Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (919) → Диакон Михаил Кудрявцев: «Хоругви ярко блестели на солнце, с церквей несся красный звон...»

Диакон Михаил Кудрявцев: «Хоругви ярко блестели на солнце, с церквей несся красный звон...»

№22 (919) / 13 июня ‘17

Церковный календарь

Будущий священномученик Петр Васильевич Беляев родился в 1874 г. Окончив Владимирскую духовную семинарию, он был в 1895 г. назначен псаломщиком в храм Успения Пресвятой Богородицы в с. Карачарове Владимирского уезда, а в 1897г. рукоположен во священника.

В 1904 г. отец Петр служил в Казанском храме Казанской женской общины в Каслинском заводе Екатеринбургского уезда Пермской губернии, а в августе 1905 г. был перемещен в Успенскую церковь в Каслинском заводе. Среди прихожан он вскоре стал известен как труженик, который с терпением и любовью несет пастырский крест. В сентябре 1905 г. отца Петра назначили заведующим Каслинским приютом для башкирских детей. Приют открыли в 1891 г., но в 1901-м за неимением учеников он закрыт. В 1904 г. по инициативе епископа Екатеринбургского и Ирбитского Владимира приют вновь открыли. Отцу Петру удалось добиться некоторых успехов, и в 1907 г. он был награжден «за успехи по церковно-школьному делу». Одновременно отец Петр преподавал Закон Божий в церковно-приходской женской школе.

В Великую Среду 1 мая 1918г. большевики устроили в Каслинском заводе атеистический митинг. Множество ораторов в своих речах яростно нападали на Православную Церковь и ее священнослужителей и с бранью поносили их. В ответ не поднялось ни одного голоса в защиту Матери Церкви.

Спустя несколько дней после митинга, на второй день Пасхи, 6 мая, состоялся традиционный крестный ход из всех каслинских церквей к часовне Святого Великомученика Георгия Победоносца. Народ шел «сплошной волной. Храмы, несмотря на свою большую вместимость, едва вмещали молящихся. По окончании Литургии крестный ход с прибывшими крестными ходами из других церквей двинулся к часовне... Лес хоругвей, блестящих на солнце, духовенство в светлых облачениях и многотысячная, молитвенно настроенная масса народа... Глядя на многотысячную массу, становилось радостно на душе: народ не забыл Бога и Церковь и праздновал... праздник праздников. Несмотря на холодную погоду, крестный ход собрал не менее пяти тысяч народа».

Но эта приверженность вере и Церкви, к сожалению, оказалась лишь внешней, и, когда вновь ожесточились гонения, никто из 5 000 не вступился за своего пастыря, прослужившего немало лет в Каслинском заводе.

3 июня 1918 г. отец Петр отслужил Литургию и, совершив в храме отпевание почившего прихожанина, проводил погребальную процессию до кладбища. В это время из разных мест стали раздаваться звуки перестрелки между красными и отрядом местного народного ополчения. Вскоре после возвращения с кладбища священника арестовали. Прощаясь с родными и уже догадываясь об уготованной ему Богом мученической кончине, он был спокоен: Господь укреплял мученика Своей благодатью. Отдавая последние распоряжения, он попросил родных передать всем, кому он вольно или невольно принес огорчение, чтобы простили его. Отец Петр был расстрелян почти сразу же после ареста, в ночь на 4 июня в штабе красногвардейцев в Каслинском заводе.

Большевистские власти скрыли от пришедшей наутро супруги священника судьбу мужа, заявив, что его увезли в Екатеринбург. Тело замученного пастыря было найдено через несколько дней после освобождения Каслей от большевиков.

7 июля в Каслинском заводе состоялось отпевание и погребение убитых большевиками. Вместе с отцом Петром отпевали священномучеников протоиерея Александра Миропольского, иерея Петра Смородинцева и 27 убиенных мирян. Накануне вечером в Успенском храме, где служил отец Петр, была совершена заупокойная всенощная, а наутро – Литургия.

Современник так описывал эти события: «Народу собралось много, каждый хотел проститься с почившими. Духовенство облачилось в белые облачения, народ поднял иконы и хоругви и с пением «Волною морскою» двинулись ко гробам. Ясный солнечный день благоприятствовал процессии, хоругви ярко блестели на солнце, с церквей несся красный звон... На каждом проулке процессия встречала и принимала новых богомольцев… Около церкви процессия была встречена большой толпой народа. Гробы мирян были поставлены в ограде на приготовленные помосты, а гробы священников были внесены в церковь и поставлены рядом с гробом отца Петра Беляева ...Церковь была переполнена народом, и продолжительное отпевание было совершено под несмолкаемые рыдания молящихся...».

Братья и сестры, и до сих пор остается загадкой, почему эти многочисленные верующие люди, что сперва шли Пасхальным крестным ходом, а потом – в похоронной процессии, не смогли заступиться ни за отца Петра, ни за разрушенные впоследствии храмы, ни за многих верующих, пострадавших от рук cоветской власти. Неужели у всех вера была такой поверхностной?

Священномучениче Петре, моли Бога о нас!

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс