Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (919) → Протоиерей Александр Рябков: Апостолы вчера и сегодня

Протоиерей Александр Рябков: Апостолы вчера и сегодня

№22 (919) / 13 июня ‘17

Беседы с батюшкой

Тема нашей беседы – апостольство. Давайте вначале охарактеризуем это очень важное для Церкви наименование – апостольство. Кто такие апостолы, что такое апостольство?

– Наверное, нужно несколько слов сказать о самом празднике. Эта дата, скорее всего, связана не с одновременной, в один день, мученической кончиной апостолов, а с тем, что в этот день в III веке в Рим были торжественно, во время богослужения, перенесены мощи святых апостолов, представлены как реликвия, как великая святыня Римской Церкви. В разных частях Восточной Церкви память апостолов Петра и Павла праздновалась в разные даты, в разные времена года. Мне кажется, любой церковный праздник, нам предлагаемый для рассмотрения, который мы имеем в богослужебной жизни, каждый год открывает нам интересные грани.

Сегодня я, как и многие, тоже думал: почему именно эти два апостола? Почему не апостол любви Иоанн Богослов – тот, кто остался у Креста Голгофского со Христом, почему не он один представляет сегодня всех 12 апостолов, всех 70 апостолов? Почему не он их представитель в календаре? Я подумал, здесь есть глубокий смысл. Апостол Петр троекратно отрекся, а апостол Павел до своего обращения был гонителем Церкви. Интересно: Господь в этом празднике дает нам надежду. Разумеется, апостол Иоанн Богослов почитался и почитается, в нашем календаре его день даже выделен красным цветом.

Но именно Петр и Павел говорят, что Господь милостив, милосерден к нам, грешным. Даже несмотря на троекратное отречение, на то, что человек сопротивлялся проповеди Христа и Его благодати, Господь обращает, принимает их и поставляет их последующую жизнь для будущих поколений христиан именно как пример, образец, как некое лекало для нашей жизни. В первую очередь, в надежде.

Господь милосердный, Господь спасает, Господь принимает человека через искреннее покаяние. Именно эти два апостола вдохновляют нас, при всех наших ошибках, падениях, несоответствиях и немощах, в том, что Господь может и нас, немощных, принять и направить на путь апостольства.

Апостол – это, разумеется, посланник. Первоначально апостолы не выносили свою проповедь даже за стены Иерусалимского храма. Потом мы видим, что их проповедь происходила не на улицах и площадях, как нам иногда может несколько упрощенно представляться, а в синагоге. Еврейская община в рассеянии, а их собрание – синагога (греч. «собрание», как ἐκκλησία – «экклесия», совместное собрание людей одной веры, в том случае – одной национальности). В эти собрания апостолы несли первые слова о Христе в рассеянии. Уже потом проповедь по ряду причин вышла за стены Иерусалимского храма, за стены синагоги – к язычникам, к людям другой культуры, веры, других национальностей. Поэтому здесь речь, конечно, идет не о том, чтобы искусственно проповедовать на площадях.

Я часто слышу слова: «Ведь апостол Павел говорил, что вера от слышания». Да, говорил, но в Послании к Римлянам и дальше много интересных слов. Эти слова он дает в контексте библейских ветхозаветных цитат из пророка Исаии. Пророк сказал: «Мы говорим, и не слушают» – эти слова он произносит, поскольку говорение проповеди не так важно, как аудитория и готовность аудитории. То есть апостол прекрасно понимал, что просто невозможно пытаться искусственно и насильно обратить неготовую аудиторию, которая не воспринимает твои слова. Поэтому в нашем контексте мы видим сегодня, что проповедь все равно есть.

Часто спрашивают, является ли Россия православной страной. На это мы тоже можем спросить: является ли какая-либо другая страна, например, мусульманской? Мы видим, что Турция – страна во многом светская, но там присутствует ислам, а основатель современной Турции Кемаль Ататюрк вообще был антиклерикалом. Движение «Иттихад ве теракки», которое он возглавлял, было абсолютно нерелигиозно. Поэтому мы говорим в контексте культуры. Православие в России есть, это неотъемлемая часть жизни российского общества, поэтому проповедь здесь не словесная, а культурная – она присутствует в литературе, искусстве, даже в кино и музыке.

Что касается апостолата, апостольства, то мы понимаем, что на апостолах история Церкви не прекратилась. У нас в календаре, кроме апостолов, есть равноапостольные – великий император Константин Великий, его мать царица Елена, равноапостольный князь Владимир, его бабка Ольга (в Крещении Елена). Мы можем подумать: ну какими же апостолами были цари? Принял он христианство по разным причинам, – «сделал цивилизационный выбор», как мы сегодня говорим, – но этот выбор царя был не очень-то прост! Ведь царь, князь, император сопротивлялся своему окружению, поэтому он в полной мере равноапостольный – он так же рисковал, как апостолы. А было очень много примеров дворцовых переворотов: в истории Церкви были примеры, когда какой-то князь принимал христианство, затем случался дворцовый переворот и христианство запрещалось. Даже светские исследователи истории Руси говорят о трех Крещениях Руси: Фотиево, или Аскольдово, Крещение, Крещение святой Ольги, которая тоже принесла христианство на Русь, и Крещение князя Владимира.

Есть пример и другого равноапостольного – царя Бориса Болгарского. Мы тоже видим разные причины. Здесь очень важная причина вот какая: тогдашняя средневековая Болгария составлялась из разных народов. Славяне, пришедшие на Балканы, и пришедшие туда после них кочевые булгарские племена имели разные культуры: у кочевников астральное язычество, у славян – земледельческое язычество. Пешие воины-славяне и конные воины-булгары, кочевники, по-настоящему слились в единую нацию благодаря христианству. Христианство на Руси тоже объединило разные славянские племена в единое государство. То есть здесь мы, конечно, видим плоды и цивилизационные, культурные, общественные, и политические. Но они не так важны.

Самые главные для нас равноапостольные – святые Кирилл и Мефодий. Их миссия, направленная на Великую Моравию, тоже пришла не на пустое место. Например, кочевники-булгары в свое время могли познакомиться с христианством еще в приазовских степях. Многие сегодня нам неизвестные миссионеры, тоже равноапостольные, приходили в приазовские и прикаспийские степи к гуннам и проповедовали о христианстве. Например, священник Кардост, о котором мы практически ничего не знаем – только то, что он пришел из кавказской Албании или из Сирии и нес христианство гуннам, кочевавшим в приазовских, прикаспийских степях. Тогда знакомство с христианством получили разные кочевые народы, которые проходили сквозь это большое пространство.

Сегодня Моравия – это маленькая часть Чехии, а раньше Великая Моравия была огромной славянской империей в Центральной Европе, обнимавшей собой территории сегодняшней Польши, Восточной Германии, Австрии, Венгрии, части Румынии, части Хорватии и Словении, Чехии, Словакии. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, пришедшие в Великую Моравию, принесли туда византийское христианство. Но до них славяне (и не только славяне), жившие на территории Центральной Европы, познакомились с христианством благодаря интереснейшему феномену – миссии ирландских миссионеров. Еще до слияния Ирландской Церкви с латинским Римом восточное христианство, во многом привнесенное на Запад Кассианом Римлянином, процвело через святого Патрика и других ирландских монахов. Именно они впитали в себя, скорее, восточную сирийскую традицию монашества, которую и пронесли. Об этом очень интересно писал Лев Карсавин: для них самой главной задачей было, придя к каким-либо язычникам (славяне или германцы, баварцы, другие народы Европы), сначала поселиться в их среде, изучить полностью их язык, а потом уже проповедовать. Интереснейшее явление европейской истории!

Известный патролог Алексей Сидоров проводит в своем труде «Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества» интересную параллель: у сирийских монахов, кроме столпничества и отшельничества, была интересная черта их иночества – миссионерство. Какие пути были пройдены ими? Вплоть до западного побережья Индии, до Индостана. Сегодня Малабарская Церковь или другие Церкви в Индии, Древние Церкви не только имеют основание, но и подкрепляют свое основание именем апостола Фомы. Но в первую очередь, конечно, очень глубока их связь со средневековой Сирией. Именно из сирийского Православия, от сирийских монахов в те далекие времена индийцы получили христианство.

И вот святые Кирилл и Мефодий принесли христианство, огромное культурное богатство, письменность, тогда еще глаголическую (потом глаголическая письменность, может быть, ушла в сторону). Я читал интересную статью советской исследовательницы Е. Э. Гранстрем о знаках в глаголической письменности – это была византийская скоропись. Как в стенографии, эти значки вбирали в себя многие понятия – юридические, химические, медицинские, понятия не только юриспруденции, но и филологические. То есть славянам принесли не просто византийскую, а именно римскую культуру: тогда никто про греков не говорил, что они византийцы – они были римляне, ромеи. Славянам была принесена подлинная ромейская, римская культура. Вместе с ней были принесены литературные памятники – не только Евангельские, библейские тексты, но и памятники юриспруденции, то, что потом легло в основу Судебников у разных славянских народов – чехов, моравов, киевских славян.

Таким образом, с этой миссией славянам были принесены науки – филологическая, естественные, юридические. Сегодня мы смотрим на эти великие деяния и понимаем, какое культурное значение имеет апостольство равноапостольных просветителей. Конечно, это труд, огромные территории покрывали они своими ногами! «Как прекрасны ноги благовествующих мир!», – писал апостол Павел.

Конечно, мы удивляемся: не имея никакого транспорта, люди из Средиземноморья приходили или далеко на север, к славянским племенам, или далеко на восток, к племенам индийским. Сегодня это для нас удивительно! Когда ирландские миссионеры пересекали, по сути дела, океан, чтобы прийти на Европейский континент и нести там христианство, очень многие гибли в волнах северных морей. При этом черта ирландского монашества – в том, что даже гибель в этом путешествии считалась мученичеством: даже не прикоснувшись к диким язычникам, погибнув в морских волнах, они считались претерпевшими за Христа. Конечно, здесь мы видим самую главную черту – подвиг, подвижничество: что у апостолов, учеников Христа, что у равноапостольных – монахов, миссионеров, подвижников.

Разумеется, самым главным, важным был подвиг… Не слава своя, часто ведь они даже не оставляли своих имен. Если даже говорить о святых Кирилле и Мефодии и их предшественниках в Восточной Европе, можно найти имя, например, ирландского монаха Вергилия. Нужно открыть много страниц, чтобы увидеть эти имена – они не заботились о том, чтобы оставить свои имена в истории. Тем более, как считают историки, на славян, если говорить о них, повлияли очень разные апостолы и равноапостольные. Некоторые наши дореволюционные историки даже говорили, что славянам вполне мог проповедовать апостол Павел: он был в Македонии. Но славяне пришли в Македонию, на Балканы, к сожалению, в V веке. Хотя можно согласиться с тем, что славянам мог проповедовать, например, Амвросий Медиоланский. Его Миланская епархия обнимала собой Иллирик – это территория ныне уже не существующей Югославии. Это города Сингидун (лат. Singidunum – по-видимому, «Белый город», сегодня Белград), Сремска-Митровица в Сербии, Ниш (имевший название Наис; между прочим, в Нише родился святой равноапостольный Константин Великий). Вот переплетение исторических фактов.

Так вот, славяне, пришедшие в V веке вместе с аварами на территорию Иллирика и Балкан, вполне возможно, вторгшиеся довольно трагично для христианской Церкви тех времен, могли познакомиться с христианством впервые в епархии Амвросия Медиоланского. Эти города – Белград (Сингидун), Сремска-Митровица, Ниш, София (тогда Сердика), сегодня славянские, тогда были очень важными церковными, кафедральными центрами Римской Церкви, Церкви христианской – первоначальной, первоапостольской. В Сердике проходил как раз очень важный антиарианский Собор. Мне посчастливилось быть в Софии. Антиарианский Собор проходил в храме Святой Софии – он существует до сих пор и находится недалеко от собора Святого Александра Невского. В величественном здании этого храма заседали святые отцы и отстаивали Православную веру от арианства.

Мы видим это подвижничество: наши предки, славяне, действительно были людьми, которым нужно было донести христианство даже не словом, а, в первую очередь, своим поведением.

В житии святых Кирилла и Мефодия есть интересный факт. Кирилл одно время пребывал в Крыму. Может быть, тогда он еще не сталкивался там со славянами, но столкнулся с венграми, которые туда уже пришли. Они не причинили ему никакого зла, увидев его молящимся – язычники увидели миссионера не говорящим, а молящимся, и потому не тронули его! Так говорит житие. Из жития нам дается направление, вектор: часто не слова, а наша жизнь увлекает тех, на кого мы направляем свою проповедь. Хотя, разумеется, у апостола Павла есть слова, что ему не важно, кто как проповедует, искренне или неискренне – главное, что проповедует. То есть апостол Павел в любой проповеди видит, любит человек Христа по-настоящему или нет, но до конца действенная проповедь получается именно из любви к Христу. Когда она есть, тогда человек может зажечь другого человека: он проповедует не теорию, а практику жизни. Это очень важно.

Далее. Вот были апостолы, были равноапостольные. А что дальше? У известного церковного писателя Сергея Иосифовича Фуделя большое литературное наследие, он творил, по сути дела, в стол, не надеясь, что когда-нибудь его книги будут опубликованы. Писатель очень много просидел в лагерях, был в ссылке, потом жил в ближайшем Подмосковье и писал. Что-то он писал для «Журнала Московской Патриархии», делал какие-то переводы. Но он не надеялся, что основное, написанное им о христианстве, – «Записки о Литургии и Церкви», – будет когда-то опубликовано. У него есть исключительная, на мой взгляд, вещь – книга «Путь отцов». Она поразила меня тем, что на протяжении практически всей книги человек, который писал ее (понятно, что писал из сердца, из души), часто ведет с современниками диалог.

Как нам кажется, Церковь была в сложном времени, в сложной эпохе, были гонения, неприятие Православия государством. И даже тогда он зафиксировал некоторые настроения людей (околоцерковных, или церковных, или людей, входящих в Церковь в трудные, тяжелые времена советского периода). В книге часто прорываются диалоги автора из внешней жизни. Он пишет: «Сегодня часто говорят: ну хорошо, есть пост, молитва, воздержание, но зачем же зарывать себя в землю?». Так Сергей Иосифович заостряет: тогда были люди, которые не принимали это и дальше говорит, что все, что мы сегодня имеем у отцов Добротолюбия, основано на апостолах!

Давайте вспомним слова самых главных сегодняшних апостолов – Петра и Павла. Апостол Петр в Первом Послании, в четвертой, кажется, главе, говорит: «…страдающий плотью перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией», то есть учение о посте, об аскезе, как утверждает С.И. Фудель, основано на апостолах. То же самое Сергей Иосифович говорит, основываясь на посланиях апостола Павла: нет никакого надуманного торжества человека, христианина. Апостол пишет, может быть, не о себе, а о людях, которых он понимает, дает нам эту очень трагическую антропологию: «Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. ... Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?». То есть аскеза построена на здравом, трезвом отношении к своему телу, которое есть храм Святого Духа, но при этом становится иногда даже нашим соперником. То есть продолжение дела апостолов и первохристианства, первоапостольское христианство прорывается к нам сегодня в том числе и через труды и книги святых отцов, преподобных отшельников, молитвенников, которых мы сегодня уже помянули.

Часто для них миссия была одним из служений. Это не только отшельничество, столпничество, не только юродство, но еще и проповедь, миссионерство, которое в себя включало и отшельничество, и воздержание, и в том числе юродство. Об этом четко говорит апостол Павел: Мы [убо] буи Христа ради, вы же мудри о Христѣ – здесь тоже проявляется это сумасшествие для мира, это тоже наше апостольство. (Окончание в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс