Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (918) → Протоиерей Андрей Канев: Церковь учит, что страсти – это не просто хаос

Протоиерей Андрей Канев: Церковь учит, что страсти – это не просто хаос

№21 (918) / 6 июня ‘17

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) 2016 – №20 (917) 2017

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Почему-то, говоря, что Православие должно быть разное – веселое, беззаботное, мы забываем, что это не признаки узкого пути. Так вот, описания мытарств: чтобы понять, что нам хотели передать, какой смысл в этом для меня конкретно? Для нас с вами – какой смысл? Говорится, что это лукавые обвинители, прокуроры, свидетели наших грехов. Не надо думать, что «если я грешил и никого нет, никто не заметил», или «среди незнакомых я согрешил – и никто не заметил»: кому надо, все заметили – и ангельский мир, и Господь, всеведущий Господин, все прекрасно видят. Но самое главное – мы должны помнить: бесы ищут это родство.

Есть очень глубокая тема рассуждения по этому поводу. В Евангелии как Господь говорит? «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». Само Евангелие, острие Евангелия, меч Евангельский – в том, что наша задача учиться быть похожим на Христа, чтобы у нас родство с Ним было. Представляете? Не с папой-мамой, а со Христом – по качествам. Ступенька заповедей блаженства ведь – тоже определенные ступеньки мытарств, грубо говоря, когда на каждом этапе с тобой что-то должно происходить, а ты должен идти, ползти, скрестись на эти ступеньки. Даже одно освоишь – уже будешь в чем-то сроднен Христу, а не когда ты формально крестился и потом из Церкви пропал, с поросятами разбираешь качество желудей. Тут речь идет о том, что родство должно быть с кем-то родственным, и вот бесы ищут это родство.

– Для определения такого родства душ человеческих себе, для их испытания и стяжания бесы установили в воздушном пространстве отдельные судилища и стражи. Причем расположили их, уточняет святитель Игнатий, в замечательном порядке. Порядок этот он описывает так: «По слоям поднебесной, от земли до самого Неба, стоят сторожевые полки падших духов. Каждое отделение заведует особенным видом греха и истязает в нем душу, когда душа достигнет этого отделения». Святитель Игнатий, открывая нам эту картину мытарств и указывая на существующие там правила и порядки, как бы свидетельствует – в поднебесном пространстве хаоса нет. Оказывается, там все выверено и организовано: в пока неведомом нам мире существует порядок, который святитель почему-то называет замечательным, и этого порядка в поднебесной придерживаются все – у Бога вообще беспорядка быть не может, тем более его быть не может в такой ответственейший момент, когда решается вечная участь человека. Если бесам не возбраняется мытарить душу несчастного грешника, то делать они это могут не где и как хотят, а лишь в тех местах и тех пределах, которые не запретил Господь. То, что отец Игнатий, описывая этот порядок, употребляет слово «замечательный», вовсе не означает, что он хвалит или одобряет эту систему истязаний.

Протоиерей Андрей Канев: – Понятно, что «замечательно» – это в плане обращения внимания. Когда мины находят, на минном поле пишут «Внимание!» – значит, «заметь: если ты будешь идти как обычно, ты можешь погибнуть». И, мы предполагаем, святой Игнатий употребил это слово, чтобы мы обратили внимание: эти суд и мытарства не такие и не состоят из какого-то хаоса – кто-то на тебя напал, никакого порядка нет. А именно в том смысле, что порядок – замечательный. Нам нужно обратить на это внимание, если брать противоположность тому самому Суду уже загробному нашу современную жизнь, да и вообще просто жизнь человека.

Очень часто приходят люди и говорят: «Я не могу понять грехи». Т.е. ум не привык замечать эти самые грехи, для него это не замечательно, он живет как попало, как привык, как сложилась жизнь. И он в своей жизни не может отметить, заметить, понять, отследить, выделить вот эти самые проявления страстей. И Церковь учит, что страсти – это не просто хаос, а определяет, чем ты нагрешил: оказывается, есть чревоугодие и гордость, есть блуд, печаль и т.д. Т.е. страсти разные, проявления этих страстей разные.

Значит, получается, эта самая таможня – мытарства – тоже не хаос какой-то. Они спрашивают что-то свое: опять же, Предание Церкви нам говорит, что разные падшие духи отвечают за какую-то отдельную страсть и нападают по-разному на человека. А раз так, раз страсти разные, значит, есть тоже разные точки спасения. Поэтому «замечательно» – не в плане восхищения, а ради обращения внимания, что все находится в законном порядке, который можно проецировать на свою жизнь и посмотреть: нет ли во мне чего-то тайного или явного, что сроднит меня с тем или иным проявлением страсти? На какой таможне я смогу «зацепиться»?

Еще порядок предполагает, что откупиться нельзя. Мы знаем, что на таможне в те времена можно было и подкупить таможенников. А здесь нечем подкупить: замечательный тут порядок, которому можно еще и поучиться, вот этой соподчиненности, этой ревности достигнуть свою цель. Это таможня, которую нельзя пройти, весело смеясь и подкупив всех таможенников.

– Да, у Бога нет хаоса. У него Божественный миропорядок, в котором все подчинено Его законам. И что бы мы об этом порядке ни думали или фантазировали, он от этого не изменится. Потому нам лучше отказаться от своих представлений о духовной жизни и узнать о ней от тех, кому это было открыто Богом – от его святых угодников. И святитель Игнатий был одним из таких избранников.

Говоря о воздушных мытарствах, святитель Игнатий поясняет, откуда взялось это понятие и почему злобных духов, служащих на этих воздушных стражах, отцы в писаниях называют «мытарями». Здесь святитель отсылает нас к реальным историческим событиям, происходившим во времена Христа в первые века христианской Церкви. Тогда «мытарем» называли сборщика государственных повинностей, т.е. сборщиков налогов. «Они выполняли свою работу – уточняет святитель – в простоте древних обычаев». Что это значит? Мытари не перед кем особо не отчитывались, должностных инструкций не имели и были нацелены лишь на результат, потому действовали самочинно и самыми разными способами.

Об этом и говорит святитель Игнатий: что мытари позволяли себе все средства насилия, разного рода ухищрения, придирки, бесчисленные злоупотребления и бесчеловечное грабительство. Обычно они располагались в таких местах, чтобы никто не мог пройти мимо них – при городских воротах, на рынках и так далее. Их поведение приводило население в ужас, и потому слово «мытарь» стало означать человека без чувств и правил, способного ко всякому злодеянию, т.е. человека отверженного. (Продолжение в следующем номере)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс