Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (919) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 57

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 57

№22 (919) / 13 июня ‘17

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) 2016 – №5 (902) 2017, №7 (904)– №21 (918)

– Дорогие братья и сестры! Мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня будем говорить о 57-м псалме. Каждый псалом имеет надписание, и 57-й не исключение: здесь тоже есть надписание – «В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание». Что означают эти слова, мы уже говорили, разбирая предыдущий псалом, а тот псалом – его продолжение. «Да не растлиши», то есть не погуби, и мы говорили, что столпописание – это как бы каменный столб, на котором выбиваются буквы, и такая надпись остается на века. И важность слов пророчеств, о которых мы сегодня будем говорить, подтверждается именно тем, что эти слова должны быть выбиты в камне, то есть они должны звучать во все времена, и должны быть запечатлены и в нашем сердце.

Да не растлиши – «да не погубишь». Кого не хотел погубить Давид? Саула, даже тогда, когда у него была возможность это сделать, когда на это подталкивали его верные друзья и слуги. И когда Давид отказывался это сделать, то они устремлялись совершить это злодеяние – погубить Саула, но Давид и их останавливал, потому что не хотел, чтобы кровь была на нем и на его близких соратниках. И этот псалом научает нас, чтобы мы не стремились ни к какой мстительности, но все вручали в руки Божии, сами набирались терпения и смирения, а Господь все управит в нашей жизни: никогда Господь не оставит безнаказанными тех, кто совершает зло, но не чтобы причинить боль этим людям, а чтобы искоренить зло из сердец их.

«Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестии». Эти слова псалмопевца – о том, что Саул и его споспешники говорили не то, о чем думали, но всякую неправду и убеждали сами себя в своей правоте: жили в лукавстве и в неправде. И Давид как бы обличает их: что вы делаете? для чего вам это нужно?

«Ибо в сердце беззаконие делаете на земли, неправду руки вашя сплетают» – в сердце их было беззаконие, и оно, в первую очередь, рождалось в их умах: сначала грех зарождается именно в наших мыслях, потом получает развитие, и только после этого имеет воплощение. Хотя они и не думали так, как поступали, но все равно лукавство растили в своем сердце, оно захватывало их, и они жили этой неправдой. И поэтому уже руки их сплетали сети, чтобы уловить Давида и причинить ему зло.

Но если мы говорим об этих словах, то здесь Псалмопевец говорит не только о себе. Мы уже не раз говорили, что Священное Писание христологично, и здесь, конечно же, говорится о Христе. Иудеи были хранителями Закона и ради Закона распяли Христа, как будто Он нарушал Закон – нет, их сердца были наполнены завистью, и она подталкивала их говорить неправду, ложь народу и творить всякое беззаконие. Поэтому они делали все, чтобы сплести какие-то сети, ухищрения, чтобы уловить Христа и распять Его.

«Очуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу». Псалмопевец Давид говорит, что и споспешники и соратники Саула, и те, кто шел за книжниками и первосвященниками, чтобы причинить вред и зло Христу, жили лукавством – взращивали его в своем сердце, и оно придавало им силы и уверенности. Их неправда появилась от чрева и от утробы матери, от самого рождения, и во чреве матери они приучались к лжи и неправде. И затем неправда, набрав силу, дала такой отвратительный плод.

Почему Бог говорит именно об этом? Человек должен работать над собой. Господь не сразу от утробы матери одних людей создает грешниками, а других праведниками. Конечно же, нет. Мы должны всегда помнить слова Священного Писания: «кого же предуведе, тех и предустави». То есть Господь предвидел, кто кем будет – предвидел преподобного Серафима Саровского, показал знамение его святости с детства, предвидел святость преподобного Сергия Радонежского и показал святость его с детства, когда он прокричал в утробе матери, когда он в среду и пяток молоко материнское не вкушал… Предвидел святость святителя Николая, показав в Крещении, что младенец, не умевший ни ходить, ни стоять, стоял в купели, когда его крестили.

Но Господь предвидит и грешных людей. И вот этих людей, которые хотели причинить Давиду зло и всячески направляли свои усилия, возможности, средства на это, Господь предвидел, что они таковыми будут еще от утробы матери, потому что они ничего не делали для того, чтобы противостоять этому злу. В то же время мы знаем о книжниках, фарисеях и первосвященниках, которые распяли Христа, говорили о Нем всякую неправду и зло. Ложь возрастала в их сердце, они жили этой ложью, это был центр их жизни, от этого они исходили, на это они опирались. И самое главное, что они питались этим, это было смыслом их жизни, и они со всеми боролись только ложью. Эту ложь они применили и против Христа. Их жизнь Господь тоже предвидел, поэтому и показал.

«Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои». Ярость их подобна змею, говорит Псалмопевец. Если змей приходит в ярость, он не успокоится, пока не поразит жертву свою, не причинит человеку вреда, не впустит свой смертельный яд в его тело. Через ярость свою он даже делает так: или он погибнет, или он осуществит свою злость. Эти люди уподобились змею в злости: пока не добились распятия Христа, не успокоились... Пока Саул не нашел собственной смерти, он не успокоился, он до смерти своей искал, чтобы поразить Давида.

Яко аспида глуха и затыкающаго уши свои. Некоторые мудрецы, мы знаем, имеют определенные слова-напевы, о них дальше и говорит псалмопевец Давид: «Иже не услышит гласа обавающих, обаваемь обавается от премудра» – они могли, напевая определенные стихи, делать аспидов покорными и такими размягченными, что те подчинялись человеку и не могли причинить ему зло. И тогда их брали, сажали в клетку, а затем использовали их яд на медицинские цели. И чтобы себя сохранить, не потерять бдительность, аспид хвостом затыкал себе уши – тогда он не слышал премудрые слова или определенные мелодии, напевы, или музыку определенных инструментов, и не мог прийти в такое состояние, когда становился покорным и мягким.

И вот эти люди уподоблялись аспидам – они затыкали свои уши и не хотели слушать всякую правду, и это для них становилось погибелью. И книжники, и фарисеи тоже затыкали свои уши, чтобы не слышать, или говорили безумные слова, приводившие людей в такое состояние, что они уже сами не могли размышлять, рассуждать, но жили ложью, неправдою и яростью, которой были исполнены вожди народа.

«Бог сокрушит зубы их во устех их, членовныя львов сокрушил есть Господь». Здесь Псалмопевец продолжает говорить, что Бог сокрушит зубы их, то есть зубы, которые причиняют всякий вред, стараются не только укусить или откусить, но – дальше псалмопевец Давид как бы усиливает свою мысль – «членовныя львов сокрушил есть Господь»: не только укусить, но и измельчить то, что откусывает, сделать однородной массой. Это говорит о сильной злости. Есть просто укус, а есть укус с пожевыванием, чтобы действительно большую боль причинить человеку.

Таким именно и был Саул, стремившийся всячески причинить боль Давиду. Боль причинялась не только оружием, но и «зубы их во устех их» – боль не только через то, что он делал, но и через слова: Саул в словах поносил Давида, всячески ругался на него, оскорблял его, говорил всякую неправду. И злость Саула была очень сильной. Когда мы будем разбирать 58-й псалом, мы еще будем об этом говорить.

И книжники и фарисеи причиняли всяческую боль Христу – они не просто старались устами своими через слова, через язык свой поносить Христа, говорили на Него всякую клевету и неправду, которая выражалась в различной хуле. Они сравнивали Его с духом злобы, говорили, что «не имамы царя токмо кесаря», и прочие безумные глаголы.

«Уничижатся яко вода мимотекущая, напряжет лук свой, дондеже изнемогут». Что Господь сделает? Господь сокрушит зубы тех, кто живет неправдой и глаголет хулу со всяким злоречьем – они уничижатся яко вода мимотекущая: не та, что бежит из ручья и никогда не может остановиться, но всегда наполняет сосуды, с которыми приходят к этому источнику, или бежит в трубах, – мы знаем, что она почти никогда не заканчивается, всегда, непрестанно течет, в этом есть уверенность. Но та вода, что появляется после весеннего паводка, после дождя, которая вроде бы и наполняет какие-то выемки, но выглядывает солнце, и она тут же испаряется или просачивается в землю и исчезает: вода, которая не бывает полезной – появляется и тут же исчезает. Так Господь сокрушит людей, творящих всякую неправду и всякую ложь. Что значит напряжет лук свой? Господь гневом Своим накажет их, до тех пор, пока они не исчезнут.

«Яко воск растаяв отимутся, паде огнь на них, и не видеша солнца». Здесь тоже Давид говорит, как Господь поразит их наказаниями Своими, и это произойдет очень скоро и быстро. Как воск, когда горит, испаряется, так и эти люди исчезнут, так и жизнь от них отойдет. Паде огнь на них: как огонь поедает все вокруг себя, так же гнев Божий падет на них, и они уже не увидят солнца. Если сегодня гнев Божий тебя поразил, то завтра ты уже не увидишь солнце – душа твоя спустится в ад, жизнь закончится. «Прежде еже разумети терния вашего рамна, яко живы, яко во гневе пожрет я». Терниями в Священном Писании обозначается грех. Рамн – это особое растение, называемое иначе «жестер», наполненное шипами, и если оно становилось твердое, то могло причинить раны... И мы очень часто видим, как злой человек, приносящий много вреда, много страданий, исчезает с лица земли: Господь поражает его, чтобы зло не распространялось. И об этом очень часто говорит Священное Писание.

«Возвеселится праведник, егда увидит отмщение, руце свои умыет в крови грешника». Почему праведник возвеселится, когда увидит отмщение? Не потому, что он увидит, что этот человек будет поражен, раз Господь отомстил, а потому, что правда восторжествовала на земле – Господь победил зло. И он радуется не о том, что погиб человек, а радуется, что зло побеждено, и Господь всегда утверждает правду на этой земле. Руце свои умыет в крови грешника – не в прямом смысле надо понимать, что праведник будет умывать свои руки в крови грешника. Конечно, нет – но он исправит жизнь свою: когда он увидит эту кровь, он умыет руки свои от всякого греха, изменит свою жизнь и будет направлять ее на праведность.

Почему праведник, когда видит отмщение, становится более праведным и более добродетельным? Он утверждается в том, что Бог есть, и в том, что Богу приятна правда. Он начинает совершенствоваться в добродетельной жизни, что и приносит достойный плод, и всячески отрекается от той неправды, которая царит в этой жизни, от того греха и беззакония, которые утверждаются через людей беззаконных. Поэтому возвеселится праведник, то есть сердце его наполняется радостью от того, что добро всегда побеждает зло.

«И речет человек: аще убо есть плод праведнику, убо есть Бог судя им на земли». Действительно, нет такого греха, который бы Господь не видел. Бог каждому даст оценку за его жизнь, воздаст должное человеку еще здесь, на земле, но для праведника – всегда особое осмысление того, что происходит в этой жизни: когда он видит, что зло наказуемо и правда побеждает, он начинает свою жизнь наполнять всякой добродетелью, и это становится плодом его жизни. С одной стороны, он начинает исповедовать, что Бог есть Судия, а, с другой – утверждает жизнь свою в большей добродетели.

Удивительный псалом не случайно наполнен царем Давидом определенным смыслом и имеет определенное надписание, в котором ставится некий акцент, чтобы мы запомнили эти слова и никогда в своей жизни не искали кому бы отомстить, но наполнялись терпением, добродетельной жизнью и молились за этих людей, – а Господь Сам найдет возможность вразумить их, наставить на правду: Он не будет терпеть продолжения зла на земле. Зло – это всегда грех, неправда, беззаконие. Поэтому Господь, коли мы приступаем к таким делам, и дал человеку возможность умереть: вместе с ним уходит и зло, и неправда с нашей земли – зло само по себе не может существовать, оно может питаться только действиями и поступками человека. Если человек стремится к праведности, избегает зла, то оно остается без всякого утешения: оно не востребовано.

А если человек исполнен лжи и неправды, стремится творить зло и грехом, неправдой и беззаконием подпитывает его, то оно начинает распространяться на земле. А если человек утверждает зло на земле, еще заставляет и других людей творить зло, и не просто заставляет, а призывает их через ложь, обман, говоря, что это хорошо, правильно, дает нам будущее, возможность царствовать на этой земле, ведь мы – люди особенные, нам даны свыше определенные таланты. Ведь так поступал Гитлер, так поступали и иудеи, говорившие о том, что «мы особый народ, мы призваны к тому, чтобы царствовать над другими народами», поэтому убирали с лица земли тех, кто мешал им, в том числе и распяли Господа только лишь из-за того, что боялись, что Он помешает им воцариться на этой земле.

Так что зло распространялось на земле. И Господь посылает затем то, что испытывают многие народы, – поражение: не ради поражения, а ради смирения, утверждения правды, смерть злых людей – не чтобы умертвить и причинить им боль, а чтобы умертвить зло, приносящее многое страдание на земле. Мы видели, как Господь поражает этих людей или они сами себя поражают. Но вместе с этим зло уходит с земли, и на земле утверждается правда. В большей или меньшей степени она дает возможность праведнику утвердиться, принести достойный плод и сказать, что воистину Бог есть Судия.

Этими словами и заканчивается 57-й псалом, что Бог есть Судия всем тем, кто неправедно поступает на земле. Для нас это очень хорошие, важные слова: они помогают нам утвердиться в истине, в правде и помнить, что если праведник и бывает иногда притесняем, то Бог его никогда не оставит, защитит от злых людей так, что наши глаза еще при жизни увидят пораженными творивших неправду и тех, кто шел за этой неправдой, будучи омрачен сознанием за счет тех лукавых слов, которые им говорили. Почему они омрачены? Потому что не имели духовной бдительности. «Бдите и молитеся, да не внидете в напасть», – говорит Господь. А они уподобились аспидам, хвостом своим затыкающим уши, чтобы услышать не правду, а то, что они очень сильно желают.

Будем с благодарностью уповать на Господа. А в тяжелые минуты всегда можно читать 57-й псалом, и он будет приносить нам утешение и давать надежду, что Бог нам поможет, нас не оставит. Храни вас Господь! И, Бог даст, до новых встреч! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс