Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (919) → Протодиакон Иоанн Диденко: Летние посты

Протодиакон Иоанн Диденко: Летние посты

№22 (919) / 13 июня ‘17

Беседы с батюшкой

Наша беседа – о летних постах. Миновал радостный Пасхальный период, Пятидесятница, и перед нами новый пост – Петровский, в который мы вступаем… В чем смысл поста, что такое вообще пост в христианской Церкви? Об этом важно напоминать вновь и вновь.

– Я бы сказал, не только Пасхальный период и Пятидесятница радостны. Пост – тоже радостный период. Если мы проводим его правильно, правильно к нему подготовились, то время поста становится, как говорят отцы, приятным и, конечно же, радостным. Так что мы готовимся к радостному состоянию. Как говорят святые отцы, пост для человека – это нормальное его состояние. Когда мы не постимся, мы предаемся излишествам в еде, потакаем своему телу, делаем что-то себе приятное, получаем утешение, но ведь христианин – воин. Он постоянно должен быть при оружии – в латах, с копьем в руке. Пост и есть те самые латы и копье. Это значит, что нормальное состояние для воина – состояние бдения и трезвения, стояния и охранения себя: в данном случае – своей души. Время поста, когда мы стоим, бдим, храним себя, состояние сосредоточенности – правильное состояние человека. Поэтому в Церкви, помимо среды и пятницы, существуют четыре поста в году.

Сейчас мы подходим к Апостольскому посту, иначе – Петровскому. Этот пост очень древний, о нем было известно уже в III веке, но мы знаем, что и первые христиане постились этим постом. Он начинался через неделю после Пятидесятницы и заканчивался, как правило, до праздника Петра и Павла. Почему он называется Петровским? От «Петропавловский», и название это вошло в обиход. Этот пост получил особенное распространение в Византии, когда император Константин построил храмы Петра и Павла в Риме и Византии. По новому стилю 12 июля начали праздновать праздник Петра и Павла, и пост у нас заканчивается как раз им. Последний день поста –1 июля, а 12 июля, в торжество Петра и Павла, – окончание поста.

Это ведь не единственный летний пост – у нас впереди Успенский.

– Да, напомню, что в году четыре многодневных поста. Надо сказать, что Успенский и Великий посты отличаются строгостью. Рождественский и Апостольский, или Петропавловский, более мягкие: по Уставу разрешается рыба в субботу и воскресенье и во все полиелейные праздники, когда особо служат какому-то святому – воздерживаемся от рыбы только в среду и пятницу. Надо сказать, что в древности в конце мая, июне, начале июля земля еще не приносила тех плодов, которые мы сейчас имеем (благодаря торговле) из разных концов земли. Конечно же, раньше этот пост был строгий. Грибов, плодов еще не было, произрастала только зелень, поэтому для наших предков пост и был суровый. Но сейчас мы можем выбирать продукты питания, поэтому для нас это сейчас не очень сложно, скажем так.

Само понятие – «летний пост» многими воспринимается как нечто странное. Человек пережил тяжелую зиму – слава Богу, ему хочется какого-то отдыха, кто-то, наоборот, очень много трудится на огороде, занимается хозяйством, горожане после трудового года хотят уехать в отпуск, и так далее. И вдруг приходит пост. Как это воспринимать должным образом?

– Очень важно понимать смысл поста – для чего он нам нужен. Многие православные христиане воспринимают пост в основном как ограничение в пище. Соответственно, вокруг этой идеи крутятся все человеческие потуги – «что есть, что не есть». Забывают главное: пост – это время, когда мы приближаемся ко Христу, душа и дух тянутся ко Христу. Чтобы освободить душу и дух, мы свое тело берем в узду – в первую очередь, страсти, присущие нашему телу.

Мы знаем, что из всех страстей три страсти – самые плотские, самые низкие: чревоугодие, блуд и сребролюбие. Ни один человек не прошел мимо этого. В первую очередь, наверное, надо обратить внимание на это – не только на страсть чревоугодия, но и на страсти блуда и сребролюбия и посмотреть, к чему человек особенно привязан. Ключевые слова здесь – «свободная душа», «освободить душу и дух». Чтобы их освободить, надо посмотреть, от чего есть зависимость.

Ведь наши зависимости – это страсти. Грех – это неправильность, которую мы делаем, а страсть – неправильность, без которой мы уже не можем, неправильное делание, без которого у нас портится настроение и в жизни «что-то происходит не так». Поэтому нужно посмотреть, какие есть страсти, от чего ты зависим. И мы увидим, что зависимостей у нас очень много, в первую очередь зависимость от еды: еда – всегда спутник нашей жизни. Нам нужно питаться, чтобы жить, существовать, чтобы делать добрые дела, иметь силы, хорошее настроение. Но очень часто мы пренебрегаем этим и не знаем меры, в первую очередь, в еде, и, конечно, не знаем меры в своих пожеланиях, удовольствиях.

Мне кажется, пост – это период, когда я должен понять, где моя мера. Мера в еде (какое количество еды я должен потреблять, чтобы она не отягощала мое тело), мера в сладости еды (я что-то очень люблю и должен себя ограничить, даже если это постное – сейчас очень много, например, вкусных соевых продуктов, которые не совсем полезны телу), мера в молитве. Мера в молитве не значит ограничение (мало или много), а означает, насколько мне это полезно. Недостаток молитвы у людей и общения с Богом – одна из проблем современного Православия, христианства. Мы внешне живем церковной, православной жизнью, а по сути у нас молитвы нет, мы не умеем молиться. И когда приходим в храм, думаем о своем, о своих проблемах, делах, – мы совершенно не настроены на молитву.

Такое явление всюду, в этом люди повсеместно исповедуются. У нас нет навыка, мы не знаем меры, не знаем, как настроиться. Опять-таки, пост – это настрой. Настрой на молитву, познание, что такое молитва, как прекрасно молиться, когда тело не отягощено чрезмерностью пищи, когда мы можем отогнать от себя плохие мысли и молиться в свободе от страсти. Все эти нахождения меры делают наш пост благоприятным и радостным.

В пост, в первую очередь, люди начинают интересоваться ограничениями в пище. Мне приходилось слышать вопрос: почему именно исключается мясо? Неужели оно влияет на отношения человека и Бога?

– Не только мясо, но и молочные продукты, и яйца – продукты животного происхождения. В пост мы стараемся есть только растительную пищу. На самом деле, современные медики доказали, что пища животного происхождения имеет особую энергию. Если много потреблять этой энергии, человек наполняется ею, а если он не работает хорошо физически, то она его начинает переполнять, и он начинает ее тратить на греховные вещи. Или она «выходит боком» в телосложении, когда тело приобретает некрасивую форму.

Растительная пища проста, легка для желудка и тела. Но, надо сказать, очень многие люди, начинающие поститься, бездумно берут календарь и смотрят, что есть, что не есть, и часто заболевают: бездумное отношение к посту, особенно в смысле еды, тоже приводит к побочным эффектам. Здесь надо быть осторожным. Пост – очень индивидуальный подвиг. Есть вегетарианцы, которые спокойно обходятся без мяса, и не только без мяса, но и без яиц, без молочного. Люди разные. У нас разное тело, мы по-разному воспринимаем все, что нам дает природа, наше тело по-разному реагирует, поэтому очень важно знать себя, что для тебя лишнее, а что полезное. Время поста – это время, когда я как раз это узнаю и чувствую. Особенно нужно оттачивать это чувство и совесть.

Совесть особенно подсказывает, что я делаю правильно, что неправильно: в пост обостряются умственная деятельность, душевное состояние, духовное делание. В этом обострении очень важно запомнить состояния, в которых ты был, как и о чем думал – о своей жизни, о том, что в ней неправильно. Один из непременных атрибутов поста – возможность задуматься о своей жизни.

Много вопросов, как поститься в семье, где есть маленькие дети или больной человек. Как содержать гастрономическую часть поста? Конечно, здесь опять на помощь приходят советы мудрых священнослужителей, что пост – индивидуальное делание. Нельзя заставить поститься. Это должен быть выбор человека. Может ли ребенок сделать этот выбор? Здесь мудрость и рассудительность родителей играют очень важную роль. Нужно, чтобы ребенок понял, что такое пост, и понял это правильно, чтобы пост не стал для него тягостью, после которой он с ужасом будет вспоминать дни поста как одни ограничения, что-то неприятное. Родители объяснят ребенку, в чем красота поста, как хорошо быть с Богом и что для этого надо сделать. И, конечно, покажут это своим примером.

Я знаю много семей, где многодетные папы работают, заняты и не имеют возможности много времени уделять детям. В дни поста они особенно пытаются быть с семьей. Хорошее времяпрепровождение – это, конечно, совместное чтение душеполезных книг. Но, к сожалению, это не очень распространено. А ведь это одна из самых главных вещей – общение в семье. Пусть это пассивное общение, когда мы просто читаем какую-то книгу, но ведь после этого хочется поговорить, обсудить ее. Здесь уже происходит важное общение в семье, которое наполняет каждого, прокладывает мостики между детьми и родителями, между поколениями.

У меня в жизни такое было. Я из церковной семьи, семьи священнослужителей, и с большой радостью вспоминаю, как бабушка рассаживала нас в большой комнате – своих детей и внуков – и читала душеполезные книги. Я не помню, что она читала, но помню это удивительное состояние, когда все, усевшись удобно, слушают голос бабушки. Прошло уже около 40 лет, но я помню эту особенную атмосферу. Это был самый главный воспитательный момент в моей жизни – это радость, тишина, спокойствие, семейственность, тогда я почувствовал, что это такое, а если бы мне просто говорили, что «семья – это хорошо», вряд ли я бы это запомнил и пронес через всю жизнь. Так что пост для семьи тоже особенное время.

Действительно. Летом у детей появляется возможность много времени проводить на улице, с друзьями. Наверное, здесь тоже нужен особый подход – если дома совершается какое-то правило, может быть, детям давать какую-то посильную молитву, а не ту, что совершают взрослые? Как здесь быть?

– Сейчас у нас такие дети и такие проблемы… Если мы поговорим с родителями, то узнаем, что дети не идут на улицу – они сидят дома перед компьютерами, с гаджетами, они малоподвижны. Попробуй предложи ребенку сходить в поход! Если раньше все кричали: «Ух ты, как интересно, я первый, что сделать, чтобы пойти в поход?», сейчас скажут: «Да что вы, какой поход, зачем это надо?». А если еще скажешь, что в походе не будет никаких телефонов, гаджетов, интернета, то получишь от ребенка стопроцентный отказ.

Задача родителей сейчас, наоборот, в том, чтобы ребенок двигался. Для развития тела очень важно, чтобы было движение, чтобы ребенок дышал свежим воздухом. Это надо поощрять. Лето – чтобы ребенок был на природе, поэтому поездка ребенка к бабушке в село – очень позитивный момент. Другой момент, что бабушки, может быть, балуют, не контро-лируют ребенка, и он может разному научиться на улице. Но то, что ребенок находится на улице, играет, двигается, – это прекрасно. Это должно быть всегда, не только в пост.

Что касается поста – действительно, в пост должны быть особенные совместные семейные традиции. Если нет традиции совместной молитвы, то стоит ее учредить именно в ближайший пост, поговорив с ребенком. И вместе помолиться.

Вместе сделать что-то – это прекрасно. Когда мы вместе делаем что-то хорошее (самое банальное – убираем в квартире, готовим подарки), то во время совместного труда общаемся. Для ребенка это основа воспитания, а для мамы и папы – труд. Очень легко оставить ребенка, чтобы он рос сам. В пост родителям надо обязательно приложить усилия к созиданию семейственности: это будет важнее, чем ограничение себя в еде – за этим идет наше внутреннее делание.

Оказывается, родители не знают, что делать с ребенком, как быть интересным. Кто из родителей делает такой детский праздник, чтобы всем было интересно – чтобы дети не просто пошли и банально поели, вызвали клоуна, а чтобы всем детям было интересно, чтобы было подвижно, хорошо, ярко, но в то же время в рамках? Чтобы после праздника дети запомнили, как приятно им было общаться, а не как они вместе сидели перед компьютером и прошли определенный уровень игры или побыли в кафе и пообщались с клоуном? Не умеют этого родители. В пост стоит это сделать – напрячь себя, чтобы вложить в стену семьи кирпичики. Это должны сделать все члены семьи. Обратите на это внимание.

Конечно, семья – это часть социума. Мы уже поговорили, что нужно человеку, чтобы самому сосредоточиться в пост. Но в то же время в пост люди должны увидеть, что у человека пост. Каким же образом? Не по тому, конечно, что он ходит весь в черном и никому не улыбается, думает только о серьезном и со сдвинутыми бровями. Наоборот, как говорит Иисус Христос, «когда постишься, помажь главу свою елеем, будь чистым, покажись радостным людям». Это очень важно. Общайся. Люди должны увидеть, что с человеком произошли какие-то перемены. Почему? Он освободился от плотского – меньше ест, больше двигается, стал радостен, стал больше улыбаться, занялся наконец-то спортом, много гуляет перед сном, дышит свежим воздухом. А сам в это время молится, напевает церковные песнопения. Он чаще посещает храм. От этого его жизнь становится гармоничнее. А если она гармоничнее, значит, она радостна, хороша. Получается, что пост – прекрасное время, которого мы ждем, чтобы стать самими собой, чтобы обрести Бога и быть с Богом, жить с Ним, чувствовать, как это – быть с Богом.

Феофан Затворник сказал, как мы можем проверить, насколько пост пошел нам на пользу. Если после поста я хочу делать то, что делал во время него, например, ограничивая себя в еде или в пожеланиях своего тела, значит, пост прошел для меня правильно. Это не значит, что в день окончания поста у меня все в жизни изменилось. Наоборот, как я шел в посту ровно, так дальше и иду. Это значит, что пост пошел мне на пользу. Напротив, если я жду не дождусь окончания поста, чтобы натворить что-то или съесть, значит, что-то в моем посту было неправильно.

Вопрос телезрительницы Ангелины: – Мне 11 лет. Моя мама не постится, но я очень хочу. Она для меня старается и готовит. Как мне быть, если я хочу поститься, но при этом не хочу обидеть маму?

– Прекрасный вопрос, Ангелина! Не вы одна такая, очень много в наших семьях таких вопросов, когда кто-то из семьи постится, кто-то нет. Я бы сказал, что пост – это и время взаимопонимания. Мы уже говорили, как важно наладить контакт. Перед постом очень важно найти взаимопонимание между членами семьи. Тот, кто постится, должен поговорить, показать, что он личность, что этот пост для него важен. Он должен взять совет, разрешение или даже попросить помощи у тех близких, кто не постится, чтобы они поддержали его. Это очень важно – наладить такой контакт.

Да, у нас много разных немощей, но одни мы никогда с ними не сможем справиться. Мы просим Бога, чтобы Он нам помог. Но помимо этого мы еще просим ближних, тех, кто рядом с нами. Когда мы просим молитв и помощи, чтобы справиться с какой-то зависимостью или немощью, это идет только на пользу, когда обращаемся за помощью к близким, только человек с очень черствым сердцем не поможет. Это даже очень хорошая провокация: мы о чем-то договариваемся со своими домочадцами и в пост стараемся держаться своих договоренностей, уважая принципы и мировоззрение друг друга, направления нашей жизни.

Поэтому совет, как говорить, не может быть одинаковым для всех. Каждый проговаривает это и находит подход по-своему. Но самое важное – найти контакт с ближними, даже с теми, кто нас не понимает. Очень часто в семьях есть воинственные атеисты, которые в штыки принимают все, что ты делаешь церковного. «Как ты можешь ходить на Причастие, ты молишься, ты не улыбаешься, все у тебя в жизни не так, хватит уже всего этого с Богом и Церковью», – такое часто могут слышать те, у кого в семье есть неверующие люди. Здесь нужно самому быть мудрым и рассудительным, пообщаться с домочадцами и найти золотую середину, где все будут друг другу помогать, уступать.

Время беседы подходит к завершению...

– Мы подошли к самому важному – Святая Церковь рекомендует обязательное Причащение в пост. Если человек с Богом, если он старается, то ради чего? Конечно, чтобы быть с Богом: чтобы Бог был в нем и он был в Боге. Это происходит через таинство. Конечно, в пост очень правильно регулярно очищать свою душу таинством Исповеди и причащаться, наполнять свое тело, естество Божеством через таинство Причащения. Повторю слова Феофана Затворника: почувствовать это и перенести это состояние на непостное время – чтобы постная динамика, спокойствие и сосредоточенность, принятие таинств перешли в непостное время, когда я понимаю, что мне нужно где-то ограничивать, останавливать себя. Человеку легче жить духовной жизнью, когда он периодически ставит вехи в этой духовной жизни и оглядывается, что же происходит вокруг. Таинства Исповеди и Причащения являются такими вехами. Если эта веха – раз в год, то о чем можно говорить? Весь год человек непонятно чем занимается, потом приходит каяться… Конечно, это нужно делать чаще. К этому же призывают и Святейший Патриарх, и архиереи, и священнослужители.

Жизнь во Христе должна быть жизнью, а не периодами. А жизнь – значит, что? Основной цикл нашей жизни – неделя, работа, потом выходные. Неделя была циклом творения земли и всей Вселенной. Важно, чтобы недельный цикл не прерывался, чтобы в неделю мы подходили к таинствам, оглядывались на свою жизнь. Понятно, что вопрошание совести у нас должно быть каждый вечер. Это вопрошание есть даже в вечерних молитвах, когда мы вспоминаем все свои грехи. Но очень часто бывает так: мы помолились вечерними молитвами, легли спать. Не секрет, что многие засыпают в наушниках, смотря какой-то фильм, или еще как-то. Происходит подмена. Вместо спокойствия, вместо того, чтобы погрузиться в сон в спокойствии и осознанности, мы крадем у себя эту осознанность, погружаемся в виртуальный мир. Это неправильно.

Очень важна осознанность, понимание того, что происходит, моменты обдумывания и анализа своей жизни. Это должно быть каждый день, особенно в пост. И тогда изо дня в день мы, работая над собой, будем исправляться, становиться лучше, легче, ближе к Богу, радостнее. Но бывает, когда человек этого не делает, ограничиваясь лишь количеством или качеством пищи, и думает, что постится. На самом деле, пост без внутреннего движения, без того, чтобы ощутить Бога, не пост. Пост без Бога – это или диета, или какой-то самоанализ, личностный психологический рост. Везде должен быть Бог. И когда я ем, и когда общаюсь.

Один из мудрых людей, Владыка Антоний Сурожский, сказал, что очень легко определить, делаю я хорошее дело или плохое. Если я могу остановиться и поблагодарить Бога за все то, что происходит, значит, я делаю доброе дело. Если я не могу поблагодарить Бога, значит, происходит что-то не то.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс