Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (920) → Протоиерей Андрей Канев: Смысл христианской жизни – это несение креста

Протоиерей Андрей Канев: Смысл христианской жизни – это несение креста

№23 (920) / 20 июня ‘17

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) 2016 – №22 (919) 2017

– Когда-то преподобный Амвросий Оптинский заметил: по человеческому мнению путь спасения должен быть гладким, тихим, мирным – а, по Евангельскому слову, путь этот прискорбный, тесный, узкий. И святитель Игнатий часто повторяет, что нам, христианам, необходимо учиться идти по такому нелегкому пути, что вся наша земная жизнь должна стать школой для приготовления к вечности. Но для преуспеяния в любой науке ее необходимо прежде основательно изучить, в противном случае она останется для нас недоступной. Такой же недоступной может оказаться для нас и вечность. Она может отдалиться от нас, предназначенных для нее, в бесконечную даль, если мы не будем рассматривать, изучать ее, готовиться к ней. А помогает нам в этой науке «Слово о смерти». Читая его, мы узнаем о посмертной участи души и тела, о том, какой бывает смерть праведников и грешников, о вечной смерти, об адских муках. А сегодня мы будем говорить о мытарствах. Говоря о существовании духовных мытарств, святитель Игнатий ссылается на Священное Писание, творение святых отцов, на жития святых, богослужебные тексты. А еще он учит, что такие испытания души ожидают нас не только где-то и когда-то, а что они существуют уже здесь и сейчас. И нам важно не только понять это, но предпринять все возможное, чтобы освободиться, избавиться от мытарств – причем не в будущем, а именно в настоящем. Об этом мы и будем говорить, читая главу «Духовное прохождение мытарств во время земной жизни».

А начинается эта глава такими словами: «Как воскресение христианской души из греховной смерти совершается во время земного ее странствования, точно так таинственно совершается здесь, на земли, ее истязание воздушными властями, ее пленение ими или освобождение от них; при шествии чрез воздух эти свобода и плен только обнаруживаются». Мысль, высказанная святителем, настолько глубока и емка, что сразу вникнуть в суть сказанного вряд ли получится – необходимо остановиться и вдуматься в каждое слово, попытаться постичь смысл сказанного, чтобы использовать посланный от святителя Игнатия сигнал для собственного спасения, а не воспринять его просто как некий информационный шум. И потому мы решили разбить это предложение на составляющие его части и для начала понять каждую из них в отдельности.

Итак, часть первая. В ней святитель говорит, что воскресение христианской души из духовной смерти совершается во время ее земного странствия.

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Действительно, давайте разбираться. У святителя Игнатия бывают очень емкие фразы, очень выверенные, но, к сожалению, мы настолько уже привыкли к этим «мысленным мультфильмам», о которых мы часто говорим, смеясь немножко над собой, когда человек не может внимательно читать большой текст или вдумываться в сложные предложения. Давайте попробуем все-таки подумать, о чем тут говорит святитель Игнатий… Оживление христианской души во время земного странствия. Что такое земное странствие? Это земная жизнь человека. И христианский смысл жизни человека как раз в том, чтобы подготовиться к вечности. И это не красивые слова, это практика.

Вот если мы представим, что смысл христианской жизни это, как часто сейчас говорят наши родные люди, «весело поржать, интересно пожить», радоваться и так далее, – то это не совсем Евангельское представление о цели христианской жизни. А Евангельский смысл христианской жизни – это несение креста. И трудно представить человека, несущего свой крест и параллельно веселящегося, радующегося. Сложно представимы два этих процесса.

Еще раз напомню. В Священном Писании есть замечательный образ двух путей – тернистого, когда человек идет к Богу: падает, встает, продирается через тернии. Явно, это не просто, этот путь сложный. И второй путь – широкая дорога, с радостью, с аттракционами, с весельем, ведущая в ад.

Святитель Игнатий вот эту идею Священного Писания о тернистом пути выражает в этом повествовании. Жизнь человека – это странствование. Он очень часто пишет эту идею, и не он ее придумал – он всего лишь отражает, красиво до нас доносит идею, что мы – странники на земле, здесь живем временно. Путь, который, каждому свой, нам отрезан – каждому в свое время нужно будет уходить из этого мира, но мы живем здесь не как хозяева, которые обу-страиваются здесь навсегда, а проживаем как в гостинице, как мы часто говорим, сравнивая человеческую жизнь с гостиницей. Ты пользуешься тем, что тебе дано. Но это временно.

– «Пребывай на земле и в обществе человеческом, как странник. Ты странник, земля гостиница. Неизвестен час, в который будешь призван. Призыв неизбежен и не отвратим; отказаться или воспротивиться невозможно. Приготовь себя святой молитвою к радостному исшествию из гостиницы», «… воскресение христианской души из греховной смерти совершается во время земного ее странствования».

Протоиерей Андрей Канев: – Очень замечательная сама по себе идея. Предложение наталкивает на такие мысли. И вот основная – это «воскресение христианской души». Мы, если брать грубо, можем представить так, что воскресение совершится после Страшного Суда. Но это не так просто. Под воскресением души имеется в виду избавление человека от плена грехов во время земной жизни человека. Изначальное представление, что наша данность, с чего мы начинаем, наш старт, так скажем, в этом странствовании, – то, что мы рождаемся уже поврежденными грехами: уже убитыми, мы эту идею уже обсуждали, этот образ, что современные люди (да не только современные, всегда это было после грехопадения Адама) могут внешне быть здоровыми, веселыми, замечательными, а с духовной точки зрения – мы убиты: в нас действует грех.

И «воскресение христианской души» подразумевает, раскрывая эту мысль, борьбу с грехами: если человек систематически ведет трудную борьбу с грехами, несет свой крест, который дал Бог, то у него в результате борьбы, когда страсти уже начинают усыхать, менее нагло начинают проявляться, когда ослабевают плен и дружба с грехом и любовь к греху, начинают появляться признаки духовного оживления. (Продолжение в следующем номере)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс