Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (916) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Познание Бога для человека – это очень естественная вещь

Протоиерей Димитрий Смирнов: Познание Бога для человека – это очень естественная вещь

№19 (916) / 24 мая ‘17

Беседы с батюшкой

Добрый вечер, дорогие телезрители, братья и сестры! Христос Воскресе!

– Воистину Воскресе!

Вот уже прошла неделя по Пасхе, сегодня мы вспоминаем апостола Фому. И первый вопрос как раз связан с сомнениями человека в вере, с недоверием человека на некотором этапе его жизни Богу. Почему неверие вменяется человеку во грех? Может быть, человек просто не дозрел до веры?

– Такой вопрос говорит вот о чем. Можно говорить о вере как о незрелости. Например, когда младенец смотрит на маму, он видит ее вверх ногами, потому что он не дозрел. И он не понимает, кто перед ним, – это тоже незрелость. В этом же положении и люди в отношениях с Богом. Например, «обычный советский человек» вообще не знает, что такое грех.

Хотя это слово произносят часто.

– Произносят. Но у нас многие произносят «спасибо» – и не задумываются, что это молитва. Что тут такого особенного? И другие вещи произносят, совершенно не думая. А грех – это то, что отделяет человека от Бога. А что отделяет человека от Бога? Недостаток веры. Поэтому полное неверие – это полный грех, недостаточность веры – это грех меньший, но такой же грех. Грех – это состояние души, которая не может воспринимать Бога. Такая душа – слепоглухонемая. Ведь есть же технологии для слепоглухонемых. В Сергиевом Посаде даже есть специальное учреждение для таких деток, где с ними занимаются, учат их и дают им возможность жить среди людей (там специальные технологии, разработанные, кстати, у нас в Отечестве). И они постепенно, не полностью, но врастают в обычную жизнь обычных людей.

Большинство людей воспринимают грех, выражаясь по-латыни, вульгарно. То есть грех – это какой-то проступок. Например, плюнуть на асфальт – такой проступок – грех. Но грех не сам этот поступок, а то, что человек невоспитан и землю, которую Господь дал человеку, чтобы превратить ее в рай, превращает в отхожее место. Грех в том, что он не благоговеет перед землей, которую дал Бог и создал ее чистой и прекрасной. Грех не сам этот проступок, а следствие состояния души, попавшей в такую ситуацию, когда она совершает подобные поступки.

То есть способность человека совершить нечто противное Богу – это грех.

– Да. Не только способность, а и желание это совершить, и равнодушие, и нечувствие, что то, что ты делаешь (плюешь на асфальт), – это гадость. Человек не понимает этого, в этом смысле он как животное. Но человек же не животное! Раз он докатился до животного состояния, он теряет свое человеческое достоинство. И вот утрата человеческого достоинства есть грех (в той или иной форме, в том или ином количестве).

Нередко люди говорят: «Нас не научили, мы родились в советском пространстве, у нас была советская школа...»

– Дело в том, что никого из людей не учили есть, но все едят. Никого не учили освобождать свой кишечник, а если учили, то немногих (судя по состоянию санузлов на нашей бедной Родине, этому мало кого учили). Такого нет нигде, во всяком случае, где я был, ни в одной стране мира нет такой загаженности. Пользоваться, пардон, сортиром – этому надо учить, а сам процесс дефекации идет самостоятельно.

Так же и познание Бога для человека – это очень естественная вещь: каждый человек с детства обязательно этим вопросом задается. Сейчас вообще доступны все книги на всех языках, нет никаких проблем достать любую книгу и начать читать. Или вопросить в интернете, с чего начать. Ответят.

Нередко люди говорят: читаю, но не разумею.

– Есть же книги очень простые. Можно взять книгу для детей 5-ти лет. Есть у тебя разу-мение на 5 лет? Тебе с картинками или так? А хочешь – в виде писем? Тоже есть, пожалуйста. Просто человеку это неинтересно – ему легче быть котом или носорогом, чем человеком. И он совершенно не стремится к возвышенной жизни. Возвышенной – имею в виду по отношению к Небу. И вот это состояние души человека есть грех.

Равнодушие к своему Творцу.

– Творец – слово тоже непонятное современному человеку. Поэтому Господь и избрал слово «Отец» – Тот, Кто нас создал, родил, дал землю. Мы же на этой земле ничего не сделали – ни атмосферу, ни моря, в которых любим купаться, ни реки (где уже почти не осталось, но все-таки какая-то рыба есть), ни леса и так далее. Что мы можем? Мы можем засорять реки топляком, можем поголовно уничтожать прекрасных животных, просто варварски, так, чтобы ни одного не осталось. Мы можем загаживать небо, самих себя.

Я сегодня говорил с одним человеком, и он мне рассказал, что вчера был в Ярославской области. Я его спрашиваю: «И как впечатления?». Он говорит: «Удручающее состояние». Я не стал спрашивать, в каких местах он был. Понятно, что есть разные места, но там, где он был, это очень удручает. Это же все люди сделали. Не медведи же пришли из леса и привели города, деревни, дороги, поля, леса в удручающее состояние. Это грех, потому что продукт человеческой деятельности.

Вопрос: «Христос сказал, что в мире скорбны будете. Апостол говорит, чтобы мы всегда радовались. А как сочетаются скорбь и радость?».

– Трудно сочетаются. Но если радость о Боге в Духе Святом велика в сердце человека, то удручение преодолевается.

То есть если человек сумеет возрадоваться о Боге?

– Да. Поэтому люди, не знающие Бога, все время находятся в удручении: одни от безработицы, другие – от состояния дорог, третьи – от загаженности и заплеванности, четвертые – от хамства собственных детей и всех окружающих, которое клубится над нами. Но если человек знает Пасху, знает Христа и Его заповеди, если он знает молитву, он может выжить в этой ситуации и внутри себя это насилие зла над душой победить. Тот же Христос сказал: «Мужайтесь, Я победил мир». Но для этого Христос должен в сердце человека победить.

И тогда печаль ваша в радость будет.

– Совершенно верно, именно; в этом мире все равно есть на что смотреть. Вот сегодня я был на празднике воскресной школы. На что смотреть? На детей. Там было много детей 5-ти лет и младше, они еще не ходят в воскресную школу: она с 7-ми лет. Очень интересно смотреть на этих маленьких, совершенно чистых человечков. Девочка-инвалид пела две песни военного периода, пела замечательно, со всей душой. Тоже есть на что посмотреть. Потом, труд деток, которые постарше (от 7 лет и выше): как они составили хор (их было человек 25–30). С ними занимаются взрослые люди – правда, редко: они могут проводить только одну репетицию в неделю. Но все-таки это состоялось. Мальчонка с замечательным именем Филарет сыграл на фортепиано, а потом на скрипке. Конечно, по-детски (мальчонка очень еще маленький на вид – по-моему, не учится в школе), но все-таки уже играет на скрипочке. Потом дети пропели и гимн России, и другие песни. И когда смотришь на это все, как-то отодвигается от тебя мрачный смог нашей обычной жизни.

Вопрос телезрителя: – У меня, извините, чисто житейский вопрос. Мне стало известно, что мои знакомые (можно сказать, соседи) пользуются водой, поливая свой участок, без счетчика. Как мне поступить? Вообще, как должен поступать православный христианин? То ли сообщить кому следует, то ли сказать им об этом? Но они могут и не понять и принять ответные меры ко мне. Или промолчать? Но тогда я буду как бы соучастником. Как должен поступать истинный православный христианин?

– Очень просто, вообще элементарно. Достаточно посмотреть в течение 20-ти секунд человеку в лицо – и вы сразу поймете, какая будет реакция у этого человека. А потом, есть у нас такой замечательный инструмент, именуется совесть. Если вы по каждому житейскому вопросу спросите извинения, спросите у меня – это вообще-то не путь настоящего мужчины. Настоящий мужчина сам принимает решения на основании своего воспитания, собственной совести, своей храбрости. Настоящий мужчина может просчитать последствия, взвесить: а что мне за это будет, а готов ли я к этому? И так далее, вплоть до того, что (извините, я так по-житейски говорю) можно даже с женой посоветоваться. Вот и все. Зачем так далеко к нам в Андреевский монастырь звонить? Это очень как-то наивно, несолидно.

Хочется поступить не просто правильно, а по-христиански.

– К нам на передачу звонят только христиане, иногда других конфессий, но христиане: то, что мы тут говорим, другим людям вообще неинтересно. Поэтому ясно, что человек христианин. Он что, не знает, как должен поступать христианин? Я, что ли, буду его сейчас учить? Это смешно.

Он знает, но есть сомнения. Хочет утвердиться.

– Тогда можно конкретнее: поступайте по Евангелию. Можно еще умнее сказать: давайте кесарю кесарево, а Богу Божье. Сильно я сказал? Сильно, потому что не я придумал.

Вопрос телезрителя из Пятигорска: – У меня два вопроса. Нашему ребенку полтора года, и супруга решила изменить имя, хотя его уже покрестили с именем Роман. Но она решила переименовать почему-то. Как мне к этому относиться?

– Этот вопрос вообще решает отец: семья – домашняя Церковь, глава этой домашней Церкви муж, а жена во всем ему помощник, то есть диакон. Я представляю, что ко мне пришел один из моих четырех диаконов и сказал: «Так, отец Димитрий, расписание теперь будет такое... А вот этого новенького священника, который к нам пришел, мы сейчас переименуем, а то никак не могу имя его запомнить». И что бы это было?

Телезритель: – Ну да...

– Поэтому либо вы отец семейства, либо...

Телезритель: – Ясно, спасибо. И второй вопрос: расскажите, пожалуйста, о святом Митрофане Воронежском. Я плохо знаю о нем.

– А у вас есть айфон?

Телезритель: – Есть, конечно.

– Там есть опция, как войти в Википедию. Наберите: Митрофан, епископ Воронежский, – и будет краткое житие. Замечательный святой XVIII века, сподвижник царя Петра, помогал ему строить первый русский флот, даже помогал своими деньгами. И когда Владыка Митрофан отошел ко Господу, Петр I даже нес на своих плечах его гроб – совершенно невиданная ситуация, он и плакал о нем. Так что очень интересная его жизнь, я вам советую почитать. И вообще пользуйтесь Википедией.

Вопрос: «Не получается молиться в храме: все время какое-то движение людей, шумы – все отвлекает. Закрываю глаза, а мимо кто-нибудь пробирается, под ногами снуют дети, бабушки разговаривают. И вместо молитвы я борюсь то с раздражением, то с осуждением, то с неприязнью. Понимаю, причина в моем внутреннем состоянии. Но что делать?

– Вот так и продолжать бороться. Что же тут не ясно? Но можно давать себе всяческие облегчения, устраивать короткие каникулы дня на 4. Вот сейчас будут майские праздники, можно поехать в какой-нибудь монастырь. Опять же, посмотреть в интернете, где бывает мало паломников, чтобы это было довольно далеко от городского шума. И туда поехать на 5 дней, помолиться в тишине, чтобы в храме были только те, кто пришли на клирос. И наслаждаться молитвой.

Некоторые говорят: «Я так люблю наш храм, так замечательно поют, но даже хор порой бывает сложно услышать за этим гулом».

– Бывает и так. Вообще, в нашей жизни все бывает. Если хочешь жить в центре, придется слышать гул машин с разных трасс: первое кольцо, второе кольцо, третье кольцо. Что тут сделаешь?

Хочется, чтобы и в центре, и тихо, и свежий воздух.

– Как я неоднократно говорил, мне хочется быть китайским императором. Но пока не получается.

Не зовут?

– Так и не зовут. Я все намекаю, но никак...

Вопрос: «Как преодолеть страх, который появляется, когда оказываешься в одном помещении с некоторыми людьми? Страх обусловлен всякими террористическими актами».

– Террор для того и существует, чтобы внушать страх. Но если человек свою жизнь строит на Боге, то он должен всегда помнить, что с нами крестная сила.

Но это опять вопрос веры, с которого мы начали.

– А все упирается в веру. Человек, достигший в своем христианском шествии смирения, вообще живет среди ангелов: ему каждый человек видится ангелом, он просто в раю. Везде идет ядерная война или сражаются какие-то политические деятели за табуретку, на которой будет написано «президент», а у тебя в душе тишина, покой, мир. Если ты не в лесу, то идешь в зоопарк и слушаешь, как птички поют. Как хорошо!

Хочется такого состояния достичь.

– Хочется, так кто ж мешает-то? Пожалуйста.

Люди мешают. Вот, видите, в храме мешают молиться, дома мешают заниматься своим любимым делом.

– Взять и поехать в Новгородскую область – там целые деревни стоят пустые. Взять с собой рулон полиэтилена, потому что окна, конечно, выбиты: наши советские мальчики не могут мимо окна пройти, не запустив туда камень (я не знаю, как американские или филиппинские, но наши точно). Поэтому кнопочками прикрепить полиэтилен, закрыть окошечко, чтоб не дуло, и живешь в тишине. Если мишка косолапый не придет, не побеспокоит, то вообще все нормально.

Вопрос телезрителя: – Христос Воскресе! Интересует такой вопрос. Меня радует мирская жизнь, когда в зоопарке птички поют, как Вы сказали, – это достойно христианина или нет?

– В смысле, в зоопарке птичек послушать? Достойно вполне.

Телезритель: – Нет, мне вообще все нравится: дышать горным воздухом, кататься на лыжах, смотреть на природу...

– Горным мне тоже нравится.

Телезритель: – Так вот я и говорю: простительно ли так жить?

– А почему нет? Что тут плохого?

Телезритель: – Так мы должны как бы отрешаться от всего земного, уходить в затвор и так далее. То есть мы отрицаем все земное...

– Может быть, вы отрицаете, а мы нет.

Телезритель: – Я тоже думаю, почему-то мне нравится эта жизнь, хотя я как бы тоже стремлюсь к горнему.

– А потому что эта жизнь создана Богом. Почему же она может не нравиться? Это все красота! Есть такое место у нас на земле, называется Святая Гора. Там 20 монастырей, в них живут монахи – сербские, болгарские, русские, украинские, румынские, греческие...

Телезритель: – Но монахи не видят столько радостей в жизни, как обычный мирской человек.

– Почему? Они видят гораздо больше всяких радостей, и живут в таком месте, просто самом красивом на свете; там и птички есть, и даже кабанчики приходят, и они их кормят.

Телезритель: – То есть если жизнь нравится человеку, это не тормоз для восхождения к горнему? Вы лично как-то один раз, в одной из передач, тоже сказали, что не прочь бы пожить некоторое время...

– Я не прочь, конечно; у меня такие послушания, которые мне дают такую возможность только на 3–4 дня в течение года, и я с радостью этим пользуюсь. У каждого жизнь немножко по-своему скроена, опять же по воле Божией. А так, если человек смолоду подвизается и достиг определенного состояния близости к Богу (и такое в древности встречалось), то даже на окно своей кельи человек вешал икону, чтобы видеть не тварный мир, а только мир Божественный, что изображен на иконах.

Телезритель: – Так я же и говорю, надо стремиться к Божественному миру, а мне нравится...

– Обождите: что позволено Юпитеру, то не позволено быку. Понимаете, взрослый монах может вполне есть хлеб и запивать ключевой водой. Но если вы будете трехлетнего ребенка кормить водой и сухим хлебом, то будете аккуратно садистом и зверюгой и будете перед Богом отвечать за погубление младенца. Всему же свое время!

Телезритель: – Так вот, если я хочу пожить и получить радости от мирской жизни, это не грех?

– Отнюдь нет.

Телезритель: – Спасибо, я очень рад. Поеду кататься на лыжах в среду.

– На здоровье. Только не сломайте себе шею, умоляю. Я однажды чуть не сломал, с полной ответственностью говорю.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс