшей степени) сталкивается каждый человек в свой жизни.

«Внегда посла Саул, и стреже дом его». Это случилось, когда Давид обедал вместе с Саулом. Саул имел огромнейшую зависть к Давиду, поэтому стремился его погубить, невзирая на то, что Давид был зятем Саула. Обуреваемый завистью и злобой, во время обеда Саул метает копье в Давида. Но Давид посторонился, и копье вонзилось в стену. Давид, конечно же, ушел от Саула в свой дом, но Саул послал стражу стеречь дом, чтобы, когда Давид выйдет, умертвить его. Но жена Давида Мелхола предупреждает его, и Давид спасается бегством через окно и так уходит от преследования Саула.

Этот псалом, в первую очередь, направлен на то, чтобы мы не гневались и не искали сами по себе отмщения врагам, причиняющим нам зло, а старались избегать зла, пока Господь Сам не поразит тех, кто желает нам смерти или желает причинить вред. Действовать, как принято в современном мире, «на опережение» – «первый становится победителем», не нужно: нужно просто выждать, потерпеть, помолиться, подождать, а Господь Сам найдет наказание для такого человека, который, с одной стороны, вразумится, а, с другой стороны, принесет достойное покаяние. «Дайте место гневу Божию», – говорит святой апостол Павел. Он как бы вторит Псалмопевцу, тоже призывающему нас к терпению. Как нужно поступать в таких случаях, об этом пойдет речь дальше именно в этом псалме.

«Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя». Псалмопевец Давид говорит, что, Господи, «от враг и от востающих на мя избави мя» – содной стороны, здесь как бы идет повторение, но, с другой стороны, говорится о враге видимом и невидимом: сначала восстают демоны, а потом восстают люди, слушающие указания демонов, которые направляют их на всякое зло.

«Избави мя от делающих беззаконие, и от муж кровей спаси мя». То есть от тех, кто желает крови – погибели его. И Давид просит, чтобы Господь спас именно от таких людей, которые желают не просто причинить ему боль и зло, но хотят его смерти, творят всякую неправду, беззаконие. Нужно понять, что Давид никогда не шел путем беззакония, путем неправды, а эти люди идут таким путем, совершая грех.

«Яко се, уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи, ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи». Здесь Псалмопевец очень хорошо показывает, что они хотят его смерти – они нападоша на мя, ведут войну против него (крепцыи, то есть сильные, обладающие властью, силой и средствами в данный момент), но они это делают неправильно: ни малого, ни большого греха Давид не совершил – ниже беззаконие мое, ниже грех мой. Беззаконие – великий грех, это всякая неправда, которая совершается человеком, а грех – это мелкие поступки. И вот Давид говорит: «Я против Саула не замыслил ни большого, ни малого, я никогда не думал причинить ему никакого зла, поэтому нет моего греха и нет моей неправды в отношениях с Саулом. А то, что вы замыслили и нападаете на меня, то вы творите неправду, вы хотите моей смерти, хотя я недостоин этого, потому что я не несу в себе какого-то злого умысла против Саула» – действительно, Давид не имел в виду ничего такого. И он научает нас, чтобы, когда у нас бывают жизненные ситуации, когда кто-то ищет нашей смерти, хочет причинить нам боль и зло, у нас не было никакого желания тоже причинить им боль или смерть, как-то расправиться с ними, – но все положить на волю Божию. «Яко се, уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи», то есть они желают смерти, а он не имеет в себе никакого беззакония и никакого греха.

«Без беззакония текох и исправих, востани в сретение мое и виждь». Он еще раз говорит, что все делает правильно и желает, чтобы Сам Господь все исправил, чтобы Он пришел, встретился с ним и увидел, что Давид не имеет никакого греха, никакого беззакония и не хочет сделать ничего плохого врагам своим.

«И Ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки, да не ущедриши вся делающыя беззаконие». Здесь уже мы смело можем говорить, что Псалмопевец пророчествует о Христе: Ты, Господи Боже сил, то есть Ты, Господи, обладаешь силами – всем ангельским миром. Боже Израилев – он исповедует Бога тем Богом, о котором говорили праотцы Авраам, Исаак, Иаков. «Вонми посетити вся языки (то есть все народы земли), да не ущедриши вся делающыя беззаконие» – не будет милости на тех, кто творит беззаконие и неправду: явись Духом Своим Святым всем народам и покажи Свое величие и славу. О Ком говорит Псалмопевец? Кто явился всем народам земли? Конечно же, Христос, Который пришел на землю, и о Котором проповедовали апостолы во все концы земли. «Без беззакония текох и исправих, востани в сретение мое и виждь». Кто без беззакония текох? Конечно же, Христос, Который пришел в этот мир: Он не имел никакого греха, никакой неправды, однако же иудеи Его пытались уловить, напали на Него и предали смерти.

«Возвратятся на вечер и взалчут, яко пес, и обыдут град». За то, что они не приняли Христа, клеветали и лгали на Него и зависти ради предали Его смерти, то есть искали и покусились даже на самое высшее, что имеет человек – жизнь, Господь их рассеял по всей земле, лишил их града Божиего – Иерусалима, и они не могли там поселиться: их выгоняли за пределы города даже до последних времен. С кем и как их сравнивает Псалмопевец? Они возвратятся на вечер, то есть после рассеяния они будут возвращаться к своему городу, но их никто туда не будет пускать, и они будут, как псы, ходить голодные вокруг города, ища, что поесть. Вообще, сравнение с псами самое унизительное, потому что пес – это нечистое животное, псина – это всегда какой-то неприятный запах. Пес, по слову толкователей Священного Писания, это наглое, бесстыдное животное, которое если алчет, то не сдерживает себя. Поэтому, как псы питаются нечистотой, так и они будут питаться нечистотой, которую бросают за пределы города, и это пророчество исполнилось – хотя сейчас мы видим, что Господь собирает их вокруг града Иерусалима с надеждой на покаяние – с надеждой, что они примут Христа.

«Се, тии отвещают усты своими, и меч во устнах их: яко кто слыша? И Ты, Господи, посмеешися им, уничижиши вся языки». Они устами своими говорили всякую хулу, и меч во устнах их: яко кто слыша? То есть они говорили: «Распни, распни Его!», говорили всякую хулу на Господа, клеветали на Него и ложные свидетельства говорили; научили народ, чтобы кричал: «Распни, распни Его!». Они думали: кто это услышит – это будет только между нами, в нашем обществе… Забыли, что распинали Богочеловека. Господь, конечно же, поругаем не бывает в жизни. Поэтому – кто услышал? Бог услышал эти слова. И что было затем с этим народом? 40 лет Господь ждал его покаяния, но не дождался, поэтому и город был разрушен, и они были рассеяны по всей земле. И Ты, Господи, посмеешися им, уничижиши вся языки – то есть уничижишь все народы, которые будут хулить Господа и не примут Его. И мы действительно видим, какое разное даже социальное состояние людей, не принимающих Христа: они терпят унижение во всем мире. Конечно же, кто имеет ум и может рассуждать, увидит, что тот, кто без Христа, тот находится в уничижении даже до дня сегодняшнего.

«Державу мою к Тебе сохраню, яко Ты, Боже, Заступник мой еси». Здесь Псалмопевец говорит: «Я не захвачу державу, я не буду убивать Саула, я не буду искать ему смерти – я не хочу через беззаконие войти в это Отечество, в это государство, не хочу быть неправедным царем. Я хочу, чтобы Ты, Господи, Сам все исполнил». Поэтому Давид терпел и ни сам не причинил никакого зла Саулу и не убил его, и ни своим слугам не позволил сделать это. Но он терпением своим дождался, когда Господь Сам вручил ему царство, дал ему силу и благодать, и никто не смел осудить Давида даже до сегодняшнего дня.

«Бог мой, милость Его предварит мя, Бог мой, явит мне на вразех моих». Бог являет милость, о чем мы с вами и говорили: Он Сам показал, что милостив к тем, кто идет таким путем, – Бог показал всем, как угодно было смирение и терпение Давида для Него. Поэтому Господь показал, что всех, кто выступает против праведных, смиренно и терпеливо переносящих обиды, Он Сам накажет и явит милость к тем, кто поступает именно так.

«Не убий их, да не когда забудут закон Твой, расточи я силою Твоею и низведи я, Защитниче мой, Господи». Господь не хочет смерти неправедных, не имеющих раскаяния в своем сердце, Он хочет дождаться их покаяния. И когда они раскаиваются, Господь прощает их, и они продолжают жизнь. Толкователи этого псалма, святые отцы, говорят, что когда римляне взяли Иерусалим, Бог поразил только тех, кто не имел раскаянности в своем сердце, порождал зло через собственное зло, а тех, кто имел раскаяние в сердце своем, Господь не поразил, дал им жизнь, но жизнь их продолжилась через рассеяние, они были рассеяны по всему миру.

«Грех уст их, слово устен их, и яти да будут в гордыни своей, и от клятвы и лжи возвестятся в кончине». Псалмопевец продолжает: Господь не хочет, чтобы в гордыни и лжи умерли эти люди, но через покаяние они будут спасены.

«Во гневе кончины, и не будут, и уведят, яко Бог владычествует Иаковом и концы земли». То есть, когда они будут в рассеянии, они увидят, Кто владычествует этой землей: они увидят, что владычествует землей Бог Иакова. То есть Тот Христос, Которого они распяли, и является Владыкой всей земли. И через рассеяние к ним приходит осознание. Насколько это пророчество Давида исполняется сейчас, мы можем свидетельствовать, потому что не только во всем мире появляются еврейские христианские общины, но они появляются и в самом Израиле. И это очень важно для нас, что понемножку эти пророчества начинают исполняться. Мы видели в Израиле такую картину, когда у Гроба Господня стояли евреи в своей национальной одежде, общались с греками и поклонялись Распятому Господу. Как нам объяснили, эти евреи, прибывшие из Соединенных Штатов Америки, исповедуют Христа Истинным Мессией, пришедшим на землю. То есть Бог не хочет их кончины, но хочет, чтобы они через раскаяние увидели, что Христос, Который был ими распят, является Богом Иакова.

«Возвратятся на вечер, и взалчут, яко пес, и обыдут град». Здесь опять повторяет псалмопевец Давид, что те, кто не раскается, уподобятся псам, которые хотя и будут возвращаться в Иерусалим, но не будут чувствовать ни сытости, ни утешения в этой жизни.

«Тии разыдутся ясти, аще ли же не насытятся, и поропщут». То есть они будут продолжать роптать, как их отцы, которые были сорок лет в пустыне и хотели вернуться в Египет, потому что там было и мясо, и чеснок, и сытая жизнь, а здесь приходится испытывать трудности. И даже в рассеянии они также будут роптать на Бога, уподобляться своим отцам до тех пор, пока не насытятся, но в то же время будут поруганы за это другими народами.

«Аз же воспою силу Твою и возрадуюся заутра о милости Твоей, яко был еси Заступник мой и Прибежище мое в день скорби моея». Псалмопевец Давид говорит обо всех, кто шел за Господом и исповедует Его до сих пор. То есть он говорит и о себе, и о христианах, исповедующих Христа своим Богом, что они будут всегда радоваться. Радоваться скоро, радоваться легко, как утром человек встает с легкостью. И возрадуюся заутра, то есть эта радость будет и быстрая, и легкая. «О милости Твоей, яко был еси Заступник мой». То есть Господь тем, кто идет за Ним, являет Свою милость, дает радость. Такой человек исполняется радости и благодарности, потому что Господь всегда является ему в скорби, всегда помогает ему и дает утешение. Какое утешение? Ведь утешение не может быть через видимое и очень быстрое поражение врагов. Утешение через заботу, что Господь продолжает являть такому человеку, через милость, которую Он являет, подкрепляя его. Это утешение остается с человеком, и он уже чувствует, что Господь с ним, никогда не оставляет его.

«Помощник мой еси, Тебе пою: яко Бог Заступник мой еси, Боже мой, милость моя». Вот таким радостным гимном заканчивает псалмопевец Давид этот псалом, воспевая Господа. Он благодарит Его и говорит, что каждый из нас должен воспевать славу Божию, славословить, благодарить Господа за то, что Господь является не просто нашим Владыкой, не просто нашим Господином, но Он – наш Помощник, потому что Он засвидетельствовал Свою любовь к каждому из нас через то заступничество, через ту милость, которую Бог являет каждому любящему Его. И мы в жизни очень часто это видим. Самое главное – не присваивать себе эту милость, что Господь помогает нам и являет нам постоянную защиту перед жизненными обстоятельствами, или заступается за нас перед людьми, желающими причинить нам зло. Или не присваивать это какому-то определенному случаю, потому что случай ничего не решает в жизни – решает Промысл Божий. Поэтому мы всегда должны благодарить Господа за ту любовь, которую Господь являет каждому из нас.

Удивительный псалом свидетельствует о том, что мы должны сохранять верность Господу и никогда не наполнять свои сердца злобой против Бога, клеветой против Господа. Сегодня такое время, что всякий гимн и пение, направленные к Богу, порой до такой степени раздражают человека, что тот не может войти в церковь, потому что у него есть свои выяснения с Богом. Человек не принимает Христа из-за зависти или из-за злобы, которая у него уже сложилась к Богу. Поэтому даже церковное пение для таких становится каким-то ужасом этой жизни, они готовы, как аспиды, затыкать хвостом уши свои, лишь бы не слышать этих слов.

А верующий человек, который любит Христа и которому явлена милость от Господа, всегда Его славословит, потому что без этого невозможно жить. Без чувства благодарности ты не можешь быть настоящим человеком, не можешь быть христианином, не можешь быть жителем и гражданином Иерусалима Небесного. Благодарность – это удел человека совершенного, удел человека, стремящегося к Богу.

Вот такой очень радостный для каждого из нас псалом. И мы благодарны псалмопевцу Давиду за такое открытие для нас милости, которую Господь являет каждому человеку в этом мире. Нам, испытывающим трудности в этой жизни, всегда нужно присматриваться к событиям, происходящим с нами, к людям, желающим причинить нам зло. И если у нас не будет хватать сил, не будет хватать крепости, мы всегда должны себя направлять к Псалтири псалмопевца Давида и читать 58-й псалом. Он будет давать нам утешение и надежду, что Господь всегда с нами, Господь любит нас, Господь никогда не оставит нас и поддержит нас в самую трудную минуту нашей жизни. А враги не должны преследоваться нами, мы не должны свое время тратить на то, чтобы причинить им какую-то боль, но в терпении и смирении переносить испытания, а Господь Сам будет наш Заступник и Помощник, поэтому мы будем радоваться об этом каждый день нашей жизни. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс