Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (919) → Иерей Владимир Коваль-Зайцев: Евангельские притчи

Иерей Владимир Коваль-Зайцев: Евангельские притчи

№22 (919) / 13 июня ‘17

Беседы с батюшкой

Как Вы считаете, батюшка, почему Господь выбирает язык притчи?

– Потому что этот язык наиболее образный и понятный. С другой стороны, это язык, который оставляет человеку свободу. Если прямо сказать человеку «делай то», это связывает его обязательством услышанного. Когда Господь говорит притчами, у человека остается свобода: «имеющий уши да услышит».

Ветхий Завет конкретнее, он дает строгие заповеди. Новый Завет дает заповедь любви к Богу и ближнему. Как Вы думаете, почему в Новом Завете нет такой жесткости?

– Потому что закон предполагает очень конкретное правило, жесткие критерии, которые позволяют свериться с этим законом: выполняешь или не выполняешь.

Христос благовествует благодать, Он открывает новую реальность, новое состояние, на котором уже нет закона. Как Он говорит: Я пришел не отменить, но исполнить. То есть исполнить смыслом, значением и воистину исполнить его. А это невозможно внутри самого закона.

Притчи говорят с нами на языке того времени и образами того времени: земледелие, скотоводство, строительство. Сейчас эти символы далеки от нас, потому что в своем большинстве мы уже не занимаемся всем этим. Может быть, имеет смысл как-то «перевести» притчи?

– Конечно, нет. Ведь мы не переводим «Анну Каренину» на современный язык. Хотя существуют интерпретации в кино и театре, но все же классика остается классикой, то есть в том виде, как есть. В этом смысле Евангелие – уникальный язык, который вне времени.

На самом деле, требуется не так много усилий, чтобы войти вглубь этого языка и начать его понимать. Не так далеки мы от земли, несмотря на то, что живем в большом городе. У всех есть какой-то опыт, хотя бы огородничества. При том, что евангельский образ не столь сильно наполнен аллегорическими смыслами, как это считается, порой можно понимать его буквально. Пусть это первый уровень, а более глубокий приходит со временем.

Есть мнение, что Евангелие можно читать только с толкованиями, а тем более притчи. Как Вы считаете, это однозначное утверждение?

– Мне кажется, что Евангелие имеет ценность уже само по себе. Конечно, толкования бывают очень важны, но это уже следующий уровень. Господь говорит очень просто, и порой те притчи, которые мы читаем, это уже некоторое наслоение, в том числе их добавляли при написании евангелисты.

Как говорят специалисты, сами притчи очень просты в своей основе и несут прямой понятный смысл. Так притча о сеятеле понятна и сама по себе.

Есть в Евангелии моменты, которые не до конца очевидны. Например, притча о Страшном Суде, где говорится об овцах и козлах. Как я недавно узнал, в Палестине козы и козлы черного цвета, а овцы – белого. Для жителей того времени было очевидно, что отделить овец от козлов – означает отделить черное от белого.
Как Вы считаете, много ли в Евангелии подобных вещей, связанных с контекстом?

– То, что вы сейчас предлагаете, один из вариантов понимания: черное и белое. Можно понимать так, как написано: козлы и овцы, не принципиально, кто уйдет направо, а кто налево. Мой опыт скотоводческих познаний говорит, например, что козлы, которых держат в стаде баранов, нужны, для того чтобы вести стадо. Бараны сбиваются в кучу, а козлы, как вожаки, находят тропу, выход. Поэтому принципиально лишь то, что будет отделение: одни пойдут налево, другие направо.

Так же как есть короткие притчи, где Господь говорит о том, что одного берут, другой остается. То есть не принципиально, кому хорошо: тому, кого берут или тому, кто остается. Мы не знаем, что бы мы хотели для себя. Потому что важно не это, а разделение. О том, куда стоит попадать говорят другие притчи.

Вопрос телезрительницы: В притче о мытаре и фарисее говорится о главном грехе – гордыне. Можно ли понять из притчи, как бороться с этим грехом?

– Этот рассказ тоже ситуативный и не говорит, что фарисей осужден, а мытарь автоматически попадает в Царство Небесное. Дело в конкретной ситуации: как поступает один и как другой. Один молится и превозносится. Фарисею есть за что благодарить Бога, но эта благодарность сочетается в нем с заслугами себе. С другой стороны, мытарь, который чувствует всю свою «проблемность». И в своем смирении он оказывается более прав в конкретной ситуации.

Это вопрос и о смирении, и о терпении, и о том, чтобы все, что тебе дано, принимай, как дар Божий, и не присваивай себе. Это многогранная ситуация.

Глядя на то, как живет мир, хочется порой сказать: «Слава Тебе, Господи, что я христианин!» Греховен ли такой помысел?

– Не вижу в этом греховности. Хотя я бы сказал: «Благодарю Тебя, что Ты призвал меня». Собственно, мы это и делаем: благодарим за Церковь, за то, что Господь определенным образом изымает нас из этого мира, открывает нам глаза. Но при этом надо понимать, что это не наша заслуга, что мы призваны не за то, что достойны. Часто мы недостойнее других, но, во-первых, мы почему-то услышали, а во-вторых, это накладывает на нас огромную ответственность, как на призванных в Церковь. Кому больше дано, с того больше и спросится.

Вопрос телезрительницы: Хочу спросить о притче о неправедном домоправителе. Читала толкования святителя Феофана Затворника и Феофилакта Болгарского, но, может быть, батюшка поможет понять мне эту притчу, рассказав о ней современными словами, примерами.

– Да, притча непростая и вызывает много вопросов. К ней можно подойти по-разному.

Как мы помним, когда неверный домоправитель узнал, что его правление подходит к концу, пошел к заемщикам своего хозяина и предложил написать им расписки.

Мы не до конца понимаем, что там происходило, поэтому есть разные толкования специалистов. В частности, есть мнение, что этот домоправитель, управляя хозяйством, имел возможность многократно повышать степень дохода, и все это шло ему в карман. В данном случае он берет и сбрасывает эту долю, понимая, что уже не получит ее. За счет этого он начинает выглядеть, словно благодетель. Он не обкрадывает своего хозяина, но отказывается от своей доли, за счет чего получает дружбу благодарных людей, которые не знают, что это его доля. Пока у него есть такая возможность, он пользуется ей за счет хозяина. Слова, которые звучат, как вывод из этой притчи: сыны века сего изобретательнее сынов света.

Домоправитель таким образом получает нематериальное за материальное, переводя не принадлежащее ему материальное в универсальную «валюту», не исчезающую из этого мира. Это тоже образ, который подсказывает нам, чтобы, обладая разными материальными возможностями в этом мире, мы направляли их на то, чтобы обретать богатство нетленное. Как сказал один батюшка, чтобы средства перетекали в Небесный банк.

Ведь все, что мы имеем, не наше. Мы такие же домоправители.

– Совершенно верно, и придется давать отчет, как мы управляли. Даже наша жизнь, которая, казалось бы, принадлежит только нам, и та дана лишь взаймы.

Иногда хочется открыть книгу, чтобы все было на виду, как в справочнике. Притчи же разбросаны по всему Евангелию, которое имеет не линейный ход.

– Притчи, как разбросанный жемчуг, а вы, как старатель, который трудится, чтобы собрать эти жемчужины. Если вы выучите все Евангелие наизусть, то все притчи будут у вас на виду – в голове. Это значит, что в первом приближении вы их уже собрали.

Когда все эти притчи войдут в нашу жизнь, по сути, когда мы сможем сказать, что проживаем все это – тогда можно будет сказать, что мы окончательно собрали этот евангельский «жемчуг».

В притче о званных на брачный пир есть момент, когда хозяин выгоняет гостя, который находится не в брачной одежде. Притом, что его только что взяли с дороги, его тут же и выгоняют, почему?

– Всегда печально, когда кого-то выгоняют, и хочется оказать ему милость. Оказывается, даже когда идешь на пир, у тебя есть ответственность. Наверное, не всегда бывает до конца ясен контекст.

Поэтому, как мы уже говорили, есть разные варианты понимания. Мне известен такой: одежда выдавалась, ее можно было брать. Как, скажем, было в советских фотоателье: тебе надо сфотографироваться на документ, но ты не должным образом одет. И тебе выдавали дежурный пиджак и дежурный галстук. Так и здесь, но этот человек почему-то уклонился от этого.

Ведь прежде чем выгнать этого человека, его спрашивают, почему он не в брачной одежде, но он не дает никакого объяснения. В этой притче аллегорический смысл выявляется очень ясно: призваны те, кто изначально не были с Богом – это языческие народы. Но для того чтобы оказаться на пире в Царствие Небесном – а это высшая степень дара, которую можно получить – язычник должен потрудиться, хотя он приглашен. Потрудиться пусть даже немного: умыться, причесаться, переодеться.

Вопрос телезрителя из Москвы: Можно ли читать притчи и в целом Евангелие, находясь в пути, в транспорте?

– Я считаю, что можно и нужно читать при первой же возможности. Единственное условие, если мы не смущаем кого-то другого, например, не читать вслух. Мы никаким образом не оскверним Слово Божие, если мы читаем, для того чтобы научиться от него, принять его, слушая, как говорил Господь.

Все мы знаем притчу о наемниках, которых нанимают в последние часы. Но трудно бывает вместить, что грабителям и убийцам открыта дорога в Царствие Небесное. Каким образом развивать в себе понимание?

– Мы же не предполагаем, что они войдут в Царство Небесное как грабители и разбойники. В Царство Небесное они войдут уже другими людьми, и для этого они должны стать такими новыми людьми.

Мы только что видели это в притче о брачном пире. Если вдруг такой разбойник «пролезает по блатному билету», ему говорят: «Друг, а что ты тут делаешь с твоим разбоем?..» Но это скажем не мы, а тот, кому это положено.

Нам надо потрудиться и с благодарностью принять эту милость Божию. Нам кажется, что мы попадаем в Царство Небесное по заслугам, но мы точно так же, как и грабитель не заслуживаем его, разница совсем небольшая, мы все находимся где-то на самых нижних ступеньках.

Почти все притчи говорят о Царстве Небесном. Одни уподобляют его пиру, другие, очень краткие – горчичному зерну и дереву. В таких случаях не совсем понятно, что значит сравнение с горчичным зерном и деревом.

– Для меня самого недавно стало откровением, когда я понял, что все эти притчи говорят не о том, что, а том, как. Царство Небесное подобно тому, как. Что – это к чему надо стремиться. Как – это уже здесь и сейчас. Как ты живешь, как ты мыслишь, как ты смотришь, как относишься.

Какую из притч Вы любите больше всего или считаете самой важной?

– Такие вопросы утяжеляют мою совесть. Это все равно что сказать, какое Евангелие – самое важное? Евангелие и есть самое важное. Все притчи говорят о Царствии.

Есть притчи, которые более прочувствованы. Мне более дорога притча о блудном сыне. Это образ покаяния, начала пути или возвращения человека в Церковь, дом отчий, который открывается в нюансах. Может быть, потому что эта притча более развернутая: практически целая новелла, с разными смыслами. Даже ее окончание про старшего брата – это отдельная история. Может быть, еще и потому, что Рембрандт написал прекрасную картину на эту притчу, и можно прийти в Эрмитаж и поразмышлять прямо рядом с ней.

Вопрос по притче о неотступной просьбе. С одной стороны, Господь дает образец молитвы – «Отче наш», к которой лишь одна просьба «Да будет воля Твоя», а в другом месте приводит притчу, где просящий с упорством, все равно получает. Как сочетать два этих момента?

– Очень просто. Можем ли мы сказать, что знаем, как поступать в каждой жизненной ситуации? И вот, помолившись и сказав «Да будет воля Твоя», мы избавляем себя от необходимости решать. Мы оказываемся в ситуации людей, которые не испытывают и не сомневаются, потому что молитва превращается в некий инструмент. Произнося эти слова, вроде бы, на «законных» основаниях, мы оказываемся в ситуации осужденных, потому что не понимаем, что делаем.

«Да будет воля Твоя» – означает, что ее надо познать. Я хочу творить ее, но не знаю как, поэтому я буду толкаться так и так, и у одного спрашивать, и у другого, и на «Союз» позвоню, пока не пойму, что мне делать. «Все испытывайте, хорошего держитесь», – говорит апостол.

Как в притче: нежданный гость пришел за хлебом, а все ложатся спать, и вот он просит и просит, ему очень надо. Это не в том смысле, что он приходит то за хлебом, то за солью, то за вином, а дело в том, что человек пришел за самым необходимым.

Притча о заблудшей овце или потерянной монете: о грешнике кающемся больше радости, чем о сотне праведников. У кого эта радость: у нас ли она происходит или в мире невидимом?

– В мире невидимом – это уже толкование. Притча говорит: радость у того, кто нашел. Если вы читаете Евангелие, и у вас открывается смысл, и вдруг все встает на свои места – это та самая радость.

Вроде, вы крещеный христианин, все имеете во святом Крещении. Как говорят святые отцы, «все вам дано». Нам всем все дано, и при этом у нас масса вопросов. И вдруг находится ответ – счастье, радость.

Наверное, грешника кающегося можно понимать, как кающегося христианина, необязательно, как последнего грешника?

– Конечно, все это обращено к нам. Обе притчи очень просты. Ты потерял – и ты нашел, и радуешься об этой одной овце больше, чем о 99. Иногда говорят, что пастырь поступил странно, оставив 99 овец, которые могли разбежаться, пока он ходил за одной. Поскольку овец все же пасли группами, то он оставил с овцами других, а сам пошел в трудное предприятие, чтобы пойти спасти эту овцу.

Вопрос телезрителя из Пермского края: В притче о работниках, пришедших в шестой, девятый и одиннадцатый час и получивших равное вознаграждение и в притче о блудном сыне говорится одинаково о том, что возможность прийти к Богу открыта для человека до самого его последнего часа?

– Именно так. Пока человек жив, он может обрести истину, его может посетить прозрение. Щедрость отца такова, что он принимает этого человека в последний момент с той же радостью и с такой щедростью, как и того, кто был с ним с самого начала.

Не возникнет ли тогда соблазн сказать: ну, я еще, как говорится, «поживу», а уже в конце основательно покаюсь и исправлюсь.

– Ну, давайте попробуем. Что только из этого получится – вот вопрос. Очень рискованное предприятие. В этом отношении Евангелие говорит так: как только тебе открылось, тут же принимай это на себя, потому что тебе это дано. Привычка отвергать дар Божий становится закоренелой. Кроме того, ты никогда не знаешь, когда наступит этот последний момент. Получается такая «русская рулетка». Если кто-то хочет в нее поиграть, что ж. Господь никого не заставляет, Он только предлагает: кто имеет уши слышать, да слышит.

Вопрос по притче о Лазаре и богаче. Получается, что Лазарь спасен лишь за то, что бедствовал, а богач только за то, что жил хорошо?

– В притче говорится о том, что Лазарь принял на себя долю страданий и нигде не говорится, чтобы он роптал на это. Лазарь терпел и не поносил богача. Просто жил в таком состоянии, поскольку был больной, нищий, и никаких иных возможностей у него не было. У богача такие возможности были, и он ими ни разу не воспользовался. Разговор об этом.

Вопрос телезрительницы из Московской области: Мой вопрос по притче о десяти девах, кто подразумевается под ними, все человечество? Что означают светильники и масло?

– Замечательный и очень понятный образ этой притчи: готовься и бодрствуй, потому что не знаешь, когда придет Жених. Это говорит о том, что жить надо прямо сейчас. Услышал Евангелие, но как-то менять жизнь не хочется, подожду. Ты уже услышал, тебя призвали, и у тебя есть время, чтобы потрудиться над этим.

Трактовать эту притчу можно по-разному. Пять дев, которые вошли – это Церковь. Светильники – вера, масло – дела или какое-то разумение, то самое Царство, которое мы уже впустили в себя, и без которого войти не можем. Можно предложить массу образов, которые сюда подойдут.

Но в своей основе, как я уже говорил, все евангельские притчи достаточно просты и дают понятный образ. В данном случае это образ действования: у тебя все должно быть готово, если у тебя чего-то нет, что должно, то не получится. Тебе все дано: тебя позвали, у тебя есть светильник – Евангелие, у тебя есть вера – масло. Запасись и терпеливо жди и трудись, и когда наступит момент, ты будешь там.

Если, подобно другой притче, ты скажешь: «Хозяин медлит, не возвращается, буду делать все, что угодно». Светильник задвинут, масло разлито – и тут приходит Хозяин. А ты неряшливо одет... Видите, мы собираем образы из разных притч, потому что все едино, все говорится о Царствии Небесном.

Большое спасибо, батюшка. Время наше, к сожалению, истекло. Благословите, пожалуйста, наших телезрителей.

– Спаси Господи всех, кто слушал, пребывал с нами. С Богом!

Расшифровка:
Юлия Подзолова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс